Инвалидность по зрению: критерии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность по зрению: критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.

Инвалидность при астигматизме

Как уже говорилось выше, на решение комиссии о присвоении группы влияет не форма заболевания, а способность человека самостоятельно о себе позаботиться и восстановить зрение. Варианты диагноза могут быть самыми разными, например, глаукома, возрастная дистрофия, катаракта, в том числе рефракции глаза — гиперметропия, астигматизм. Иногда близорукость с астигматизмом сочетаются. Все зависит от того, поддается ли зрение коррекции.

Чаще всего при астигматизме группа не присваивается. Но совсем другое дело, если патология приобрела серьезные формы, болезнь прогрессирует, а вмешательство противопоказано или не дает результатов. При таких обстоятельствах следует обратиться за направлением к врачу.

Диагностика нарушений речи

Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.

Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.

Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.

Невролог может назначить дополнительные обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • МРТ или КТ головного мозга.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:

  • педиатр;
  • социальный педагог;
  • психолог;
  • психиатр;
  • логопед;
  • дефектолог.

Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.

В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:

  • сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
  • требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.

Критерии определения группы инвалидности

Если человек соответствует вышеобозначенным критериям, то он будет признан инвалидом. Следующий важный момент — определение группы инвалидности по зрению. На отнесение к определенной группе влияют два фактора: снижение остроты и сужение границ зрения. Определить степень поражения зрительных органов может только узкий специалист в области медицины — врач-офтальмолог. Выделяют следующие группы инвалидности:

  1. I группа: для нее характерна полная слепота или близкое к ней состояние (при остроте зрения менее 0,04 диоптрии), поле видимости от точки фиксации составляет от 10 до 0 градусов.
  2. II группа: острота зрения составляет от 0,05 до 0,1 диоптрий, поле видимости от точки фиксации находится в пределах 20–10 градусов. Данная группа инвалидности накладывает ограничение на работу — трудовая деятельность возможна только на специально оборудованных местах, где ручная работа выполняется без визуального контроля.
  3. III группа: острота зрения находится в пределах 0,1–0,3 диоптрии, поле видимости сужено до 40 градусов. Люди, которыми назначена данная группа, имеют возможность осуществлять визуальный осмотр, это потеря видимости средней степени.
Читайте также:  Норматив Потребления 🚰 Воды в 2023 Году на 1 Человека Без Счетчика

Данная классификация распространяется как на взрослых людей, так и детей. Важный нюанс — несовершеннолетним присваивается особый статус «ребенок-инвалид».

Существует множество нюансов, о которых пишет Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS).

Презервативы необходимо хранить в не слишком теплом и не слишком холодном месте. То есть держать их в машине, которая ночами стоит на морозе, так же нежелательно, как и носить в кармане брюк. Оптимальная – комнатная температура. Разумеется, изделия нужно держать подальше от острых предметов, которые могут проколоть упаковку. Бросить пакетик свободно болтаться в рюкзаке или сумке – плохая идея, ведь он может незаметно повредиться от столкновения со связкой ключей и другими вещами.

Перед использованием важно аккуратно открыть упаковку, не зубами. Надевая презерватив, надавите на накопитель, чтобы выдавить из него воздух. Аккуратно раскатайте изделие до основания полового члена.

Нельзя использовать один и тот же презерватив более одного раза – как бы очевидно это ни звучало. Выше упоминалось, что в некоторых странах повторное использование считается нормальным, из-за этого распространение ВИЧ в таких регионах сдерживать особенно сложно.

Не нужно надевать один на другой: вопреки ожиданиям, защита будет менее надежной – презервативы с большой вероятностью могут порваться.

С презервативами из латекса и полиизопрена нельзя использовать смазки на масляной основе, так как изделия могут порваться. То же самое можно сказать про любое масло и вазелин. Если женщина использует вагинальные свечи (например, для лечения), то это также повышает риск разрыва. В таком случае лучше использовать презервативы из полиуретана, они неуязвимы перед жиром.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Москве

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Получение статуса инвалида по зрению

Инвалиды по зрению — одна из самых распространенных групп среди людей с инвалидностью. Это связано с рядом причин:

  • Хрупкость человеческого зрения: даже небольшая травма или заболевание могут привести к необратимой потере;
  • Относительная простота получения: как только уровень зрения падает ниже определенной отметки, группу дают без лишних вопросов;
  • Возрастные проблемы: большинство инвалидов (около 78%) находится в пожилом возрасте, постепенно теряя зрение.

Правом на получения статуса инвалида обладают граждане РФ, полностью лишившиеся зрения или страдающие снижением функции до невозможности жить и работать без дополнительной помощи.

Получение группы для слабовидящих и слепых граждан регламентируется следующими законами:

  • 181-ФЗ, гарантия соцзащиты для всех категорий нетрудоспособных граждан;
  • 46-ФЗ, основные права инвалидов;
  • Постановление правительства №95 об условиях признания;
  • Приказ Минздрава №535 о порядке проведения МСЭ.

Помимо этого, при определении нарушений зрения комиссия руководствуется МКБ последней ревизии.

Немного статистики о незрячих людях

Слыша о различных заболеваниях или, например, слепоте, многие люди отрицают вероятность появления их у него самого. Конечно, когда проблема касается других, кажется, что все это так далеко и не коснется тебя. Вот только статистика по количеству незрячих в стране не самая радужная. Каждый год более 45 тысяч россиян оформляют инвалидность из-за плохого зрения или незрячести (соотношение примерно 50 на 50).

Больше всего слепоте и ухудшению зрения подвержены люди пожилые. Здесь сказываются возрастные особенности. Нередко у взрослых людей развивается катаракта, являющаяся одной из самых частых причин слепоты.

Читайте также:  Как получить алименты с безработного: основание, порядок действий

Постепенно возраст ослепших людей снижается. Сегодня половина больных слепнут еще до выхода на пенсию. Этому способствуют следующие факторы:

  • ожирение;
  • недостаток витаминов и незаменимых микроэлементов;
  • плохая экология;
  • ультрафиолетовые лучи.

Наличие даже ряда факторов может спровоцировать потерю зрения, поэтому к своему здоровью нужно относиться очень внимательно уже в молодом возрасте.

Как оформить инвалидность по зрению

Чтобы оформить или переосвидетельствовать нетрудоспособность по причине частичной или полной утраты способности воспринимать зрительную информацию взрослых пациентов направляют в региональную МСЭ.

МСЭ подразумевает прохождение обследования, в ходе которого врач-офтальмолог (окулист) дает справку о состоянии оптической системы.

Выбирают учреждение для получения справки самостоятельно, согласно действующему законодательству РФ проверка зрительно восприятия осуществляется в частной поликлинике или государственном учреждении.

Инициатором получения инвалидности может стать сам врач или пациент.

Для оформления нетрудоспособности собирают следующие документы перед обращением в МСЭ:

  • заявление;
  • паспорт гражданина Российской Федерации (оригинал или копию);
  • направление, полученное от офтальмолога для прохождения МСЭ;
  • копия документа, содержащего записи о трудоустройстве гражданина (трудовую книжку следует нотариально заверить у нотариуса);
  • историю болезни и лечения (все указывается в медицинской карте, предоставить ее или сделать копию и заверить у нотариуса, обычно требуют оригинал);
  • оригинальные справки из поликлиник, где гражданин проходил обследования и лечение.

При необходимости предоставляют засвидетельствованную справку о получении травмы на производстве в процессе работы с опасными механизмами или химическими веществами. После прохождения экспертизы на руки выдают справку о присвоении группы нетрудоспособности и программу, разработанную РФ для реабилитации (она помогает улучшить состояние пациента, поднять уровень зрительного восприятия).

↑ Особенности инвалидности при нарушении зрения

Определение наличия и степени тяжести инвалидности вследствие патологии органа зрения
основано на общих положениях медико-социальной экспертизы, но имеет специфические особенности. Данное своеобразие обусловлено уникальностью зрения, имеющего первостепенное значение среди других сенсорных систем в осуществлении всего комплекса интегрированной деятельности человека.

• Многообразие зрительных расстройств обусловливает необходимость проводить разносторонний анализ их влияния на жизнедеятельность и оценивать социальные последствия нарушений зрения. Алгоритм подобного анализа при экспертно-реабилитационной диагностике включает рассмотрение и оценку совокупности общих и специальных клинико-функциональных характеристик органа зрения при его патологии, и том числе данных электрофизиологических и психофизических исследований. • Важно оценивать степень адаптации к зрительному дефекту и возможности активизации иных анализаторных систем для его компенсации.

• Необходимы учёт сопутствующей патологии, оценка клинического прогноза, возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения, определение психологических особенностей индивида, анализ социально-бытовых, социально-средовых, профессионально-трудовых факторов, реабилитационный прогноз и возможность его реализации в конкретных социальных условиях.

↑ Степени слабовидения

Согласно МКБ-10, тяжесть нарушения функций зрительного анализатора подразделяют на 4 степени:I степень
(малая степень слабовидения) — незначительные нарушения функций;

II степень

(средняя степень слабовидения) — умеренные нарушения функций:

III степень

(высокая степень слабовидения) выраженные нарушения функций;

IV степень

(практическая или абсолютная слепота) значительно выраженные нарушения функций.

Критерии оценки нарушения основных зрительных функций при определении инвалидности приведены в табл. 1.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *