Налоговые проверки: как и когда они проводятся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки: как и когда они проводятся». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года.

Исключение составляют повторные проверки.

Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Читайте также:  Информация о Курганском городском отделе

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски

Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.

Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:

  • имеют низкую налоговую нагрузку;
  • низкорентабельны;
  • указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
  • на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
  • имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
  • динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
  • компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
  • компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.

Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки

Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.

Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:

  • объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
  • указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
  • подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
  • усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
  • указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.

Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2020 году?

Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):

  • несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
  • затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
  • низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
  • сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Характерные нарушения

Нельзя точно определить перечень нарушений, которые могут быть выявлены в ходе проверки в месте нахождения компании. Однако практика, сложившаяся за долгие годы, анализ материалов, установленные факты привлечения к ответственности, — все это позволяет рассмотреть несколько самых распространенных примеров:

  • Занижение налоговой базы.

Проявляется такое нарушение различными способами. Налогоплательщик может скрыть часть доходов от реализации или кредитной задолженности или необоснованно уменьшить стоимость отчуждаемого имущества, если такая сделка носит безвозмездный характер. В большинстве случаев эти нарушения касаются налога на прибыль организации, НДС и НДФЛ.

  • Сокрытие доходов в целях уклонения от уплаты НДФЛ.

Налог на доход является предметом большинства нарушений. Распространенными вариантами выступают неправомерные действия при исчислении и уплате НДФЛ с заработной платы, а также при реализации имущества, если речь идет о физических лицах.

  • Завышение расходов.

Здесь речь идет о попытки сократить сумму налога на прибыль, которая рассчитывается путем вычета затрат из полученного дохода. Чем меньше эта разница, тем ниже налог. В данном случае осуществляется сокрытие фактических полученной прибыли.

  • Неправильное применение УСН.

Здесь также нарушаются правила относительно предельной суммы дохода, достижение которой не позволяет предприниматель платить налоги по данному льготному режиму с заниженной ставкой.

  • Непредставление документов в налоговый орган.

Речь идет о декларациях, ответах на запросы, объяснениях и иных сведениях, которые обязательны к передаче в ИФНС. Такие действия также могут считаться правонарушением.

Полной сводный перечень характерных нарушений, которые выявляются путем проведения проверок на местах, можно найти на сайте «Шмелева и Партнеры».

Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании

Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.

Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.

Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.

На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Составление актов по результатам налоговых проверок

Результатом проведения налоговой проверки является составление налоговыми органами соответствующего акта. Однако и в этом случае есть существенные различия, как по срокам, так и по основаниям их составления.

Порядок и сроки составления акта о налоговой проверке

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Когда составляется акт

Акт составляется в том случае, если налоговая инспекция при выездной проверке не выявила никаких нарушений.

Акт не составляется по результатам камеральной проверки, в результате которой не было найдено нарушений законодательства о налогах и сборах.

Сроки составления акта

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов, а по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков — в течение трех месяцев (п.8 ст.89 НК РФ).

Акт составляется в случае выявления нарушений налогового законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (или его уполномоченным представителем).

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Главное отличие мы уже назвали: выездная проверка проводится непосредственно на территории предприятия, камеральная – в самом налоговом органе.

Читайте также:  Задолженность по ид что это значит

Обе эти проверки отличаются друг от друга еще и тем, что испектор приступает к камеральной проверке с момента сдачи документа в ИФНС, выездная проверка начинается после того, как принято соответствующее решение руководства налоговой.

Отличие касается и сроков проведения проверки: когда речь идет о выездной проверке, то на все про все у инспектора есть 60 дней, но при необходимости ее могут продлить, в исключительных случаях – до полугода. Выездную проверку могут остановить, если должностному лицу понадобились дополнительные документы и материалы, причем если информацию нужно получить от государственных органов другой страны, то пауза в проведении проверки может продлиться 8 месяцев.

По общему правилу, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 15 месяцев.

Еще одно отличие – решение о проведении проверки. Зачастую визит инспекторов может быть связан с ликвидацией предприятия, либо после того, как камеральная проверка вскрыла серьезные нарушения. Во время выездной проверки ФНС получает возможность более полно ознакомиться с деятельностью компании, изучить ее реальные условия работы, чего никак нельзя добиться при проверке камеральной.

Ведь не секрет, что в уставных документах коммерческой организации может быть заявлена одна сфера деятельности, а заниматься компания может совсем другим. В этом случае выездная проверка связана с борьбой с теневым бизнесом. По закону налоговые инспекторы во время выездной проверки имеют право осмотреть любые помещения, которые налогоплательщик использует для ведения бизнеса: торговые и производственные площади, склады и базы.

Это необходимо для проверки соответствия данных, указанных в документах, фактическим данным.

Основная цель любой проверки как камеральной, так и выездной – оценить правильность начисления налогов и сборов. Но разница касается предмета проверок: камеральная проверка выясняет насколько корректно исчисляется налог по одному периоду. При выездной проверке может проверяться правильность исчисления налогов за трехлетний период.

Надо помнить, что более одного раза проводить проверку за тот же период нельзя, повторная проверка допускается в одном случае: когда изучается вариант уменьшения налога к уплате.

Не менее важный момент: для проведения камеральной проверки налоговикам не нужно особого указания руководства, поскольку эта проверка проводится «по умолчанию». Результат проведения налоговой проверки оформляется особым актом, но только по итогам камеральной проверки он не составляется вообще, если предприятие «чисто», то есть инспекторы не нашли никаких нарушений законодательства о налогах и сборах.

Во время выездной проверки, даже если у налоговиков не было никаких вопросов, обязательно составляется акт.

Кстати, о полномочиях сотрудников ФНС. Во время камеральной проверки они могут потребовать от налогопательщика только пояснительную записку, либо документы о праве на налоговые льготы. Выездная проверка как раз и отличается тем, что налоговики получают доступ в помещения юрлица, где знакомятся с документацией напрямую, могут поинтересоваться инвентарной описью имущества, а если есть постановление руководителя инспекции – произвести выемку документов.

Особенности проверок обособленных подразделений юридических лиц

Компании, располагающие обширной сетью филиалов, должны быть готовы к тому, что выездная проверка может затянуться. Под «обособленным подразделением» обычно понимают отдельную территориальную структуру организации. Проверка этого подразделения проводится либо в рамках общей проверки, либо как отдельная «сфера интересов» налоговиков, причем объектом такой проверки может быть только филиал или представительство.

Проводить больше двух проверок по одному налогу сотрудникам ФНС нельзя. Надо помнить, что обособленные подразделения не могут быть самостоятельными налогоплательщиками, поэтому за нарушение законодательства будет отвечать только головная организация.

Встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка – еще один инструмент в арсенале налогового инспектора. Проводится она в том случае, если после камеральной проверки возникла необходимость проверить не только деятельность налогоплательщика, но и, например, его контрагентов. ФНС имее также полной право изучить конкретную сделку, если есть малейшее подозрения на нарушение закона.

Причем информацию и необходимые документы обяжут предоставить любого, кто этими сведениями обладает. Так, если изучается сделка о поставке товара, то документы могут потребовать у перевозчика.

Если организация откажется предоставить в инспекцию такие требования, то ее просто оштрафуют.

Интерес для ФНС во время встречной проверки может представлять:

  • Фактическое существование контрагента;
  • Осуществление операций, которые отражены в документах налогоплательщика;
  • Операции между основной организацией и контрагентом.

Если встречная проверка покажет, что в данных налогоплательщика и контрагента есть существенные расхождения, то далее будет приниматься решение: повлияло ли это на корректность формирования налоговой базы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *