Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие общественного места в административном кодексе российской». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За последние годы наметились определенные тенденции, направленные на более детальное регулирование поведения граждан в общественных местах. Вместе с тем самый главный вопрос о том, что же такое общественное место, до настоящего времени остается без ответа. Конкретного определения нормативные правовые акты не содержат, поэтому следует прибегнуть к комплексному анализу законодательных положений.
Список публичных мест
В целом, парки, пляжи и сады являются местами общего пользования; согласно КоАП и ФЗ, к ним относятся.
- Улицы, площади, набережные, бульвары, проспекты, переулки, углы, подземные переходы и т.д. и т.п.
- Общественный транспорт, включая поезда, лодки, самолеты и т.д. (поэтому они и называются общественным транспортом).
- Железнодорожные станции, автобусные остановки и т.д.
- Парки, скверы, леса.
- Пляжи.
- Ярды.
- Сцены и спортивные объекты, принадлежащие государственному сектору, без ограничения использования.
- Игровые площадки и места / учреждения, связанные с детьми.
- Медицинские учреждения.
- Школы и другие учебные заведения.
- Лифты, подъезды, лестничные марши и жилые лестницы.
- Магазины и магазины.
- Могилы.
- Церкви.
- Музеи, театры, кинотеатры и т.д.
- Любые офисные и административные здания.
Ограничения, действующие в общественных местах
Российские законодатели приняли ряд законов, ограничивающих некоторые действия граждан в общественных местах. Среди таковых распитие алкоголя любой крепости продукции и курение табака.
Некоторое время назад питие алкоголя в общественных местах было нормой для некоторых категорий граждан. Особенно отличалась молодежь. Данное деяние не подпадало ни под какую статью о правонарушениях, и пьяные дебоширы часто оставались безнаказанными.
Особенно доставалось тем, кто проходил мимо расположившихся нетрезвых людей во дворах и подъездах. Разгоряченные алкоголем они не стеснялись местных жителей, игнорировали полицейские патрули.
На сегодняшний момент, если появиться в нетрезвом виде в тех местах, которые определены как общественные места, то это может привести к административной ответственности, статья 20.20 КоАП РФ. Также Федеральный закон № 171 запрещает продажу и распитие спиртосодержащих напитков (в том числе слабоалкогольных) в общественных местах.
Данные ограничения направлены на снижение преступлений, совершенных в состоянии опьянения алкоголем. Воздействие спиртного приводит к агрессивности, импульсивности, неправильному мышлению и как следствие происходят убийство, драка, изнасилование и прочее.
Статья 20.21 КоАП РФ гласит, что нештатными ситуациями могут считаться:
Что касается курения, то желающие отравиться никотином должны делать это в специальных местах. Общественные места оборудуются помещениями или отведенными зонами, оборудованными для курения. На граждан, нарушивших запрет налагается штраф согласно статьи 6.24 КоАП РФ.
Где встречается термин в законах
Ответ на вопрос, что такое общественное пространство по законодательству Российской Федерации, зависит от того, о каком законе идет речь в конкретной ситуации.
Данный термин встречается в следующих законодательных актах.
- В Кодексе об административных правонарушениях в некоторых статьях
- 23. 02. 2013, статья 12 ФЗ-15 «Анти-Сумаль». В этом положении приводится подробный перечень таких объектов (в том числе лестничных маршей). Термин прямо не используется, но по сути это просто перечень мест общего пользования.
- Ст. 85 Земельного кодекса РФ включает в себя такие понятия, как «участок общего пользования».
Конечно, основное понятие — это термин для преследования за административные правонарушения.
Что запрещено делать в общественных местах
Административные проступки характеризуются главой 20 КоАП РФ. В данном случае правонарушитель нарушает общественную безопасность и порядок.
В соответствии с главой 20 КоАП РФ, запрещается
- срывать организацию или проведение собрания или митинга, а также
- организовывать массовые скопления людей, ведущие к нарушению общественного порядка.
- Употреблять алкоголь и наркотические (психотропные) вещества, чтобы
- блокировать сообщение транспортных средств, чтобы
- появляться в состоянии опьянения в общественных местах, к
- Нарушение правил поведения зрителей на официальных спортивных мероприятиях.
Еще одна глава Закона об общественных местах в общественных местах посвящена Гвоздичному кодексу общественных мест.
- Использование одежды с нашивками и лозунгами, разжигающими межнациональную рознь или являющимися по своей сути антибожескими.
- Носить ботинки с сетевыми носками.
- Носить узкие брюки или леггинсы без юбок соответствующей длины.
- Юбки длиной менее 40 см и шорты длиной менее 35 см.
- Прозрачное нижнее белье или белье, выступающее из верхней одежды.
- Балеринки, шлепанцы и обувь, обнажающая пальцы ног и пятки одновременно.
Общественное место и его характеристики
Характеристики общественного места включают:
- Общедоступность — общественное место должно быть открытым для посещения всеми гражданами без ограничений по предварительному разрешению или пропускам;
- Массовость — общественное место предусматривает возможность одновременного пребывания большого количества людей;
- Общественное назначение — общественное место предназначено для удовлетворения различных потребностей и интересов граждан;
- Неделимость — общественное место не может быть разделено на отдельные части с частной принадлежностью;
- Периодичность — общественное место должно существовать постоянно или на определенных периодических основаниях;
- Предоставление услуг — общественное место может предоставлять различные услуги и удобства для граждан.
Знание определения и характеристик общественного места является важным для понимания правил, регулирующих поведение и общение граждан в общественных местах.
Определение общественного места
Общественное место в Российской Федерации определяется как любая территория, которая открыта для свободного доступа и пользуется общественным интересом. Такие места могут включать, но не ограничиваются, парками, площадями, улицами, скверами, торговыми центрами, кафе, ресторанами, кинотеатрами, музеями и другими подобными объектами.
Общественные места являются важной частью гражданской инфраструктуры и предназначены для удовлетворения потребностей граждан в отдыхе, общении, культуре, торговле и других сферах деятельности. Они являются площадками для проведения различных мероприятий, таких как концерты, фестивали, спортивные соревнования и прочее, участие в которых могут принимать все желающие.
Для общественных мест обычно устанавливаются определенные правила поведения и требования безопасности, чтобы обеспечить комфортное и безопасное пребывание людей. Также они могут подразделяться на различные зоны в зависимости от их функционального назначения. Например, часть общественного места может быть выделена под игровую площадку для детей, а другая – под зону для отдыха взрослых.
Соблюдение правил поведения и требований безопасности в общественных местах является ответственностью каждого гражданина. Пренебрежение этими правилами может повлечь за собой некоторые последствия, включая штрафы или другие меры наказания.
Отдельные аспекты ответственности за нарушение правил поведения в общественных местах
Права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 5 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, ратифицированной Российской Федерацией, места общественного пользования означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения.
Таким образом, понятие “общественное место” охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в них людей и обладающие свободным доступом к ним. Определяющим условием при определении отношения места совершения правонарушения к общественному является его доступность для посещения гражданами.
Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.
За совершение мелкого хулиганства закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.
С другой стороны, не являются мелким хулиганством действия, хотя формально и подпадающие под признаки, описанные в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, однако основанные на личных неприязненных отношениях, когда лицо не преследует цели нарушения общественного порядка Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.
Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.
Проблемы правоприменения: что говорят суды
Органы правопорядка при толковании норм административного запрета на совершение различных действий гражданами в местах общественного пользования, как правило, руководствуются расширительным толкованием указанного понятия. Привлекаются к ответственности лиц за распитие спиртных напитков, курение, мелкое хулиганство во всех случаях совершения указанных действий при нахождении поблизости хотя бы одного недовольного совершением указанных действий человеком либо в присутствии ребенка. Исходя из изложенного, для полиции существенным при квалификации деяний, связанных с общественными местами, считается наличие в действиях виновного лица признака явного неуважения к обществу. Многие юристы считают, что этим сотрудники ПО злоупотребляют своими полномочиями, руководствуясь так называемой «палочной системой».
Штрафы и наказание за нарушение закона
Каждое правонарушение несет за собой наказание. Об этом стоит помнить. И как говорится, незнание закона совершенно никого не освобождает от несения наказания, ответственности. Если рассматривать такую проблему, как курение в общественных местах, штраф и наказание за такие нарушения — вот о чем также надо рассказать. Сколько же придется отдать в таком случае? Диапазон наказания рублем весьма широк и колеблется от 500 рублей до 1,5 тысяч.
Особо строго будут наказывать тех, кто продает табачные изделия детям и подросткам. В таком случае граждане должны будут отдать от 3 до 5 тысяч рублей, а должностные лица еще больше — от 30 до 50 тысяч. Но все же максимально пострадают юридические лица. В таком случае им придется заплатить от 100 до 150 тысяч российских рублей.
Если же кто-то вовлекает несовершеннолетних в процесс курения, за это придется также поплатиться (отдать примерно 1-2 тысячи рублей). Если такие действия совершают родители или ближайшие родственники, наказание будет еще строже.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения
Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логически соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно ущемлять права и свободы других лиц.
Наиболее важным среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия пассивного табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и КоАП РФ Правонарушения Российской Федерации (статьи 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).
Общественное место- что это?
Кузя
C юридической точки зрения четкой формулировки нет, это казус нашей юрисприденции и обычно все трактуется понятием одного человека т. е. судьи …ответы выше опонентов полная хрень …могу оспорить …одни пишут, что общественное место — это где находятся другие люди или больше одного человека, хорошо, а если эта квартира! другой пишет как Юрий Бесполов вроде четко охарактеризовал, но возьмите в его понятии обыкновенный лес, поля …что тогда?
Юрий витальевич
Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер.. . Относятся они к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах — парк, улица и др. — и в любое время суток) .
К общественным местам также относятся улицы, дороги и объекты общественного транспорта.
Леонид
Общественное место его понимание следует из его смысла (место где есть общество) .
Любое место, где находятся или могут находиться более одного человека одновременно (общество) : общая кухня в коммунальной квартире улица, учреждение, заведение, предприятие, транспорт, улица, парк, сквер и т. д. , ит. п.
Предъявление обвинений за нарушение общественных норм — что делать?
При обвинении в совершении административного правонарушения полицейский должен составить соответствующий протокол — главное доказательство виновности. На его основании будет проводиться рассмотрение дела. Поэтому на этапе его составления следует использовать свои права.
Вы обязаны знать свои права. Таким образом, при задержании вы можете:
- Излагать собственную версию событий, давать объяснения. Эту информацию обязаны занести в протокол. Вы лично можете вписать в протокол всё, что сочтете необходимым. Затем напишите прочерк «Z» и перед ним — подпись.
- Давать пояснения не является вашей обязанностью. Это ваше право и вы можете отказаться от дачи всяких объяснений.
- На этапе составлении этого документа вы можете использовать помощь юриста и соглашаться на дачу пояснений лишь в присутствии защитника.
- У вас есть право на родном языке давать показания и пояснения, и бесплатно использовать необходимую помощь переводчика.
- Если сотрудник полиции отказывается вызвать адвоката – занесите это в протокол.
- Обвиняемый может знакомиться с материалами дела, поэтому пересчитайте документацию, выпишите названия, зафиксируйте в протоколе ваши действия «дали ознакомиться с определенными документами (не дали)». Таким образом, после материалы не смогут дополнять.
- Просите копии протокола о задержании и правонарушении. У вас есть право вносить в протокол нужные пояснения и уточнения и отказаться его подписывать.
- Вам обязаны разъяснить ваши права. Если разъяснения отсутствовали, укажите об этом в протоколе.
Вопросы привлечения к административной ответственности будут решаться после. Начальник отдела МВД сам выносит постановление и привлекает виновного к ответственности. В ином случае материалы передаются в суд, а по место и дату рассмотрения уведомляют письменно.
Помните, что действовать нужно исходя из определенных обстоятельств, чтобы не причинить себе вреда. Ваша активность по защите прав может возыметь как положительный, так и отрицательный эффект.
Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах
Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важен именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.
В качестве примера из судебной практики можно привести решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.
Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является статья 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.2.2 КоАП РФ.
Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте. При этом для конкретизации понятия «общественное место» иногда суды прибегают к помощи иных правовых актов (в том числе законодательства субъектов Федерации). Например, решением Московского городского суда от 10.08.2015 по делу N 7-8237/15 установлен факт совершения гражданином административного правонарушения на территории пешеходной зоны г. Москвы. Суд сослался на Постановление Правительства Москвы от 13.09.2013 N 606-ПП «О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы» (в ред. от 25.02.2014), которым утверждены Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы и Положение о пешеходных зонах общегородского значения города Москвы.
Указанным выше Положением под пешеходными зонами общегородского значения города Москвы понимаются территории общего пользования — участки улично-дорожной сети (включая улицы, переулки, проезды, площади, иные объекты улично-дорожной сети или их части), на которых запрещено регулярное движение транспортных средств, свободно используемые неограниченным кругом лиц, имеющие наибольшее рекреационное и культурно-досуговое значение, включенные в Перечень пешеходных зон общегородского значения города Москвы, утвержденный Правительством Москвы.