Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение санитарно эпидемиологических требований». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства. Важно отметить, если лицо обладаем исключительными обстоятельствами (они устанавливаются судом или административными органами), оно в праве заявить ходатайство о снижении размера наказания.
Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Выделяют три вида контроля (надзора):
1.Федеральный государственный контроль (надзор).
2.Региональный государственный контроль (надзор).
3.Муниципальный контроль.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.
Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
Мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций:
— по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,
— по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов,
— по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,
— по проведению их исследований, испытаний,
— а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда
Эксперты, экспертные организации- граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю
Виды проверок: плановые, внеплановые, документарные и выездные.
Административные правонарушения: понятие и протоколирование
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, к признакам административного правонарушения относится виновность (в виде умысла или по неосторожности), действие или бездействие, общественная вредность, противоправность и наказуемость.
Умысел: гражданин А задумал украсть деньги и осуществил задуманное, похитив у прохожего определенную сумму.
Неосторожность: гражданин А не следовал правилам техники безопасности, из-за чего произошло возгорание в помещении.
Действие: гражданин А проехал на запрещенный сигнал светофора.
Бездействие: гражданин А уклоняется от службы в армии.
Правонарушение должно быть обязательно зафиксировано документально. Для этого составляется протокол. Документ строится определенным образом. Протокол об административном правонарушении содержит:
- дату и место составления протокола,
- фамилию и инициалы составителя, его должность,
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело о нарушении,
- информацию о свидетелях и потерпевших – их ФИО и адреса,
- место, время совершения правонарушения,
- статью Кодекса или закона РФ, которая предусматривает несение административной ответственности за правонарушение,
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица,
- другую информацию для разрешения дела.
Срок давности по административным правонарушениям
Срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
По общему правилу, установленному ст. 4.5 КоАП, срок давности – 2 месяца. Когда решение о привлечении к ответственности выносит судья, срок увеличивается до 3-х месяцев. Категория правонарушений, у которой есть особенности в выявлении и доказывании, имеет иной срок давности. Привлечение к ответственности за такие правонарушения может происходить в течение года. За коррупционные правонарушения лицо привлекается к ответственности в течение 6-ти лет со дня их совершения.
Для правонарушений длящегося характера срок давности определяется днем обнаружения нарушения.
Течение срока давности может быть приостановлено. Это возможно в том случае, если необходимо передать дело для рассмотрения по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Гражданин А нарушил правила дорожного движения не в районе или области проживания. Он имеет право на рассмотрение материалов дела в суде по месту жительства. Время, затраченное на пересылку документов из одного суда в другой, не входит в сроки давности привлечения к административной ответственности.
Каким законом предусмотрена ответственность?
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.
Кем налагается дисциплинарное и другие взыскания за санитарное законодательство
Окончательные решения по поводу применения каких-либо взысканий, их размеров и конкретных последствий в Российской Федерации принимаются судом. Именно суд выносит решения по уголовным или административным делам, однако в некоторых случаях в части административной или гражданско-правовой ответственности достаточно составления постановления или заключения соглашения между сторонами, чтобы её избежать.
Однако дисциплинарные взыскания в качестве одной из возможных мер воздействия на работников предполагают возможность их вынесения исключительно самим работодателем. При этом он не обязан в принудительном порядке подвергать работников наказанию и может отказаться от реализации своего права, либо же снять имеющиеся у трудящегося взыскания.
Подвергать одного работника неоднократному наказанию за единожды совершенный проступок – недопустимо с точки зрения законодательства.Следует также помнить, что административная и уголовные меры воздействия могут предполагать и в том числе ограничение права осужденного лица заниматься какой-либо специфической деятельностью, что особенно актуально в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства.
Административная ответственность медицинских работников. — презентация
1 Административная ответственность медицинских работников
2 Как показывает практика большинство медицинских работников и даже руководителей учреждений здравоохранения имеют поверхностное представление о юридической ответственности, установленной действующим законодательством за правонарушения в сфере здравоохранения. При этом знания об основаниях, виды и последствия юридической ответственности, с одной стороны, дисциплинирует медицинских работников, а с другой — уменьшает вероятность необоснованного привлечения их к ответственности.
3 Административным правонарушением называется противоправное виновное действие или бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок права и свободы граждан, на установленный порядок управления.
4 Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно- эпидемиологической службой и т.д.)
5 Административная ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасна, чем преступления, и в корне отличается от них. Привлечение гражданина одновременно к уголовной и административной ответственности невозможно.
6 Отличия административной ответственности от уголовной 1) установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ; 2) административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц; 3) наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.
7 За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания — предупреждение; — административный штраф; — Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; — лишение специального права, предоставленного физическому лицу; — административный арест; — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; — дисквалификация; — административное приостановление деятельности; — обязательные работы. В отношении медицинских работников (организаций) применяются, как правило, предупреждение и административный штраф
8 Предупреждение (ст. 3.4 КоАП) является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
9 Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Административный штраф призван оказать воздействие на материальные интересы правонарушителя.
Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы адми нистративных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10 В здравоохранении чаще других имеют место административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
11 Статья Отказ в предоставлении информации. Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения. Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством). Статья 6.3.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6.8.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
12 Статья Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Статья Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологи-ческих требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации. Статья Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно- санитарных правил. Статья Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
13 Статья Нарушение правил защиты информации. Статья Разглашение информации с ограниченным доступом. Статья Нарушение правил распространения обязательных сообщений. Статья Нарушение порядка представления статистической информации.
Статья Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. Статья Нарушение требований законодательства о хранении документов. Статья Нарушение законодательства о рекламе.
Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Определение 1
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества. Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
- Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
- Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.
Снижение суммы штрафа
Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства. Важно отметить, если лицо обладаем исключительными обстоятельствами (они устанавливаются судом или административными органами), оно в праве заявить ходатайство о снижении размера наказания.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Поговорим о том, что ждет нарушителей СП и СанПин, ждет ли вообще, и как избежать неприятных сюрпризов, в этой статье.
Ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований в организациях — как работает Роспотребнадзор, почему приходят проверки, какие штрафы предусмотрены за нарушение СанПиН для разных видов деятельности.
Ответственность за нарушение СанПиН регулируется несколькими пунктами 6 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Называется она «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».
Контролирует деятельность бизнеса, в том числе и соблюдение СанПиНа — Роспотребнадзор. И если принимать окончательное решение о назначении штрафа или иного наказания будет суд или главный санитарный врач, инициирует проверку и фиксирует нарушения именно данная организация.
Разумеется, прежде чем обвинить вас в нарушении, его необходимо обнаружить. Есть два основных вида проверок, в ходе которых фиксируются нарушения СанПиНа и после которых вы можете быть привлечены к ответственности.
Плановые проверки. Роспотребнадзор проводит ежегодные плановые проверки организаций на предмет соблюдения необходимых требований. Если в момент проверки они обнаружат какие-то нарушения — каждое будет зафиксировано в протоколе.
Внеплановые проверки. Если на работу вашей организации поступит жалоба (от клиента, подрядчика и др.), или в Роспотребнадзор обратится прокуратура (как правило, если в прокуратуру поступила жалоба на то, что из-за нарушений пострадали люди, животные или экология) — будет инициирована внеплановая проверка.
Также, возможна ситуация, что сотрудник Роспотребнадзора обнаружил нарушение самостоятельно (например, как обычный покупатель). В таком случае могут быть два варианта развития событий — он может самостоятельно зафиксировать нарушение или инициировать полную проверку организации.
Поэтому, относится к каждому клиенту нужно с любовью!
Во-первых, потому что это основа качественного клиентского сервиса, благодаря которому посетители влюбляются в компанию. А во-вторых, потому что это может быть сотрудник Роспотребнадзора.
Работу различных организаций регулируют различные требования СанПиН . Соответственно, и ответственность в каждой ситуации будет разной.
Основные статьи КоАП , которые касаются нарушения санитарно-эпидемиологических правил в организации:
- Статья 6.3 — Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Данная статья регламентирует ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Другими словами, за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, или невыполнение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Нарушение данных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 100 до 500 рублей;
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Данная статья регламентирует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 500 до 1000 рублей;
Данная статья регламентирует ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных для этого местах. К таким относят столовые, рестораны, кафе, бары и другие заведения.
Контролируются процессы приготовления пищи и напитков, их упаковка, хранение и реализация населению.
Нарушение данных требований влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 1000 до 1500 рублей;
Где смотреть информацию о штрафе за нарушение ст. 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции”
- портал Госуслуги. Вкладка “Оплата”. Раздел “Штрафы”.
- портал “Судебное Делопроизводство” (в случае нового программного обеспечения будет ссылка на общий портал) районного суда того района города, где было совершенно правонарушение. Находите ссылку “Поиск информации по делам”. Она написана довольно маленькими синими буквами под датой.
- Появляется “Производство по гражданским и административным делам”. Нажимаете на ссылку “Изменить”.
- Выбираете “Производство по делам об АП (административных правонарушениях)”. Выводится соответствующая форма.
- В поле “Фамилия” указываете фамилию. Нажимаете на кнопку внизу “Найти”.
- Выдается список всех дел об административных правонарушениях, в которых участвует данная фамилия
Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.
В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:
- Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
- Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.
Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.
Возможно получить и уголовное наказание
За каждое нарушение гигиенических требований определяется мера ответственности и сумма штрафа, предусмотренная КоАП. Согласно нормам и правилам Роспотребнадзора на предпринимателя возлагается полная ответственность за нарушение СанПиН. При определении наказания за такие нарушения учитывается тяжесть последствий.
За несоблюдение СанПиН индивидуальные предприниматели могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. В таком случае срок лишения свободы может составлять от 2 до 5 лет.
Несоблюдение СанПиН может привести к негативным последствиям в деятельности ИП, в том числе к невозможному ведению бизнеса в дальнейшем. Поэтому при открытии своего дела необходимо уделять должное внимание действующим санитарным нормам и правилам во избежание их нарушения. Соблюдение СанПиН и федерального законодательства— одно из основных условий успешного ведения деятельности и избегания значительных затрат, которые приходится нести в случае наложения взыскания.
Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
ТК РФ сообщает – приказ о наказании работника допустимо составлять не ранее, чем будет однозначно доказана его виновность.
Провинившегося сотрудника в обязательном порядке (в следующие после написания 3 дня) под расписку знакомят с приказом. Когда же работник не желает его читать, об этом также составляется акт. Важный момент – пропуск названного срока, разрешает подчиненному имеет оспорить наказание.
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц;
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
Главный санитарный врач РФ
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг;
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»;
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.
Виды административных взысканий за санитарные правонарушения
Субъектам РФ были предоставлены полномочия решать, какой вводить режим для борьбы с коронавирусом. Они же самостоятельно определяют конкретный набор профилактических мер. Более того, региональные власти могут принимать дополнительные обязательные для исполнения правила поведения при введении режима повышенной готовности15. Такой подход можно признать логичным, так как на огромной территории с разной плотностью населения нельзя «всех грести под одну гребенку».
За невыполнение региональных правил поведения при режиме повышенной готовности ответственность может наступить по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ16. Ею предусмотрено предупреждение или наложение штрафа:
- на граждан – от 1000 до 30 000 руб.;
- должностных лиц – от 10 000 до 50 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб.;
- юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.
Подобное правонарушение также является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения и составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ)17.
Протоколы по статье вправе составлять должностные лица18:
- указанные в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р (например, полицейские или росгвардейцы);
- органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых утверждается высшим должностным лицом региона19.
Дела по названной статье тоже рассматриваются судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Кстати, если был причинен вред здоровью человека или имуществу, то нарушителей накажут по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ответственность в этом случае ужесточается (штрафы увеличиваются, возможна дисквалификация или приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Как отметил Верховный Суд РФ в вопросе 21 Обзора № 3, если при рассмотрении дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, либо жалобы на постановление по делу о таком правонарушении суд установит, что действия (бездействие) лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, они должны быть переквалифицированы. Работодателям это на руку, поскольку наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ является менее суровым, чем санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Интересно, что в практике встречаются дела, когда суды считают переквалификацию в подобной ситуации невозможной.
Судебная практика
Индивидуальный предприниматель не закрыла магазин по продаже семян, несмотря на запрет работы объектов розничной торговли с 28.03.2020 по 30.04.2020 (п. 1.3 постановления Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П). Участковый составил протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Судья Энгельсского районного суда Саратовской области признала ИП виновной и назначила штраф в размере 50 000 рублей. Решением судьи Саратовского областного суда размер штрафа снижен до 25 000 рублей.
ИП подала жалобу в Первый кассационный суд общей юрисдикции. Дело в том, что временный запрет розничной торговли был указан в региональном постановлении о режиме повышенной готовности. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 20.61 КоАП РФ. А ИП привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, т.е. за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов. Но ссылок на нормы, которые были нарушены или не выполнены ИП, ни в протоколе, ни в судебных актах не было.
В протоколе была ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5, где высшим должностным лицам субъектов РФ предписано:
- обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками коронавируса;
- вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития.
Но в названном постановлении напрямую не содержалось положений о приостановлении деятельности объектов розничной торговли.
Как отметил суд, составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства. Поэтому переквалификация действий индивидуального предпринимателя невозможна.
Как мы говорили выше, суд может пойти навстречу и ограничиться предупреждением или снизить размер штрафа.
Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц,
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей,
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг,
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»,
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.