Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора.

В соответствии с указанным законом прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.

Предусмотрен также и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокуроров и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с честностью, неподкупностью и справедливостью.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу в торжественной обстановке, в условиях гласности. Присяга с подписью хранится в его личном деле. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга. Генеральный прокурор РФ требует, чтобы все участки прокурорского надзора были укомплектованы принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками.

Неправильное исполнение и злоупотребление своим служебным положением влекут за собой тяжкие последствия.

Прокурор за время службы не должен проявлять такие качества, как черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость.

В любом случае и при любых обстоятельствах необходим строгий контроль со стороны руководства за деятельностью подчиненных.

Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям. Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка.

Необходимое для прокурора профессиональное качество – это инициативность. Должность прокурора у граждан должна всегда связываться с понятием справедливости.

Генеральный прокурор РФ в своих приказах указывает на недопустимость проявления со стороны работников прокуратуры предвзятости и произвола при расследовании уголовных дел, необъективности при рассмотрении жалоб, заявлений, сообщений и других обращений граждан.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ (п. 1 ст. 14 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ (п. 2 ст. 14).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ (п. 3 ст. 14).

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников (п. 4 ст. 14).

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (п. 5 ст. 14).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором (п. 6 ст. 14).

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (п. 2 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей (п. 3 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ назначается сроком на 5 лет (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

У Генерального прокурора РФ имеются первый заместитель и заместители. В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В случае если отсутствуют и Генеральный прокурор РФ, и его первый заместитель или исполнение ими своих обязанностей невозможно, обязанности Генерального прокурора исполняет один из его заместителей в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями (ст. 13 «О прокуратуре РФ»).

Назначение на должность и освобождение от должности происходит на основании ст. 40.5 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Федерации. Им же назначаются и освобождаются от должности заместители прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Читайте также:  Налог на землю для пенсионеров в 2023 году и список льгот

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры имеют полномочия назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Надзорно-проверочные полномочия прокуроров

Базовой нормой, определяющей права прокуроров при осуществлении надзорных функций, является ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ». В данной статье закреплены и достаточно подробно раскрыты основные полномочия прокуроров применительно к надзору за исполнением законов и законностью правовых актов. Для других отраслей закон (ст.ст. 27, 30, 33) уточняет их и конкретизирует, а также предусматривает дополнительные права, связанные со спецификой проверкой исполнения законов в каждой отрасли прокурорского надзора.

Как было указано при рассмотрении первого вопроса данной темы, полномочия прокурора и других субъектов надзорной деятельности – это их конкретные права в сфере осуществления прокурорского надзора, сущность которого составляет проверка исполнения законов конкретными поднадзорными объектами – органами и должностными лицами. Реализация данной функции должна быть обоснована поступившей в органы прокуратуры информацией «о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Сведения о возможных или имевших место нарушениях закона органы прокуратуры могут получать из поступающих заявлений, жалоб и иных обращений граждан или организаций, из публикаций в СМИ, из материалов уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел, и из других источников.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки» (п. 2, 3 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При этом допускается изменение предмета проводимой проверки в случаях, если в ее ходе получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки. В такой ситуации прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета проводимой проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертноаналитических функций.

Закон ограничивает срок проведения проверки 30 календарными днями со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором РФ или уполномоченным им заместителем.

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено, например, при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки; если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, а также в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения проверки в пределах срока ее проведения.

В случаях приостановления проведения проверки ее общий срок не может превышать 6 месяцев. Но по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя в исключительных случаях срок приостановления проверки может быть еще продлен, но не более чем на 6 месяцев.

Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, вызвавших ее приостановление.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Соответствие законам правовых документов

Правовые акты, которые издают поднадзорные объекты, должны находиться в полном соответствии с законами. Правовые документы в пределах своих полномочий издают органы государственной власти, органы на местах, учреждения государственного и негосударственного порядка. Если в правовом акте наблюдается отступление от норм закона, значит нарушаются право того, на кого направлен закон. Прокуратура выявляет незаконные акты, принимает меры к их отмене и устранению последствий.

Вывод

Объектом общего надзора является широкий круг органов, учреждений, организаций, должностных лиц. В поле прокурорского надзора не попадают судебная система, Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ и отдельные граждане.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Надзорное производство

НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — это стадия уголовного процесса, в которой суд рассматривает уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Стадия надзорного производства — это исключительная (факультативная) стадия уголовного процесса.

Основная цель данной стадии заключается в том, что она обеспечивает правильное применение закона, исправляя ошибки, связанные с необоснованными и незаконными судебными решениями.

Тем самым предотвращает нарушение прав и свобод человека и гражданина, восстанавливает справедливость и выполняет основные задачи уголовного судопроизводства.

Самой главной целью данной стадии является исправление приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

Данная стадия реализует право подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, его представителя, а также прокурора ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.

Рассмотрение дел в порядке надзора является гарантией охраны прав и интересов граждан, поскольку позволяет проверить законность и обоснованность уже вступивших в законную силу судебных решений и исправить допущенные ошибки.

При надзорном производстве действует правило о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, которое заключается в том, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Сущность надзорного производства заключается в том, что уполномоченные на то органы могут проверить приговор на состояние законности и обоснованности, но при наличии оснований для этого.

Читайте также:  Как оформить возврат от покупателя

Основанием для проверки законности и обоснованности судебного решения в надзорном порядке является только надзорное представление и надзорная жалоба, т. е.

, если свое право реализует подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, то ходатайства данных участников именуются надзорными жалобами, ходатайство прокурора именуется надзорным представлением.

Поводами для возбуждения надзорного производства могут быть любые сведения, из которых становится известно о незаконности или необоснованности приговора. При этом опротестование в порядке судебного надзора не ограничено никакими сроками, в отличие от кассационной и апелляционной инстанции.

  • В порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных надзорных инстанциях, а в кассационном порядке дело может быть рассмотрено только один раз в одной судебной инстанции.
  • В порядке надзора могут быть пересмотрены приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, постановления, вынесенные судьей при назначении судебного заседания, кассационные определения, постановления, вынесенные в стадии исполнения приговора, постановления нижестоящих надзорных инстанций.
  • Данная стадия включает следующие этапы:
  • 1) рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного акта;
  • 2) истребование и изучение уголовного дела с целью решить вопрос об опротестовании судебного акта или об отказе в этом;
  • 3) принесение протеста;
  • 4) рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
  • 5) принятие решетя.

Надзорное производство сходно с кассационным. У данных стадий судебного производства общие задачи, цели, основания для отмены или изменения приговора, ряд общих правил проверки законности и обоснованности приговоров.

У кассационного производства предметом проверки является судебное решение, не вступившее в законную силу, а у надзорного предмет проверки — судебное решение, вступившее в законную силу.

В кассационной инстанции соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в надзорной судебное решение может быть пересмотрено неоднократно.

Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам (производство в надзорной инстанции) Предисловие

Особенность
правовой системы Российской Федерации,
а может быть, ее уникальность, заключается
в том, что она предусматривает возможность
пересмотра судебного решения, вступившего
в законную силу, не только в порядке
возобновления производства по уголовному
делу ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств, как это принято в других
правовых системах, но и в порядке
судебного надзора вышестоящего суда
за деятельностью нижестоящих судов, по
достаточно широкому кругу оснований.

В
уголовном судопроизводстве институт
надзорного производства функционирует
почти девять десятилетий и за этот
период зарекомендовал себя как достаточно
эффективное внутригосударственное
средство правовой защиты законных прав
и интересов граждан. Видимо, поэтому
законодатель сохранил данный институт
и в новом Уголовно-процессуальном
кодексе РФ.

Как
известно, Конституционный Суд РФ,
проверяя конституционность отдельных
процессуальных норм, регламентирующих
производство в надзорной инстанции,
неоднократно констатировал соответствие
в целом института надзорного производства
Конституции РФ, которая на территории
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу. В связи с этим
представляются совершенно неактуальными
и беспочвенными имеющие порой место
рассуждения о бесперспективности стадии
надзорного производства в уголовном
судопроизводстве.

Глава
48 УПК РФ, регламентирующая порядок
производства по уголовным делам в
надзорной инстанции, вступила в действие
с 1 января 2003 г. В новом законодательстве
надзорное производство претерпело
весьма существенные изменения.

Законодатель,
вероятно, не без влияния на него судебной
практики Европейского суда по правам
человека, в принципе изменил порядок
возбуждения надзорного производства
и впервые со времени учреждения этого
правового института регламентировал
такой порядок в законе. В частности,
закон лишил прокурора права возбуждения
надзорного производства, уравняв, таким
образом, его процессуальные полномочия
с правами иных участников уголовного
судопроизводства.

Наряду
с этим законодатель значительно расширил
круг лиц, наделенных такими полномочиями,
за счет предоставления права возбуждения
надзорного производства (помимо тех
должностных лиц суда, которые этим
правом обладали ранее) каждому судье
суда надзорной инстанции. При этом
нормативно определена и разграничена
компетенция судьи и руководителя суда
надзорной инстанции на этапе рассмотрения
надзорных жалобы или представления.

В
законе обозначены требования, предъявляемые
к надзорному ходатайству. На надзорное
производство распространяется действие
принципов состязательности и равноправия
сторон, презумпции невиновности и права
на защиту.

Ограничено право субъекта
обжалования на повторное обращение с
надзорным ходатайством в суд надзорной
инстанции, ранее принявший решение об
оставлении жалобы или представления
без удовлетворения.

Разумеется, это
далеко не полный перечень нововведений
законодателя в процедуру пересмотра
судебного решения, вступившего в законную
силу.

Актуальность
настоящего научно-практического пособия
обусловлена уже самим фактом изменения
уголовно-процессуального законодательства
в части пересмотра судебных решений,
вступивших в законную силу, что, в свою
очередь, предопределяет и необходимость
теоретического осмысления и практического
освоения принципиально новых положений,
применяемых судами в этой стадии
уголовного процесса. Тем более что
многие положения процедуры пересмотра
вступившего в законную силу судебного
решения урегулированы законодателем
не совсем удачно, что создает известные
трудности в правоприменительной
деятельности.

Комментируя
отдельные процедуры и этапы стадии
надзорного производства, автор имел
целью предложить свое видение путей
разрешения некоторых проблемных
вопросов, возникающих в правоприменительной
практике и в теории уголовного процесса.

Издание
содержит приложения, в которых приведены

примерные образцы
документов и процессуальных решений,
принимаемых в стадии надзорного
производства, а также
литература,
рекомендуемая для более обстоятельного
изучения этой стадии уголовного процесса.

В
книге широко использована новейшая
судебно-надзорная практика Президиума
Верховного Суда РФ.

Хочется надеяться,
что предлагаемое научно-практическое
пособие поможет судьям судов надзорной
инстанции, на которых в первую очередь
и рассчитана эта книга, глубже изучить
надзорное производство, что, в свою
очередь, позволит разрешить им многие
практические вопросы, возникающие при
применении процессуальных норм главы
48 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный
кодекс РФ в издании приведен в редакции
по состоянию на 1 октября 2005 г.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

  • правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
  • процедурные нарушения должны отсутствовать.

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.
Читайте также:  Родовой сертификат в 2023 году: что это, зачем нужен и что дает, права роженицы

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • отмена и прекращение производства;
  • возврат без рассмотрения по существу (ст.412.4);
  • изменение документа;
  • отмена и передача для нового разбирательства.

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Что должно содержаться в надзорной жалобе


Сведения, подлежащие включению в текст жалобы, направляемой в Президиум ВС РФ, приводятся в ст. 412.3 УПК РФ. В ней обязательно следует указать:

  1. Полное наименование органа ВС РФ, уполномоченного ее рассматривать.
  2. Информацию о гражданине, намеренном проверить законность судебного решения (Ф.И.О., адрес постоянного или временного проживания, его статус в уголовном процессе).
  3. Сведения о судах, в производстве которых находилось дело на инстанциях прежних уровней (первой, апелляционной, кассационной), а также сущность вынесенных ими решений.
  4. Какие конкретно решения подлежат пересмотру.
  5. Основания, в соответствии с которыми приговор должен быть проверен на законность со ссылками на положения нормативных актов. Также следует привести доводы, которые убеждают в наличии этих оснований.
  6. В чем состоит просьбы гражданина.

Эти требования относятся и к надзорному представлению, подаваемому прокурором.

В надзорном порядке также допускается подача жалобы гражданина, не принадлежащего ни к какой из сторон дела. В таком случае он должен изложить, какие его интересы затрагивает вступивший в силу вердикт суда.

Надзорная жалоба подлежит подтверждению подписью лица, которое ее подает. В случае предъявления представления прокурором оно подписывается лично им самим либо его заместителем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *