Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 52 Федеральной контрактной системы указано, сколько оснований теперь для признания закупок несостоявшимися — с 1 января 2022 года таких оснований шесть. Они общие для всех электронных торговых процедур.
Какие основания для признания торгов несостоявшимися
Закупку признают несостоявшейся, если (ч. 1 ст. 52 44-ФЗ):
- Подана только одна заявка на участие в торгах.
- Только одно предложение соответствует требованиям извещения.
- На участие в заказе не подано ни одного запроса.
- Закупочная комиссия отклонила все предложения.
- Все участники признаны уклонившимися от заключения контракта.
- Заказчик отказался от заключения госконтракта с единственным участником или с поставщиком, который подал единственную соответствующую заявку (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).
По правилам, если участник электронного аукциона не подавал ценовые предложения, он не участвует в торгах. А если и другие потенциальные поставщики не предлагали свои товары, работы, услуги или же предложение подал только один исполнитель, то процедуру признают несостоявшейся.
Если на участие в электронном аукционе поступило несколько заявок
Через два часа после окончания срока подачи заявок на электронной площадке начинается торговая сессия, в ходе которой участники аукциона делают на электронной площадке свои предложения о цене контракта («ценовые предложения»). Такие предложения подаются путем снижения текущего минимального ценового предложения на «шаг аукциона»: величину, составляющую от 0,5 % до 5 % НМЦК.
Время приема ценовых предложений составляет 4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. Если за это время от кого-либо из участников поступит ценовое предложение, время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на 4 минуты. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение, которое будет не ниже текущего минимального ценового предложения (т. н. «борьба за второе место»).
В ходе торговой сессии на электронной площадке отражаются все поданные ценовые предложения и время их поступления, а также оставшееся время приема ценовых предложений.
Как действовать единственному поставщику
Если всем требованиям гостендера соответствует заявка от единственного поставщика или он его единственный участник, после объявления итогов закупки этот контрагент обязан заключить контракт с организатором-заказчиком. Единственный победитель тендера должен соблюдать сроки подписания контракта, чтобы не попасть в РНП.
Если во время электронных торгов в формате аукциона никто не подал других ценовых предложений, у поставщика появляется право подписать контракт по предельной цене.
Если поставщик оказался в роли единственного участника тендера, вторая часть заявки которого соответствует всем требованиям, ему можно предложить свою цену контракта.
Если несостоявшаяся закупка проводилась по 223 ФЗ, заказчик может действовать в рамках его положения о закупках.
В январе 2022 года вступят в силу изменения в отношении оснований признания закупок несостоявшимися:
- допущено или подано единственное предложение поставщика;
- предложения отсутствуют совсем или поданы, но отклонены в полном объеме;
- заказчик сам отказал единственному поставщику в подписании контракта;
- всех участников тендера признали уклонившимися от заключения контракта;
- если не состоялась совместная конкурсная закупка, каждый из заказчиков должен по отдельности согласовать контракт с органами контроля.
Понятие несостоявшейся закупки
Случаи признания торгов несостоявшимися:
1. В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
2. Если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка.
3. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах признан участником соответствующей процедуры торгов.
4. Если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедуре были отклонены все поданные заявки.
Несостоявшаяся неконкурентная процедура
Есть ситуации, когда проводить закупка у единственного поставщика заказчик обязан. Это необходимо сделать, если была объявлена конкурентная процедура, но она не состоялась (на нее подана всего одна заявка либо одна удовлетворяла требованиям и была допущена до процедуры). В итоге конкурс или аукцион не состоялся.
Проводя закупку у определенного поставщика, заказчик должен учитывать установленные законом лимиты совокупного годового дохода. Если в итоге они будут превышены, то нужно проводить конкурентную процедуру.
Закупка у единственного поставщика при значительной сумме контракта имеет такие минусы:
раз нет конкуренции, не получится снизить цену или получить иные наилучшие условия контракта;
сделки с единственным поставщиком часто становятся объектом внимания со стороны ФАС, поскольку при их заключении иногда имеют место нарушения закона и трата бюджетных средств
Поэтому при выборе такого способа важно позаботиться о соответствующем обосновании, если оно требуется.
Этапы проведения электронного аукциона включают:
- Размещение извещения и аукционной документации (АД) в ЕИС.
- Работу с запросами на разъяснение АД (не более трех запросов от одного участника закупки (УЗ).
- Подачу заявок на участие в электронном аукционе (ЭА).
- Рассмотрение первых частей заявок.
- Проведение электронного аукциона.
- Рассмотрение вторых частей.
- Определение победителя электронного аукциона и заключение контракта.
В таблице указаны сроки, когда осуществляется размещение извещения об аукционе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Предусмотрена градация сроков в зависимости от размера НМЦК и от объекта закупки.
Размер НМЦК | Срок размещения извещения в ЕИС |
---|---|
Не превышает 300 млн рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства не превышает 2 млрд рублей. | Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
Превышает 300 млн рублей либо 2 млрд рублей для закупок подрядных работ | Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе |
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
После размещения протокола рассмотрения первых частей заявок проводится непосредственно аукцион.
Три статуса закупки, которые нужно различать
Закупка может быть признана не только несостоявшейся, но и недействительной или отмененной – это не одно и то же.
Статус несостоявшейся присваивается открытой конкурентной закупке с учетом норм, установленных в ч.1 ст.52 44-ФЗ, о них расскажем ниже. В некоторых случаях заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком, а в некоторых – это его право. Случаи признания несостоявшимися закрытых конкурентных процедур указаны в ч.1 ст.77 44-ФЗ.
Недействительной признается процедура по вине заказчика, если он в ходе проведения нарушил гражданское законодательство, закон о контрактной системе 44-ФЗ или закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ).
Заказчик вправе отменить закупку, если у него есть на то причины или предписание вынесло надзорное ведомство.
Данный материал показывает, что проблема нереализованного имущества на торгах — это, прежде всего, проблема организаторов торгов, которая плавно перетекает к взыскателю. А вот для банкрота это весьма двоякая ситуация.
Так, например, когда объект представляет весомую ценность, то должник рад его возвращению. С другой стороны финансовые тяжбы по долговым обязательствам затягиваются и появляется возможность потерять другие ценности на торгах, а это в свою очередь может только усугубить ситуацию.
Таким образом, можно утверждать, что несостоявшиеся торги не выгодны никому, и каждая сторона заинтересована в их удачном проведении. На этом вопрос можно считать закрытым. И помните, с какой бы стороны вы не оказались, для успешного ведения дел и избегания дополнительных проблем необходимо подходить к финансовым вопросам взвешено и уверенно!
В случае, если на участие в аукционе по 44-ФЗ подана одна заявка, то такой аукцион признают несостоявшимся (п. 16 ст.66 Закон №44-ФЗ). Читайте, что делать контрактному управляющему и может ли заказчик заключить контракт с единственным поставщиком.
Чтобы правильно составить заявку на участие в электронном аукционе, потенциальный участник, до подачи заявки, изучает документацию и оценивает свои возможности. После того, как срок на подачу заявки истечет, аукцион признают несостоявшимся, если на электронном аукционе подана одна заявка по 44-ФЗ. Даже при таких обстоятельствах, у единственного поставщика остается возможность, что заказчик заключит с ним контракт.
Документы со стороны заказчика
В целях проведения закупки заказчику необходимо разработать и утвердить документацию по аукциону.
Документы, которые готовит заказчик для проведения электронного аукциона:
- Информационная карта– выжимка с наиболее важной информацией по госзакупке.
- Форма заявки на участие в закупке– такой документ не является обязательным, а имеет рекомендательный характер.
- Инструкция по заполнению заявки.
- Обоснование НМЦК с использованием одного из рекомендованных методов: метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, сметного, затратного и пр.
- Техническое задание– описывает максимально подробно объект закупки.
- Проект государственного контракта– в этот проект в дальнейшем вносятся реквизиты победителя и его предложение по цене, другие его параметры при подписании менять не будут.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в ЕИС как минимум за 7 дней до окончания сроков подачи заявок на участие. Такие сроки действуют при НМЦК в пределах 300 млн р. (или 2 млрд р. при закупках по строительству, реконструкции и капремонту). Если же речь идет о крупных закупках на сумму более 300 млн р., то на подачу заявок на участие в закупках отводится не менее, чем 15 дней.
Заказчик так же вправе разместить извещение не только в ЕИС, но и в любых других печатных и электронных СМИ.
В извещении о проведении электронного аукциона должна быть прописана следующая информация:
- идентификационный код закупки (ИКЗ);
- условия контракта;
- дата и место подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- дата проведения электронного аукциона;
- размер обеспечения заявки и исполнения контракта и пр.
Заказчик также должен установить требования к участникам аукциона и указать на перечень документов, которые участники должны предоставить. Перечень таких документов и требований приводится в строгом соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 1.1, ч. 2, ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков.
Порядок участия в электронном аукционе поставщиков
Принять участие в закупке может любое лицо, отвечающее требованиям закупки.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ участником электронного аукциона вправе стать любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также физлицо или индивидуальный предприниматель. Общие требования к участникам закупок приведены в ст. 31 44-ФЗ.
Главным критерием выбора победителя аукциона в электронной форме выступает ценовое предложение. В этом случае заявка на аукцион передается дистанционно посредством функционала ЭТП.
Для того чтобы принять участие в электронном аукционе, у участника должна быть квалифицированная электронная подпись. До 2020 года участники могут подавать заявки на участие в закупке, обладая только аккредитацией на ЭТП (на основании утратившей силу ст. 61 44-ФЗ). С 2020 года участвовать в закупках смогут только те участники, которые прошли регистрацию в ЕИС. Такая регистрация открывает для поставщиков возможность участвовать во всех закупках в электронном формате.
Операторы ЭТП не позднее следующего рабочего дня после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на площадке. Аккредитация происходит путем информационного обмена ЭТП и ЕИС (то есть непосредственного участия поставщика в этой процедуре не требуется).
Для того чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, участнику стоит предварительно открыть специальный счет для внесения обеспечения по заявкам. Также данный счет будет использоваться при списании платы с ЭТП, если участник будет признан победителем закупки.
После того как подготовительный этап завершен, дальнейшее участие поставщика в закупке будет таким:
- Осуществляется поиск сведений о проводимом электронном аукционе в ЕИС.
- Анализируется закупочная документация , и принимается решение о дальнейшем участии в закупке.
- На спецсчет в банке вносится необходимая сумма обеспечения, либо оформляется банковская гарантия(право на использование банковской гарантии для обеспечения заявок появилось у участников в июле 2019 года). Сумма обеспечения исполнения контракта зависит от НМЦК: если последняя не превышает 20 млн р., то величина обеспечения составляет 0,5-1% НМЦК; при НМЦК более 20 млн р. размер обеспечения заявки составляет 0,5-5%. Если закупка проводится среди учреждений или предприятий УИС, а также организаций инвалидов, то величина обеспечения находится в пределах 0,5-2%.
- Готовится и направляется заявка на участие в электронном аукционе. Заявка на участие состоит из двух частей, обе они подписываются и передаются оператору ЭТП (заявка подается сразу в двух частях, а доступ к ней заказчику предоставляется постепенно).
- Участие в электронном аукционе, если первая часть заявки была признана соответствующей установленным требованиям.
- Заключается контракт с заказчиком, если участник был признан победителем.
Когда госзакупка признается несостоявшейся
Тот факт, что процедура не состоялась, не всегда означает, что она проходит без заявок или все предложения участников отклонены. Поводов для этого намного больше. Рассмотрим эти основания для разных этапов процедуры. Собрали в таблицу основания признания закупки несостоявшейся по 44 ФЗ.
Прием предложений |
|
|
Оценка и сопоставление | Общие основания |
|
Для конкурсных процедур | Когда проводится предквалификационный отбор в конкурсе с ограниченным участием:
|
|
Когда проводится второй этап двухэтапного конкурса:
|
||
Для аукциона | Когда за 10 минут после того, как начался аукцион, не поступило ни одной цены. | |
Подписание госконтракта | Победитель уклонился от подписания госконтракта, а затем и участник, которому присвоен второй номер, не подписал соглашение. |
Статья 71 44-фз — последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и данной заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует эта заявка; б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе; КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 71 вносятся изменения. См.
ФЗ) 4 По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ) Заказчик вносит изменения в план-график (план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ или иным способом в соответствии с 44-ФЗ(ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) 5 Аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником(ч. 8 ст. 67 44-ФЗ) Согласование решения Заказчика с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС, Рособоронзаказ)(п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) Заключение контракта с единственным поставщиком(п. 4 ч. 2 ст. 71,п. 25 ч. 1 ст.
Несостоявшиеся закупки по 44‑ФЗ: что делать поставщику и заказчику / Контур.Закупки
Далеко не все торги по госзакупкам заканчиваются заключением договора. Более трети из них объявляются несостоявшимися. Что является причиной этого, и какие шаги предпринимает заказчик дальше, чтобы получить всё же необходимый ему товар или услуги?
Несостоявшиеся закупки — это не то же самое, что недействительные или отмененные торги. Несостоявшиеся признаются тендеры, при проведении которых заказчиком был нарушен Гражданский кодекс или регламентирующий закупку 44-ФЗ.
При признании торгов недействительными после объявления победителя, контракт с ним расторгается. Отменёнными торгами называются такие, которые останавливаются по воле заказчика или по предписанию ФАС. Это может произойти на любом этапе закупок.