Государственный акт на право собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный акт на право собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Свидетельство о праве собственности было введено в Российской Федерации в качестве документа, фиксирующего факт юридического оформления права владения и распоряжения земельным участком, в 1992 году. В 1992 году данный документ выдавался тем физическим и юридическим лицам, которые оформляли право собственности на имеющиеся у них земельные участки.

Образец искового заявления о признании права собственности на земельный участок

В Федеральный суд Октябрьского района

г. Екатеринбурга.

ИСТЕЦ:

М.

ОТВЕТЧИК:

Администрация города Екатеринбурга

г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24а.

Цена иска: 860 073,3 рублей

Госпошлина: Истец освобождается от уплаты госпошлины

согласно пп. 2 п. 2 ст. 333.36 НК РФ:

«- истцы — инвалиды I и II группы»

Исковое заявление

о признании права собственности на земельный участок

В настоящее время Истец занимает земельный участок площадью 1 395 кв. м. по адресу г. Екатеринбург, п. Исток на праве бессрочного пользования, что подтверждается приложенным к иску кадастровым делом на спорный участок.

После обращения к Ответчику с целью оформления прав на земельный участок Истцом был получен отрицательный ответ с обоснованием отказа, что на испрашиваемом земельном участке расположен незавершенный строительством индивидуальный жилой дом, права на который не зарегистрированы, в связи с чем, вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после признания права собственности на незавершенный строительством дом и его правовой регистрации. Данный ответ свидетельствует об оспаривании прав Истца на земельный участок со стороны Ответчика, что приводит к необходимости подачи искового заявления о признании права собственности на земельный участок.

При вынесении решения по данному заявлению необходимо учесть, что ранее действующее законодательство не предусматривало возможности предоставления земельных участков в собственность граждан, они могли быть предоставлены в постоянное или временное пользование. Земельные участки под объект недвижимости могли быть предоставлены собственнику домовладения на праве бессрочного пользования. Так, в ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 30.10.1922 г. закреплено, что право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным в законе. Аналогичное правило закреплено в ст. 104 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г.

Согласно Положению о земельных распорядках в городах, утвержденному Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925 года при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на частновладельческие строения все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, переходят к новым владельцам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» установлено право граждан СССР купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 февраля 1949 г. «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Пунктом 2 Указа установлено, что для строительства индивидуальных жилых домов производится отвод гражданам земельных участков. В силу указанных положений у первоначального собственника возникли права на указанный земельный участок.

Что делать, если официальное подтверждение утрачено?

Чтобы восстановить справку на земельный участок старого образца, необходимо обратиться в органы, которые их выдавали (архивы). Т.к. Росреестр существует относительно недавно, документы в большинстве случаев восстанавливаются через суд по запросу, имеющему юридическую силу.

При фиксации сделки у нотариуса, восстановить документ получится быстрее всего с гарантированным результатом. Также можно попробовать связаться с органом или лицом, наименование или имя которых фигурировали в договоре. Это поможет восстановить утерю правовым путем через органы правопорядка.

При утрате документа с правами пользования, который был выдан после 1998 г., обращаются в Росреестр или органы местного самоуправления, которые ответственны за хранение кадастрового архива и документов, связанных с ним (из-за чего может возникнуть утрата прав пользования ЗУ?).

На нашем сайте вы также можете ознакомиться со всеми нюансами и правилами предоставления земельных участков, а именно: куда обращаться с заявлением, где закреплено право льготного предоставления земли, как производится взимание платы за фактическое пользование землей, как правильно составить иск на устранение препятствий в пользовании ЗУ, что делать, если администрация дала отказ в предоставлении земельного надела.

Читайте также:  Как поставить конструктор на учет в ГИБДД в 2024 году

Права пользования ЗУ имеют ограничения в плане распоряжения землей. Тем не менее, документы, их подтверждающие, требуют особого внимания к хранению, в особенности, в случае со старыми документами, подлинник или копию которых достать практически невозможно. В любом случае, государство всячески поспособствует в решении проблемы, каким бы долгим этот процесс ни был.

Зачем нужна регистрация участков в кадастре

Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет позволяет распоряжаться собственностью в полной мере, а также осуществлять юридические операции. В соответствии с Федеральным Законом о регистрации, оформление прав собственности и государственный учет осуществляется совместно. Результатом данной операции служат несколько возможностей:

  • Обоснование права собственности на законном уровне;
  • Способность осуществлять юридические сделки, такие как продажа, дарение либо обмен имущества;
  • Определение границ земельного участка и предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
  • Постройка ОКС, а также инженерных коммуникаций.

Если участок унаследован

Генетическое оформление земли обходится остальным в 0,3% от стоимости участка (0,6% для ближайшего родственника по материнской линии). Нотариусы выдают свидетельства о правах на отдельные объекты недвижимости. Работа нотариуса стоит 5 000 рублей. Указанная сумма увеличивается, если право наследования необходимо отстаивать в суде.

Помните, что поскольку собственность признается недвижимостью, участок обязательно нужно зарегистрировать. Для этого необходимо подать заявление на государственную регистрацию и предоставить справку от нотариуса в дополнение к стандартному перечню документов. Государственная пошлина составляет 350 рублей для долевой собственности и 100 рублей для совместной собственности.

Государственная регистрация длится 10 рабочих дней. Только после этого у наследников возникает право собственности на приобретенную территорию.

Покупка или продажа участка

Право собственности может возникнуть в результате сделок на рынке купли-продажи и заключения договоров. Такие договоры обязательно должны быть зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Для удостоверения законности сделки можно воспользоваться услугами нотариуса.

В качестве альтернативы можно обратиться в Росреестр или МФЦ. Зарегистрировав договор в едином государственном реестре недвижимости, можно заняться землей. Регистрация договоров и права собственности (без путаницы) может быть осуществлена в электронном виде через сайт Росреестра или ворота «Госуслуги».

Налоговый кодекс (статья 33) указывает, что участки могут принадлежать при покупке. Пошлина составляет 2000 рублей, если на участке не возведены постройки. Стоимость регистрации земли в два раза выше.

Зарегистрировать права на участки на рынке купли-продажи можно, подготовив большой пакет документов. Обычный набор (паспорт, кадастровые документы), выписки из ЕГРН от продавца, представление продавца и покупателя, предварительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, согласие собственника доли, согласие супруга (ГИ ), договор купли-продажи (необходимо три экземпляра), заявление о государственной регистрации, передаточные документы по договору, государственная пошлина, заверенная удостоверением оплаты.

По закону на постановку дома на кадастровый учет и оформление собственности у Росреестра есть 10 рабочих дней. Но ведомство не всегда с первого раза разрешает оформить собственность на зарегистрированный дом.

Нередки случаи, когда регистрация приостанавливается и владельцу приходится вносить изменения в документы в соответствии с замечаниями регистратора.

Они необязательно касаются специализированной части техплана. Например, ведомству может быть недостаточно уведомления от администрации о том, что дом соответствует заявленному плану строительства. Тогда оно попросит добавить заявление о том, что планируется строительство дома.

Чтобы для системы процесс выглядел завершённым, нужно также уведомление об окончании строительства. Все эти бумаги можно оформить и после того, как строительство завершено.

На внесение изменений у заявителя есть три месяца. Если за это время их не внести и не предоставить в Росреестр, считается, что он отказался от регистрации. Тогда, чтобы закончить оформление, придётся подавать все документы заново.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

  1. Заказчик имеет право:
    1. Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
    2. Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
    3. Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
  2. Заказчик обязан:
    1. Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
    2. Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
    3. Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
    4. Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
  3. Исполнитель имеет право:
    1. Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
    2. Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
      • неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
      • если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
    3. Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
    4. В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
    5. При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
  4. Исполнитель обязан:
    1. Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
    2. Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
    3. Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
    4. В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
    5. Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
  5. Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Читайте также:  Заполнение декларации по налогу на имущество 2024 г строка 270

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

  1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
    • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
    • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
    • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
  3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
  4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.

Упрощенная регистрация

Упрощенная регистрация доступна для всех ЗУ, которые попадают под действие дачной амнистии. Она представляет собой особый порядок получения прав на участки, которые состоят в дачном кооперативе или садовом товариществе. Упрощенная регистрация может быть предоставлена следующим гражданам:

  • которые не располагают официальными документами, которые могли бы подтверждать их права собственника на земельный надел, однако, состоят в одном из вышеуказанных сообществ;
  • имеют документ, свидетельствующие о наличие прав собственности, однако в свидетельстве не указана разновидность права или именная принадлежность;
  • владеют и пользуются участком, однако не располагают правоустанавливающей документацией.

Срок действия правоустанавливающей документации

Правоустанавливающие бумаги выдаются без ограничения срока. Соответственно, их юридическая сила с течением времени не утрачивается. Сведения обновляются путём замены кадастровых паспортов ЗУ, выписок из кадастровых записей и т.п. Некоторые акты выданы гражданам в советский период, но они актуальны и сегодня.

Прекращение их действия, на основании которого допустимо аннулирование, возникает при прекращении права пользования ЗУ. В число ситуаций, допускающих упразднение действия бумаг, входят:

  1. изъятие земель;
  2. конфискация, экспроприация;
  3. передача наследникам;
  4. переход права по имущественной сделке.

Госакт на землю – терминология

Госакт на землю обладает также дополнительным названием, которое обозначает суть документа, а именно правовой статус земельной собственности. Данный термин включает в себя правила использования собственности, его целевое назначение, собственников и другие не менее важные детали. В зависимости от вышеназванных параметров зависит также и вид государственного акта, но об этом мы поговорим немного позже.

Госакт на землю по большей части связан с целевым назначением земельного участка, ведь он оказывает наиболее влияние на соглашение. Если говорить точнее, то в зависимости от категории земельной собственности зависит и разновидность законодательного акта. На данный момент таких типажа три, а именно индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и дачное строительство. Некоторые из них включают в себя дополнительные классификации, но по сути они нам не нужны.

Читайте также:  Какие документы необходимы для раздела имущества

Что такое правоустанавливающие документы на землю?

Правоустанавливающие документы, составленные на земельный участок – это доказательство установленного имущественного права на землю. В его качестве может выступить, например, договор мены или покупки земли. Он является основанием для внесения записи в Россрестр об изменении собственника, согласно которой гражданин получает правоподтверждающее свидетельство, указывающее на его права.

Важно: документы как правоустанавливающие, так и правоподтверждающие дополняют друг друга и обязательно хранятся собственником для использования в соответствующих ситуациях.

Требуется документальное подтверждение установления права в государственных ведомствах в таких случаях:

  • с целью составления завещания, дарственной для подтверждения права собственника;
  • в процессе продажи имущества и для корректировки технической, кадастровой документации;
  • чтобы доказать свою правомочность при попытке рейдеров / мошенников лишить собственника земли.

Важно, чтобы бумаги соответствовали нормативным и правовым требованиям, действующим на момент их составления. Собственнику следует уяснить, что пpaвoycтaнaвливaющие документы и правоyдocтoвepяющие не взаимозаменяемые, они имеют разную правовую силу, но их полный комплект важен для защиты собственных прав.

Согласно части 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного/дачного хозяйства/огородничества/садоводства/индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:

Вид документы

Условие

Акт о предоставлении гражданину земельного участка Издан органом гос. власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания
Акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок Выдан уполномоченным органом гос. власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания
Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок Выдан органом местного самоуправления и если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства
Иной документ Должен устанавливать или удостоверять право гражданина на земельный участок

В советские времена организации, уполномоченные на техническую инвентаризацию и/или гостехучет, не были уполномочены на государственный, в т. ч. кадастровый учет земельных участков.

Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее – ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (ст. 194) земельную регистрацию. Она заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

Статья 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливала, что в процессе земельной регистрации составляют следующие акты:

  • общая волостная карта землепользований;
  • карты отдельных селений;
  • общий волостной реестр (список) землепользований;
  • реестры усадебных участков всех селений волости;
  • реестр земельных обществ волости.

Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 года № 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 года вводились:

  • обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям;
  • государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе.

Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда.

Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (ст. 118 и 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра. Он включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.

Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 года № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра. Также были установлены формы кадастровой документации:

  • земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
  • государственная земельнокадастровая книга района (города);
  • государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
  • государственный земельный кадастр СССР.

Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и прпоисходил в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие «имущественный комплекс», а применялись такие понятия как «землепользование» – в настоящее время земельный участок и «домовладение».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *