Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в сложноподчиненном предложении более двух придаточных частей, то подчинение в тем может быть либо последовательным, либо однородным. Отразить характер подчинения с помощью обычной горизонтальной схемы можно только при условии использования стрелок, так что в случаях, когда требуется большая наглядность, обычно используют вертикальную схему. Однако без необходимости используется и обычная горизонтальная схема.

Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

[…],

↓что?

(что …)

↓какой?

(который …).

“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

[…],

↓когда? ↓зачем?

(когда …), (чтобы …).

“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

[…],

↓чему? ↓чему? ↓чему?

(что …), (что …), (что …).

Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Схема сложного предложения.

    Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

    Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

    Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

    Схема здесь несложная […..], и […..].

    В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

    Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

    Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

    Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

    Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

    Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

    В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

    Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

    Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

    Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

    Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

    Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

    Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

    В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

    Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

    Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

    Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году, в том числе и военных — 5 этапов

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    [quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Схемой предложения называют графическое изображение его значимых частей. Обычно делают три разных вида схем:

    • Вертикальная схема предложения с обозначением второстепенных членов. В такой схеме показывают все части предложения и члены, которые в них находятся. То есть помимо разделения на сами части в схеме изображаются в каждой из них главные (может быть как оба, так и только один из членов) и второстепенные члены предложения. Для выполнения этой схемы необходимо помнить, на какие вопросы, по мимо подлежащего (кто? что?) и сказуемого (что делает?), отвечают второстепенные члены:
    1. Дополнение отвечает на все падежные вопросы (кого/чего?, кому/чему?, кого/что?, кем/чем?, о ком/о чём?).
    2. Определение отвечает на вопросы «какой?» и «чей?»
    3. Обстоятельство отвечает на вопросы «где?», «как?», «когда?», «почему?», «зачем?», «куда?» и все остальные.
    • Вертикальная схема предложения с обозначением только частей и их главных членов. В такой схеме показывают все части предложения и их главные члены в том порядке, в котором они следуют в предложении, но второстепенные части предложения не обозначаются.
    • Горизонтальная схема предложения. В такой схеме также обозначаются все части предложения. В горизонтальной схеме не показывают главные и второстепенные члены, а показывают только связь между главными и придаточными частями с помощью союзов, если такие имеются, вопросов и стрелок. При этом главные части изображаются прямоугольниками, а придаточные кругами.

    Теперь, разберёмся, зачем же нужно делать схемы к предложениям.

    Предложения для синтаксического разбора

    1. На полях заколосились хлеба.
    2. По опушкам лесных тропинок растут грибы и ягоды..
    3. С пригорков побежали говорливые ручейки.
    4. Ветки ивы покрылись золотыми шарами.
    5. Подул сильный ветер, и пошёл дождь.
    6. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
    7. В осенние дни улетают на юг певчие птицы.
    8. Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
    9. В шумные стайки собрались скворцы.
    10. Сверкнула молния, грянул гром.
    11. Покидают родные болота журавли.
    12. В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
    13. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.
    14. Белый пушистый снег хлопьями висит на ветвях деревьев.
    15. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей.
    16. Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.
    17. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны.
    18. На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
    19. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
    20. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
    21. Тропинка привела нас в лесную глушь.
    22. Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
    23. Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
    24. Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
    25. Ребята, помогите птицам зимой!
    26. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
    27. Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
    28. Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.
    29. Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
    30. Тихие речушки протекают в лесной глуши.
    31. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
    32. Мы читали и сказки, и повести, и рассказы.
    33. Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
    34. Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
    35. На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
    36. Солнце осветило лес и поле.
    37. Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
    38. На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева.
    39. Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.
    40. Стайка красногрудых клестов расселась на ветвях ели.
    41. Иглы сосен густо устилают низкие пни.
    42. Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
    43. Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
    44. Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
    45. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
    46. Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья.
    47. Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки.
    48. Спят животные, и только совы появляются и летают около костра медленно и бесшумно.
    49. Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
    50. Светлеет, синеет туманная даль, и небо начинает голубеть.
    51. Выглянуло солнце, и над водной гладью, над лесом плывет легкий пар.
    52. Дождь еще не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
    53. Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
    54. Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
    55. На поляне стояла одинокая рябина, и она тянулась к небу.
    56. К рябине подлетели зимние пичужки с ярким оперением, и они начали клевать крупные ягоды.
    57. Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
    58. Мы подошли к лесу, и вдруг набежала синяя туча.
    59. Далеко в разрывы туч светило солнце, и степь блестела.
    60. За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
    61. Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
    62. Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
    63. Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
    64. Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
    65. Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
    66. Тишину нарушал треск сухой ветки, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
    67. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
    68. Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
    69. Из лесов, полей, болот, перелесков ушёл март, и ласковый апрель забрызгал горячее солнце.
    70. Потемнело и нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
    71. В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
    72. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
    73. Потоки воды размывают вершины оврага, роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
    74. Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
    75. Ветер несётся, ломает сучья, крутит пыль, подхватывает солому, но вдруг резко затихает.
    Читайте также:  Продать битый автомобиль или отремонтировать

    Как сделать полный разбор предложения

    Чтобы полностью разобрать предложения по членам, необходимо знать, какие бывает члены предложение, на какие вопросы они отвечают и как выделяются графически. В русском языке существует пять членов предложения, но только два из них — главные, а три второстепенные. Разберем главные члены — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее обозначает определенный предмет. Отвечает на вопрос «что?», «кто?». Подлежащее подчеркивается одной чертой снизу. Сказуемое обозначает действие предмета в предложении. Отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Сказуемое подчеркивается двумя чертами снизу. Теперь перейдем к второстепенным членам предложения:

    • Определение. Отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение указывает на признаки предмета, то есть определяет его характеристики, некоторые свойства, присущие только данному предметы. Графически определение выделяется волнистой линией снизу.
    • Обстоятельство. Отвечает на вопросы «когда?», «как?», «где?», «почему?», «зачем?». Обстоятельство носит такое название, потому что в предложении оно указывает на различные цели, причины, места, время и другое, то есть показывает самые различные обстоятельства, которые указывают на происходящее в предложении. Обстоятельство подчеркивается снизу точкой — тире.
    • Дополнение. Отвечает на вопросы «кого?», «что?». Дополнение в предложении имеет свою роль: оно поясняет происходящее, дополняет его, делает ситуацию понятней. Именно поэтому дополнение имеет такое название. Дополнение подчеркивается пунктирной линией снизу.

    После того как все члены определены и верно выделены, можно составить схему. Разберем на примере.

    Схема сложного предложения.

    Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

    Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

    Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

    Схема здесь несложная […..], и […..].

    В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

    Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

    […..], (что ….).

    Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

    […..], (которым ….).

    Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

    Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

    Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

    […..] — […..].

    В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

    Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

    Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

    […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

    Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

    Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

    (который ….).

    Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

    Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

    ↓ когда? ↓ зачем?

    (когда ….), (чтобы ….).

    В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

    Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

    ↓ что? ↓ что? ↓ что?

    (как ….), (как ….), (как ….).

    Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

    Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Горизонтальная схема предложения

    На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

    Пример.

    Я все вспоминаю тот день, когда
    ты устроилась в цветочный магазин, чтобы
    заработать денег, когда
    пришла домой с целой охапкой цветов, когда
    ты рассказала о более ценных вещах, чем
    деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая
    до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что
    все осталось по-прежнему.

    Сложносочиненное предложение и его схема

    Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

    Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

    Работаем с первой частью: на небе — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем — определение, выраженное прилагательным; мелкие — определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

    Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

    , [и=-]

    В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

    Составляем схему предложения

    Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому — дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

    Образец разбора простого предложения

    Записываем пример и приступаем к анализу.

    Я не видел озера великолепнее Байкала.

    I этап: разбор предложения по членам:

    • «Я» – подл., выражено лич. мест;
    • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

    II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

    В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

    • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
    • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
    • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

    Синтаксический разбор предложения и текста сегодня можно выполнить онлайн и бесплатно.

    • ProgaOnline – делает подчеркивания, определяет не только части речи, но и их формы: падеж, число, лицо и др.;
    • Rustxt – яркий понятный дизайн, предоставляет довольно подробный синтаксический анализ;
    • Seosin – может выполнять синтаксический разбор не только словосочетание или предложение, но и текст, подчеркивает все члены, делает морфологический анализ;
    • GoldLit – неограниченное количество символов, есть анализы художественной литературы, но выдает только полный анализ части речи;
    • Школьный помощник – поможет только со справочной информацией по теме, есть схемы анализа и упражнения.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *