Налог на электромобиль, правила ввоза электромобиля в Россию в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на электромобиль, правила ввоза электромобиля в Россию в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как уменьшить транспортный налог на автомобиль в 2022 году следует узнать пенсионерам, как одним из главных получателей поддержки. Питерские пенсионеры могут не расплачиваться по транспортному налогу за одну машину, но при условии, что этот автомобиль будет отечественного производства, а мощность его двигателя не превысит 150 л.с..

Льготы для старых и дорогих автомобилей

Даже если человек не входит в стандартный список льготников, наверняка его интересует, как снизить транспортный налог на автомобиль, что является довольно дорогой моделью. Особенно это интересно гражданам, которые взяли кредит, чтобы приобрести для себя дорогое транспортное средство. Также люди не хотят платить транспортный налог в 2022 году за автомобиль, который был сделан давно.

Власти это учли, и в некоторых регионах есть особые условия снижения налога для старых или дорогих автомобилей. Сниженные налоговые ставки введены в 8 регионах. Для примера, жители Новосибирской области, которые владеют автомобилем, что старше 10 лет, платят налог, сниженный в три раза. Жители Приморского края получают сниженный процент по налогу для транспорта, старше трех лет.

Говоря о налоговой ставке за дорогие автомобили, в 2022 году она повышена. Но повышенный коэффициент действует не долго, а только после покупки. К тому же налоговая ставка зависит от того, к какому классу роскоши относится автомобиль. Например, если машина была куплена за 3-5 млн. рублей, будет использоваться налоговый коэффициент 1,1. Если стоимость транспорта составляет 5-10 млн. рублей, коэффициент будет 2. При цене от 10 млн рублей и более 15 млн рублей, коэффициент составит 3.

Но зависимо от возраста автомобиля, со временем повышенная ставка становится стандартной или даже сниженной. Для первой категории через 3 года, для второй 5 лет, а для третей 10 лет. Если автомобиль дороже 15 млн. рублей и он старше 20 лет, к нему также не будет применен повышенный коэффициент налога.

В НК РФ (статье 357) сказано, что транспортный налог распространяется на все автомобили, относящиеся к объектам налогообложения. Если исходить из того же НК РФ (статьи 358), в эту категорию входит следующий транспорт — автобусы, легковые авто, квадроциклы, мотоциклы и так далее. Начисление транспортного налога происходит после регистрации транспортного средства в органах автоинспекции.

Что касается особенностей электрического транспорта, еще 10-15 лет назад такие машины казались нечто недостижимым, автомобилями будущего. Но с развитием технологий и повышением объемов производства все больше электрокаров появляется на улицах крупных городов. Особенность транспорта — способность работать от электрического двигателя, который питается от специальной батареи. Классический ДВС здесь отсутствует.

Первый электрические авто появились в Москве еще в 2007 году, когда действующий в то время мэр поручил закупить два автобуса и восемь грузовых машин для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Со временем легковые электромобили появились у обычных граждан, и стало понятно, что такая тенденция сохранится и в будущем. Главными производителями техники выступают компании Ниссан, Рено, Тесла и Митсубиси.

Со временем стартовал выпуск электрокара отечественного производства под названием Лада Эллада. Несмотря на более низкую цену, люди отдают предпочтение зарубежной продукции. Недавно Минэнергетики РФ заявило, что концу 2020 года в РФ будет эксплуатироваться больше 200 тысяч авто с электрическим мотором. Сегодня такие цифры, по меньшей мере, вызывают сомнение.

Платят ли транспортный налог владельцы электромобилей

НК РФ определено, что лицами, освобожденными от уплаты налога на транспорт, являются:

  • участники, инвалиды и ветераны ВОВ, в том числе и узники концлагерей и гетто;
  • герои СССР и РФ, граждане, имеющие Ордена Славы различной степени;
  • инвалиды и ветераны – участники боевых действий;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получившие дозу облучения;
  • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия;
  • пенсионеры, получающие государственную пенсию (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, если стаж заработан в условиях Крайнего Севера, то, соответственно 55 и 50 лет);
  • один родитель или опекун многодетной семьи;
  • один родитель или опекун ребенка-инвалида;
  • собственники угнанных машин;
  • обладатели транспорта, чья мощность меньше 70 л.с.

Таможенные платежи при ввозе электромобиля в РФ в 2023 году

При ввозе электромобиля в Российскую Федерацию на таможне в 2023 году необходимо уплатить таможенные платежи:

1) Сбор за таможенное оформление, который зависит от таможенной стоимости электромобиля

2) Ввозную пошлину, размер которой при растаможке электромобиля составляет 15%

3) Акциз, размер которого зависит от мощности электродвигателя

Таблица 1. Ставки акциза на электромобиль

Автомобили легковые с мощностью двигателя: Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 01.01.2021 по 31.12.2021 с 01.01.2022 по 31.12.2022 с 01.01.2023 по 31.12.2023
до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 53 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 55 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.) 511 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 531 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 836 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 869 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 425 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1482 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 475 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.) 1534 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)
свыше 375 кВт (500 л.с.) 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1 523 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.) 1584 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.)

Возможна ли отмена налога для электротранспорта?

Если внимательно изучить теоретическую базу, то можно прийти к такому выводу: транспортный налог направляется на улучшение экологии и очистку загрязненной окружающей среды, которая терпит последствия использовать огромного количества машин. К чему здесь электромобили, вред которых для природы минимальный?

Вопрос остается открытым, даже несмотря на систематическое обсуждение. Конечно, пока прецедента обращения в суд не было, но люди уже начинают негодовать.

Другой отрицательный момент: нужно вспомнить о налоге на роскошь, который по сути увеличивает транспортный налог на некий повышающий коэффициент при условии, что ТС стоит более 3-х миллионов рублей. Если проанализировать стоимость электромобилей, то их цена однозначно выше указанного порога. Получается, что владельцы электрокары еще платят и больше владельцев обычных машин. Спорный вопрос.

Но пока нужно запомнить: никаких льгот в России не предусмотрено для граждан, владеющих электромобилями.

С 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года решением совета ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) на территории стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) обнулены таможенные пошлины на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. Речь идёт о категории «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями» (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).

Сумма, назначаемая к уплате за ввоз электромобиля в Россию и его растаможку, складывается из нескольких видов обязательных взносов:

  1. Сбор за оформление, размер которого является фиксированной величиной и напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства.
  2. Таможенная пошлина (ОТМЕНЕНА ПО 31.12.2021 г.) Также автовладелец должен оплатить:
    • НДС, который в 2020 году составляет 20%;
    • акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.

    В следующем году уже можно ожидать первую опытную партию электрического «Ларгуса». К слову, премьера первого прототипа модели состоялась несколько дней назад.

    Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

    В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

    Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

    1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
    2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

    Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

    • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
    • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

    Региональные власти наделили следующими правами:

    1. предоставлять льготы по уплате налога;
    2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
    3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

    Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России

    Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная компания «Автодром» занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.

    Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.

    От чего зависит размер налога

    Электрокары становятся всё популярнее. В начале 2021 года в России на учёте в ГИБДД стояло около 2 тыс. таких экономных автомобилей. По этой причине вопрос размера транспортного налога (ТН) на Теслу очень важен.

    Знаете ли вы? Генеральным директором автомобильной компании Tesla является миллиардер Илон Маск, но идея создания транспортного средства с экономным расходом зародилась у Мартина Эберхарда. Со стартапом Эберхард обратился к Маску, который и вложился в проект. Сооснователи компании Tesla — Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт.

    Поскольку электромобиль Тесла не определяется как отдельная категория транспортных средств, налог является стандартным. О ставке ТН говорится в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тесла относится и к грузовым, и к легковым авто, в зависимости от мощности двигателя. В связи с этим налоговая база начисляется несколькими методами. Существуют некоторые показатели, влияющие на размер налога.

    Папа купил электромобиль

    Не загрязняешь — не переплачивай

    Законопроект парламентарии приняли сразу в трех чтениях. Обсуждений он не вызвал. Народные избранники уже давно заняты стимулированием спроса на электромобили. Кстати, аналогичные меры приняты еще в одиннадцати регионах, включая Москву. По словам зампреда Мособлдумы, члена Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Кирилла Жигарева, освобождение от этого налога уже доказало свою востребованность, автолюбители в нем заинтересованы. В 2015 году в Подмосковье насчитывалось лишь 13 электромобилей, в 2019-м их было зарегистрировано уже 134, а в 2020-м — 235.

    Окружающая среда будет в безопасности

    Как ранее отмечала председатель Комитета по экологии и природопользованию Алла Полякова, автомобили с электродвигателем наносят значительно меньше вреда окружающей среде, чем другой транспорт. «Гибридные автомобили меньше вредят экологии, чем бензиновые и дизельные, а электрические и вовсе не производят никаких выбросов», — уточнила она. Кстати, стимулирование спроса на электрокары в Подмосковье не намерены ограничивать обнулением транспортного налога: законотворцы будут рассматривать и другие послабления.

    Инициатива отмены транспортного налога с 2021 года

    Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:

    • Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
    • Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
    • Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.

    Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.

    При пересечении границы на экологическом транспорте, для всех физических и юридических лиц предусматривается единый алгоритм, который состоит из четырех простых этапов:

    1. Внесение залога (данный сбор взымается в качестве некой гарантии того, что гражданин пройдет все последующие процедуры, и вносить его нужно не на самой границе, а по безналичному расчету, еще за несколько дней до ввоза авто в РФ);
    2. Проезд контрольно-пропускного пункта (при появлении на пограничном посту, сотрудники таможенной службы проводят тщательный досмотр ТС и сопутствующие документы);
    3. Регистрация автомобиля (на этом этапе владелец электрокара предоставляет все необходимые бумаги и справки для подсчета общей стоимости налога и внесения его транспортного средства в базу ГИБДД. На данную процедуру ему дается не более 2 недель. Если же за это время он не успевает оплатить все пошлины, этапы растаможки придется проходить по новой. Поэтому рассчитывать точную сумму к оплате и собирать пакет документов нужно еще до того, как купить авто);
    4. Получение ПТС российского образца (при постановке машины на учет, Госавтоинспекция выдает водителю новую корочку, которая также свидетельствует о наличии его ТС в базе ГИБДД. Это финальная процедура, не требующая никаких финансовых затрат).

    Исходя из этого следует вывод, что ввоз электромобиля в Россию (2021 год) происходит по тем же правилам, что и для обычных, бензиновых или дизельных агрегатов. Единственная привилегия, предусмотренная для владельцев экологического транспорта – это пониженная ставка по таможенному сбору.

    Насколько распространен в РФ

    Хоть данный вид транспорта и до сих пор считается инновационным, все же его количество из года в год постепенно возрастает. В Москве по распоряжению мэра в 2007 году была введена эксплуатация электромобиля.

    А именно – власти закупили 8 небольших грузовиков и 2 автобуса для обеспечения перевозки пассажиров по городу и транспортировки грузов.

    Лишь со временем небольшое количество электрокаров стало приобретаться гражданами для их личного использования. Тенденция к сохранению окружающей среды пришла с Европы и Японии, поэтому и модели таких транспортных средств в основном принадлежат производителям Nissan, Mitsubishi, Renault и Tesla.

    После этого был разработан и отечественный электромобиль – Лада Эллада. Хоть стоимость на авто отечественного автопрома и меньше, но все же пользователи отдают предпочтение именно машинам иностранных производителей.

    На данный момент была составленная статистика наличия и использования электромобилей на территории РФ:

    Общее количество электромобилей Название модели Количество Процентный показатель
    920 единиц Nissan Leaf 340 единиц 37%
    Mitsubishi-MiEV 263 единицы 28,6%
    Tesla Model S 177 единиц 19,2%
    Lada Ellada 93 единицы 10%
    Renault Twizy До 20 штук 1,6%
    Tesla Model X До 20 штук 1,6%
    BMW i3 До 20 штук 1,6%

    Стоит отметить, что эти показатели ежегодно немного, но растут. Наибольшее количество электромобилей сосредотачивается именно в Москве – 281 штука.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *