Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Можно ли строить дом на земле сельхозназначения для ведения садоводства и ЛПХ?

Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.

С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.

Категории земель по целевому назначению Виды разрешенного использования
Садоводство Огородничество Ведение личного подсобного хозяйства ИЖС
1.5, 13.2 13.1 1.16 2.1
Земли сельскохозяйственного назначения Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.

Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки.

Земли населенных пунктов Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.

В этом случае прописаться можно.

Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад.

Правовые рамки сельскохозяйственного назначения земель

  1. Земельный кодекс Российской Федерации: основной закон, определяющий правовой режим земель, их природоохранную функцию, порядок формирования и использования сельскохозяйственных земель.
  2. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»: устанавливает порядок регистрации прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости, включая земли сельскохозяйственного назначения.
  3. Решения и постановления Правительства Российской Федерации: содержат дополнительные положения и нормы, регламентирующие использование сельскохозяйственных земель.

Согласно законодательным актам, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для осуществления сельскохозяйственной деятельности, включая:

  • выращивание сельскохозяйственных культур;
  • разведение сельскохозяйственных животных;
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Основные требования к использованию земель сельскохозяйственного назначения включают:

  1. Сохранение плодородия почвы: использование сельскохозяйственных земель для целей, не противоречащих их сельскохозяйственному назначению, чтобы сохранить плодородие почвы и обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства.
  2. Соблюдение установленных границ и пределов: использование земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в пределах установленных границ и не выходить за рамки предписаний и разрешений, выданных соответствующими органами государственной власти.
  3. Учет экологических и санитарных норм: при использовании земель сельскохозяйственного назначения необходимо соблюдать экологические и санитарные нормы, чтобы предотвратить загрязнение почвы, воды и окружающей среды.

При использовании земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать также местные нормативы и правила, устанавливаемые органами местного самоуправления. Это поможет регулировать и контролировать использование сельскохозяйственных земель в соответствии с национальными и региональными интересами.

Особенности Классификатора ВРИ

В Классификаторе для каждого ВРИ указано не только полное наименование, но и подробное описание, а также присвоенный код, который и используется во всех документах, идентифицирующих конкретный участок.

Всего в документ включено 12 обобщенных разновидностей, каждая из которых дополнена уточненными видами (максимум 18). Обобщенные виды применяются тогда, когда не известно или не установлено направление будущего развития данной территории. Присвоение участку обобщенного вида использования позволяет в дальнейшем применять все уточненные виды хозяйственного использования земель, ему соответствующие.

В каждом ВРИ обязательно указано, какие линейные объекты допускается строить (линии электропередач, инженерные коммуникации и т.д.). Это освобождает землепользователя от необходимости получать дополнительные коды для их постройки.

Определение возможности возведения дома на с/х угодьях

Чтобы понять обстоятельства, связанные со строительством жилых, а не сельскохозяйственных зданий, необходимо рассмотреть использование земли. Земля распределена в соответствии с классификатором, введенным приказом № 540 Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года. Согласно ей, участки 2.1 и 2.2 предлагают возможность застройки, если земля предоставлена для возделывания и строительства индивидуальных объектов, таких как дачи и садовые домики Предоставляет.

Заинтересованные лица могут присоединиться к профессиональному сообществу, члены которого не нуждаются в официальном статусе, чтобы возделывать и строить здания на сельскохозяйственных землях.

Для того чтобы здание было законным, должны быть выполнены следующие условия

  1. Здание было построено для частного жилого использования. Невозможно построить высотное здание, разделенное на гостиницу или квартиры.
  2. Дома можно строить только на территории садоводческого товарищества.
  3. Разрешены только малоэтажные здания высотой не более трех этажей.
Читайте также:  Какие выплаты положены за рождение 4 ребенка в 2024 году

Строительство домов на такой земле гораздо более распространено, чем возделывание самой земли. Это связано с тем, что данные территории в основном используются для крупномасштабной застройки в пределах населенных пунктов. Однако перед покупкой участка земли, на котором ранее находился дом, следует сначала изучить соответствующую документацию, поскольку предыдущий владелец мог нарушить условия целевого использования.

ВНИМАНИЕ: Требования земельного законодательства защищают сельскохозяйственные земли от загрязнения окружающей среды и других неблагоприятных последствий в результате проводимых работ. В случае обнаружения таких фактов могут быть наложены административные штрафы.

Серьезной проблемой при приобретении сельскохозяйственных земель является их неделимость. А их минимальная площадь не может быть меньше 3 га. Проблемы иного характера могут возникнуть, если земля приобретается более чем одним лицом.

  • Необходимость в создании фиктивных видов деятельности, в
  • необходимость регистрировать недвижимость совместно с другими собственниками.
  • Площадь каждого участка определить невозможно. Поэтому он не может быть продан.

Важно: Оформить постоянный вид на жительство на сельскохозяйственных землях практически невозможно, даже в судебном порядке.

На какие категории делятся земли

Всего существует семь категорий.

  1. Земли поселений,.
  2. Сельскохозяйственные земли — Лесные земли, и
  3. Лесные земли — Земли водного фонда
  4. Фонд водных земель, — Водные трастовые земли, — Водные трастовые земли, — Водные трастовые земли, — Водные трастовые земли, — Водные трастовые земли, — Водные трастовые земли
  5. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информационных технологий, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, -.
  6. Зарезервированные земли,.
  7. Земли на особо охраняемых территориях.

Особые охранные зоны регулируют, какие здания могут быть построены на земельных участках.

В чём разница между садовым и жилым домом

Понятие загородного дома введено законом 217-ФЗ. Зарегистрировать такой дом не представляется возможным. Он предназначен для сезонного проживания и вспомогательного использования.

Жилища, предназначенные для круглогодичного проживания, считаются жилищами. Он должен соответствовать максимальным параметрам, указанным в статье 1 (39) Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Существует несколько единых требований для жилых и нежилых помещений.

  • Минимальное расстояние от границы участка — 3 метра.
  • Высота — не более 20 метров; и
  • Не более трех этажей.

Дома нельзя делить на квартиры, а здания должны соответствовать стандартам и требованиям по защите от солнца и прочности конструкции.

Что можно строить на землях сельскохозяйственного назначения

Перед приобретением и возведением построек нужно выяснить виды разрешённого использования земель. Следует убедиться, что правила пользования земельным наделом не нарушены предыдущим арендатором или собственником.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные земли не подлежат застройке, но после подачи заявления может быть выдано письменное, заактированное разрешение под дачное строительство, постройку вспомогательных строений, разбивку садовых плантаций и огорода.

Требования к строительству дома на земле сельхозназначения:

  • здание должно использоваться под личные нужды и проживание. Запрещено планирование и возведение пансионов, многоквартирных домов, хостелов, общежитий, отелей;
  • строительство жилых зданий разрешено только на площадях СНТ и СНП;
  • строение должно быть не выше трёх этажей.

Само понятие земель сельскохозяйственного назначения подразумевает строительство вспомогательных помещений. Потому возведение хозяйственных построек практически никак не ограничивается.

Разрешённые постройки:

  • заборы, ограждения, беседки, навесы, бани, сараи;
  • коммуникации: водоотвод, водопровод, внутрихозяйственные дороги, канализация;
  • стационарные объекты: амбары, элеваторы, склады, овощехранилища, зернохранилища, зерносушилки, гаражи;
  • загоны, выгульные площадки;
  • теплицы, парники;
  • другие некапитальные строения.

Особенности продажи земли сельхозназначения

Если земля, на котором располагается дача или загородный жилой дом, где собственник и его семья официально зарегистрированы (постоянная прописка), можно продать по обычной схеме, то с землями сельхозназначения процедура усложняется. Основное отличие сводится к тому, что представители муниципального органа власти имеют так называемое преимущественное право покупки. Поэтому у продавца появляется обязанность получить согласие на продажу от них (или же продать им), после чего совершить соответствующую операцию.

Порядок действий регулируется на федеральном уровне, поэтому вне зависимости от расположения процедура выглядит так:

  1. Сначала собственник извещает муниципальный орган власти (или Администрацию субъекта РФ). Для этого подается письменное обращение, в котором содержатся такие сведения:
  • собственно намерение продать участок;
  • цена, по которой он продается;
  • размер;
  • кадастровый номер;
  • точный адрес;
  • предельный срок, до которого должен быть осуществлен взаиморасчет (не более 90 календарных дней).
  1. Органу власти дается 30 календарных дней на рассмотрение этого уведомления. По истечении срока представитель власти должен принять решение, будет ли Администрация покупать землю сельхозназначения или же она откажется от своего права преимущественной покупки.
  2. Если в пределах 30 дней Администрация отреагирует и откажется от покупки или же после срока не придет никакого ответа, собственник вправе продать землю частному или юридическому лицу, при этом у него есть ровно год, а цена продажи должна быть не ниже той, что была указана в уведомлении.

При этом важно понимать, что в любом случае исключается возможность продажи земли сельхозназначения таким лицам:

  1. Любому иностранному лицу – как частному гражданину, так и компании, в том числе юридическому лицу, занимающемуся некоммерческой деятельностью (например, благотворительность, религиозное объединение, общественная организация и т.п.).
  2. Любым лицам, при условии, что после продажи будет сразу изменена категория земли с сельхозназначения на другую.
  3. Наконец, в каждом субъекте федерации действуют собственные ограничения на владения количеством земли в процентах от общего количества фонда – как правило, в пределах от 10% и вплоть до 100% (т.е. без ограничений). Соответственно, продажа землевладельцу с нарушением (максимальным превышением) его доли не допускается. Конкретные нормативы по предельно допустимому размеру владений следует уточнять в местной Администрации.

Как изменить категорию земли

Следует понимать, что вопрос изменения категории земли сельхозназначения находится в компетенции местных (а иногда и федеральных) органов власти. То есть сам владелец или арендатор не вправе изменять категорию, даже путем обращения в судебный орган. Дело в том, что подобная процедура возможна только в случаях, предусмотренных законодательством:

  1. Консервация – т.е. временное исключение земельного участка из оборота в связи с тем, что дальнейшее использование может привести к серьезному ухудшению качества почвы, ее разрушению (эрозии), росту загрязнений и т.п.
  2. Исключение из оборота в связи с созданием природоохранных территорий для экологических, культурных, научно-исследовательских, рекреационных (отдых) и иных целей.
  3. Расширение населенного пункта или перераспределение части его территории – это один из наиболее распространенных случаев. В таких ситуациях особую выгоду получают владельцы угодий, потому что на их территории после изменений категории можно будет и построить капитальный дом, и прописаться в нем.
  4. Освоение земли сельхозназначения под промышленные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры.
  5. Перевод земель в категорию водного и/или лесного фонда.

Вне зависимости от конкретной причины порядок действия в данном случае предполагает такие действия:

  1. Собственник (или его представитель, который действует по нотариально заверенной доверенности) обращается в местную Администрацию и предоставляет пакет документов:
  • свой паспорт;
  • свидетельство о собственности;
  • договор, в соответствии с которым была приобретена земля (купля-продажа, мена, дарение и другие);
  • кадастровый паспорт;
  • заявление с обоснованием изменения (бланк и образец находятся в Администрации).

Продлена дачная амнистия и упрощена легализация старых домов

Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что жилые и садовые дома можно оформлять упрощённо, не получая уведомление о соответствии параметров строительства. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ (в границах населенного пункта), садовые участки и КПХ (крестьянско-фермерское хозяйство).

Также по дачной амнистии права на дома, построенные до 14 мая 1998 года, будет оформить гораздо проще. Часто владельцы такого жилья не могут оформить право собственности — по документам, они могут принадлежать уже не существующим совхозам или колхозам, а у хозяев может не быть никаких бумаг, подтверждающих право собственности.

Граждане, использующие такие дома для постоянного проживания, могут бесплатно получить участок, если он принадлежит государству или муниципалитету. Регистрация права собственности на участок и дом на нем будет осуществлена одновременно.

Условия оформления такого права:

  • жильё должно быть в пределах населённого пункта;
  • юридический собственник земли — государство или муниципалитет;
  • право на владение домом подтверждается любым документом — справкой из БТИ, платёжными документами, чеками за коммунальные услуги.

Земельный участок под старым домом оформят, если уполномоченные службы подтвердят, что сооружение ещё находится на участке.

Граждане также могут упрощенно получить собственность на участки, которые были предоставлены им до 30 января 2001 года. Для этого необходимо предоставить в Росреестр любой документ, который подтверждает предоставление гражданину такого участка.

Минимальный и максимальный размеры

Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.

Например, участки ДНТ, ДНТ и СНТ по преимуществу занимают площадь 6-8 соток. Если надел меньшей площади, то перевод ЗУ в условно-разрешённый вид для использования по данному назначению будет запрещён.

Иными словами, минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения для изменения его вида равен 6-8 соткам ссылающимися на локальные акты местной администрации.

То же касается иных вариантов применения земель. В частности, надел рассчитанный под посадку бахчи, скорее всего, не будет переведён в земли, пригодные для пастбищ, так как данные виды земель ориентированы на максимальные площади, которых не имеют другие виды ЗУ. Для этого потребуется реорганизация ЗУ, допускающая слияние нескольких участков в один. Такие процедуры нередко проводят лица, участвующие в индивидуальном предпринимательстве, заключая контракты по партнёрскому использованию земель на основании права совместной собственности.

Почему нельзя использовать участок вразрез с его видом разрешенного использования

Штрафуют за НЕ целевое использование земли потому, что это может привести к порче земли и невозможности ее дальнейшего использования по назначению. Например, на землях сельхозназначения нельзя строить склады для размещения горючего или для строительства АЗС, или автомойки, так как слив загрязненной воды из автомойки точно испортит почву, не говоря уже о разливах бензина и прочих подобных веществ. Ресурс почвенного покрова не восстанавливается, и не изготавливается. Он пропадает навсегда.

Поэтому государство пытается сохранить земельные ресурсы как можно дольше, так как мы получаем продукты питания с «земель сельхозназначения», а не с «земель промышленности» или «земель населенных пунктов». Да и среда обитания в городе должна быть комфортной и экологичной, как можно дольше. Необходимость охраны земель закреплена даже в Конституции РФ, в Земельном Кодексе, и в правовых актах субъектов РФ, во всем в земельном законодательстве.

Эти штрафы за не целевое использование земельных участков направлены на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, на предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а так же для обеспечения комфортной среды обитания.

Читайте также:  Что значит приватизация квартиры с долями

Если не устанавливать ограничения и штрафы за не целевое использование земли, то это в скором времени приведет к упадку качества жизни и токсичности продуктов питания. Будет «не красиво», если в микрорайоне разрешить строить хим-завод или обувную фабрику. Это будет так же ужасно, как на первом этаже института разрешить размещение колбасной фабрики — запах стоит неуместный.

Понятие целевого назначения

Все существующие земли делятся по категориям согласно государственной стратегии землепользования. В ходе оценивания выявляются и фиксируются качества земель, их плодородность, наличие растительности, состав грунтов. При этом некоторые территории находятся под государственной охраной, поскольку представляют собой ценные для науки и экологии территории.

Таким образом, если земля принадлежит к категории, установленной государством, должен соблюдаться режим эксплуатации, прописанный в законе. Понятие категории земель, а также их целевого предназначения – тождественны, поэтому используются оба обозначения. Чтобы объединить основные категории землепользования, был создан специальный классификатор.

До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.

Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.

Нужно ли уведомление о строительстве?

Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).

Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).

При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *