ДТП на парковке — как определить кто виноват и оформить по Европротоколу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на парковке — как определить кто виноват и оформить по Европротоколу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под ДТП понимается дорожно-транспортное происшествие, в ходе которого происходит столкновение автомашины из с другим транспортным средством, а также совершается наезд на стационарный объект. Все специалисты в этой области, начиная с автоюристов, адвокатов, аварийных экспертов и заканчивая страховщиками, одинаково трактуют данную законодательную норму на практике. Выглядит трактовка следующим образом: отнести к категории ДТП можно любое столкновение от одного и более автомобиля, произошедшее как на территории автодороги, так и на прилегающей к ней автодорожной инфраструктуре, к которой и относится парковка.

Европротокол и ДТП на паркинге

Особенность Европротокола в том, что его разрешено оформить без привлечения ГИБДД. Это оговорено в существующих правилах страхования.

Если хотите, чтобы ваша страховая безоговорочно приняла данный протокол во внимание, следует учесть определенные требования, прописанные в Правилах страхования:

  • Получен ущерб конкретно имуществом потерпевшего;
  • В ДТП задействованы не больше 2-х ТС;
  • Гражданская ответственность обеих сторон застрахована;
  • Европротокол составлен на специальном бланке извещения о ДТП (в 2-х экземплярах), содержит подписи обеих сторон, отправлен страховой компании не позднее 5-ти рабочих дней с момента происшествия;
  • Стороны предоставляют свои транспортные средства для экспертного анализа в течение 5-ти дней с факта запроса от страховой;
  • Предварительная оценка компенсации не выходит за рамки 100 000 рублей. Исключением являются ДТП, произошедшие на территории Москвы, МО, Санкт-Петербурга и Лен. области. Здесь компенсация никак не ограничена, и регулируется пределами максимальной страховой выплаты, прописанной в законе «Об ОСАГО»;
  • Европротокол сопровождается показателями устройств навигации, а также видео- и фотоматериалами, на которых полноценно представлено место происшествия, а также.

Производить заполнение Европротокола следует обыкновенной шариковой ручкой. Все участники ДТП указывают свои персональные данные в полученном извещении. Лицевая сторона должна быть снабжена двумя парами подписей, а обратная сторона может иметь подпись лишь того участника, который требует выплату компенсации.

Резюмируя информацию, делаем вывод, что законодательство позволяет оформление Европротокола для случаев ДТП на стоянке без участия ГИБДД, при условии, если виновник:

  • идентифицирован;
  • не предпринял попытку покинуть место инцидента;
  • владеет актуальным полисом ОСАГО;
  • не отказывается «идти навстречу» потерпевшему.

Как работает страховая защита ОСАГО?

Другой вопрос, действует ли полис по ОСАГО, если ДТП произошло на парковке? Рассмотрев ранее тот факт, что паркинг входит в составляющую части дороги, то приходим к выводу, что стычка двух и более машин покрывается автогражданкой. Главное – чтобы у участников стычки имелись действующие договоры автогражданской ответственности.

Поскольку ДТП на парковке является классическим страховым случаем, то в обязанность любого водителя входит предъявление действующей (не просроченной) автогражданки работникам ДПС. В противном случае помимо штрафа за ДТП на парковке (от 1 000 до 30 000 р.) придется погасить штраф и за отсутствие полиса ОСАГО в 500 рублей.

Что делать тем, у кого нет добровольного полиса, но имеется только обязательная автогражданка? Самый верный способ – это выявить нарушителя. Даже если виновник скрылся, но попал на запись видеорегистратора, тогда есть шанс вменить ему наказание. Возможность компенсирования потерь удваивается, если у него имеется полис автогражданской ответственности. Страховщик виновной стороны возместит материальный урон жертве столкновения.

При отсутствии страховки инициатор аварии покроет неустойку из своего кармана и понесет наказание за оставление места аварии. Это грозит изъятием водительского удостоверения на 1 или 1,6 года, административный арест до 15 суток или штраф от 500 до 1500 р.

Возможность возмещения урона по ОСАГО

В нашей стране система обязательного страхования существует более 10 лет. Но нередко владельцы авто задаются проблемой: относится ли то или иное ДТП к случаям обязательного страхования, можно ли рассчитывать на возмещение порчи автомобиля страховой компанией? Рассмотрим случаи ДТП в зонах парковки.

Федеральным законом №40 установлены правила и условия обязательного страхования авто между участниками движения, страховыми компаниями и третьими лицами. Страховым случаем может являться нанесение ущерба, как материального, та и морального в процессе эксплуатации транспортного средства автовладельцем.

Читайте также:  Пособия на ребенка в Костромской области в 2023 году

Под эксплуатацией транспортного средства закон предусматривает использование автомобиля на дороге, или территории, прилегающей к ней.

Согласно п. 1.2 ст. 1 ПДД РФ к территориям, прилегающим к проезжим дорогам, относятся:

  • территория жилых массивов;
  • отмеченные знаком автостоянки;
  • территория предприятий и заводов;
  • территория АЗС;
  • локальные дворы;
  • другие территории, на которых не предусмотрено сквозное движение.

Страховыми компаниями необоснованно отказано в выплате страховки в случае ПДД на парковке. Отказ в выплате мотивирован тем, что факт аварии зафиксирован в момент отсутствия движения у автомобиля, а значит к случаям ДТП не относится. Не правда! Порча автомобиля, произошедшая по вине другого автовладельца, считается случаем ДТП, не зависимо от места, где оно было зафиксировано: на территории двора, на автостоянке или в подземном паркинге. Вы имеете право требовать компенсацию денежных средств по ОСАГО.

Европротокол. Правила оформления.

Современные правила автострахования позволяют автовладельцам проводить регистрацию аварий прямо на месте ДТП, экономя время каждого автовладельца. Факт ДТП в зоне парковки может быть зафиксирован европротоколом. Автовладельцы заполняют бланк, не привлекая инспекторов ГИБДД, т.е. самостоятельно. Чтобы документ был принят страховщиком, а страховая компенсация выплачена, необходимо соблюдать требования к оформлению, изложенные в ст. 11.1 Центробанком РФ. Прежде оформления документа в отсутствии инспектора, удостоверьтесь, соответствует ли инцидент условиям, прописанным в европротоколе:

  • В аварии зафиксировано два автотранспортных средства, включая авто с прицепами к ним.
  • Инцидент произошёл на территории Российской Федерации, поскольку полис ОСАГО действителен только в пределах нашей страны.
  • В результате столкновения транспортных средств не пострадало другое имущество.
  • Урон, нанесённый авто не превышает суммы 100 тысяч рублей. Если автовладелец понёс урон на большую сумму, необходимо привлечение сотрудника ГИБДД для фиксации данного ДТП. Если вы являетесь жителем Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, то допустимая сумма при выплате страховой компанией может составлять 400 тясяч рублей, т.е. максимальный страховой лимит полиса ОСАГО.
  • Европротокол должен составляться наспециальном бланке, который имеет название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он включает в себя основной и дополнительный лист, на который дублируется информация основного листа. Оба листа в равной степени обладают юридической силой, на них ставят подписи владельцы автомобилей, после чего с ним необходимо обратиться к страховщику. Сделать это необходимо в срок: 5 рабочих дней, после автоинцидента.
  • Автовладельцы, чьи транспортные средства понесли урон, должны провести экспертизу технического состояния авто в срок: 5 дней с даты обращения к страховщику.
  • Большим подспорьем будет, если автовладельцем будут приложены фото- и видеоматериалы, фиксирующие место столкновения автомобилей.

Оформление бланка извещения необходимо осуществлять простой шариковой ручкой на ровной твёрдой поверхности. Участники ДТП должны заполнить извещение с заполнением персональных данных, поставить подписи. На обратной стороне извещение подписывается лицом, требующим компенсации страховой компании.

Законом разрешено оформление Европротокола без присутствия инспектора ГИБДД, при условии, когда каждый из участников ДТП:

  • присутствуют на месте инцидента;
  • имеет неоспоримые доказательства причастности к аварии;
  • имеет действующую страховку;
  • настроен сотрудничать.

Но не всегда виновники ДТП готовы нести ответственность за причинённый ущерб. Бывают невнимательные водители, которые не замечают оставленного соседнему авто повреждения и скрываются с места инцидента. Некоторые автовладельцы осознанно покидают место ДТП, пытаясь избежать ответственности, не желая терять время и силы на регистрацию протоколов и другие формальности. Так поступать не следует!

Поцарапали машину, что говорит ОСАГО

Размер страховых возмещений определяется типом страхования определенного ТС.

Полис ОСАГО не возместит ущерб от царапин, тем более оставленных неизвестным предметом, восстановление оплачивается владельцем пострадавшего авто персонально.

Когда вы повредили лакокрасочное покрытие другого ТС — ОСАГО не выручит, т.к. предусматривает выплату компенсации лишь пострадавшему. Аналогично с ситуацией, когда инициатор ДТП скрылся.

Полис КАСКО помогает разбираться в таких ситуациях значительно проще. Пример, на парковке или во дворе вами было обнаружено повреждение ЛКП вашего ТС и рядом отсутствует кто-либо. Если имеющийся у вас полис содержит графу «выплата без справок» — направляйтесь к страховщикам и подайте заявление на компенсацию издержек.

Когда имеющийся страховой договор не содержит такой записи, вызывается участковый и регистрируется инцидент по установленным правилам. Получите все справки — сможете обратиться к страховщикам за предусмотренным возмещением.

ДТП на стоянке — страховой ли это случай?

Согласно правилам страхования, любой случай, где были задействованы две машины – уже страховой. Независимо от того, на дороге произошло ДТП или неумелые водитель задел вашу машину на парковке. Конечно, доказать такой случай не очень просто. Однако если парковка охраняема (например, в торговом центре), то там обязательно будут камеры слежения, по которым вы сможете найти виновника повреждений вашей машины. Давайте разберемся в деталях. Да, раньше, согласно страхованию ОСАГО, ДТП на стоянке страховым случаем не являлось. Но с 2008 года понятие «внутренняя территория организации» ( то есть парковка) было отменено. После данной поправки владелец транспортного средства может рассчитывать на страховую выплату в случае ДТП на парковке. Условия такой выплаты:

  • Ущерб машине нанесен не по вашей вине (то есть, если вы сами врезались в столб, то машину вам придется ремонтировать за свои деньги)
  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств (например, если вашу машину поцарапал просто пешеход, то вам нужно обращаться не в страховую компанию, а в полицию).
  • Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по ОСАГО или КАСКО
  • У вас есть доказательства вины другого водителя (видеозапись, свидетели, личное присутствие).

Не зря на курсах водительского вождения внимание уделяется отработке навыков парковки транспортного средства. В условиях плотного скопления машин малоопытные водители часто допускают ошибки и повреждают кузов близстоящего ТС. Но бывают и более комичные случаи.

Выделим распространенные ситуации:

  • Движение задним ходом. По статистике больше всего аварий на парковке происходит при сдаче назад (80%). Интересно, что в таких ситуациях вина водителя не является 100-процентной. На парковке существует разметка, которая делается с учетом специальных нормативов. К примеру, на легковую машину выделяется от 2,3 метров ширины и более. Если парковочное место предусмотрено для инвалидов, этот параметр должен быть больше — от 3,5 метров.

В идеале разметка должна быть «свежей» и регулярно обновляться. Ширина разделительной полосы от 10 см и более. Дополнительный плюс, если ограничительные линии нарисованы под углом. В этом случае упрощается заезд на парковочное место и выезд из него без риска повреждения близлежащего ТС.

  • Шлагбаум. Еще одна ситуация — столкновение со шлагбаумом, который часто устанавливается на въезде-выезде с парковки. Причины могут быть различными. К примеру, водитель отказывается платить за услугу и решил «прорваться» через установленное ограждение. Еще один вариант — банальная невнимательность или нарушение правил управления транспортным средством. Бывает, что человек за рулем в ответственный момент просто перепутал педали газа и тормоза.
  • Недостаток места. Владельцы парковок стараются «выжать» из имеющегося бизнеса максимальную прибыль. На пути к цели они увеличивают число мест для автомобилей, игнорируя при этом действующие нормы и требования. В результате у водителя остается минимум пространства для маневра при въезде и выезде со своего места. При таких обстоятельствах вероятность столкновения с другой машиной возрастает.

Дополнительный негативный фактор — наличие посторонних элементов, к примеру, столбов или тумб. Малоопытные автовладельцы при въезде-выезде настолько заняты парковочной «работой», что не замечают такие помехи.

  • Открытие дверей. Из-за нехватки мест на парковочных местах машины часто ставятся вплотную друг к дружке. В таких ситуациях соседний автомобиль легко повредить банальным открытием двери. Когда движение резкое, повреждение будет существенным и серьезно ударит по карману пострадавшей стороны. Если исходить из определения ДТП, рассмотренное происшествие не относится к таковым, но это не значит, что виновная сторона не должна быть наказана.

Если второй участник обманывает?

На самом деле, думать о том, что второй участник будет обманывать, нужно еще до того, как вы попадете в ДТП. Чтобы этому противостоять, надо заранее знать, как этому противостоять. Ниже я перечислю некоторые средства и способы защиты своих прав:

  1. видеорегистратор – почти самое верное и надежное средство защиты при обмане при ДТП в движении задним ходом; можно один, но чем больше, тем лучше – чтобы второй объектив или камера снимали назад и/или в салон автомобиля,
  2. записи с камер на месте ДТП – видео с регистратора может стереться, не записаться, на нём может быть не видна вся картина происходящего, тогда выручат записи с наружных камер,
  3. свидетели – они могут видеть всю картину происшествия от начала до конца, но всё же не являются безусловной гарантией установления истины, так как суды их показаниям верят далеко не всегда,
  4. фотографии места ДТП и повреждений,
  5. экспертиза – распространенный способ, но не всегда надежный, ведь, сколько экспертов – столько и мнений. Да и экспертиза проводиться будет по материалам дела, а дело без указанных в первых трёх пунктах доказательств выиграть очень сложно.
Читайте также:  Почему прерванный половой акт нельзя использовать для контрацепции?

Важно, всё это надо делать сразу. По возможности, сразу на месте ДТП нужно искать водителей, у которых есть регистратор, искать свидетелей, смотреть, где есть камеры видеонаблюдения, фотографировать место происшествия (автомобили с привязкой к местности и стационарным объектам, осколки, следы на дороге, повреждения авто). О выемке видео с наружных камер нужно ходатайствовать перед инспекторами. Доказательства, которые подтверждают вашу невиновность, следует в дальнейшем приобщить к материалам дела.

ДТП на парковке, виновник скрылся что делать?

Некто, проезжая через двор, где стояла машина, зацепил ее, но скрылся с места ДТП. В этом случае пострадавший вправе обратиться в ГИБДД с заявлением о происшествии. Виновный в аварии автомобиль будет объявлен в розыск. И наверняка найдутся свидетели, а еще лучше видеокамеры, или видеорегистраторы, которые зафиксировали факт ДТП. Пострадавший автовладелец также вправе обратиться в страховую компанию, и она ему выплатит страховую компенсацию, потому что данный случай является страховым. Потом страхователь востребует эти деньги с водителя — виновника данной аварии.

Стремление скрыться с места происшествия – не лучший выход из положения, потому что нарушитель рано или поздно будет обнаружен, и его ждет наказание в виде лишения водительских прав, денежного штрафа, или тюремное заключение на 15 суток.

Таким образом, гражданская автоответственность действует, если в дорожной аварии задействованы более двух машин. Материальный ущерб выплачивается пострадавшей стороне со страховки водителя, виновного в аварии. Поэтому в поиске виновника должна быть заинтересована именно пострадавшая сторона.

Процесс оформления аварии

Важно уделить много внимания правильному оформлению ДТП на парковке. От этого зависит возможность получения компенсации от страховой компании. После столкновения выполняются участниками следующие действия:

  • первоначально надо остановить машины и выставить знаки аварийной остановки;
  • оба участника должны включить аварийку на автомобилях;
  • далее следует изучить все имеющиеся повреждения, так как нередко они полностью отсутствуют, поскольку на парковке обычно машины двигаются с маленькой скоростью;
  • машины фотографируются, чтобы не возникало сложностей с составлением схемы ДТП;
  • определяется виновник аварии, после чего пострадавший должен узнать о нем максимум информации, поэтому записывается его ФИО, личные данные и номер ТС;
  • если у сторон отсутствуют разногласия, то оформление ДТП на парковке может осуществляться без приглашения инспекторов ДТП, для чего автовладельцами формируется европротокол;
  • если виновник аварии скрывается или не желает признавать свою вину, а также при наличии разногласий между участниками требуется вызывать сотрудника ГИБДД;
  • об аварии требуется сообщить страховой компании, для чего можно воспользоваться телефонным звонком;
  • до приезда автоинспектора не допускается покидать место аварии или каким-либо образом перемещать автомобили;
  • важно убедиться, что второй участник ДТП не пытается переместить предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • после приезда автоинспектора происходит составление протокола и схемы ДТП, причем в этом процессе надо принимать каждому автовладельцу непосредственное участие;
  • при необходимости можно воспользоваться помощью очевидцев.

Особенно много внимания уделяется составлению схемы, в которой отражается, в каких направлениях двигались автомобили, как произошло столкновение, а также изображаются другие элементы, имеющие отношение к аварии.

Как определяется виновник?

Нередко именно на парковке возникают ситуации, когда оба автовладельца утверждают, что не являются виновниками. При таких условиях часто возникает вопрос о том, кто виноват. ДТП на парковке в этом случае оформляется только с помощью работника ГИБДД, так как у автовладельцев имеются серьезные разногласия.

Для определения виновника автоинспектор пользуется разными возможностями:

  • осматриваются автомобили, которые были остановлены водителями сразу после столкновения;
  • изучаются записи с камер видеонаблюдения, которые имеются практически на каждой крупной парковке;
  • оцениваются показания свидетелей, при которых произошла авария.

На основании полученных данных сотрудник ГИБДД легко определит, кто действительно виновен в происшествии. Обычно виновник даже не осознает, что действительно нарушил ПДД, так как даже при движении по парковке должны соблюдаться все правила, но не все водители знают об этом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *