Определение границ земельного участка на местности закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение границ земельного участка на местности закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

        Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

        Читайте также:  Что положено малоимущим семьям в 2024 году в Татарстане

        Постановка земельного участка на кадастровый учет.

        После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

        В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

        Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

        ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

        1. Заказчик имеет право:
          1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
          2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
          3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
        2. Заказчик обязан:
          1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
          2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
          3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
          4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
        3. Исполнитель имеет право:
          1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
          2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
            • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
            • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
          3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
          4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
          5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
        4. Исполнитель обязан:
          1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
          2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
          3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
          4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
          5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
        5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
        1. Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
        2. Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
        3. Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
        4. Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
        5. Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.
        Читайте также:  Наказание за сети рыболовные в 2024 году

        Уточнение границ: Что это за процедура?

        Уточнением границ земельного участка называют определённые геодезические работы, которые связаны с определением координат такого участка, его размеров, а также деталей, потом все эти параметры согласовываются с соседями.

        Процедурой уточнения границ координат границ земельного участка занимается кадастровый инженер. При этом должен быть аккредитованным, у него должно быть разрешение для предоставления данной услуги. После всего этого, как он проведет все требуемые исследования, он подготовит межевой план земельного участка, передаст акт собственнику участка, а тот должен согласовать его с владельцами тех участков, которые размещаются рядом. Потом владелец возвращает подписанные акты кадастровому инженеру для того, чтобы был сформирован межевой план.

        Потом инженер должен доделать план, и после заказчику передается уже готовая работа, которая записана на диск, заверенный электронной подписью. Либо план отправляется, а рассмотрение и утверждение в Росреестр. В документе должен быть зафиксирован адрес объекта, а также его границы. Потом эта информация будет показана в публичной кадастровой карте.

        У межевания участка существуют такие особенности:

        • Работы проводятся с наделами, которые уже есть на кадастровом учёте, но их границы не определены конкретно.
        • Исполнитель начинает замерять объект после того, как он изучит все документы на землю.
        • После того, как будет проведена процедура и составлен межевой план, площадь участка может изменяться, новый параметр нужно согласовать с соседями, также должен быть составлен акт.

        Какие последствия могут быть при отсутствии установленных границ участка?

        Если пренебрегать все требования, установленные законодательством, могут показаться не очень приятные последствия для владельцев участка. Если не провести процедуру межевания участка, могут появиться следующие препятствия:

        • Права хозяина могут быть ограничены. Законный обладатель участка не сможет им распоряжаться. Абсолютно любые юридические сделки с участком, границы которого не определены, являются запрещенными.
        • Могут появляться конфликты с владельцами участка, который располагается по соседству.
        • Соседи могут потребовать снести объекты, которые были сооружены с нарушением определённых требований, рядом с линией.

        На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.

        В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.

        Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь мы писали в другой статье.

        Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.

        Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.

        В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии не рекомендуем, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.

        Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.

        Как провести межевание земельного участка

        1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:

        • заявление, составленное в свободной форме;
        • паспорт собственника;
        • нотариально заверенная доверенность (при обращении представителя собственника);
        • правоустанавливающие документы на земельный участок (договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство и другие);
        • правоудостоверяющие документы (свидетельство о праве собственности на участок, выписка из ЕГРН);
        • кадастровая выписка на земельный участок;
        • кадастровый паспорт территории и справка из БТИ об отсутствии строений на участке или кадастровые паспорта (при наличии строений).
        Читайте также:  Какие единовременные выплаты положены пенсионерам в 2024 году

        Когда необходима установка границ?

        Процедура установки координат участка земли, их отражения в кадастровом реестре необходима, когда в местные органы власти поступает от собственника недвижимости запрос об изменении ее месторасположения или прошение об уточнении пределов.

        Определение контрольных точек требуется, если ранее рубежи с точностью не выявлялись или данные о границах в Росреестре отсутствуют.

        Межевание необходимо для осуществления сделок с землей:

        • купля-продажа недвижимости;
        • оформление договора аренды;
        • обмен, дарение;
        • получение документов о праве собственности на надел;
        • раздел участка земли;
        • объединение отдельных объектов недвижимости или образование новых.

        Как выбрать исполнителя, чтобы сделать межевание

        В частности, выполнением таких работ занимается кадастровый инженер, поэтому если не нашли подходящую организацию, тогда нужно заключить с ним договор. Но, чтобы не было проблем при найме частного работника, нужно изучить несколько важных правил:

        • Проверьте подрядчика. Проанализируйте хорошо список в реестре кадастровых инженеров. Важно, чтобы этот работник присутствовал в нем. Здесь следует найти информацию о сотруднике, как он проводил работу, были ли отказы, жалобы или допущены ошибки в ходе межевания.
        • Убедитесь в наличии его опыта в проведении подобных работ. Для этого достаточно обратиться к сайту налоговой службы и уточнить, как давно существует работник, как юридическое лицо, уполномоченное для проведения геодезической съемки.
        • Уточните компетентность рабочего. Для этого следует изучить отзывы о выполненных работах. Обычно их оставляют на официальном сайте или странице кадастрового инженера.

        Отдельно выделяется понятие границ смежных участков – к ним относятся линии, определяющие конкретный участок и являющиеся прилегающими к тем, которые соприкасаются или граничат с ним.

        Черты смежных участков имеют существенное отличие от фактических – в отличие от них они определяются не поворотными точками, имеющими координаты, а длительностью межи, которая совмещается с соседними.

        Также особенностью их является то, что их можно устанавливать только после определения фактической межи и предварительной операцией является проведение согласования для того, чтобы интересы собственников прилегающих участков не были затронуты.

        Выделение смежных границ осуществляется инженером и может проводиться как только для одного участка, так и сразу нескольких – чаще всего такие случаи бывают при распределении большого количества участков из одной площади.

        Стоит отметить, что в обязательном порядке при таких действиях приглашаются все лица, которые заинтересованы в установлении смежных пределов, какие должны поставить свою подпись под занесенными в документы данными.

        В том случае, если к участку применяется понятие «надел, не имеющий координат своих границ», на практике такое понятие означает, что граница для него была установлена без внесения данных в соответствующую кадастровую документацию или же при их определении были нарушены установленные регулирующим законодательством нормы.

        В отдельных случаях подобный факт может иметь место в связи с тем, что при внесении данных и установлении границ были допущены ошибки.

        Для того, чтобы такие проблемы не возникали, владелец участка при получении межевого плана должен обращать внимание на точность внесенных данных.

        Поскольку при наличии ошибок или неточностей возможны проблемы при купле-продаже надела, а также споры с владельцами смежных земель относительно примыкающих друг к другу межей.

        Если границы не установлены, чем это грозит?

        Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

        Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

        Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

        Кто может являться участником процедуры согласования границ земельных участков?

        В соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (статья 39, п.3) согласование границ земельных участков проводится в присутствии лиц, обладающих правами на смежные участки, между которыми проходить граница межевания по праву:

        — По праву пожизненного владения (в том числе и по наследству).

        — По праву собственности физическими или юридическими лицами на постоянной (бессрочной) основе, если земли находятся в муниципальном или государственном владении, но предоставлены этим лицам на пожизненное владение или пользование.

        — По праву аренды. Когда владельцами земли являются государственные или муниципальные органы и подписан соответствующий арендный договор на владение землей на четко оговоренный срок.

        — По праву бессрочного (постоянного) пользования. Когда смежные участки земли передаются в бессрочное пользование физическим лицам от муниципальных учреждений, государственных органов, казенных предприятий или органов местного самоуправления, а также, если права распоряжаться землями утверждаются по нормам неразграниченной госсобственности.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *