Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенная процедура свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таможенная процедура свободная таможенная зона имеет свои характерные особенности, заключающиеся в том, что к импортированной продукции, попадающей непосредственно под нее, применимы меры нетарифного регулирования, а также предусмотренные платежи, как для товаров, размещенных вне зоны Таможенного Союза (ТС). Но, в тоже время, необходимо принять во внимание, что свободная таможенная зона Таможенный союз непосредственно также выступает составным элементом ТС, а может быть определена в качестве территории осуществления таможенного контроля.

Прекращение функционирования свободной таможенной зоны

В случае принятия решения о прекращении работы свободной таможенной зоны, к продукции, размещенной на таких территориях должна быть применена таможенная процедура на протяжении срока в четыре календарных месяца. В тоже время некоторые товары могут быть признаны продукцией ТС, которая не подлежит контролю таможни без внесения предусмотренных платежей. В эту категорию попадает оборудование, находящееся в свободной таможенной зоне, которое введено в эксплуатацию и применяется в рамках выполнения договорных условий по деятельности экономической зоны, а также продукция, участвующая в строительстве недвижимых объектов на этой территории.

Эта же процедура может быть применима в ситуации завершения функционирования свободной таможенной зоны по факту утраты статуса резидента по причине выполнения договорных норм в отношении порядка деятельности в свободной таможенной зоне.

Анализируя вышесказанное, модно отметить, что потеря статуса свободной таможенной зоны находится в зависимости от принятых решений гос. органов ТС. Если же резидент осуществил импорт оборудования в пределы свободной таможенной зоны и не ввел его в эксплуатацию (независимо от причин) момента прекращения деятельности особой зоны, то данная продукция обязательно помещается под процедуры таможни. Поскольку это условие предполагает финансовые потери, связанные с уплатой платежей таможни, резидент может принять решение по экспорту продукции из зоны ТС.

Учитывая зависимость резидентов свободной таможенной зоны от решений гос. органов, можно говорить о влиянии процедуры прекращения деятельности свободной таможенной зоны на ее привлекательность с точки зрения инвестиционных рисков.

Так как существуют определенные преференции для продукции, используемой при строительстве недвижимых объектов, возникает необходимость раскрыть понимание сути таких товаров. Необходимо четко описать, входят ли в эту категорию материалы из которых возводятся строительные конструкции, или к ней можно отнести разнообразную строительную технику. Отсутствие четкости в этом определении затрудняет принятие решений для резидентов, которые решили инвестировать в строительство недвижимости в пределах свободной таможенной зоны.

Проблема функционирования свободного склада на территории Российской Федерации

На практике работа свободной таможенной зоны на условии свободного склада в РФ связана с определенной проблемой, причиной которой является отсутствие норм, определяющих предоставление налоговых преференций по НДС и акцизам при свободном обращении продукции для внутреннего потребления.

В РФ работает несколько свободных таможенных зон, работающих по принципу свободно склада. Это особые зоны ЗАО «Форд Мотор Компани» (образованы в 2002), китайский таможенный терминал «Дружба» открыт в 2006) и т.д. Важнейшая роль в вопросах формирования свободных таможенных зон отводится обеспечению необходимых условий для привлечения инвестиций. Особенно важен этот момент на начальных этапах, когда для привлечения дополнительных ресурсов в экономику следует установить четкие гарантии участникам ВЭД от гос. органов.

Для снижения инвестиционных рисков, связанных с изменением политических курсов (в том числе и в отношении таможенной политики) России приняты следующие законодательные акты ФЗ 160 (09.07.99) «Об иностранных инвестициях в РФ», а также ФЗ 39 (25.02.99 в редакции 24.07.07)»Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Существует смешение понятий в рамках данной темы ввиду существования различных родительских понятий:

  1. в рамках российского законодательства обобщённое понятие — «особая экономическая зона» (ОЭЗ)
  2. в рамках некоторых учебников и научных статей — «свободная экономическая зона» (СЭЗ).
  3. в рамках системы/терминологии «комплексных экономических зон».
  4. в рамках англоязычного понятия «special economic zone», переводимого как «особая экономическая зона» (ОЭЗ). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона» (СЭЗ), что может вносить некоторую путаницу.
  5. в рамках системы/терминологии «Зоны свободной торговли» как подсистема «торговой особой экономической зоны» (Торговых ОЭЗ).
    • Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого заключается в предоставлении беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами, в некоторых случаях на всей территории стран-подписантов.
    • А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:
      • действует на основе решения внутри одной страны (в случае трансграничных зон — нескольких стран);
      • действует для всех стран, выполнивших критерии;
      • может действовать не только в отношении товаров;
      • часто предоставляются льготы , причём не только таможенные.

При этом и в английском языке существует смешение понятий. Например, зона свободной торговли как этап интеграции называется как free trade zone, как и зона свободной торговли как торговая ОЭЗ.

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

  • Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
  • У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

  • Добывают полезные ископаемые;
  • Заняты в игорном бизнесе;
  • Выпускают подакцизную продукцию;
  • Применяют особый налоговый режим.

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

  • Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
  • Анкету;
  • Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
  • Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
  • Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
  • Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
  • Бизнес-план;
  • Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
  • Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
  • Устав.

Завершение таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Действие данной таможенной процедуры завершается в следующих случаях:

  • прекращение функционирования СЭЗ или принятие решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ — в течение 6 месяцев со дня прекращения функционирования или принятия решения;
  • утрата лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ — в течение 6 месяцев со дня утраты статуса;
  • вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаров, изготовленных (полученных) с территории СЭЗ;
  • потребление товаров;
  • передача резидентом (участником, субъектом) СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) иному лицу.
Читайте также:  Проверки в 2023 году — продлен мораторий на проверки малого бизнеса

Для вывоза товаров с территории СЭЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается помещением:

  • под таможенную процедуру реэкспорта;
  • под таможенную процедуру экспорта;
  • под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • под таможенную процедуру реимпорта.

Территории опережающего социально-экономического развития, на которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТОСЭР, созданные на территориях моногородов (таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется)

ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО

Иные ТОСЭР

ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО

Название ТОСЭР Нормативно-правовой акт
Железногорск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 114
Заречный Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 785
Лесной(таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется) Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 131
Новоуральск Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 130
Озерск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 113
Саров Постановление Правительства РФ от 20.04.2017 N 481
Северск Постановление Правительства РФ от 12.02.2019 N 132
Снежинск Постановление Правительства РФ от 06.02.2018 N 115

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай)

    – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

Льготы и преференции для резидентов

  • Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
  • Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
  • Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
  • Минимальная цена на аренду зданий и участков;
  • Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
  • Налог на прибыль отсутствует долгое время;
  • Доступные рынки сбыта;
  • Большое количество рабочих;
  • Возможность не создавать профсоюзы работников.

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Свободная экономическая зона

Определение 1

Свободная экономическая зона – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или её части без уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе не применяются меры нетарифного регулирования в отношении зарубежных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ТС.

Данные соглашения отмечают, что формирование подобных зон способствует социально-экономическому развитию государств, созданию привлекательного инвестиционного климата, формированию инновационных производств, развитию инфраструктуры и представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества участников внешнеэкономической деятельности.

Пример 1

Для России правоприменительная практика свободной таможенной территории осуществляется посредством регламента в виде Федерального закона от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах РФ».

Определение 2

Таможенная процедура свободного склада – это таможенная процедура, при которой размещение и использование товаров на свободном складе происходит без уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе без применения запретов и ограничений, помимо случаев, которые определены таможенным законодательством ТС.

Определение 3

Свободный склад – это сооружение, которое предназначено для размещения и использования иностранных товаров и товаров ТС, находящихся под таможенной процедурой свободного склада.

Территория таможенного склада выступает в качестве зоны таможенного контроля, где таможенный контроль осуществляют таможенные органы согласно правилам данной процедуры, прописанной в законодательстве страны-члена ТС.

Замечание 1

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством страны-члена ТС в отношении категории товаров, которые определены решением Комиссии ТС.

Ст. 303 Закона о таможенном регулировании гласит, что специальная таможенная процедура представляет собой процедуру, которая подразумевает, что отдельные категории товаров по перечню и в соответствии с условиями, которые установлены Комиссией ТС, ввозятся или вывозятся из РФ без уплаты таможенных пошлин, налога и без применения запретов или ограничений, помимо тех случаев, которые определены таможенным законодательством ТС в отношении данных категорий товаров.

Правительством РФ были установлены сроки нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, в том числе ситуации появления и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также сроки их наступления при использовании специальной таможенной процедуры, порядка завершения, приостановления и возобновления действий специальной таможенной процедуры. Более того, Правительство РФ устанавливает ограничения по использованию и/или распоряжению товарами, которые были помещены под специальную таможенную процедуру. Всё это происходит в случаях, если иное не предусмотрено таможенным законодательством ТС.

Не производятся возвраты уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и освобождений от уплаты, возвратов или возмещений внутренних налогов при помещении товаров под специальную таможенную процедуру, помимо тех случаев, когда избранная специальная таможенная процедура заменена, к примеру, таможенной процедурой экспорта.

В соответствии с ТК ЕАЭС ст. 253 определено, что специальная таможенная процедура представляет собой процедуру, которая применяется в отношении отдельных категорий товаров из-за рубежа и товаров ЕАЭС, согласно с которой данные товары перемещаются через таможенную границу ТС, находятся и/или применяются на таможенной территории ТС или за её границами без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под конкретную таможенную процедуру и/или их применение в соответствии с данной таможенной процедурой.

Что такое свободная экономическая зона

Свободная экономическая зона (СЭЗ) или особая экономическая зона (ОЭЗ) — это территория в пределах государства, на которой действуют льготные условия для предпринимательства. Такие зоны создаются с целью развития экономики во всей стране, отдельных регионах или отраслях. Благодаря особым условиям для бизнеса компании стремятся стать резидентами СЭЗ, то есть разместить там свои заводы и офисы.

Читайте также:  ВНЖ в России в 2023 году. Новый бланк и новые основания

На территории свободных экономических зон может действовать один или несколько видов льгот.

  • Налоговые — полное или частичное освобождение от уплаты налогов на имущество, добавленную стоимость, прибыль. В каждой зоне свои условия, но обычно в течение 5–10 лет после того, как компании зарегистрируется, к ней применяется нулевая ставка. Затем действует сниженная.
  • Таможенные — полное или частичное освобождение от пошлин на импорт или экспорт. Применяется только к продукции, которая изготовлена на территории СЭЗ.
  • Финансовые — субсидии от государства, сниженные ставки по кредитам на бизнес и коммунальным платежам за коммерческие помещения.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации компаний, смягчение или отсутствие ограничений на вывоз прибыли за рубеж.

Прекращение функционирования свободной таможенной зоны

В случае принятия решения о прекращении работы свободной таможенной зоны, к продукции, размещенной на таких территориях должна быть применена таможенная процедура на протяжении срока в четыре календарных месяца. В тоже время некоторые товары могут быть признаны продукцией ТС, которая не подлежит контролю таможни без внесения предусмотренных платежей. В эту категорию попадает оборудование, находящееся в свободной таможенной зоне, которое введено в эксплуатацию и применяется в рамках выполнения договорных условий по деятельности экономической зоны, а также продукция, участвующая в строительстве недвижимых объектов на этой территории.

Эта же процедура может быть применима в ситуации завершения функционирования свободной таможенной зоны по факту утраты статуса резидента по причине выполнения договорных норм в отношении порядка деятельности в свободной таможенной зоне.

Анализируя вышесказанное, модно отметить, что потеря статуса свободной таможенной зоны находится в зависимости от принятых решений гос. органов ТС. Если же резидент осуществил импорт оборудования в пределы свободной таможенной зоны и не ввел его в эксплуатацию (независимо от причин) момента прекращения деятельности особой зоны, то данная продукция обязательно помещается под процедуры таможни. Поскольку это условие предполагает финансовые потери, связанные с уплатой платежей таможни, резидент может принять решение по экспорту продукции из зоны ТС.

Учитывая зависимость резидентов свободной таможенной зоны от решений гос. органов, можно говорить о влиянии процедуры прекращения деятельности свободной таможенной зоны на ее привлекательность с точки зрения инвестиционных рисков.

Так как существуют определенные преференции для продукции, используемой при строительстве недвижимых объектов, возникает необходимость раскрыть понимание сути таких товаров. Необходимо четко описать, входят ли в эту категорию материалы из которых возводятся строительные конструкции, или к ней можно отнести разнообразную строительную технику. Отсутствие четкости в этом определении затрудняет принятие решений для резидентов, которые решили инвестировать в строительство недвижимости в пределах свободной таможенной зоны.

Операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах

Законодательство допускает совершение с товарами, помещаемыми под указанные таможенные режимы, производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи товаров. В зависимости от характера товаров, помещаемых под данные таможенные режимы, могут применяться отдельные запреты и ограничения. В отношении свободных таможенных зон такие запреты может устанавливать только Правительство РФ, в отношении свободных складов — ГТК России совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития.

Таможенные органы могут регулировать вопросы осуществления производственных и иных коммерческих операций с товарами, помещенными в свободных таможенных зонах и на свободных складах, применительно к каждому конкретному случаю. В соответствии с частью 3 статьи 79 Таможенного кодекса РФ они могут запретить совершение таких операций лицам, нарушающим таможенное и иное российское законодательство, а также отказать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.

Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны в обязательном порядке отражаться в учетных документах (ст. 82 Таможенного кодекса РФ).

Свободная таможенная зона в Магаданской области

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (ст. 6) российские и иностранные товары, ввозимые участниками ОЭЗ на ее территорию, размещаются, используются и вывозятся с территории ОЭЗ в порядке и на условиях, которые определены для таможенного режима свободной таможенной зоны с учетом особенностей, установленных данным Законом.

Под участниками ОЭЗ понимаются лица (юридические лица, граждане — индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в соответствии с российским законодательством на территории ОЭЗ. Участники ОЭЗ должны осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.

Иностранные товары, приобретаемые участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории ОЭЗ на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении в порядке, определенном ГТК России. Контроль за использованием данных товаров в производственных целях осуществляют таможенные органы совместно с администрацией ОЭЗ. В случае нецелевого использования товаров таможенные платежи подлежат уплате, а участники ОЭЗ привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил.

Когда товары, приобретенные участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд, вывозятся с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или вывозятся за пределы Российской Федерации, таможенные пошлины, налоги взимаются, и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.

Услуги оформления процедуры «Свободная таможенная зона»

Наша оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

  • Юридическим лицам
  • Индивидуальным предпринимателям

Документы и информация для таможенного оформления товаров под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Современное положение свободных таможенных зон и таможенных союзов

Направленность процессов на активное формирование двусторонних свободных таможенных зон в международной экономике встречает волну критики. Противники такой политики отмечают, что двусторонние соглашения:

  • Часто становятся фактором, который приводит к появлению отклонений от нормы в торговых отношениях;
  • Нарушают принципы построения многогранного механизма мировой торговли в системе ВТО.

Кроме того, поскольку государства с более слабым развитием экономики минимально вовлечены в формируемые свободные таможенные зоны считается, что они практически ничего не получают от подобных процессов. Сторонники же построения свободных таможенных зон, не отрицая существования подобных противоречий, указывает на факт зависимости эффективности, глубины и охваченности отраслей экономики от политической воли. Это понимание раскрывает потенциал развития свободных таможенных зон.

Двусторонние соглашения, впрочем, не являются препятствием для заключения многосторонних договоров. Они напротив способствуют углублению многосторонних отношений. ВТО имеет возможность для дальнейшего развития только при наличии общего стремления. Подтверждением такого заключения может служить остановка переговорного процесса по Дохийскому раунду, которая произошла в начале лета 2006 года.

Государства, которые ориентированы на реформирование национальных экономик для успешной реализации таких задач рассматривают вариант более объемного выхода на рынки передовых в экономическом отношении стран. Важным условием для эффективных экономических преобразований является участие в мировой интеграции, поэтому, оставаясь на периферии таких процессов сложно рассчитывать на успех. Для государственных экономик со слабым уровнем конкурентоспособности международные организации и сообщества способны подобрать эффективные технологии по вовлечению в процессы международного обмена.

Читайте также:  Постановка мотоцикла на учет: как проходит регистрация в ГИБДД

Вхождение стран в зоны свободной торговли наряду с позитивными изменениями в экономике связано с некоторыми рисками. В связи с этим прогнозы по ожидаемым эффектам могут отличаться от полученных результатов после вхождения в свободную таможенную зону. Так, турецкая и испанская экономики, в сравнении с греческой и португальской существенно сократили отставание от других государств ЕС по индустриализации и смогли перестроить экспортную структуру с продукции, требующей высоких трудозатрат на капиталоемкие товары.

Размер преобразований и структура полученных эффектов формируется в зависимости от степени заинтересованности в интеграции всего государства, отдельных отраслей и компаний, осуществляющих деятельность в свободной таможенной зоне. Различают два вида эффектов, получаемы в результате интеграции: статические и динамические.

К статическим эффектам относят:

  • эффекты формирования и отклонения торговли;
  • условия осуществления торговых операций;
  • распределение прибыли;
  • конкурентное уменьшение уровня цен.

К динамическим относят:

  • увеличение эффективности производственных предприятий, а также внедрение отдельных факторов;
  • инновационные технические и экономические преобразования;
  • снижение расходов за счет уменьшения масштабов производственной деятельности
  • преобразование структуры национальной экономики;
  • более высокая занятость населения;
  • более высокая интенсивность роста экономики;
  • устранение снижение числа «узких мест» области продвижения продукции;
  • увеличение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • более высокий уровень управления и планирования;
  • увеличение объема прямых инвестиций.

«Эффект домино» — заключается в том, что государство, сформировавшее мощную внутреннюю экономику, инвестирует средства в менее развитые страны.

Иллюстрацией такого эффекта может служить рост кредитных рейтингов Чили после старта переговорного процесса по формированию свободной таможенной зоны с Соединенными Штатами. При создании региональных особых зон можно наблюдать снижение конкурентоспособности предприятий на соседних рынках. Степень дискриминации государств по экономическим признакам зависит от емкости рынков государств, участвующих в соглашении по созданию свободной таможенной зоны. Чем выше этот показатель, тем выше ощущаемый уровень экономической дискриминации.

На первых этапах развития свободной таможенной зоны практически всегда наблюдается отсутствие полноты режима, что проявляется в неравномерном процессе обмена и совместного открытия рынков, что обычно связано со значительными расхождениями в уроне экономики, гибкостью национальных производителей, с диспропорциями по стоимости, обеспеченности национальных производителей в государствах свободной экономической зоны.

Несмотря на имеющиеся проблемы свободная таможенная зона является универсальным механизмом для интеграции государств. Этот механизм может расцениваться, как промежуточный этап интеграции, или, как технология перехода к более развитым формам экономического взаимодействия государств.

Три целевые модели свободной торговли:

  1. как первый шаг к углубленной интеграции, перехода к ТС, единому рынку, экономическому и валютному объединению (ЕЭС, ЕврАзЭС);
  2. как подготовительный этап к вступлению в более широкие Союзы;
  3. как самостоятельная модель, которая не направлена на вхождение в сообщества с другими структурами (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель выглядит, как постепенный переход к удалению от других международных рынков. Она может расцениваться как вариант ограждения от некоторых отраслей и экономик других государств. В связи с этим особенности структурных преобразований в таких свободных таможенных зонах должны способствовать преобладанию тенденций, замедляющих экономическое и социальной развитие государств участников ТС. Такая модель демонстрирует высокую эффективность для государств с высокоразвитой экономикой, как, например, страны ЕЭС. Применение первой модели для свободных таможенных зон с участием стран, характеризующихся слабым экономическим и социальным развитием может обеспечивать лишь краткосрочный эффект.

Вторая модель направлена на усилие воздействия конкуренции для внутренних производителей, поэтому такие свободные таможенные зоны способствуют интенсивному развитию национальных производств. В конечном итоге это повышает уровень конкурентоспособности государственных экономик и создает предпосылки для интеграции в высокоразвитые мировые сообщества. Принимая во внимание, описанный здесь эффект, можно сделать вывод о привлекательности этой модели для развивающихся стран, так как она характеризуется надежной системой предотвращения рисков для внутренних производителей и способствует быстрому приспособлению к условиям мировых рынков развитых государств.

Наибольшей популярностью среди различных типов свободных таможенных зон пользуются третья целевая модель. Обеспечивая эффективную интеграцию национальных экономик, она способствует обеспечению высоких свобод в области изменения направления внешней ориентации экономик и создает выгодные условия для перехода к другим моделям.

В нынешних условиях развития международной экономики у свободных экономических зон появляется необходимость в регулирующих институтах:

  • Во-первых, применение единых таможенных тарифов и необходимость вырабатывать единые решения предполагает модернизацию методик развития разных сфер государственных экономик.
  • Во-вторых, возникает необходимость в продуманной координации преобразований некоторых отраслей на мировом уровне, что может негативно отражаться на других отраслях.
  • В-третьих, появляется необходимость в проведении переговорных процессов, направленных на формирование единой тарифной политики для таможенных органов и решение вопросов по адаптации национальных рынков к совместным интересам. Для решения таких задач необходимо инициировать формирование наднациональных структур, задачей которых будет координация и контроль взаимодействия в определенных отраслях производственной и внешнеторговой деятельности. Свободные таможенные зоны не могут эффективно работать без таких структур.

Следует учесть, что наличие свободной таможенной зоны может не приводить к формированию политики единых тарифов для всего перечня продукции (производимой и потребляемой). В область взаимных интеграционных интересов могу попадать разнообразные экономические отрасли. Основную роль в этих процессах играет направленность на интеграцию в области производства. Несмотря на то, общий валютный рынок также является задачей свободных таможенных зон финансово-кредитное и валютное сотрудничество на начальных стадиях не является приоритетом для стран участниц. Финансово-валютные институции, которые формируются в рамках свободной таможенной зоны выступают в роли обслуживающего сегмента.

Наиболее часто в сферу интересов свободных таможенных зон не попадают такие масштабные направления, как энергетика и оборонпром.

Наиболее высоким уровнем интеграции государств в рамках свободного таможенного союза заслуженно считается общий рынок. Эта стадия взаимной интеграции государств реализована в ЕС. Нельзя исключать возможность появления новых объединений и Союзов, которые на данной стадии развития будут иметь значительные отличия от общего рынка Евросоюза.

Трансформация свободной таможенной зоны в общий рынок происходит на базе экономических и политических условий. Отмена тарифных ограничений на пути обмена продукцией приводит к тому, что появляются ограничения нетарифные:

  • отличие в техусловий и нормативов;
  • правовые методы правовой защиты национальных брендов, товарных знаков и т.д.

При формирования свободных таможенных зон на территории эксперты не предвидели возникшие в последствии сложности. На этапах замедленного развития возникали вопросы по обеспечению государственных интересов. Специалисты утверждают, что формирование реального общего рынка возможно только на условиях стандартизации правовых нормативов по общим направлениям и различным сферам экономики.

На практике достаточно сложно добиться единого мнения по широкому кругу вопросов. Для достижения взаимных договоренностей необходимо внедрение новейших управленческих подходов и укрепление позиций межнациональных интересов.

  • Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее

Для создания общего рынка следует обеспечить эффективное решение шести – семи наиболее крупных задач.

Первые две задачи необходимо решить на первых стадиях интеграционных процессов. Происходит отмена таможенных сборов между странами свободной таможенной зоны, формируется принцип единой политики торговли с третьими странами. Решение таких задач создает условия для формирования общего рынка.

Третья задача – заключается в унификации политики относительно развития некоторых секторов экономики, которые определяются исходя из дальнейших задач интеграции, возможного социального резонанса и перспективы удовлетворения потребительских интересов. Именно поэтому при переходе к общему рынку в Евросоюзе в качестве приоритетных сфер были определены аграрный сектор и транспорт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *