Порядок ликвидации автономной некомерческой организации в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок ликвидации автономной некомерческой организации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная особенность АНО образуется в связи с закрепленной в ст. 10 ФЗ-№7 «О некоммерческих организациях» нормой права. В ней говорится, что все имущество, переданное ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители не сохраняют прав на переданное ими имущество. Это значит, что в случае, если организации было передано в собственность имущество, то после ликвидации учредители не смогут вернуть себе его. Данное имущество направляется на погашение обязательств (кредитов), имеющихся у ликвидируемой АНО или, если такие обязательства отсутствуют, на достижение целей организации, которые закреплены в ее учредительных документах (уставе). При этом необходимо отметить, что АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей, а учредители не отвечают по обязательствам АНО.

РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
  2. Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
  3. Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
  4. Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
  5. Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
  6. После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
  7. Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

  1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
  2. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
    • какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
    • какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
    • использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
  3. Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
  4. Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.

Принятие решения о государственной регистрации ликвидации АНО

Ликвидацию АНО можно разделить на принудительную и на добровольную. Принудительная ликвидация АНО может произойти по постановлению суда: такое постановление суд может вынести, если Автономная некоммерческая организация осуществляла деятельность, не соответствующую ее уставным целям или, не исполнила требования надзорных или правоохранительных органов об устранении допущенных правонарушений. В случае, когда Автономной некоммерческой организации выносится более двух письменных предупреждений или представлений о необходимости устранить допущенные правонарушения, компетентные органы в праве обратиться в суд, с требованием о принудительной ликвидации АНО.

Решение о начале добровольной ликвидации Автономной некоммерческой организации принимает высший орган управления организации. Таким органом может являться ее учредитель или высший коллегиальный орган управления организацией в зависимости от структуры органов управления. От того, как составлялись документы при государственной регистрации АНО, будет зависеть, К чьей компетенции отнесено принятие решений о ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационного баланса. Чтобы понять, кто принимает решение о ликвидации у Вас, необходимо ознакомится с уставом АНО в части исключительной компетенции высшего органа управления организацией.

Высший орган управления организацией или суд назначают ликвидатора (ликвидационную комиссию) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом №7 «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации организации.

Этапы ликвидации НКО: пошаговая инструкция

Общая последовательность действий при прекращении деятельности некоммерческих организаций выглядит таким образом:

  1. Принять решение о вступлении некоммерческой организации в процесс ликвидации. Оно должно быть правомочным, фиксироваться в протоколе.
  2. Назначить ликвидатора и / или ликвидационную комиссию. Это те субъекты, которые будут непосредственно заниматься вопросами прекращения деятельности НК и взаимодействия с государственными органами.
  3. Уведомить Министерство юстиции. Используется форма форме Р15016. Заявление о ликвидации вместе с протоколами (решениями) подается в центральный аппарат Минюста или в его территориальные органы. Дождаться, чтобы Минюст принял решение и направил документы в ФНС.
  4. Разместить публикации в «Вестнике госрегистрации» и «Федресурсе». Затем необходимо начать работать с кредиторами и их претензиями. На основе дебиторской / кредиторской задолженности, очередности работы с требованиями кредиторов различных очередей и т.д. создается промежуточный баланс. Его в некоторых случаях необходимо подавать в Минюст (та же форма Р15016).
  5. Подать в Министерство юстиции промежуточный ликвидационный баланс — ПЛБ.
  6. Выполнить все обязательства и составить ОЛБ.
  7. Дождаться госрегистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией. Срок — до 10 рабочих дней.

По сути, пошаговая инструкция ликвидации НКО подразумевает три основных шага:

  • решение о закрытии + уведомление всех государственных органов;
  • погашение кредиторской задолженности, промежуточный ликвидационный баланс;
  • расчеты с сотрудниками, контрагентами, составление окончательного ЛБ и прекращение деятельности НКО.

Указанная инструкция является общей. Естественно, в процессе закрытия некоммерческой организации появляются дополнительные проблемы и вопросы:

  • когда подавать отчеты в фонды (ФСС, ПФ, и ФОМС);
  • как погасить задолженности, если достаточно / недостаточно имущества;
  • в какое отделение Министерства юстиции направлять заявления;
  • сколько длится проверка в фондах;
  • что делать с имуществом после ликвидации некоммерческой организации;
  • как оформить протоколы для ликвидации;
  • могут ли закрыть некоммерческую организацию с долгами;
  • что делать при проблемах с банком / финансовой организацией, где обслуживали расчетный счет (р/с);
  • какие закрывающие документы могут потребовать дополнительно и так далее.

Чтобы не возникало проблем, связанных с закрытием некоммерческой организации в Москве, Санкт-Петербурге или других городах Российской Федерации, лучше обратиться к опытным юристам, которые ведут процедуру под ключ.

Таким образом, пошаговая инструкцию по закрытию некоммерческой организации практически такая же, как и при закрытии ООО без долгов.

Критерий сравнения

Ликвидация ООО (бизнеса)

Закрытие НКО (некоммерческой организации)

Возможность быстрой ликвидации в упрощенном порядке

Да, с 1 июля 2023 года

Нет

Государственный орган

ФНС — налоговая занимается основными вопросами, связанными с закрытием бизнеса

Министерство юстиции

Кто может инициировать принудительную ликвидацию

ФНС (в основном)

Прокурор, Министерство юстиции и иные государственные органы

Сколько по срокам занимает ликвидация

От 3 месяцев

От 6 месяцев и более

Нормы законодательного регулирования

Гражданский кодекс (ст. 61) и иные акты Гражданский кодекс (ст. 61);

ФЗ «О НКО» (ст. 32);

Закон «Об общественных объединениях» (ст. 44).

Ликвидация через суд

В случае банкротства Грубейшие нарушения законодательства, а также банкротство.

Как распределяется имущество после погашения требований кредиторов

Делится между учредителями / собственниками Благотворительность, доход государства, направление на зафиксированные в уставе цели
Читайте также:  Нужна ли касса на патенте в 2024 году без работников розничная торговля на рынке

Документы для ликвидации НКО

Напоминаем, что в ходе осуществления деятельности некоммерческая организация должна подавать отчеты:

  • о получении средств от иностранных источников, их расходовании;
  • о деятельности НКО (ежеквартально, ежегодно);
  • об имуществе (в том числе и переданном от иностранных источников) и другие.

Отсутствие отчетов может стать для Министерства юстиции сигналом к старту процедуры ликвидации подобной организации.

Что касается документов, которые должна подавать НКО при закрытии, то их список будет приведен ниже + основные моменты, связанные с заполнением / предоставлением.

Первый этап ликвидации — провели собрание и уведомили госорганы

Протокол

Решение можно оформить одним протоколом или «разнести» на два. Обратите внимание, что документы подаются не в ИФНС (как в случае с закрытием бизнеса), а в Министерство юстиции.

Уведомление по форме Р15016

Стандартный документ, подается в двух экземплярах. Обратите внимание, что один из них должен иметь нотариально удостоверение

Второй этап — разместились в Вестнике и собрали требования кредиторов

Уведомление о составлении ПЛБ по форме Р15016

Сам ПЛБ в регистрирующие органы подавать не нужно (но при этом важно учитывать, что документы в некоторых случаях могут попросить предоставить). Р15016 подается также в двух экземплярах. При этом один из них должен быть удостоверен у нотариуса.

Сам промежуточный ликвидационный баланс

В нем должны быть сведения по кредиторской и дебиторской задолженности, порядку выполнения требований кредиторов и т.д.

Решение / протокол об утверждении ПЛБ

Протокол должен быть правомочным. Обратите внимание, что в некоторых случаях подходит и выписка из протокола.

Третий этап — завершение процедуры ликвидации НКО

Заявление о ликвидации Р15016

Снова нужно заявление Р15016, но уже о ликвидации. Как и в прошлых случаях, требуется два экземпляра, один из которых должен быть заверен нотариально

ОЛБ — окончательный ликвидационный баланс

ОЛБ также подается в госорган в двух экземплярах

Квитанция об уплате госпошлины за внесение записи в ЕГРЮЛ

Обратите внимание, что государственная пошлина не платится при подаче документов онлайн.

Документы об отсутствии задолженностей в налоговые органы, а также в фонды Российской Федерации

На этапе работы с требованиями кредиторов государственные органы проверяют финансовую сторону (ФСС, ПФР и так далее). Перед тем как подаваться на ликвидацию некоммерческой организации, стоит проверить отчетность. К примеру, можно заказать услуги бухгалтерского аудита.

Указанный перечень документов для ликвидации некоммерческой организации не является окончательным. Что может потребоваться дополнительно для общественных объединений, ассоциаций, движений, организаций, учреждений и так далее, уточняйте у юриста.

Ликвидатор Автономной некоммерческой организации

Ликвидатор АНО назначается высшим органом управления АНО, данные о ликвидаторе вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. После этого руководитель АНО вправе покинуть свою должность, ведь он освобождается от всех возложенных на него в связи с занимаемой должностью обязательств. С момента назначения ликвидатора к нему переходят полномочия по управлению делами организации.

Клиенты часто задают нам вопросы о том, кто может быть ликвидатором, необходимо ли для этого иметь какое-то специальное образование? Может ли быть ликвидатором сам руководитель организации? Или это должно быть обязательно третье лицо? Вправе ли учредитель выступать ликвидатором АНО? Может ли ликвидатор получать заработную плату?

  • Назначить ликвидатором АНО можно любого дееспособного гражданина, достигшего 18 летнего возраста. Для исполнения полномочий ликвидатор, не требуется специального образования.

Учредитель или руководитель организации, так же может стать ликвидатором АНО, не существует законодательных ограничений, которые накладывали бы запрет, на выполнения ими такой обязанности.

Чаще всего в роли ликвидатор, выступает именно руководитель АНО, так как ему лучше всего знакома текущая деятельность организации и нет необходимости вводить третьего человека в дела организации, в случае ее добровольной ликвидации. При этом ликвидатор вправе получать денежное вознаграждение (заработную плату) за свою работу. Или исполнять обязанности ликвидатора безвозмездно, на добровольных началах, аналогично руководителю некоммерческой организации.

  • Если ликвидации происходит по принуждению через суд, то в этом случае ликвидатор также обязан выступать в суде от имени Автономной некоммерческой организации.

План счетов некоммерческих организаций

Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:

  • с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
  • необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
  • выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.

НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.

Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.

Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:

  • субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
  • субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.

1. Увеличение МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда с 2023 года увеличивается и составляет 16 242 рубля, что больше аналогичного показателя прошлого года на 963 рубля. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда».

2. Объединение ПФР и ФСС.

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Несмотря на то, что добровольная ликвидация компании – это одна из самых прозрачных и простых процедур среди прочих видов завершения деятельности ООО (банкротство, альтернативные и принудительные ликвидации и т.п.), без специальной подготовки разобраться в этом деле непросто.

На бумаге все гладко – подаем документы, ждем очередных этапов, общаемся с регорганом, получаем результат. На практике случаются и «овраги»:

  • налоговые проверки и серьезные доначисления. А это может вылиться в банкротство;
  • затягивание по тем или иным причинам сроков. А не уложившись в один год, придется отменять процедуру. Начать ее заново можно через 6 месяцев после отмены ликвидации и т.п.

Именно поэтому процесс лучше доверять специализированным юристам – они видят детали, в которых «кроется дьявол». Юристы, например, помогут сделать ООО «неинтересным» для внимания налоговых органов; будут отслеживать ход событий и укладываться в нужные сроки, при необходимости – попросят суд о продлении процедуры. И, конечно, правильно подготовят необходимую документацию, которая часто служит основанием для отказа в госрегистрации по формальным причинам.

Читайте также:  «Затронет треть россиян»: новости о повышении пенсии на 15% с 9 января

Бизнес давно научился ценить время, которое – те же деньги. Поэтому очевидно, что делегирование полномочий по ликвидации ООО юристам – оптимальное решение. Оно позволяет смело двигаться к новым вершинам, не переживая о незавершенных делах.

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Особенности ликвидации некоммерческой организации

Ликвидация юридического лица имеет специфические особенности, которые не присущи процедуре закрытия индивидуального предприятия или другой форме собственности. Ликвидация АНО не может осуществляться без согласия всех учредителей. Большую роль в этом случае отыгрывают взносы учредителей, которые предполагают исключительно имущественный характер. Учредители не могут сохранять право на имущество организации.

Стоит учитывать, что учредители АНО не несут ответственность за функционирование организации в обоюдном порядке. Наряду с данными правилами, можно сделать вывод о том, какие действия необходимо выполнить для проведения ликвидации АНО:

  1. Создание официального уведомления, сообщающего о том, что решение о ликвидации АНО было принято всеми учредителями.
  2. Формирование письменного сообщения о том, что в процессе собрания была создана специальная комиссия для ликвидации, и был выбран ликвидатор-управляющий.
  3. Официальные данные о ликвидаторе-управляющем, который будет контролировать процесс в дальнейшем.
  4. Создание письменного уведомления о составлении промежуточного баланса предприятия, который необходим для ликвидации АНО.
  5. Представление отчета о создании баланса ликвидационного.

Наряду с подачей сообщения в СМИ необходимо подготовить и подать на рассмотрение следующий пакет документов:

  1. Заявление о государственной регистрации АНО.
  2. Справка, сделанная на основе сведений из протокола АНО о начале ликвидации.
  3. Отчет о создании промежуточного баланса с официальной печатью того налогового органа, который осуществлял фискальный контроль над организацией.
  4. Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  5. Подтверждение публикации в СМИ о ликвидации АНО.

В рамках правил некоторых территориальных фискальных органов могут действовать и другие правила. Например, для ликвидации АНО необходимо подать справку о том, что все печати организации были вовремя сданы в государственные органы.

Альтернативная ликвидация ооо все чаще начинает практиковаться с целью максимальной минимизации рисков и финансовых потерь в процессе налоговых проверок. Проведение такой процедуры может не только сэкономить денежные средства собственников, но и ускорить процесс официального завершения деятельности предприятия.

Выбрав данный подход, предприниматель, может сократить общее количество контактов с государственными органами, которые часто приводят к налоговым вычетам.

Стоит учесть, что принудительная ликвидация юридического лица не может предполагать возможности использования альтернативных вариантов закрытия. Чаще всего данный метод применяется для ликвидации АНО с долгом или при добровольном закрытии.

Альтернативные варианты предполагают следующие методы ликвидации:

  1. Смена генерального директора и всех учредителей.
  2. Проведение реорганизации для достижения результата ликвидации АНО.
  3. Ликвидационные мероприятия, предполагающие слияние организаций.

Подходы к ликвидации могут иметь принципиально разные механизмы действия. Например, реорганизация предприятия предполагает полную приостановку функционирования предприятия. А вот смена генерального директора не учитывает необходимости полного закрытия. После смены руководства на бумаге АНО продолжает функционировать, хотя требования ликвидации могут считаться выполненными в данном случае.

Ликвидация АНО при смене генерального директора проводится довольно быстро. Для выполнения всех необходимых требований достаточно двадцати пяти рабочих дней. Данный вариант ликвидации отличается высокой экономичностью, он является самым бюджетным среди всех подходов к закрытию организации.

Негативным моментом является то, что информация о деятельности АНО не удаляется из ЕГРЮЛ, следовательно, государственные органы в любой момент могут поднять документы и начать процесс расследования дела. А если учредители захотят провести нотариальное освидетельствование для проведения сделки, тогда им придется потратиться на невероятно высокие нотариальные сборы.

Альтернативные подходы к ликвидации АНО всегда учитывают определенный уровень ответственности. Предприниматели, которые решили уклониться от ответственности полузаконным способом, рискуют получить наказание в виде субсидиарной ответственности.

Каждый из вышеперечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки. Однако стоит помнить о том, что альтернативная ликвидация АНО не может на 100% обезопасить учредителей. Определенный риск присутствует всегда, поэтому необходимо всегда здраво оценивать все опасности привлечения к ответственности.

  • Альтернативная ликвидация ООО
  • Ликвидация АО
  • Ликвидация некоммерческого партнерства
  • Ликвидация фонда
  • Ликвидация ПАО
  • Ликвидация филиала
  • Ликвидация ассоциации
  • Ликвидация организации
  • Ликвидация банков
  • Ликвидация индивидуального предпринимателя
  • Приостановка деятельности ООО без ликвидации
  • Ликвидация ООО
  • Добровольная ликвидация ООО
  • Принудительная ликвидация юридического лица
  • Ликвидация производственного кооператива
  • Ликвидация некоммерческих организаций
  • Ликвидация ООО с долгами перед налоговой
  • Ликвидация ТСЖ
  • Ликвидация государственного учреждения
  • Ликвидация ЗАО
  • Ликвидация фирмы
  • Ликвидация ОАО
  • Ликвидация СНТ
  • Ликвидация обособленного подразделения
  • Ликвидация АНО

Выход из состава НКО основан на заявлении, поданном на добровольной основе. Документы принимаются в территориальном отделении ФНС. Процедура не подлежит оплате.

Понадобится небольшой пакет документов, только правильно заполненная форма Р13014 с заверенной у нотариуса подписью. Подать заявление можно лично, через почту России, в электронном виде или через официальное доверенное лицо, у которого на руках есть заверенная у нотариуса доверенность. Вне зависимости от способа подачи документов государственную пошлину платить не нужно.

Важно знать, что заявление на выход из учредителей некоммерческой организации нужно подавать только в том случае, если в ЕГРЮЛ есть сведения о членах НКО. Если же в реестре юридических лиц таких сведений нет, то тогда достаточно провести общее собрание под протокол или сделать отметку во внутреннем реестре состава общества. Окончательная форма выхода из НКО зависит от прописанного в Уставе регламента.

Кто занимается ликвидацией НКО?

Решение о прекращении деятельности некоммерческой организации принимается высшим органом управления НКО. Также этим органом назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, утверждается промежуточный и окончательный баланс.

В зависимости от организационной формы НКО, высший орган может быть:

  • Общим собранием в общественных НКО;
  • Советом или Президиумом, согласно уставу, в автономных некоммерческих объединениях;
  • Если НКО является фондом, то решение о прекращении деятельности принимается судом согласно заявлению заинтересованного лица.

Согласно решению управляющего органа, прекращение деятельности НКО возлагается на ликвидационную комиссию или ликвидатора – человека, принимающего на себя все обязанности по завершению дел.

Ликвидационная комиссия или ликвидатор занимаются

подготовкой и предоставлением необходимой документации в соответствующий орган;

уведомлением кредиторов о прекращении деятельности некоммерческой организации;

публикацией информации о предстоящей ликвидации в государственное печатное издание;

взаимодействует с государственными фондами и органами при получении и подаче справок, уведомлений и других бумаг.

Также в ликвидации НКО принимает участие бухгалтер, в обязанности которого входит:

  • ведение и подготовка бухгалтерской отчетности;
  • составление промежуточного и окончательного баланса;
  • проведение сверок с государственными фондами и кредиторами;
  • решение других задач, касающихся бухгалтерии.

На первый взгляд может показаться, что в ликвидации НКО нет ничего сложного

Читайте также:  Материнский семейный капитал 2024 на 3 ребенка

после принятия высшим органом НКО решения о прекращении деятельности назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия. С этого момента на протяжении 3-х дней государственный орган уведомляется о том, что началась процедура ликвидации;

после получения ликвидатором соответствующих документов для кредиторов публикуется уведомление о предстоящем прекращении деятельности НКО;

по истечении двух месяцев с момента публикации бухгалтером составляется, а высшим органом утверждается промежуточный, а затем и окончательный баланс. Все необходимые документы подаются ликвидатором в Минюст;

если документация предоставлена в полном объеме, обязанности и задолженности закрыты и претензий к НКО нет, то организация исключается из государственного реестра, и ее деятельность прекращается.

Если строго соблюдать все требования законодательства РФ, то прекращение деятельности НКО пройдет без проблем и затруднений. Следует знать, что это не совсем быстрый процесс – от момента принятия решения о ликвидации до полного завершения дел пройдет минимум 6 месяцев.

Но, как показывает практика, в настоящее время существует ряд нюансов, из-за которых возникают трудности при проведении ликвидационных мероприятий. О них нужно знать еще до принятия решения о ликвидации, чтобы избежать осложнений и проблем с законодательством.

ВАЖНО! Чаще всего встречаются следующие проблемы при ликвидации НКО:

  1. Прекращение деятельности не было согласовано со всеми участниками НКО — в таком случае заключение о ликвидации может быть отменено судом;
  2. Сданы не все отчетности за полный период деятельности некоммерческого объединения, что не разрешает закрывать НКО;
  3. Ликвидатор был ранее дисквалифицирован в государственном реестре. Поэтому необходимо проверить его на дисквалификацию до назначения, в противном случае смена ликвидатора может занять много времени;
  4. Адрес, по которому зарегистрировано некоммерческое объединение, был ранее зафиксирован в реестре как неподтвержденный. До начала процесса ликвидации нужно убедиться в отсутствии подобной записи. Если она существует, то до момента уведомления о прекращении деятельности нужно изменить адресные данные в государственном реестре.

Особенность ликвидации некоммерческого фонда.

В том случае, когда Вы планируете ликвидировать Фонд, стоит учитывать, что это более сложная процедура, поскольку Фонд можно ликвидировать только на основании решения суда и это довольно длительный и трудоемкий процесс, который иногда может продлиться до 2-х лет. При таких вводных стоимость ликвидации Фонда начинается от 90000 рублей.
Особенность ликвидации Фонда, как уже отметили выше, состоит в том, что Фонд ликвидируется только через суд. Ниже мы коротко опишем этапы ликвидации Фонда:
1) Заинтересованное лицо составляет заявление в суд о ликвидации Фонда и просит суд назначить ликвидатора
2) Суд выносит решение о начале процедуры ликвидации Фонда
3) Суд назначает ликвидатора Фонда
4) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции о начале процедуры ликвидации Фонда
5) Ликвидатор публикует сообщения в Вестнике государственной регистрации о том, что Фонд находится в стадии ликвидации
6) Ликвидатор принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности
7) Ликвидатор выявляет имущество ликвидируемого Фонда
8) Ликвидатор осуществляет все необходимые действия по расчету с кредиторами.
9) Ликвидатор осуществляет сверку ПФР, ФСС, ИФНС
10) Ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс
11) Ликвидатор составляет ликвидационный баланс
12) Заинтересованное лицо обращается в суд для завершения процесса ликвидации Фонда и утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса
13) Ликвидатор осуществляет регистрационные действия в Министерстве юстиции по завершению процедуры ликвидации Фонда
14) Министерство юстиции исключает Фонд из Единого государственного реестра и Фонд прекращает свою деятельность.
Все этапы ликвидации некоммерческой организации осуществляются строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ее уставом, например выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой организации производится ликвидатором в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Расчет кредиторов осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и выявленного имущества организации, а оставшееся имущество после расчета с кредиторами распределяется в соответствии с уставом организации.

Ликвидация АНО — автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация, в отличие от того же фонда, может быть свободно ликвидирована ее учредителями. Когда происходит ликвидация, учредители некоммерческой организации или же тот орган, который принял решение о ликвидации данной некоммерческой организации, назначают ликвидатора или же ликвидационную комиссию и устанавливают в соответствии с законодательством сроки и порядок ликвидации некоммерческой организации.

С того момента, как назначается ликвидационная комиссия, к ней переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой некоммерческой организации. От имени этой автономной некоммерческой организации ликвидационная комиссия выступает в суде.

Той же ликвидационной комиссией в органах печати, где публикуются сведения о регистрации юридических лиц, помещается информация о закрытии некоммерческой организации и сроке и порядке заявлений требований от ее кредиторов. Подобный срок заявлений кредиторами требований не может быть меньше, чем два месяца со дня опубликования данной информации о ликвидации.

В дальнейшем ликвидационная комиссия принимает меры, чтобы выявить кредиторов и получить дебиторскую задолженность и уведомляет кредиторов в письменной форме о предстоящем событии. Когда оканчивается срок предъявления требований от кредиторов, данным органиом составляется ликвидационный промежуточный баланс, где содержатся сведения об имеющемся имуществе организации, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Этот баланс утверждается учредителями некоммерческой организации.

По завершению расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией будет составлен ликвидационный баланс, который снова утверждается учредителями некоммерческой организации.

Для проведения ликвидации автономной некоммерческой организации понадобятся следующие документы: выписка из Единого госреестра юридических лиц; протокол решения о ликвидации организации; решение о назначении действующего руководителя и его паспортные данные, а также паспортные данные всех учредителей, включая свидетельство ИНН; последняя редакция устава со всеми изменениями; бухгалтерская отчетность за последние три года и полная информация о кредиторских задолженностях.

Следует помнить, что при прохождении данной процедуры возможна выездная проверка, только после успешного завершения которой весь процесс будет успешно завершен.

Наши юристы помогут вам в проведении всех ликвидационных процедур, обеспечив вам поддержку на всех этапах данного сложного процесса. Только с помощью профессионалов возможно ликвидировать АНО быстро и без не нужных сложностей.

Ликвидируем НКО с гарантией исключения из ЕГРЮЛ

Ликвидация некоммерческой организации — процедура прекращения деятельности и закрытия общественного объединения (организации и движения), некоммерческого партнёрства, частного учреждения, автономной некоммерческой организации, фонда, ассоциации и союза с внесением соответствующих сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта.
Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом.

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *