Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки и выплаты по ОСАГО в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
У меня есть Каско – можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в самом начале нашей статьи, условия по договорам КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние прописаны преимущественно в законе, то первые зависят во многом от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее обращаться либо по КАСКО, либо по ОСАГО.
Если вы выясните, что по КАСКО получите больше денег, уже после того, как подали заявление по ОСАГО, то можете отказаться и отозвать это заявление, если конечно, страховщик еще не произвел выплату страхового возмещения. Ведь получить деньги 2 раза за один и тот же автомобиль законно нельзя.
Сроки возмещения по ОСАГО
В 11 статье закона об ОСАГО сказано, что сообщить о наступлении страхового случая требуется при первой возможности либо в оговоренные договором сроки. В течение 15 дней после подачи заявления на возмещение страховщик обязан провести экспертизу, рассчитать сумму, принять решение на выплату и перечислить/выдать средства потерпевшему в течение следующих пяти дней.
То есть через 20 рабочих дней СК обязана рассчитаться, направить на ремонт или предоставить аргументированный письменный отказ.
При этом следует помнить, что по Гражданскому кодексу исковая давность по таким делам составляет три года.
В п. 4.26 Правил обязательного страхования говорится о возможности отложить решение о выплате в случае открытого уголовного дела или расследования, связанного с ДТП. Выплату отсрочат до получения страховщиком решения соответствующих органов.
Ремонт по ОСАГО и его особенности
Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.
Процедура ремонта на станции:
Согласование ремонта | Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений; · определит, на какой станции смогут произвести ремонт; · согласует со станцией стоимость ремонтных работ; · выдаст направление. На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней. |
Предоставление авто | Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений. |
Подписание акта | Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет. |
Доплата | На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление. |
Что делать, если выплаты не хватает
Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.
Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:
Обратиться к независимому эксперту | Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг. |
Взять справку с банка | Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:
· дата выплаты;· сумма; · организация, которая перечислила средства. На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения. |
Составить досудебную претензию | Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. |
Дождаться ответа | В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату. |
На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.
Как получить максимальную выплату по ОСАГО
Несмотря на то, что максимальные выплаты по ОСАГО в 2023 году существенно увеличились, на руки пострадавшим попадает не вся сумма, а иногда ничтожная ее часть. Так происходит, когда страховая компания ограничивается минимальными выплатами по ОСАГО.
Как рассчитываются суммы выплат ОСАГО пострадавшимЗа основу методики расчеты сумм страховых выплат взята таблица, в которой перечислены возможные травмы при ДТП. На основании этой таблицы, страховщики рассчитывают выплату по ОСАГО.
В Законе № 40-ФЗ сказано, тотальная гибель автомобиля должна быть компенсирована собственнику в размере рыночной цены.
Последний показатель определяется на момент дорожного происшествия, а не на момент признания машины погибшей.
Из полученной цифры будет вычтена стоимость годных остатков, владельцу «погибшего» авто компенсируют разницу.
Рассчитывается выплата по следующей формуле:
С = Ср – Сго,
где С – та сумма денежных средств, которую водитель получит на руки, Ср – рыночная стоимость погибшего автомобиля, Сго – стоимость годных остатков, которые останутся в собственности владельца.
Это единая методика, применяющая ко всем машинам, застрахованным по ОСАГО.
Если у водителя есть КАСКО, он может рассчитывать на другие суммы.
Важно помнить, предельная сумма возмещения от страховой компании по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей.
Конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО
Полная конструктивная гибель автомобиля по ОСАГО (или «тотал») наступает вследствие получения транспортным средством такого объема механических повреждений, при котором ремонт нецелесообразен по экономическим соображениям.
В ОСАГО понятие полная гибель ввели еще на заре развития страхования в нашей стране.
И это не случайно, поскольку, в противном случае, все страховые компании несли бы значительные убытки и потери, а потерпевшие получали неосновательное обогащение.
Например, «тотал» для ТС наступил, но при этом по рынку ТС стоит не больше полумиллиона рублей, а его ремонта составляет на сто тысяч больше. И это при том, что годные остатки ТС (далее годники) остаются у собственника, и которые он может реализовать. Допустим, это железо продано за 50 тыс. руб., потерпевший в плюсе на 150 тыс. руб., ну а страховая компания естественно в минусе.
Полная конструктивная гибель автомобиля по КАСКО, полная гибель ТС
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в РФ»: В случае утраты, гибели застрахованного имущества, страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.
Без вычетов какого-либо износа. То есть, если вы пишете обычное заявление, то страховщик обязан согласно закону выплатить вам полную страховую сумму. Из этого следует только одно – вы вправе получить полную страховую сумму, указанную в договоре (полисе) страхования.
Вручать такое заявление страховщику лучше всего лично. На копии заявления требуйте поставить отметку о том, что страховщик в лице сотрудника компании получил заявление в определенный день.
Недобросовестная ссылка на сроки
В свою очередь финуполномоченный Светлана Максимова дополнила перечень недобросовестных практик в ОСАГО примерами, когда клиентам на станциях ремонта отказано в восстановлении автомобиля из-за невозможности СТОА уложиться в установленные законом сроки ремонта.
Основанием для отказа в выплате по ОСАГО в натуральной форме не могут служить письма автодилеров общего характера о том, что они не укладываются в установленные сроки ремонта. «В них должны быть указаны данные конкретного автовладельца, которому сообщается отказ, и конкретные сведения по автомобилю, направленному в ремонт», — сказала она.
Потребитель по закону об ОСАГО может согласовать увеличение сроков ремонта по выданному страховщиком направлению или получить денежную компенсацию. Однако выплата в натуральной форме в ОСАГО осуществляется без учета износа автомобиля, то есть ремонт производится с использованием новых деталей, денежная компенсация на практике чаще всего производится по закону с учетом износа транспортного средства – до 50% стоимости автомобиля.
Можно ли ездить на автомобиле и оформлять не него страховку, если по ОСАГО, он признан тотальным?
Признаюсь, наши клиенты, считают этот вопрос, самым интересным, и я с ними соглашусь. Поскольку выше, я описывал ситуацию с немецкими и японскими БУ иномарками. Когда к нам приезжали на субару 1999 года, рыночная цена которого была 250000 рублей, а один передний бампер по каталогу, на этот авто, стоил в районе 140000 рублей, при кроме бампера были повреждены фары, капот и другие детали. В итоге восстановление такого субару, выходило без износа в районе 275000 рублей, что дороже его рыночной стоимости.
Фактически, этот субару пострадал по минимуму, так как фары, бампер и капот можно заменить и ездить на нем дальше, потому как ни одна конструкция автомобиля не пострадала и после данного ДТП, автомобиль не стал менее безопасным.
Таких примеров куча и как я говорил, главный вопрос от владельцев таких авто, можно ли на нем дальше ездить, после восстановления, страховать его и полноценно пользоваться?
Для России, очень типичный случай, когда автомобиль тоталят, по причине экономической нецелесообразности его восстановления, далее собственник автомобиля, получив выплаты, находит БУ запчасти по сходной цене, восстанавливает автомобиль и пользуется им дальше как ни в чем не бывало. То есть автомобиль при таком раскладе, может дальше участвовать в дорожном движении, со своими техническими рисками, который при ДТП где пострадало пару бамперов и фары, практически нет, и тем более больше не стало.
На сегодняшний день, тотальная гибель, в подавляющем большинстве случаев, никак не связана с утилизацией автомобиля. Автомобиль или все, что от него осталось, может быть легко восстановлен, а далее реализован для дальнейшего использования на дорогах и по документам, это никак не будет видно. Единственное, это проблема рынка автомобилей с пробегом. Страховая компания не может наложить запрет, на использование конкретного автомобиля, даже после того, как он будет этой самой страховой признан как тотальный (погибший). Утилизация автомобиля, это прихоть ее собственника.
Есть решение Первореченского районного суда г. Владивостока, № 2-3903/2019 ~ М-3093/2019, судья Симонова Наталья Павловна. Суть дела состояла в том, что страховая компания расторгла по собственной инициативе договор ОСАГО с клиентом, после ДТП, в котором автомобиль клиента страховой был признан тотальным. Да авто был признан тотальным, но по факту, авто получил незначительные повреждения, собственник восстановил его и продолжал пользоваться, не подозревая, что страховая расторгла с ним договор.
Возврат полиса ОСАГО: Как вернуть деньги и досрочно расторгнуть договор
Сам клиент, узнал, что страховая расторгла с ним договор, только при очередном обращении за возмещением ущерба, но через два месяца после последнего обращения в страховую он отремонтировал автомобиль и продал его. Новый собственник без проблем поставил авто на учет в ГИБДД и продолжал им пользоваться.
Соответственно, страховая отказала клиенту в возмещении ущерба, при повторном обращении за возмещением, так как ранее страховая признала этот автомобиль тотальным и на основании этого, в одностороннем порядке, расторгла договор ОСАГО с клиентом.
Страховая ссылалась на п.1.13 Положения о Правилах обязательного страхования, на основании которых, договор страхования ОСАГО досрочно прекратил свое действие, по причине признания гибели транспортного средства.
Но суд пришел к выводу, что гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, должна быть подтверждена соответствующим документом уполномоченного органа. А такого документа у страховой нет, и никто его в данном случае, не выдавал и не оформлял, и очевидно уже не оформит, так как автомобиль был успешно зарегистрирован в ГИБДД на нового собственника и продолжает ездить по дорогам общего пользования.
Также в суде установлено, что согласно статье 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Транспортное средство по факту уже зарегистрировано и в отношении него, выданы соответствующие документы.
В случае утилизации, транспортное средство снимается с регистрации, чего в данном случае не произошло. Напротив, истец в свою очередь предоставил свидетельство о регистрации данного ТС, где указан новый собственник, а также имеются сведения с сайта РСА в отношении указанного ТС. Ответчиком (то есть страховой) не представлены документы уполномоченного органа (МРЭО ГИБДД) о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией (утратой).
Суд пришел к следующему выводу:
Федеральный закон «Об ОСАГО» (пункт 18, статьи 12), Правила N 431-П (пункт 4.15), для определения размера страхового возмещения в случае причинения вреда имуществу потерпевшего используют понятие полной гибели имущества потерпевшего, что не тождественно понятию гибели (утрате) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования. Полной гибелью имущества потерпевшего считаются такие его повреждения, когда его ремонт невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая. При этом только повреждения, описанные в первом случае полной гибели имущества потерпевшего, соответствуют понятию гибели (утрате) транспортного средства и при подтверждении данного события документами уполномоченных органов действие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является досрочно прекращенным с его наступлением. При повреждениях транспортного средства, описанных во втором случае полной гибели имущества потерпевшего, гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, не наступает. Собственник транспортного средства, реализуя права, декларированные статьей 209 Гражданского кодекса РФ, самостоятельно определяет его судьбу и разрешает вопрос о целесообразности ремонта своего имущества без влияния чьего-либо мнения о необходимости такового.
Из материалов дела усматривается, что конструктивная гибель транспортного средства причинителя вреда не наступила, автомобиль не снят с регистрационного учета в органах ГИБДД, после ДТП 04.05.2019 автомобиль истца был восстановлен и эксплуатировался им, участие данного автомобиля в ДТП в августе 2019, а также последующая продажа автомобиля и постановка его на учет новым собственником свидетельствует о том, что он утрачен не был.
Оснований признать договор ОСАГО прекратившим свое действие с 05.05.2019 по основаниям, предусмотренным п.1.13, 1.16 Правил ОСАГО не имеется.
Суд вынес решение: Признать уведомление АО «АльфаСтрахование» от 31.07.2019 №2536 о досрочном прекращении действия договора ОСАГО № от 14.03.2019 незаконным и признать договор действующим до 04.10.2019.
То есть, здесь мы видим, что страховая не смогла признать договор ОСАГО расторгнутым, только на основании того, что она ранее признала автомобиль тотальным. Как видим, если есть возможность отремонтировать автомобиль, то никто не запрещает этого делать, не смотря, на то, что страховая признала авто тотальным.
Мы приходим к выводу, что при признании автомобиля тотальным, если его можно починить и продолжать эксплуатировать, то это можно сделать. Далее таким авто никто не может запретить пользоваться, страховать его, продавать, ставить на учет и снимать с учета.
Помните про решение суда, и ничего не бойтесь, восстанавливайте тотальный авто, если это возможно, пользуйтесь им сколько угодно.
Что такое тотал, тотальная/конструктивная гибель автомобиля
Понятие “тотала” не фигурирует в страховом законодательстве, однако, на практике применяется страховщиками для обозначения страхового случая, предполагающего признание абсолютной гибели транспортного средства. Условия констатации тотала регламентированы ФЗ №40 “Об ОСАГО”, где соответствующими основаниями служат невозможность проведения ремонтных работ в связи с большим объемом ущерба или эквивалентность стоимости автомобиля и затрат на его восстановление (п. 18 ст. 12).
После установления гибели транспортного средства страховщик обязуется возместить автовладельцу рыночную стоимость авто за вычетом уцелевших комплектующих. Различные страховые компании, руководствуясь внутренней политикой, устанавливают собственные коэффициенты повреждений, служащих основанием для признания ТС пришедшим в негодность. Как правило они варьируются в диапазоне от 60% до 85%.
Таким образом, страховой случай по тоталу будет означать невозможность (тотальная гибель) или нецелесообразность восстановления транспортного средства по экономическим соображениям (конструктивная гибель), что предполагает выплату материальной компенсации в соответствии со страховым договором и законодательством РФ.
Правила получения компенсации по ОСАГО пошагово
Процедура обращения за выплатой при нанесении имущественного вреда следующая:
- Собственник ТС предоставляет в СК документацию по страховому событию в течение 5 дней с момента ДТП. После сообщения клиента о произошедшем СК вправе отправить своего эксперта для фиксации факта ДТП и стоимостной оценки. Такое мероприятие происходит в пределах 5 дней.
- На рассмотрение документов и принятие решения у СК есть 20 суток. Затем перечисляют деньги, выдают направление на ремонт или обоснованно отказывают.
Если в ДТП пострадали люди:
- пострадавший направляет в СК виновника происшествия заявление на возмещение ввиду полученных травм и прилагает все необходимые документы. Если предоставленный пакет неполный, страховщик уведомит вас об этом в течение 3 суток;
- Вопрос урегулирования убытков занимает здесь до 15 календарных дней.
Если есть погибшие:
- Выгодоприобретатель подает заявление в СК. В пределах 15 суток с момента обращения первого заявителя, кроме праздничных дней, страховщик правомочен принять правомерно поступившие заявления от иных лиц.
- По истечении срока принятия заявлений СК перечисляет сумму компенсации в течение 5 рабочих дней на счет заявителя.
Расходы на погребение компенсируют после предоставления соответствующих документов.
Виновнику аварии, оформленной по Европротоколу, отведено 5 суток со дня события на предоставление в СК своего экземпляра аварийного извещения.
Какие выплаты может получить виновник ДТП по ОСАГО?
, и по медицинским показаниям имеет специальную машину, максимальной страховой суммы не хватает для ремонта машины.
В случае оформления ДТП без вызова сотрудников правоохранительных органов она составит 50 тысяч рублей, при участии ГИБДД- 400 тыс.
рублей, если установлена вина обоих участников ДТП, и потерпевший не хочет сам доплачивать за ремонт машины в автосервисе, если потерпевший отказался от ремонта поврежденной машины в СТО, которую предложила страхования компания, и не дал на это письменного согласия. Так может произойти, в том случае, когда, по мнению, владельца машины, автосервис не соответствует нормам и требованиям организации восстановительного характера, находится очень далеко и доставка к нему поврежденного авто затруднительна.
По закону, станция автосервиса не может располагаться более 50 км от того места, где произошла авария или дома лица, понесшего ущерб в результате происшествия, страховая компания и потерпевший заключили письменное соглашение о возмещении ущерба деньгами.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |