Дорожный сбор в РБ в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорожный сбор в РБ в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Кто может получить льготы на оплату транспортного налога?

Ставки транспортного налога снижены:

  • на 50% – для пенсионеров, ветеранов и инвалидов I и II группы;
  • на 25% – для инвалидов III группы.

Не являются объектом налогообложения транспортные средства, год выпуска которых значится ранее 1 января 1992 года или в отношении которых дата регистрации не может быть установлена. Транспортный налог не будет взиматься в отношении транспортных средств, снятых с учета с 1 января до 1 июля 2021 года. Таким образом, это поможет привести базу учета транспортных средств в актуальное состояние.

Другие льготы по транспортному налогу действуют одинаково и для физических, и для юридических лиц:

  • 50% платят за механические транспортные средства, конструктивно предназначенные для перемещения опасных грузов.

Полностью освобождены от транспортного налога:

  • пассажирские транспортные средства общего пользования из списка Минтранса;
  • перевозчики, которые обязаны выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
  • автомобили медицинской помощи;
  • транспортные средства, специально оборудованные для перевозки инвалидов;
  • транспорт с надписью «Социальная служба», фактически занимающийся социальным обслуживанием населения;
  • республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы;
  • транспортные средства Вооруженных Сил, других силовых ведомств, а также специальный транспорт МЧС.

С 2024 года транспортный налог не взимается с юридических лиц, если 30% их сотрудников являются инвалидами.

Платить налог не нужно и владельцам электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.

Два способа узнать сумму транспортного налога

Напомним, что транспортный налог в Беларуси появился в 2021 году взамен пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Этот дорожный сбор не привязан к прохождению техосмотра.

Платить налог обязали физлиц, в том числе зарегистрированных в качестве ИП, за которыми в ГАИ числятся транспортные средства. Касается это не только белорусов, но и граждан других государств, лиц без гражданства. Если автомобиль передан в лизинг, то налог платит лизингополучатель.

Суммы, которые нужно внести в этом году автовладельцам, уже известны. Налоговая инспекция начала выставлять их плательщикам транспортного налога через ЕРИП, хотя официальное извещение еще должно прийти каждому владельцу до 1 сентября 2023 года.

Те, кто не хочет так долго оставаться в неведении и привык вовремя платить по счетам, уже могут ознакомится с причитающейся к оплате суммой. Как нам удалось выяснить, сделать это можно двумя способами – через ЕРИП или личный кабинет плательщика на сайте Министерства по налогам и сборам.

В первом случае можно подключиться к системе «Расчет» (ЕРИП) с помощью смартфона и выполнить несложные действия: пройти путь по вкладкам «Налоги»; выбрать нужный «Город, область, район»; налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика, на которого в ГАИ зарегистрирован автомобиль; определиться с видом платежа («Транспортный налог с физических лиц») и указать УНП (учетный номер плательщика) латинскими прописными буквами.

К слову, уточнить свой УНП можно на сайте Министерства по налогам и сборам (МНС), достаточно пройти по вкладкам: Сервисы/Государственный реестр плательщиков/Поиск физических лиц.

О причитающейся к уплате сумме транспортного налога можно осведомиться и непосредственно в «Личном кабинете плательщика», который вы наверняка ранее создали на сайте МНС.

Сколько будут платить физические лица

Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.

Читайте также:  Признание родства в судебном порядке это особый порядок
Вид транспорта Размер пошлины (руб.)
автомобиль массой не более 1,5 т 61
автомобиль массой от 1,5 до 1,75 т 81
автомобиль массой от 1,75 до 2 т 102
автомобиль массой от 2 до 2,25 т 122
автомобиль массой от 2,25 до 2,5 т 142
автомобиль массой от 2,5 до 3 т 162
автомобиль массой более 3 т 223
мотоцикл 40

Сколько надо платить (таблица)

Один из главных нюансов — это вес автомобиля.

Они прописаны в приложении 27 к Закону Республики Беларусь №72-3 «Об изменении налогового кодекса» от 29 декабря 2020 года.

Платить нужно раз в год — не позднее 15 ноября.

Самые актуальные ставки по всем существующим категориям для максимального удобства мы отразили в развернутой таблице.

Таблица широкая, на смартфонах протягивайте ее влево для полной просмотра.

Ставки для физических лиц: Ставки для юридических лиц:
Максимально разрешенная масса Цена за год, BYN Максимально разрешенная масса Цена за год, BYN
Автобус с числом посадочных мест
до 20 включительно 244 278
от 21 до 40 включительно 345 394
свыше 40 447 510
Легковой автомобиль
не более 1,5 тонны 61 не более 1 тонны 162
более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонн 81 более 1 тонны, но не более 2 тонн 209
более 1,75 тонн, но не более 2 тонн 102 более 2 тонн, но не более 3 тонн 255
более 2 тонн, но не более 2,25 тонн 122 более 3 тонн 325
более 2,25, но не более 2,5 тонн 142
более 2,5, но не более 3 тонн 162
более 3 тонн 223 более 3 тонн
Прицеп не более 0,75 тонны 41 116
Прицеп более 0,75 тонны 223 278
Прицеп-дача (караван) 41 116
Грузовой автомобиль
не более 2,5 тонны 162 278
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 345 394
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн 447 510
более 12 тонн 508 580
Прочее
Мотоцикл 41 70
Седельный тягач 406 независимо от разрешенной максимальной массы 464

Льготы по уплате транспортного налога

В отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы, при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории, ставка транспортного налога снижена на 25% (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от уплаты транспортного налога, либо ставка транспортного налога применяется в размере 50 процентов от установленной ставки). В отношении таких типов транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, транспортного средства, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иного транспортного средства, зарегистрированных за указанными лицами, – при наличии действительного водительского удостоверения любой категории ставка транспортного налога снижена на 25 — 50% .

Как рассчитывается сумма налога?

По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.

Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

Расчет транспортного налога

Для организаций расчетный период для подсчета транспортного налога — один календарный год. Рассчитывается налог, исходя из ставки налога и числа транспортных средств. Ставки установлены в п. 1 приложения 27 к Налоговому кодексу РБ. Они указаны в белорусских рублях, на их размер влияет максимальная разрешенная масса и вид транспортного средства. Размер ставок для автобусов зависит от количества посадочных мест.

Объект налогообложения у организации может появиться в течение года. В этом случае расчет транспортного налога нужно делать с 1-го дня месяца, следующего за месяцем, в котором проведена государственная регистрация. Начисление налога останавливается с 1-го числа месяца, наступившего после месяца, в котором транспортное средство сняли с учета.

Налоговую декларацию организации обязаны отсылать в налоговые органы не позже 20 февраля года, следующего за завершившимся налоговым периодом.

Читайте также:  Управление социальной защиты населения

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Вариант 1 – ежемесячная уплата дорожного налога

Первый из вариантов давно обсуждаемый – это ежемесячная уплата сбора за допуск к участию в дорожном движении, позволяющая автовладельцу осуществлять платеж только в тот период, в котором он использует дорожную инфраструктуру страны, т.е. фактически пользуется автомобилем. Инициаторы даже предлагали снижение размера уплаты на 20% при оплате за календарный год.

Данная концепция давно обсуждалась в кругах автовладельцев. О вводе такой системы сбора дорожного налога с 1 апреля 2019 года даже сообщали должностные лица разного уровня. Но в последствии стало понятно, что техническая база контроля за уплатой данного сбора не готова заработать в указанные сроки. Кроме того, многочисленные автовладельцы, прежде всего пенсионеры, которые пользуются автомобилем лишь несколько раз в году были возмущены, тем, что за одно-двух разовый проезд по автодорогам должен оплачиваться наравне с теми кто пользуется транспортным средством ежедневно.

Транспортный налог (дорожный сбор) в 2019 году – государственная пошлина, взимаемая за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении, обязательная к уплате физическими и юридическими лицами, владеющими транспортными средствами. Основная его цель – финансирование ремонта и строительства дорог в РБ. Уплата данного налога – обязательное условие прохождение государственного техосмотра транспортных средств. (Закон Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013)

Позиция правительства по вопросу дорожного сбора для юридических лиц

Правительство Беларуси высказало свою позицию по введению новых правил дорожного сбора для юридических лиц в 2024 году. Решение было принято с целью улучшения состояния и инфраструктуры дорог, а также обеспечения безопасности на дорогах страны.

Изначально, введение дорожного сбора вызвало споры и обсуждения среди представителей бизнес-сообщества и правительства. Однако, правительство выразило свою уверенность в том, что новые правила помогут повысить качество и безопасность дорожной сети Беларуси.

Согласно новым правилам, юридические лица будут обязаны уплачивать дорожный сбор на основе использования дорогами. Размер сбора будет зависеть от веса и типа транспортного средства, а также расстояния, пройденного по дорогам страны.

Правительство утверждает, что введение дорожного сбора для юридических лиц поможет увеличить доходы государства, которые будут направлены на модернизацию и развитие дорожной инфраструктуры. Это, в свою очередь, позволит улучшить безопасность и комфортность передвижения по дорогам Беларуси.

Вес транспортного средства Размер дорожного сбора
до 3,5 тонн 10 евро
более 3,5 тонн 20 евро

Учитывая растущую интенсивность транспортного движения и необходимость обеспечения ремонта и строительства новых дорог, правительство считает, что введение дорожного сбора для юридических лиц является необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития транспортной системы страны.

Ожидается, что введение нового дорожного сбора будет иметь положительный эффект на качество дорожного покрытия, а также обеспечит финансовую базу для ремонта и строительства новых дорог в Беларуси.

Сколько придется платить?

Повышение платы за пользование дорогами Литвы будет минимальным для новейших большегрузов стандарта Евро-6, но очень серьезным для наиболее загрязняющих окружающую среду транспортных средств. До сих пор плата за пользование дорогами для автомобилей массой до 3,5 т составляла 6 евро в день, 14 евро в неделю, 28 евро в месяц и 304 евро в год, причем ставки не дифференцировались в зависимости от уровня выбросов или количества осей.

«С 1 января 2024 года ежедневная виньетка для грузовика, соответствующего стандарту выбросов Евро-6 (разрешенной максимальной массой до 3,5 т – прим. ред.), увеличится в среднем на 19 проц. и составит 7 евро в день, 17 евро в неделю, 34 евро в месяц и 365 евро в год», – сообщило литовское министерство.

Для класса выбросов Евро 0 стоимость виньетки увеличится в среднем на 167 проц., до 16 евро в день, недельная виньетка будет стоить 38 евро, месячная – 75 евро, а годовая – 810 евро.

Читайте также:  Выплаты при рождении второго ребенка в 2024 в Беларуси

С грузовиков массой более 12 т будет взиматься плата в размере 13 евро в день, 31 евро в неделю, 62 евро в месяц и 660 евро в год. Для категории Euro 0 ежедневная виньетка будет стоить 29 евро, недельная – 67 евро, месячная – 137 евро и годовая – 1382 евро. Для этой категории цена виньетки Euro 6 увеличится в среднем примерно на 10 проц., а Euro 0 – примерно на 93 проц.

Например, владелец большегрузного автомобиля с самым низким стандартом выбросов, массой более 12 тонн и имеющего не менее четырех осей, в следующем году должен будет заплатить ежегодный сбор в размере почти 3,1 тыс. евро вместо прежних 753 евро.

Грузовой автопарк и дороги

Парк грузовых автомобилей Литвы насчитывает 73 тыс. единиц. Он является одним из самых современных в Европе. Примерно 80 проц. из них соответствуют стандарту Евро 6. Однако они используются для международных перевозок – на внутренних перевозках преобладают грузовики стандарта Евро 0-3 (около 84 проц.).

По оценкам властей, стоимость износа дорог в результате работы тяжелого транспорта составляет около 55 млн. евро в год. Дорожная сеть Литвы включает 19 магистральных дорог общей протяженностью около 1,7 тыс. км, за проезд по которым в настоящее время взимается плата в размере 53 млн. евро в год. Новый дорожный налог увеличит государственный бюджет на 30-40 млн. евро в год.

Порядок прохождения техосмотра автомобиля в Беларуси

Новые правила при прохождении техосмотра, анонсированные в январе 2024 года в проекте указа по изменению системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, вступили в силу с 1 января 2024 года. Дорожный сбор отменили, теперь он не связан с прохождением техосмотра. Теперь за пользование дорогами автовладельцам придется платить новый транспортный налог.

Проверка тормозной системы включает визуальный осмотр целостности тормозной системы (следы подтекания тормозной жидкости), износ, расслоение резиновых патрубков. Эффективность действия стояночного тормоза. Равномерность усилия тормозных механизмов на колеса, при разности тормозных сил колес на одной оси более 30 % автомобиль считается не исправным.

Пошаговая инструкция растаможки авто из Белоруссии

Растаможка автомобиля из Белоруссии требует выполнения следующих действий:

  1. Гражданин выполняет оценку транспортного средства. Узнать информацию необходимо для того, чтобы понимать, какое количество денежных средств потребуется потратить на прохождение растаможки.
  2. Лицо вносит депозит. Действие необходимо провести до начала растаможки. Сумму перечисляют в адрес таможни. Допустимо предоставление большего количества средств. Избыток можно вернуть. Перечисление производится банковским переводом. Плательщику предоставят расписку. Она выступает подтверждением факта внесения денежных средств.
  3. Человек пересекает границу и направляется в таможенный пункт по месту регистрации. Здесь нужно обратиться к представителям службы и сообщить о желание ввезти автомобиль в РФ для личного пользования. Машину осмотрят и проверят документы.
  4. Выполняется оформление декларации. Бумаги помогут подготовить представители таможенной службы.
  5. Если в процессе проверок не было найдено нарушений, лицу выдадут документацию, предварительно проставив на ней подписи и печати.
  6. Потребуется обратиться в подразделение ГИБДД РФ и поставить авто на учёт. Обращаться можно в любое подразделение. Пройдя процедуру оформления, лицо сможет легально использовать автомобиль из Белоруссии и совершать с ним юридически значимые операции.

Порядок исчисления налога

Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).

При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена государственная регистрация транспортного средства;

  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за I квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за II квартал;
  • на 1 июля текущего года – за III квартал.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *