Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Педагогам-психологам нередко приходится разбираться в отношениях детей и родителей. Проблемы, которые возникают у ребенка в школе, могут «идти» из дома — от конфликтов с родственниками, недопонимания, завышенных требований отца или матери. Но если во взаимоотношения учителей и учеников специалист вправе вмешиваться, то родителям он может только дать рекомендации. В результате работа, проведенная педагогом-психологом, может сойти на нет из-за особенностей домашнего обучения и воспитания.
Какие требования предъявляют к психологу ДОУ?
Для работы психологом ДОУ необходимо образование:
- Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
- Любое высшее или среднее профессиональное образование и дополнительные курсы для психолога ДОУ – профессиональное образование по направлению подготовки «Психология дошкольного образования» или «Психология и педагогика», «Детская психология».
Шансы на трудоустройство будут выше, если вы специализируетесь именно на дошкольной психологии, но на практике к работе в ДОУ допускаются специалисты и с похожим образованием: детские психологи, психологи-педагоги. Главное – разбираться в тонкостях психологического сопровождения именно в рамках дошкольной образовательной программы и возрастной психологии.
Личностные характеристики психолога ДОУ:
- доброжелательность;
- тактичность;
- любовь к детям;
- сдержанность;
- оптимизм;
- ответственность;
- организованность;
- наблюдательность;
- настойчивость;
- эмпатия;
- решительность.
Где пройти обучение по специальности психолог ДОУ
Чтобы работать психологом ДОУ, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование, то есть окончить вуз или училище. На это уйдет от 3 до 5 лет. Но можно освоить ту же профессию за несколько месяцев на курсах профессиональной переподготовки.
Мы предлагаем онлайн-курсы для психологов ДОУ – обучение проходит полностью удаленно. После обучения вы получите:
- возможность реализовать свой педагогический потенциал и любовь к детям;
- знания и навыки, необходимые для работы с детьми и их родителями;
- возможность работать в коммерческих и некоммерческих дошкольных образовательных организациях и вести частную практику;
- понимание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ДОУ и обеспечивающую безопасность детей;
- знание основ педагогики и психологии;
- углубленные знания об индивидуальных особенностях дошкольников.
Может ли психолог брать детей на свои занятия с занятий воспитателя?
формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, . При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений.
идеи уважения чести и достоинства каждого. развитие личности каждого .Пятая модель.
Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный
Larisa Shkvarkina:
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Валентин Беляев:
Странный вопрос… Да это только приветствуется! Вот если бы у тебя была специальность ЭКСКАВАТОРЩИК…
Светлана:
Ну это же не психическое расстройство! !
Конечно можно!!
Снежана Алиева:
Да можно, если хороший психолог, то вам вообще широкая дорога !
Андрей Дробченко:
Курсы нужны. Где=то тут отвечал уже я .. Ща найду… В направлении специальностей «образование и педагогика» тоже есть психология… Надо точно знать на кого ты училась.. Либо «гуманитарные науки», либо «образование и педагогика»
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
«Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации»
Отсылка на него идет из ч. 1 ст. 46 Закона об образовании: что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам
Воспитатель отнесен к педагогическим работникам согласно Постановлению Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678
«Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Есть еще приказ минздрава, утверждающий единый квалификационный справочник должностей работников образования…
Так к образованию «воспитателя» Предъявляются те же требования:
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Super girl:
Любое педагогическое подойдет. Я думаю, что у вас занимаются самодурством. В любом случае переучиваться заставлять не имеют права.
Owl wise = Ирка-Сердючка:
Это не частная лавочка. Это госучреждение. И они совершенно правы, требуя от тебя образования в области работы с дошкольниками.
Дело в том, что по диплому – ты взрослый психолог. То есть тебе и в школе особо нельзя работать. Вы там особо на детской психологии у себя в институте не заостряли внимания, и практики не было вообще.
Так что вообще неизвестно как тебя сюда взяли! У тебя диплом не этого профиля.
А вообще лишних знаний не бывает.
Не отказывайся ни кот каких форм повышения квалификации.
А плата за переобучение – это инвестиция в будущее. Считай, что неизбежные издержки за то, что устроился не по профилю.
Полина Ц:
да, конечно безпроблем!
я ТОТ,кто приходит НА ПОМОЩЬ.:
конечно можешь.
лана птичкина:
Если вы учились в педвузе и проходили курсы педагогики и психологии наверное да.. только ЗАЧЕМ???
Наталья:
Да, можете работать воспитателем.
Даша Пустаханова:
Социальный педагог — это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах Так что думаю, что вы вполне можете работать детском саду!
Елена Васильева:
Есть тарифно-квалификационный справочник по должностям, в том числе и работников образования, где четко указано, какое образование необходимо для занятия определенной должности (так называемый образовательный ценз на допуск к должности). Работать воспитателем Вы можете, хотя это совсем другая работа, которую Вы не знаете. Надо будет учиться на курсах повышения квалификации — иначе Вы мало что сможете сделать в плане развития детей.
*не унесённая ветром)*:
да конечно можете работать,
Успехов:
Не хотелось бы, чтобы моих внуков воспитывал «педагог», задающий такие вопросы.
Татьяна Томак:
«Воспитатель (включая старшего)
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. »
Исходя из требований — не можете.
Но есть исключение.
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
- Медицинский вид психологических консультаций.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в службе работы с кадрами.
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
- разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
- составляют график развивающих игр;
- проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
- разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
- проводят обучающую работу с персоналом;
- беседуют с родителями деток;
- разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
[ads-pc-4]
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
- Журнал учета проведенной работы.
- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.
Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.
Дополнительное образование
Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).
Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.
Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы — развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).
Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача — расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.
Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.
Каждому воспитателю знакомо состояние бессилия, когда ребенок не слышит инструкцию с первого раза, балуется и хулиганит, задирает других детей. В такие моменты педагогу хочется моментально воздействовать на ребенка, чтобы тот понял, как себя вести — раз и навсегда. И тогда включается запугивание.
«Если ты сейчас не перестанешь, то отведу к директору», «Или ты все немедленно уберешь за собой, или я все расскажу твоим родителям. И пусть им будет стыдно!», «Будешь совать пальцы в розетку — отрежу. Все, прошла за ножом», — такие высказывания не могут пройти бесследно для психики. Окружающая среда становится для него небезопасной, появляется ощущение угрозы. А ведь безопасность — это базовая потребность человека. Следовательно, ее отсутствие влияет на поведение, развитие высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Можно ли педагогу-психологу работать психологом?
Работа педагога-психолога зачастую оказывается неблагодарной так как человек всегда находится в тени продвижений воспитанника и все похвалы достаются в основном «пациенту».
Однако, для психолога основной наградой является качественный результат и благодарность от человека, что обращался в свое время за помощью.
Педагогика – это своеобразное искусство воспитания человека, а психология, в свое время, является наукой познания души.
На стыке двух наук, рождается профессия педагога-психолог — специалиста, работающего в учреждениях образовательного характера и отвечающего за психологическое развитие и социальную адаптацию ребенка.
Но может ли педагог-психолог работать психологом? Ответ утвердителен. У специалиста, имеющего педагогическое и психологическое образование есть все возможности для трудоустройства не только в детские образовательные учреждения, но и для работы вне стен школы.
Правда, работать психологом педагог-психолог может лишь по ряду направлений. Например, при адаптации подростков в реабилитационных центрах. А вот для консультации взрослых у него знаний нет.
Поэтому, чтобы иметь больше возможностей для общей специализации необходимо будет пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.
Процесс переобучения занимает до полугода, зато после педагог-психолог сможет работать психологом, имея соответствующую квалификацию и подготовку.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Что делать, если ребенок не «тянет» программу, которая ему положена по решению ПМПК?
Рекомендуется в первую очередь обратиться к родителям ребенка и объяснить, какие трудности испытывает ребенок, предоставив им контрольные материалы для наглядности. Также следует обратиться в образовательное учреждение с обращением в завучу с запросом о собрании педсовета для оказания помощи ребенку. На педсовет рекомендуется приглашать родителей ребенка.
При рассмотрении ПМПК вопроса о его успеваемости и необходимости понизить программу, следует подтвердить тот факт, что ребенок не усвоил образовательную программу и не был аттестован.
Оценки «3» в журнале свидетельствуют о том, что ребенок справляется с обучением, что свидетельствует о том, что доказательством неуспеваемости ребенка является именно неудовлетворительная оценка «2».
Еще одним промежуточным вариантом для ребенка с ОВЗ является временный перевод ребенка на индивидуальный план обучения.
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Larisa Shkvarkina:
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
Валентин Беляев:
Странный вопрос… Да это только приветствуется! Вот если бы у тебя была специальность ЭКСКАВАТОРЩИК…
Светлана:
Ну это же не психическое расстройство! !
Конечно можно!!
Снежана Алиева:
Да можно, если хороший психолог, то вам вообще широкая дорога !
Особенности профессии воспитатель
Данная профессия является очень почетной, востребованной, важной для общества. В период раннего детства формируется характер, закладываются моральные принципы, определяется жизненная позиция. В этом возрасте ребенку очень важно иметь наставника, который сможет помочь ему с самоопределением, опираясь на свою образованность, компетентность, эрудированность. Воспитатель, наравне с родителями, играет важную роль в жизни ребенка.