Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Москве пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С одной стороны, у ребенка уменьшится нагрузка в школе. Это значит, что он сможет больше времени уделять другим предметам: русскому, английскому, математике. А еще он будет меньше уставать.
Что это нововведение означает для детей?
С другой стороны, отмена обязательного второго иностранного лишает ребенка возможности расширить кругозор и изучить культуру другой страны. В перспективе это может повлиять и на его трудоустройство. Как правило, чем больше языков знает соискатель, тем выше его зарплата и шансы получить желаемую должность.
Поэтому родителям придется хорошо подумать, нужно ли убирать второй иностранный из программы ребенка. Большую роль также играет качество преподавания в школе.
Преимущества и недостатки изучения школьниками второго иностранного языка
Зачем нужен второй иностранный язык, полезен ли он для современных школьников? У такого предмета есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим все плюсы:
- Увеличение количества рабочих мест для учителей.
- Большие возможности, открывающиеся перед учащимися. Знание иностранных языков позволяет в будущем искать работу за рубежом, путешествовать, общаться и налаживать контакты и взаимодействие с иностранцами.
- Расширение кругозора, всестороннее развитие личности.
- Открывающиеся образовательные перспективы. Знание дополнительного иностранного языка поможет поступить в ВУЗ широкого профиля.
- Улучшение памяти и прочих когнитивных способностей, общее развитие интеллекта.
- Благоприятное влияние на получение профессии и карьерный рост. Знание иностранных языков многими работодателями уже сейчас включается в перечни обязательных требований к сотрудникам. Поэтому изучение предмета поможет получить желаемую вакансию и построить карьеру.
Второй иностранный в школах: плюсы и минусы
Иностранный язык — не дополнительный предмет, а один из фундаментальных, так как развивает иноязычные коммуникативные компетенции, что позволяет молодым людям беспрепятственно общаться с людьми разных стран. Школьники не только учатся общаться, они узнают культуру и традиции других стран, расширяют свои возможности для продолжения образования, учатся планированию и самодисциплине, показывают хороший личностный рост.
Сейчас со второго класса во всех школах дети изучают иностранный язык. Чаще всего — английский, популярностью пользуются немецкий, французский и испанский. Набирает спрос китайский. С пятого класса на изучение первого иностранного языка отводится 105 часов в год. То есть, дети посещают уроки иностранного языка трижды в неделю.
Введение второго обязательного иностранного языка требует ещё 2 часа в неделю, так как на него отводится 70 часов в год.
Нагрузка на пятиклассника составляет 32 часа в неделю: три дня по шесть уроков, два дня по семь. При введении второго иностранного языка придётся вносить изменения в сложившуюся базисную структуру занятий. Какой из существующих предметов нужно убрать? Проблема…
Повышается и психологическая нагрузка на ребёнка — возрастает количество контрольных работ и зачётов. Второй иностранный язык должен изучаться на достойном уровне, а потому контроль за его усвоением прописан достаточно жёсткий.
Для меня загадка, честное слово, как рассуждают люди, которые приходят к решению о введении таких новшеств. Формально, конечно, наверняка идет речь о том, чтобы сделать лучше для детей, но неужели никто не сопоставляет это с реальностью? Столько лет мучений и ради чего в итоге?
А как вообще проходит изучение второго иностранного языка в школе? По себе могу сказать, в школе и в институте я учила немецкий. И он был единственным, заметьте, а не вторым. Ненавидела его всей душой, хотя училась всегда хорошо, как и по всем остальным предметам. В институте сдала его на «отлично», но что мне это дало? Сейчас я и двух слов по-немецки не свяжу, более того, даже когда учили мы его, мы уже учили неправильно, никакого произношения, никаких разговорных навыков, все только по учебнику, заучивали по сути, вот и все «обучение».
Английский в этом смысле намного проще, и хорошо, что его сейчас все учат. Кроме того, он практически полезен, нужен и в быту, и в играх, и в работе, поэтому никак нельзя сказать, что дети учат его для галочки. Его знание всегда будет поддерживаться и обновляться этой практической потребностью.
Язык же, которым не пользуешься – мертвый язык. С какой долей вероятности нашим детям пригодится французский, немецкий, китайский, испанский? А даже если пригодится, не стоит ли начинать его учить с осознанным желанием и стремлением, а не из-под палки, из-за того, что кому-то пришло в голову осчастливить наших детей еще одним пластом бесполезных для большинства знаний? И в аттестате потом ну кто на этой второй иностранный будет смотреть всерьез?
А с какого класса в школе начинается английский язык
Причем, мальчики отдельно, девочки отдельно. В одной комнате размещаются несколько человек, привилегии даются только ученикам с 16 лет – их селят по одному-два человека в комнату.
Процесс обучения имеет свои особенности. К примеру, если у нас оценку ставят только за итоговый ответ, то в Англии ученик получает оценки даже и за попытку ответа, если она была в верном направлении. Это значительно стимулирует детей к учебе.
Учителя уделяют главное внимание тому, чтобы ребенок был всесторонне развитым и мог высказаться по любой проблеме. Поэтому учеников постоянно просят сказать, что они думают по тому или иному поводу, и это тоже оценивается.
В Великобритании так же считается вежливым благодарить учителя, если он сделал тебе замечание или дал указание. Этот факт поначалу долго не могут принять русские дети и их родители, которые живут в Англии, ведь русские критику не очень любят.
Чтобы подготовить ребенка к поступлению в английскую школу, прежде всего, он должен знать хотя бы начальные основы английского языка. Было бы полезным отправить его в летнюю школу по программе английского языка. Так же вместе с ребенком нужно узнать некоторые важные моменты о культуре и традициях Англии, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно в новой стране. Для поступления ребенок должен пройти специальный тест, который высылается в свою школу напрямую из Англии и по результатам этого теста отбираются способные ученики, которые уже проходят собеседование с представителями английских школ.
В принципе, это не так и сложно. Зато результат даст о себе знать: ребенок будет уверенно знать английский язык, приобретет навык общения с иностранцами и получит массу впечатлений о культуре и обычаях другой страны!
Статья 14 язык образования
Как следует из «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (пункты 2, 3, и 5), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – «Типовое положение») условия для реализации гражданами РФ права на общедоступное образование создает общеобразовательное учреждение, которое в своей деятельности руководствуется федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, Типовым положением, а также разработанным на его основе уставом общеобразовательного учреждения. Согласно пункту 31 «Типового положения» при проведении занятий по иностранному языку возможно деление класса на две группы.
Вместе с тем, рассматривая данную норму во взаимосвязи с пунктами 4, 6, 10 «Типового положения», необходимо отметить, что такое деление класса на группы не может идти вразрез склонностям и интересам обучающихся.
С какого класса начинается английский язык
Школы в России имеют определенную образовательную программу, рассчитанную на 11 лет. Сегодня есть и другие варианты обучения, но обычно все придерживаются классического образования. Английский язык начинается со второго класса – именно этот возраст в нашей стране считается оптимальным для начала знакомства с иностранным алфавитом и словами.
Кто-то считает, что нужно начинать значительно раньше. Ведь уже в 3-4 года малыш способен запоминать огромный объем слов, не стесняется говорить, не боится допускать ошибки. С одной стороны, это правда. Но и 7-8 лет вполне отличный возраст для занятий.
Однако и тут есть проблемы. Дело в том, что в школьную программу не вписывается достаточное количество часов для изучения английского. Многое учителя не успевают дать на уроке, огромный пласт знаний остается «за кадром». Также много материала дается на самостоятельное изучение дома. Это значит, что с малышом занимаются родители или репетиторы.
Есть и еще один нюанс – разговорный барьер. Ученики учат правила, стараются писать и читать, переводят тексты и зазубривают выражения. Но когда дело доходит до диалога, то они не могут на слух понять английскую речь собеседника и выразить свою мысль. Даже если у ребенка достаточный словарный запас и грамматика на хорошем уровне, часто он не может общаться из-за того, что не привык слышать иностранную речь.
Учить английский с первого класса или позже
В школах начинают учить английский язык со второго класса не просто так. Представьте, ученик только что пришел в первый класс, его ждет огромный стресс, ведь начинается новый этап в его жизни. Большая нагрузка, несколько уроков в день, много домашних заданий, незнакомые учителя и одноклассники, строгость со стороны педагогов и требования к поведению в школе – все это усугубляется возложенной ответственностью со стороны взрослых. Целесообразно ли в этот сложный период жизни подключать еще и изучение иностранных языков?
В такой обстановке будет довольно сложно привить первокласснику интерес к новому занятию и вызвать мотивацию. Причем не стоит забывать, что родителям также придется непросто, ведь непонятый материал будет возложен на их плечи.
Второй класс дается ребятам проще. Они уже адаптировались к новому ритму жизни, обязанностям и учебе. Однако не стоит думать, что учить английский язык с 7 лет строго запрещено. Главное найти правильный подход.
Разработчики новых федеральных стандартов, которые должны окончательно вступить в силу осенью, постарались исправить недочеты, которые были в прежнем документе, и синхронизировать работу главных звеньев образовательного процесса.
Обновленные ФГОСы:
- соответствуют положениям закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- устанавливают вариативность сроков программ;
- детально описывают условия их реализации;
- систематизируют и уточняют требования к результатам;
- оптимизируют требования к основной образовательной и рабочей программам.
ФГОС по иностранным языкам стал более конкретным и подробным. Теперь в нем определили разные требования к обучению первому и второму иностранным языкам, а также описали условия, при которых стоит вводить второй иностранный в расписание. Главное, что теперь изучать второй иностранный язык можно по заявлению учеников или их родителей при наличии в школе необходимых условий.
Во ФГОСе требования к результатам, которые должны показать школьники по первому иностранному языку, таковы:
- развитые навыки во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, смысловом чтении, письменной речи, фонетике, орфографии и пунктуации (всего 12 требований);
- количественные нормативы: употребление в устной и письменной речи не менее 1350 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
- взаимосвязанность предметных с метапредметными и личностными результатами (опыт практической деятельности в повседневной жизни, умение участвовать в научно-исследовательской и проектной деятельности и далее по списку).
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться.
Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.
Зачем ввели изучение второго иностранного языка в школе
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС являются главным ориентиром для образовательных организаций при составлении учебных программ.
На практике до 2019 года второй иностранный язык преподавался лишь в некоторых школах по причине нехватки кадров и ресурсов. В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка. Но ресурсов по-прежнему не хватает — и не у всех организаций получается ввести такой предмет в программу.
К 2024 году в России должен завершиться переход на новейшие ФГОС третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться. Но проект всё ещё в разработке.
Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.
Иностранные языки и другие предметы
Одной из основных причин недостаточного уровня знаний является гораздо меньшее количество часов обязательного иностранного языка, введенного в течение учебного года в школах РФ. К сожалению, общий объем обучения иностранному языку составляет всего 5-10% времени, проведенного в школе. В I-III классах уроки иностранного языка (обычно уроки английского) проводятся два раза в неделю, для сравнения — столько же преподают религию. В классах IV-VIII иностранный язык преподается три часа в неделю. Изучение второго иностранного языка (чаще всего это введение в изучение немецкого языка) обычно начинается в седьмом классе по два часа в неделю.
Гибкое распределение учебного времени — система, благодаря которой школы могут сами решать, сколько времени посвятить обязательным предметам из учебного плана. Основные учебные программы, разработанные на центральном уровне, определяют, какие предметы следует преподавать, без указания количества часов с разбивкой по предметам.
Предметы основного общего образования
Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:
- русский язык, родной язык;
- литература, родная литература;
- иностранный язык, второй иностранный язык;
- история;
- обществознание;
- география;
- математика, затем алгебра;
- геометрия;
- информатика;
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- основы религиозных культур и светской этики;
- физика;
- биология;
- химия;
- изобразительное искусство;
- музыка;
- технология;
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности.
Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.
Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.
Предметы в 10-11 классах
В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.
Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.
Какой второй иностранный язык лучше выбрать?
Согласно статистике, самым популярным языком на территории Российской Федерации является английский язык, и это не удивительно! Ведь абсолютно каждый школьник, окончивший школу около 10 лет назад, уже может сказать несколько элементарных фраз на данном языке. Сегодня английский преподается абсолютно во всех школах: либо как основной язык, либо как второй по счету. Что касается других языковых дисциплин, самые популярные из них выглядят так:
- Первое место (разумеется, после английского) занимает немецкий язык. Чтобы заинтересовать россиян этой дисциплиной, Минобрнауки совместно с Гёте-Институтом систематически разрабатывает новые актуальные программы, направленные на повышении мотивации к изучению немецкого языка у школьников.
- Вторым по популярности является французский язык. Учеников, выбирающих данный язык как второй иностранный, не намного меньше, чем школьников, изучающих немецкий.
- На почетном третьем месте располагается испанский язык. Всего 3% учащихся выбирают испанский язык в качестве второго изучаемого языка. Скорее всего, это связанно с недостаточной популяризацией данного языка, а также нехваткой педагогов, способных работать в данном направлении.