Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознаватель – кто это и чем занимается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно определению из ст. 5 УПК РФ, дознаватель МВД — это должностное лицо полиции, уполномоченное проводить следственные действия по административным правонарушениям (АП), а также по уголовным делам (УД) легкой и средней тяжести, наказание за которые предусматривает не более 5 лет лишения свободы.
Как правило, вышеуказанный сотрудник полиции служит в специальном отделе дознания ОВД. При этом в отдельных ситуациях, когда штатные дознаватели территориального подразделения полиции перегружены работой (или, наоборот, находятся в отпуске/на больничном), их функции частично имеют право выполнять оперативные сотрудники других отделов ОВД.
Однако в последнем случае существует жесткое ограничение — функции дознавателя по конкретному УД не может исполнять тот оперативный сотрудник полиции, который ранее уже привлекался к проведению оперативно-розыскных мероприятий по этому же делу.
Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:
- Рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях.
- Принятие решения по итогам проверки.
- Возбуждение уголовных дел.
- Производство процессуальных действий.
- Приостановление преследования, если имеются основания.
- Прекращения процесса дознания.
- Отправка материалов по подследственности или прокурору.
Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.
Последствия проведения дознания
После подтверждения вины подозреваемого составляется обвинительный документ – это основное последствие следственных мероприятий. Официальная бумага утверждается руководителем территориального подразделения судебных приставов, после чего передается прокурору. Если это должностное лицо поддерживает выдвинутое обвинение, все материалы передаются в официальную инстанцию.
По результатам дознания суд выносит приговор, порождающий санкции, предписанные уголовным законодательством. К примеру, при злостном уклонении от алиментных платежей должник может столкнуться со штрафом, обязательными работами, условным, реальным сроком лишения свободы. Наличие судимости станет препятствием при устройстве на перспективную должность, создаст проблемы с репутацией.
Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.
Полномочия дознавателей органов внутренних дел:
- проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
- принятие решения по результатам проверки, при необходимости – возбуждение уголовных дел;
- производство процессуальных действий по делу;
- прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
- приостановление дознания;
- направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания – прокурору.
Форма предварительного расследования
Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования
О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.
Комментарии к ст. 41 УПК РФ
1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.
2. Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.
3. По общему правилу под понятиями «орган внутренних дел», «орган Федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий к ст. 40 УПК) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.
———————————
Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.
4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.
5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего составов органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ).
———————————
См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции», в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. А п. 5 ст. 10 того же Закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.
7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением круга его должностных прав и обязанностей).
8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) .
———————————
См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43; и др.
9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.
10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о дознании нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.
11. Налицо два вида отношений:
1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности входит осуществление функций этого учреждения ;
———————————
В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.
2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим, ему подчиненным, сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которого не включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40 УПК).
———————————
В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.
12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Различия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.
13. Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.
14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.
15. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.
Последствия проведения дознания
После подтверждения вины подозреваемого составляется обвинительный документ – это основное последствие следственных мероприятий. Официальная бумага утверждается руководителем территориального подразделения судебных приставов, после чего передается прокурору. Если это должностное лицо поддерживает выдвинутое обвинение, все материалы передаются в официальную инстанцию.
По результатам дознания суд выносит приговор, порождающий санкции, предписанные уголовным законодательством. К примеру, при злостном уклонении от алиментных платежей должник может столкнуться со штрафом, обязательными работами, условным, реальным сроком лишения свободы. Наличие судимости станет препятствием при устройстве на перспективную должность, создаст проблемы с репутацией.
Характеристика профессии
Для тех, кто думает о карьере, стоит приготовиться жертвовать своим личным временем, а иногда и жизнью. К своим обязанностям нужно относится ответственно, так как от этого будет зависеть мнение руководства.
Тем же, кто еще колеблется, стоит назвать основные плюсы этой профессии:
- очень часто быть дознавателем даже полезно;
- постоянно идет расширение кругозора. Этому способствуют интересные или даже запутанные дела, заставляющие уделять им больше времени и внимания, чтобы лучше разобраться в ситуации;
- при правильном выполнении своих обязанностей, специалиста ждет стремительный карьерный рост;
- есть возможность заниматься саморазвитием и самообразованием. Это связано с тем, что поступающие на расследования дела могут относиться к различным сферам деятельности;
- как государственный служащий, дознаватель имеет стабильную заработную плату и всегда будет при деле, что особенно важно;
- за достижения и успехи можно получить либо орден или медаль, не говоря уже о денежных премиях;
- может быть представлено государственное или частное жилое помещение;
- гораздо проще получить кредит на жилье;
- при съеме квартиры или комнаты, идет полная компенсация за найм жилого помещения.
Теперь вы знаете о такой специальности, как дознаватель кто это, какие требования предъявляются к этому специалисту.
Какие личные качества должны быть у специалиста?
Для того чтобы являться профессионалом, необходимо будет обладать следующими важными качествами:
- высокий уровень терпения;
- выдержку;
- уметь противостоять стрессам;
- аналитический склад ума и умение получать информацию из различных источников;
- необходимо обладать повышенной работоспособностью;
- обязательной будет коммуникабельность.
- Все эти качества, позволят получить больше полезной информации, во время расследования дела.
- Стоит понимать, что, не будучи коммуникабельным, нет никаких шансов добиться успехов. Ведь ему приходится общаться с людьми различной социальной лестницы и тем более с потенциальными преступниками. Следует хорошо разбираться в законах и действующих распоряжениях.
- Без всего этого багажа знаний, стать профессионалом вряд ли получится. Дознаватель должен иметь выдержку и не срываться, даже если происходит явная провокация. Следует там, где нужно проявлять свою силу и твердость характера.
Плюсы и минусы профессии
А теперь проведём небольшой анализ профессии дознаватель, а именно выявим плюсы и минусы данного вида деятельности.
Плюсы:
- Социально важная профессия, которая помогает бороться с преступностью;
- Возможность для личностного роста и лучшего понимания людей;
- Чувство удовлетворённости от собственной полезности обществу;
- Льготы от государства;
- Дополнительные дни к годовому отпуску;
- Возможность быстро подниматься по карьерной лестнице.
Минусы:
- Высокий риск для здоровья и жизни;
- Ненормируемый рабочий день;
- Присутствие на месте преступления и разбор улик оказывают негативное воздействие на нервную систему;
- Вложенные силы и труд оплачиваются недостаточно хорошо.
К его компетенции относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой. При этом следователь может принять к производству «дознавательский» материал, а дознаватель – «следовательский» материал принять не вправе. Кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого, сказать сложно.
Дознаватель несёт ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.
Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами и проверки сообщения о преступлении, и формирования доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела, а следовательно, надлежащим субъектом производства следственных действий.
Фактически, устроиться на должность дознаватель с улицы — нельзя. Необходимо проходить службу в органах и только в этом случае при наличии образования вы можете быть рекомендованы на должность в подразделении дознания.
Стать дознавателем можно в одном из двух случаев: Вы работаете в органах внутренних дел и вас назначили на должность дознавателя приказом начальника УВД по отделу кадром.
Во втором — начальник органа дознания уполномочил сотрудников органов ОВД осуществлять функции дознавателя, простым языком это называется делигирование.
Для того чтобы попасть в органы внутренних дел, необходимо пройти обучение по профилю юриспруденция и подходить по требованиям отбора, прописанных в каждом структурном органе.
В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.
Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование – чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.
Дознание: термин, сущность, производство
Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).
Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.
Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.
Полномочием осуществлять дознание наделены:
На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.
Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении. Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки. Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.
Основные функции дознавателя:
- возбуждение уголовного дела;
- проведение дознания по делу;
- производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
- направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
- составление обвинительного акта.
Форма предварительного расследования
Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования
О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.