Разбираемся с понятиями: что такое ТКО, ТБО и в чем разница между ними?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбираемся с понятиями: что такое ТКО, ТБО и в чем разница между ними?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?

Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.

К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:

  • картонной продукции;
  • бумаги;
  • металлических конструкций;
  • текстильных изделий;
  • пластика;
  • органических отходов;
  • резины;
  • стеклянного лома;
  • кожаной продукции;
  • остатков деревянных изделий.

Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:

  • старых аккумуляторах;
  • батарейках от гаджетов и электроприборов;
  • строительных лаках;
  • электроприборах;
  • косметических средства и старых лекарствах;
  • красках;
  • пестицидах;
  • химикатах, использующихся в быту;
  • удобрениях и остатках пестицидов;
  • медицинских отходов;
  • бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.

Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.

Список отходов включенных в ТКО

Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:

  • небиологическую;
  • биологическую.

После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.

Читайте также:  Как выписать временно зарегистрированного без его согласия

По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:

  • мусор после уборки территорий населенных пунктов;
  • сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
  • офисные и бытовые отходы разных компаний;
  • мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
  • крупные и мелкие коммунальные отходы;
  • мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.

По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.

Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
7 35 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
7 35 100 02 72 5
отходы объектов оптово-розничной торговли
цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки
7 35 151 11 71 5

Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению – что относится к ТКО

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц,
отелей и других
мест временного проживания несортированные
7 36 210 01 72 4
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест
временного проживания,
содержащий
преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности
7 36 211 11 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
социально-реабилитационных учреждений
7 36 411 11 72 5
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц,
отелей и других мест временного проживания
7 36 911 11 42 4

Обращение с твердыми бытовыми отходами – прибыльное направление предпринимательской деятельности. Компании, которые оказывают услуги в данной сфере, всегда будут востребованы на рынке. Но так как ТБО представляет собой смесь отходов 4-5 класса опасности, для работы с ними необходимо получить лицензию Росприроднадзора. Для этого потребуется:

  • подготовить огромный список документации;
  • пройти промежуточные проверки в Роспотребнадзоре и согласования в других ведомствах;
  • оборудовать производственную площадку в соответствии с требованиями нормативных актов;
  • подготовить автомобиль для перевозки твердых бытовых отходов;
  • обеспечить выполнение требований в вопросах квалификации сотрудников;
  • создать условия для безопасного обращения с опасными отходами.

Мусорная реформа продолжается

Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.

Основные тезисы Мусорной реформы:

  1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
  2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
  3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.

Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором?

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

Читайте также:  Правила охраны труда при работе на высоте в 2023 году

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом ( Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

ТКО — актуальные правила на 2020

В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:

  • мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
  • отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
  • техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.

Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:

  1. Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
  2. Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
  3. Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Поправки создают задел на будущее

Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.

При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.

Читайте также:  Какие льготы положены на федеральном уровне в 2023 году

По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.

Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.

При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.

Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.

Готовятся изменения в концессионное законодательство в сфере ТКО

Российский экологический оператор (РЭО) и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. В числе законодательных инициатив — возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах.

Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.

«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовил законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Д. Буцаев.

Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого, проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.

«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова. После того как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *