Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафа за отсутствие лицензии такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Обжалование штрафа таксисту
Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.
Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:
- Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
- Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
- Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
- Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
- Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.
Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.
Как избежать штрафов работая в такси?
Несмотря на то, что в ряде случаев взыскания удается отменить, или заплатить только половину, пользуясь скидками и выплачивая штрафы своевременно, в идеале стоит стремиться к тому, чтобы не сталкиваться с ними вовсе. Пожалуй, многие таксисты задаются вопросом касаемо того, как нужно себя вести, чтобы не сталкиваться с проблемами на дорогах. На самом деле, все вполне закономерно и просто.
Многие люди, особенно те, что работают нелегально, предлагая услуги частного извоза самостоятельно, даже не задумываются о том, что это тоже работа, которая требует соблюдения правил. Для многих штрафы за различные нюансы такого рода становятся настоящим шоком из-за банального незнания правил. Так что в первую очередь стоит отметить необходимость изучения правовых норм и законов — это с ходу снимет многие вопросы. А уже изучив законы и правила, необходимо удостовериться в том, что вы их соблюдаете.
Изучив, за какие нюансы вас могут оштрафовать, обзаведитесь шашками и наклейками для такси, необходимыми для работы. Также следует получить лицензию, заранее приобрести детские кресла, если вы собираетесь возить и детей в том числе. В салоне необходимо разместить необходимую информацию о том, кто предоставляет услуги, и так далее. То есть, полноценная подготовка автомобиля к работе в такси решит массу проблем. И если вы получаете автомобиль для работы от компании в аренду, также необходимо проверить наличие всех необходимых элементов. Стоит отметить, что обеспечить все необходимое должна сама компания, которая предоставляет автомобили для работы в такси в аренду. Сам работник не обязан покупать и устанавливать шашки, заботиться о необходимой оснащенности автомобиля. При этом необходимо внимательно читать договор с компанией, чтобы потом не сталкиваться с неожиданными обязанностями.
Подготовив автомобиль и необходимые документы, вы можете начинать работать, не опасаясь штрафов. Однако не стоит забывать о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения.
А если вы все же получили необоснованный штраф, смело оспаривайте его. Ведь при обоснованных претензиях в жалобе, при детальном изложении обстоятельств ваши шансы на победу будут достаточно велики. Не стоит пасовать и сдаваться: если вы твердо вознамерились заниматься извозом, подобный опыт будет полезным, ведь недоразумений на дорогах всегда возникает много, и вам просто необходимо научиться решать их. А если подобные вещи вас пугают или отвращают, стоит сразу отказаться от идеи работать в данной сфере.
Кроме того, чтобы исключить штрафы за незаконную работу или неподготовленность автомобиля для подобной деятельности, необходимо перестать относиться к «таксованию» как к возможности подработать денек на текущие нужды. Современные законы таковы, что взяв под желание подработать пару пассажиров, вы можете потерять куда более существенную сумму из-за штрафов, обрести массу неприятных проблем.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
Российское законодательство не предусматривает оплату за оформление лицензии. Но местные органы власти могут по своему усмотрению устанавливать государственный сбор. Поэтому информацию относительно того, за сколько можно купить лицензию на такси, следует узнавать в транспортном департаменте того региона, где она оформляется.
В Москве и Московской области документ выдается бесплатно. Автовладельцу надо только оплатить госпошлину за открытие ИП. Исключение составляет обращение за помощью в компании, оказывающие посреднические услуги по лицензированию. Здесь тарифы за оформление разрешения на пассажироперевозки могут достигать 10 тысяч рублей.
Автовладельцу, кроме оплаты лицензии, придется выделить деньги на:
- технический осмотр автомобиля;
- страховку;
- нанесение опознавательной разметки;
- приобретение необходимого оснащения (рация, таксометр и т. п.);
- оклейку машины, если цвет кузова не соответствует требованиям.
С учетом всех расходов сделать лицензию на такси будет стоить около 30 тысяч рублей. В эту сумму входит также оформление ИП или ООО. Как уже было сказано выше, разрешение действительно на протяжении 5 лет, а затем его можно продлить или переоформить, совершенно бесплатно. Необходимость в переоформлении может возникнуть, если изменились:
- регистрационный номер автомобиля;
- наименование юрлица или место его нахождения;
- ФИО индивидуального предпринимателя, его адрес регистрации.
Преимущества официального разрешения
Получив лицензию на частный извоз, водитель, в первую очередь, обеспечивает свою защиту от штрафных санкций, в том случае, если его транспортное средство соответствует всем нормам и требованиям. Кроме этого, с лицензией проще заполучить доверие крупных компаний, которые заказывают такси для своих сотрудников и клиентов в различных рамках трансферта. Такая возможность гарантирует регулярное сотрудничество, а значит, и больший доход.
Кроме того, при официально выданном разрешении можно и нужно отстаивать свои законные права в случае незаконных претензий нелегальных водителей, которые не всегда лояльны к конкуренции.
В большинстве случаев их претензии признают необоснованными, а действия – незаконными, что повлечёт за собой административное, а иногда и уголовное наказание.
Штрафы такси в 2022 году.
Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций.
Работу в сфере пассажирских перевозок регулируют три действующих нормативных документа:
- ФЗ № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- ФЗ № 69 «О такси».
- ФЗ № 54 «Об онлайн-кассах».
Как получить лицензию?
Лицензию на пассажирские перевозки в такси оформляют государственные органы (Минтранс) или компании по предоставлению таких услуг. Стоимость от 4 000 до 10 000 рублей. Потому наш таксопарк «КешТакси» рекомендует тщательно выбирать посредника, чтобы не переплачивать.
Если водитель уже является частным предпринимателем, то можно сразу подать заявку на оформление разрешения. Процесс занимает 30 дней.
Подготовьте автомобиль для получения лицензии:
- установите программу для расчета стоимости поездки;
- выполните оклейку автомобиля по стандартам такси;
- установите лайтбокс;
- проверьте ремни безопасности;
- установите детское кресло для перевозки детей младше 12 лет.
Если ИП пока не зарегистрировано, то заполните заявление Р21001 и подайте в налоговую. Сделать это можно даже онлайн. Открытие занимает 3 рабочих дней. Для работы в такси подойдет упрощенная система налогообложения при доходе менее 150 млн рублей в год. Такой подход поможет сэкономить на уплате налогов, которые составят 6% дохода.
Работа по ИП с лицензией имеет много преимуществ:
- подключение к сервису Яндекс.Такси на прямую;
- возможность работать на своей машине;
- не нужно платить комиссию таксопарка;
- получение официального источника дохода.
Ведение таксомоторной деятельности – высокая ответственность. Государство предъявляет такси жесткие требования. Для повышения качества услуг, гарантии безопасности клиентам таксомоторных служб, участникам дорожного движения, законодательство установило ряд требований к транспортным средствам, эксплуатируемым для коммерческих пассажирских перевозок.
Главные требования:
- Наличие цветографической разметки. Автомобиль оклеивается согласно нормам ГОСТу. На кузов наносятся светоотражающие серая, желая полосы, пояс «шашечки». Водителей штрафуют за неправильную оклейку
- Наличие опознавательного фонаря. Оранжевый фонарь – основной атрибут. По бокам от фонаря разрешается размещать рекламу
- Соответствие цветовой гамме, установленной конкретным регионом. Разрешение Минтранса выдается машине соответствующего цвета. В Москве оформляется для желтых авто, в Московской области – белых
- Таксометр. Счетчик рассчитывает стоимость поездки в зависимости от расстояния. Оборудование салона таксометров обязательно
Подведем итоги, транспортное средство должно быть определенного цвета, оклеено согласно правилам, с установленным таксометром, фонарем. Выполнив требования, водитель получит легальную лицензию.
Обратите внимание, есть требования к автомобилистам:
- действительное водительское удостоверение категории «В»
- действующая лицензия (оформляется для конкретного города, региона, действует 5 лет)
- прохождение предрейсового медицинского осмотра
- водительский стаж минимум три года
Кто платит штраф назначенный водителю такси?
В 2021 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.
Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.
Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.
Закон о такси 69: основные положения
Прежде всего под действие этого закона попадают не только таксопарки, но и любая компания-перевозчик, сотрудничающая с организациями или иными фирмами на корпоративной основе – например, имеющая экскурсионные автобусы или машины, которые развозят сотрудников компании по рабочим делам. Иными словами, за нарушения законодательства ответит именно таксопарк или перевозчик. О них сегодня и пойдет речь.
Начиная с 2019 года в основные положения закона о такси были внесены важные изменения:
- Отныне за нарушение закона и несоблюдение требований к пассажирским перевозкам таксопарки несут административную ответственность.
- Введены новые штрафы для служб такси – штрафы за отсутствие лицензии, штрафы за неправильное оформление автомобиля (не тот цвет, отсутствие фонаря или «шашечек»), штрафы за отсутствие онлайн-кассы, которая будет формировать чек для пассажира.
- Увеличен срок действия лицензии на такси – до пяти лет.
- Заявление на лицензию можно подавать в электронном виде, на сайте Госуслуг.
- Разрешены пассажирские перевозки между городами и даже между разными регионами.
- Внесены жесткие требования к оформлению автомобилей: пассажиры сразу должны видеть опознавательные знаки службы такси, чтобы не пользоваться услугами нелегальных таксистов и «бомбил», подвергая себя риску.
- Деятельность служб такси контролируют региональные органы власти.