Развивать таланты. Какие возможности даёт детям нацпроект «Образование»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развивать таланты. Какие возможности даёт детям нацпроект «Образование»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов:

  • взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства;
  • сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы.

Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед):

  • дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии;
  • предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету;
  • создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных.

В 2015 году и «Агентство стратегических инициатив» презентовали веб-продукт «Атлас новых профессий» – отличный инструмент для профессионального самоопределения старшеклассников. Он дает понимание, как багаж знаний, обретенный в ходе изучения какого-либо предмета, можно применить в будущем, в каких сферах деятельности он останется актуальным, а также позволяет отслеживать появление новых профессий. В качестве примера возьмем область медицины. Уже сейчас или в ближайшие несколько лет стране потребуются IT-медики, архитекторы медицинского оборудования, сетевые врачи, генетические консультанты, клинические биоинформатики, медицинские маркетологи, проектанты жизнедеятельности медицинских учреждений, консультанты по здоровому старению, молекулярные диетологи, разработчики бионических имплантов и киберпротезов, биоэтики, операторы медицинской робототехники.

Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.

Методы профориентации школьников

Элементы профориентационной работы внедряют в учебно-воспитательный процесс еще в детском саду, однако особенное значение она обретает в школе, в частности в старших классах. Для ее проведения применяют как активные, так и пассивные методы.

В 1-4 классах пассивные методы в основном сводятся к мероприятиям вроде «Встреча с профессией». На них ребенок получает возможность ознакомиться с разными видами деятельности и рассказать своим одноклассникам, кем работают его родители. В 9-11 классах профессиональному самоопределению школьников способствуют встречи с реальными специалистами, внеклассные уроки и тематические занятия, на которых обсуждается будущий выбор и нюансы той или иной профессии. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников тесно связаны между собой. Например, предмет «Технология» в школе входит в учебную программу 1-9 классов и отлично подходит для внедрения элементов профориентации.

Среди активных методов профориентационной работы выделяют:

  • организацию детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, натуралистов и так далее;
  • занятия с детьми в разных кружках (моделирование, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивных секциях;
  • предложение тематической литературы по разным видам деятельности;
  • просмотр кинофильмов о профессиях.

Чтобы давать учащимся хорошие рекомендации и оказывать им помощь в выборе профессии, нужно проводить диагностику профориентации старшеклассников. Для этого используются специальные опросники, онлайн-тесты и виртуальные кабинеты. Рассмотрим каждую из этих методик подробнее.

Что такое профориентация

Профориентация позволяет познакомиться с огромным миром профессий, получить максимум информации о каждой, проанализировать, какая область близка, и выбрать специальность, которая станет оптимальной для самореализации. Стоит ответственно подходить к выбору сферы деятельности, ведь это решение влияет на всю жизнь.

Конечно, всегда есть возможность переучиться и поменять профиль работы. Но не стоит забывать, что учёба во взрослом возрасте даётся сложнее, груз жизненного опыта часто становится причиной страха перемен. Также появляются дополнительные факторы (семья, дети), смещающие фокус внимания с образования на зарабатывание денег.

Читайте также:  Cколько стоит снять машину с учета в ГИБДД в 2023 году

Методы ранней профориентации

Разработано значительное количество техник профориентации. В зависимости от конкретной цели используют наиболее подходящие. Для повышения эффективности предпочтительно вместо применения каждой из методик по отдельности обращаться к комплексу способов для анализа склонностей ученика.

Среда инженерной культуры

Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.

Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:

Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.

Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.

Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.

3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.

Взрослые иногда ради шутки,спрашивают детей: «Кем ты хочешь быть?» Но ответ не так и важен для них. К нему никто не прислушивается, потому что желания детей не постоянны. Тем не менее, мы должны к нему прислушаться.

Уже в 4 года ребенок может ответить на этот вопрос осознанно. Именно данный возраст и является подготовительным для самоопределения ребенка.

Дошкольной возраст впервые в истории отечественной педагогики признан первой ступенью образования на законодательном уровне. Потому как все закладывается с детства. И к выбору своей профессии ребенка необходимо серьезно готовить.

Ребенку нужно рассказать, кем работают его родители, бабушки и дедушки. Ренка необходимо познакомить со спецификой каждой профессии. И, естественно, интересоваться у него, кем хочет стать, когда вырастет.

Знакомство ребенка с трудом начинается с рассказа о различных видах труда. И ответственность за это лежит, в первую очередь, на родителях. Они должны поддерживать уверенность ребенка в своих силах. Говорить ему, что у него все получится. Чем больше разных умений приобретет ребенок в детстве, тем лучше он сможет оценить свои возможности и возможности других в более страшим возрасте.

В образовательной программе детского сада есть задача — знакомство с различными профессиями, воспитание положительного отношения к труду.

Для этого в группе создается определенная среда:

• Дидактические игры.

• Настольно-печатные игры

• Сюжетно-ролевые игры

• Картотека экскурсий

• Банк презентаций по ознакомлению с профессиями.

Знакомство с профессиями начинается с младшего возраста. Детей знакомят с профессиями,которые они видят каждый день: няня, воспитатель, повар, прачка. Основной посыл – забота о них, детях.

С возрастом границы расширяются, и детей среднего возраста знакомят с профессией шофера, почтальона, врача, а также с профессиями родителей. Для этого организуются встречи с родителями, которые могут принести фото с места работы.

В старшем возрасте диапазон профессий расширяется и становить трудно рассказывать детям опираясь на непосредственное наблюдение. Тут на помощь приходит банк презентаций.

Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Сюжетно-ролевая игра позволяет детям «переварить» информацию о профессиях, структурировать ее. Игра позволяет не только конкретизировать и расширить представления, но и также сформировать качества личности, которые необходимы для совершения трудовых действий.

Еще одним методом знакомства с трудом является продуктивная деятельность. Ребенок является испытателем, и ему всегда интересно что-то сделать самому. Родителям необходимо поощрять и поддерживать данный интерес.

Для ознакомления с трудом взрослых лучше всего подходит проектная деятельность, которая включает все ранее описание методы. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем — помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Подводя итог, хочется еще раз сказать, что наша с вами, уважаемые родители, состоит в том, чтобы дети научились уважать труд людей, понимали, что это основа жизни, познакомились с различными профессиями и атрибутами этих профессий, понимали бы значимость труда в общества вообще и каждого человека в частности.

Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.

Что ещё почитать?

Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе

Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО

Читайте также:  Ответственность за клевету и оскорбление

Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения

Почти первоклассник: чему должен научиться ребёнок и можно ли сменить школу

Инженерное направление в школе


Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:

  • Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.

  • Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.

  • Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.


Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:

Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:

  • 5-6 класс. Факультативный курс «Простейшая робототехника».

  • 5-9 классы. Интегрированный курс «Информатика и технология», факультативный курс «Основы электроники».

  • 5-11 классы. Междисциплинарные курсы «Альтернативная энергетика», «Научные методы анализа», факультативный курс «Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO».

  • 7-9 классы. Факультативный курс «Простые системы управления».

  • 7-10 классы. Факультативные курсы «Проектирование цифровых устройств», «Сбор данных и измерительные системы».

  • 7-11 классы. Факультативный курс «Мобильная робототехника».

  • 8-11 классы. Факультативный курс «3D-моделирование и прототипирование»

  • 9-11 классы. Элективные курсы «Основы инженерной деятельности», «Экспериментальная математика».

  • 10-11 классы. Интегрированный курс «Естествознание», факультативный курс «Сложные инженерные системы».

С каждым десятилетием конкуренция на рынке ужесточается. Согласно Millennial Branding и Randstad US, поколение Z, родившееся в середине 90-х на Западе и начале 2000-х в России, сознательнее и целеустремленнее в вопросах будущей работы, чем их предшественники, поколение Y начала 80-х годов. 17% из них стремятся начать собственный бизнес, этот показатель на 55% больше, чем у поколения Y. Но многие родители продолжают следовать старой схеме, когда вплоть до старших классов ребенок предоставлен сам себе, а затем в 9-м или 10-м классе от него внезапно требуют профессионального самоопределения. Есть и счастливые исключения, когда ребенок рано осознает свое призвание, и далее уверенно развивается в выбранном направлении. Но всерьез надеяться на это можно не более, чем на выигрыш в лотерею.

Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта

Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.

Задачи проекта:

  • Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
  • Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
  • Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.

Преимущества проекта:

  • Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
  • Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
  • Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
  • Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.

Учащиеся не только занимаются изучением теории, но и закрепляют полученные знания на практике с помощью современного оборудования. Кроме того, они имеют дело с программными продуктами, которые используются в настоящем производстве, научно-технических лабораториях и центрах, в ВУЗах

Результаты проектной деятельности:

  • Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
  • Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
  • Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
  • Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.

Среда инженерной культуры

Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.

Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:

  • Инженерная графика — включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
  • Естественно-научные исследования — позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
  • Автоматизированные технические системы — дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
  • 3D-Прототипирование — предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.

Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.

Однако профессии, о которых вы рассказываете ребенку в детстве, могут уже исчезнуть, когда он вырастет. Исследований на тему перспектив замещения людей роботами с каждым годом проводится бесконечно много. Их выводы схожи: например, по исследованиям Карла Фрея и Майкла Осборна, в США к 2033 году из-за роботизации исчезнет 47% рабочих мест. По данным мирового банка, в Китае их доля составит 77%. Это не означает, что ребенку вовсе не нужно знать о разнообразии профессий на данный момент, его кругозор необходимо развивать, а интересы поддерживать. Ведь задача родителя помочь ребенку обрести вдохновляющее занятие, способное перерасти в профессию, гарантирующую получение удовольствия от работы, а также финансовый успех и признание.

Перспективы системы профориентации

Специалисты уверены, что профориентация должна стать обязательной программой в системе школьного образования. Причем чем раньше она будет внедрена, тем лучше. Самым лучшим вариантом внедрения в школьную программу может стать либо отдельная дисциплина, связанная с учебным планом, либо проект, реализуемый на базе школы, в ходе которого школьникам будет предоставляться целостная информация, советы и рекомендации.

Образовательная организация должна поддерживать учеников самыми разными способами не только в процессе обучения, но и в выборе будущей профессии. А для этого учащимся необходимо давать практическое представление о мире труда и занятости посредством реальных встреч с людьми, занятых в той или иной профессиональной сфере.

Читайте также:  Как написать коллективную жалобу в прокуратуру?

Школы могут устраивать дни профессий, на которые можно пригласить родителей и других людей, которые хотят и могут рассказать школьникам о своей профессии и ответить на их вопросы. Нужно искать любую возможность, чтобы «окунуть» учащихся в реальную рабочую атмосферу действующего предприятия или компании. И делать это нужно не только для того, чтобы они узнали о профессиях, к которым проявляют интерес. Намного важнее, что в ходе посещений предприятий и компании школьники будут узнавать о тех специальностях, о которых они никогда не слышали или мало знают.

Необходимость мероприятий

Дошкольный возраст идеален для знакомства с профессиями. Дети очень любопытны, они впитывают новую информацию с большим интересом.

Чтобы ребенок выбрал для себя любимую профессию в будущем, нужно систематически знакомить его с профессиями еще в раннем детстве. Профориентация детей дошкольного возраста является необходимым звеном в формировании личности.

Ребенка следует знакомить еще и с требованиями, которые будут предъявляться в той или иной профессии, чтобы он учился оценивать свои способности и стремился достигать поставленных задач. Интересоваться мнением о профессиях, которые ему нравятся, тем самым помогая формировать право выбора. Важно давать в этот период необходимую поддержку, чтобы он ощутил веру в собственные силы, развил уверенность. Профориентация должна способствовать самоопределению.

Физики или лирики: подходы к ранней профориентации детей

22 февраля 2019 / 14:00/ Образование Дилемма родом из шестидесятых актуальна и сегодня. Но если раньше спор вёлся о том, кто их них – физики или лирики – полезнее для общества нарождающегося коммунизма, то сегодня этим почти гамлетовским вопросом задаются родители завтрашних первоклашек при выборе образовательного учреждения. Как распознать в ребёнке будущего Циолковского, говорит ли увлечение дочери конструктором о том, что она станет второй Захой Хадид, а излишняя мечтательность о поэтическом складе души дошколёнка? «Диалог» решил помочь папам и мамам и собрал группу экспертов, работающих с детьми и для детей, – психологов, педагогов и создателей успешных обучающих проектов – готовых напутствовать родителей в их нелёгком выборе.

фото: Андрей Куликов / ИА «Диалог»

Куда бы отдать малыша?

Этим вопросом родители начинают задаваться с самых ранних лет своих отпрысков. Детей ещё до школы стараются увлечь как можно большим количеством развивающих занятий, чтобы успеть отсеять те из них, в которых ребенок преуспевает меньше. Так родители пытаются сузить круг интересов и раскрыть талант, который дремлет в каждом ребенке. И тому есть несколько причин.

Первая — на раннем развитии сегодня настаивают почти все детские педагоги и психологи. Вторят им и образовательные учреждения, мотивированные государством на воспитание граждан, уже со школьной скамьи готовых к профессиональной реализации.

Причина вторая – актуальность тех или иных знаний. «Эта тенденция общая для мировой педагогики – дать ребенку как можно больше знаний в раннем возрасте, — рассказывает Дарья Пауте, специалист по работе с детьми, методист и педагог неформального образования, — И не просто знаний, а знаний подходящих, актуальных. Какие они – эти знания, – сегодня широко обсуждается. Что будет важно для человека будущего? А что можно оставить как пережиток прошлого? И современные родители эту тенденцию интуитивно чувствуют».

Причина третья – конкуренция. Чем раньше родители «нащупают» склонность ребенка к тому или иному занятию, тем оперативнее они начнут её развивать, а значит, успеют вложить в своё чадо больше знаний и навыков.

Причина четвертая – скрытая от глаз. Гиперопека, которая встречается у некоторых родителей. Они стараются уже сегодня позаботиться о взрослой жизни ребенка, всё за него решить и проявить свою родительскую волю в выборе будущего профессионального призвания.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах:

  • Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития).
  • Доступность и достоверность информации о профессиях.
  • Открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее).
  • Диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха).
  • Активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия).
  • Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками ДОУ следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *