Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность по зрению: критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.
Инвалидность при астигматизме
Как уже говорилось выше, на решение комиссии о присвоении группы влияет не форма заболевания, а способность человека самостоятельно о себе позаботиться и восстановить зрение. Варианты диагноза могут быть самыми разными, например, глаукома, возрастная дистрофия, катаракта, в том числе рефракции глаза — гиперметропия, астигматизм. Иногда близорукость с астигматизмом сочетаются. Все зависит от того, поддается ли зрение коррекции.
Чаще всего при астигматизме группа не присваивается. Но совсем другое дело, если патология приобрела серьезные формы, болезнь прогрессирует, а вмешательство противопоказано или не дает результатов. При таких обстоятельствах следует обратиться за направлением к врачу.
Диагностика нарушений речи
Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.
Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.
Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
- МРТ или КТ головного мозга.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:
- педиатр;
- социальный педагог;
- психолог;
- психиатр;
- логопед;
- дефектолог.
Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.
В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:
- сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
- требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.
Критерии определения группы инвалидности
Если человек соответствует вышеобозначенным критериям, то он будет признан инвалидом. Следующий важный момент — определение группы инвалидности по зрению. На отнесение к определенной группе влияют два фактора: снижение остроты и сужение границ зрения. Определить степень поражения зрительных органов может только узкий специалист в области медицины — врач-офтальмолог. Выделяют следующие группы инвалидности:
- I группа: для нее характерна полная слепота или близкое к ней состояние (при остроте зрения менее 0,04 диоптрии), поле видимости от точки фиксации составляет от 10 до 0 градусов.
- II группа: острота зрения составляет от 0,05 до 0,1 диоптрий, поле видимости от точки фиксации находится в пределах 20–10 градусов. Данная группа инвалидности накладывает ограничение на работу — трудовая деятельность возможна только на специально оборудованных местах, где ручная работа выполняется без визуального контроля.
- III группа: острота зрения находится в пределах 0,1–0,3 диоптрии, поле видимости сужено до 40 градусов. Люди, которыми назначена данная группа, имеют возможность осуществлять визуальный осмотр, это потеря видимости средней степени.
Данная классификация распространяется как на взрослых людей, так и детей. Важный нюанс — несовершеннолетним присваивается особый статус «ребенок-инвалид».
Существует множество нюансов, о которых пишет Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS).
Презервативы необходимо хранить в не слишком теплом и не слишком холодном месте. То есть держать их в машине, которая ночами стоит на морозе, так же нежелательно, как и носить в кармане брюк. Оптимальная – комнатная температура. Разумеется, изделия нужно держать подальше от острых предметов, которые могут проколоть упаковку. Бросить пакетик свободно болтаться в рюкзаке или сумке – плохая идея, ведь он может незаметно повредиться от столкновения со связкой ключей и другими вещами.
Перед использованием важно аккуратно открыть упаковку, не зубами. Надевая презерватив, надавите на накопитель, чтобы выдавить из него воздух. Аккуратно раскатайте изделие до основания полового члена.
Нельзя использовать один и тот же презерватив более одного раза – как бы очевидно это ни звучало. Выше упоминалось, что в некоторых странах повторное использование считается нормальным, из-за этого распространение ВИЧ в таких регионах сдерживать особенно сложно.
Не нужно надевать один на другой: вопреки ожиданиям, защита будет менее надежной – презервативы с большой вероятностью могут порваться.
С презервативами из латекса и полиизопрена нельзя использовать смазки на масляной основе, так как изделия могут порваться. То же самое можно сказать про любое масло и вазелин. Если женщина использует вагинальные свечи (например, для лечения), то это также повышает риск разрыва. В таком случае лучше использовать презервативы из полиуретана, они неуязвимы перед жиром.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Получение статуса инвалида по зрению
Инвалиды по зрению — одна из самых распространенных групп среди людей с инвалидностью. Это связано с рядом причин:
- Хрупкость человеческого зрения: даже небольшая травма или заболевание могут привести к необратимой потере;
- Относительная простота получения: как только уровень зрения падает ниже определенной отметки, группу дают без лишних вопросов;
- Возрастные проблемы: большинство инвалидов (около 78%) находится в пожилом возрасте, постепенно теряя зрение.
Правом на получения статуса инвалида обладают граждане РФ, полностью лишившиеся зрения или страдающие снижением функции до невозможности жить и работать без дополнительной помощи.
Получение группы для слабовидящих и слепых граждан регламентируется следующими законами:
- 181-ФЗ, гарантия соцзащиты для всех категорий нетрудоспособных граждан;
- 46-ФЗ, основные права инвалидов;
- Постановление правительства №95 об условиях признания;
- Приказ Минздрава №535 о порядке проведения МСЭ.
Помимо этого, при определении нарушений зрения комиссия руководствуется МКБ последней ревизии.
Немного статистики о незрячих людях
Слыша о различных заболеваниях или, например, слепоте, многие люди отрицают вероятность появления их у него самого. Конечно, когда проблема касается других, кажется, что все это так далеко и не коснется тебя. Вот только статистика по количеству незрячих в стране не самая радужная. Каждый год более 45 тысяч россиян оформляют инвалидность из-за плохого зрения или незрячести (соотношение примерно 50 на 50).
Больше всего слепоте и ухудшению зрения подвержены люди пожилые. Здесь сказываются возрастные особенности. Нередко у взрослых людей развивается катаракта, являющаяся одной из самых частых причин слепоты.
Постепенно возраст ослепших людей снижается. Сегодня половина больных слепнут еще до выхода на пенсию. Этому способствуют следующие факторы:
- ожирение;
- недостаток витаминов и незаменимых микроэлементов;
- плохая экология;
- ультрафиолетовые лучи.
Наличие даже ряда факторов может спровоцировать потерю зрения, поэтому к своему здоровью нужно относиться очень внимательно уже в молодом возрасте.
Как оформить инвалидность по зрению
Чтобы оформить или переосвидетельствовать нетрудоспособность по причине частичной или полной утраты способности воспринимать зрительную информацию взрослых пациентов направляют в региональную МСЭ.
МСЭ подразумевает прохождение обследования, в ходе которого врач-офтальмолог (окулист) дает справку о состоянии оптической системы.
Выбирают учреждение для получения справки самостоятельно, согласно действующему законодательству РФ проверка зрительно восприятия осуществляется в частной поликлинике или государственном учреждении.
Инициатором получения инвалидности может стать сам врач или пациент.
Для оформления нетрудоспособности собирают следующие документы перед обращением в МСЭ:
- заявление;
- паспорт гражданина Российской Федерации (оригинал или копию);
- направление, полученное от офтальмолога для прохождения МСЭ;
- копия документа, содержащего записи о трудоустройстве гражданина (трудовую книжку следует нотариально заверить у нотариуса);
- историю болезни и лечения (все указывается в медицинской карте, предоставить ее или сделать копию и заверить у нотариуса, обычно требуют оригинал);
- оригинальные справки из поликлиник, где гражданин проходил обследования и лечение.
При необходимости предоставляют засвидетельствованную справку о получении травмы на производстве в процессе работы с опасными механизмами или химическими веществами. После прохождения экспертизы на руки выдают справку о присвоении группы нетрудоспособности и программу, разработанную РФ для реабилитации (она помогает улучшить состояние пациента, поднять уровень зрительного восприятия).
↑ Особенности инвалидности при нарушении зрения
Определение наличия и степени тяжести инвалидности вследствие патологии органа зрения
основано на общих положениях медико-социальной экспертизы, но имеет специфические особенности. Данное своеобразие обусловлено уникальностью зрения, имеющего первостепенное значение среди других сенсорных систем в осуществлении всего комплекса интегрированной деятельности человека.
• Многообразие зрительных расстройств обусловливает необходимость проводить разносторонний анализ их влияния на жизнедеятельность и оценивать социальные последствия нарушений зрения. Алгоритм подобного анализа при экспертно-реабилитационной диагностике включает рассмотрение и оценку совокупности общих и специальных клинико-функциональных характеристик органа зрения при его патологии, и том числе данных электрофизиологических и психофизических исследований. • Важно оценивать степень адаптации к зрительному дефекту и возможности активизации иных анализаторных систем для его компенсации.
• Необходимы учёт сопутствующей патологии, оценка клинического прогноза, возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения, определение психологических особенностей индивида, анализ социально-бытовых, социально-средовых, профессионально-трудовых факторов, реабилитационный прогноз и возможность его реализации в конкретных социальных условиях.
↑ Степени слабовидения
Согласно МКБ-10, тяжесть нарушения функций зрительного анализатора подразделяют на 4 степени:I степень
(малая степень слабовидения) — незначительные нарушения функций;
II степень
(средняя степень слабовидения) — умеренные нарушения функций:
III степень
(высокая степень слабовидения) выраженные нарушения функций;
IV степень
(практическая или абсолютная слепота) значительно выраженные нарушения функций.
Критерии оценки нарушения основных зрительных функций при определении инвалидности приведены в табл. 1.