Уставный капитал и имущество некоммерческой организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.

Есть ли уставный капитал у некоммерческих организаций

Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?

Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.

Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.

Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что минимальный размер уставного капитала такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

Комментарий к ст. 50 ГК РФ

1. В комментируемой статье законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Это деление основано на цели деятельности того или иного юридического лица. Для коммерческих юридических лиц такой целью является извлечение прибыли, тогда как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом, смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.

Они обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно правовых форм, предусмотренный в ГК РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Пункт 2 данной статьи по сравнению с ранее действовавшим законодательством дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

3. В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих юридических лиц, указанный в п. 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные ГК.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи у некоммерческих организаций есть право заниматься приносящей доход деятельностью, если это предусмотрено их уставами. Однако это возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» было отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ)».

Однако, следует различать понятие предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое извлечение прибыли, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Некоммерческие организации не могут извлекать прибыль, а могут получать только доход.

Так, например, основными видами приносящей доход, но не являющейся предпринимательской деятельности в сфере образования являются: оказание платных образовательных услуг, передача в аренду излишних или неиспользованных образовательных площадей и т.д.

5. В соответствии с п. 5 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, и она имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Исключение составляют казенные и частные учреждения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.

6. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в комментируемую статью введен п. 6, которым установлено, что к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное. Таким образом, приносящая доход деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, входящая в предмет гражданско-правового регулирования, не является для некоммерческих организаций основной, а служит источником укрепления их материальной базы.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечено следующее.

Другой комментарий к статье 50 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья делит юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации, впервые устанавливая при этом исчерпывающий перечень организационно-правовых форм как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Здесь уместно отметить, что в отличие от прежнего законодательства термин «предприятие» теперь применяется только к недвижимому имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК), либо вместе с понятиями «государственное унитарное» или «муниципальное унитарное» — для обозначения соответствующих государственных и муниципальных коммерческих организаций (ст. ст. 113 — 115 ГК).

2. Коммерческими являются организации, основная цель деятельности которых — извлечение прибыли.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полных и на вере) и обществ (с ограниченной ответственностью и акционерных), крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (перечень исчерпывающий).

Коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также страховых и кредитных организаций) могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Следует особо отметить, что согласно ГК РФ уставный (складочный) капитал обществ должен определять минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов.

Хозяйственные товарищества именуют еще объединениями лиц, поскольку личность участника такого образования имеет существенное значение; объединившиеся лица принимают личное участие в деятельности товарищества. Хозяйственные общества называют объединениями капиталов, так как при их создании и функционировании не так уж важно, кто (какой субъект) внес вклад (условно говоря, объединяются деньги (имущество), а не люди); личное участие в деятельности общества необязательно.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. В хозяйственных обществах могут участвовать, а в товариществах на вере могут быть вкладчиками граждане и юридические лица. Но из этого общего правила есть следующие исключения:

— законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных обществах и товариществах, за исключением открытых акционерных обществ ;

———————————
Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215) в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17).

— государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере, если иное не установлено законом ;

———————————
Названные органы не могут участвовать от собственного имени. Но в указанных объединениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Представляют этих субъектов соответствующие органы.

— финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом .

Читайте также:  Как в России устроено прижизненное и посмертное донорство органов

———————————
Например, учреждение может самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от деятельности, приносящей доходы, и приобретенным за счет этих доходов имуществом (если ему предоставлено право заниматься такой деятельностью учредительными документами). Следовательно, за счет указанных доходов и имущества, приобретенного за счет этих доходов, учреждение без согласия собственника может быть участником хозяйственных товариществ и обществ.

3. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Особенности правового положения полного товарищества обусловлены главным образом тем, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Это означает, что в случае если имущества товарищества недостаточно для удовлетворения требований кредитора, то он вправе потребовать исполнения как от всех участников полного товарищества совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Подробнее об организации и деятельности полного товарищества см. ст. ст. 69 — 81 ГК РФ и комментарий к ним.

4. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Подробнее об организации и деятельности товарищества на вере см. ст. ст. 82 — 86 ГК РФ и комментарий к ним.

5. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Подробнее об организации и деятельности обществ с ограниченной ответственностью см. ст. ст. 87 — 94 ГК РФ и комментарий к ним.

6. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Подробнее об организации и деятельности акционерных обществ см. ст. ст. 96 — 106 ГК РФ и комментарий к ним.

7. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов (см. ст. 86.1 ГК и комментарий к ней).

8. Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. При этом партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Организация и деятельность хозяйственных партнерств осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7058.

Особенности формирования уставного фонда

Уставный (паевой) фонд некоммерческой организации представляет собой имущественный фонд, который по законодательству не обязателен к формированию и оплате, однако может быть создан при возникновении необходимости. Данный фонд имеет строго целенаправленное назначение, то есть входящее в него имущество должно использоваться только по тому назначению, для чего оно передано.

Согласно ст. 26 Закона №7-ФЗ источниками финансирования НКО могут быть разовые или регулярные поступления от физических и (учредителей), государственные поступления, добровольные взносы, пожертвования, членские взносы, доходы от пользования собственностью. Порядок формирования уставного фонда некоммерческой организации обязательно закрепляется в учредительной документации. Если же в процессе своей деятельности некоммерческая организация получила прибыль, она остается в уставном фонде, а не подлежит перераспределению между учредителями.

Некоммерческой организации осуществляется в соответствии с российским бухгалтерским законодательством, а потому к нему применяются те же принципы и методы, как при учете уставного капитала коммерческой организации. Для учета используются сч.80 «Уставный фонд» и сч.75 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Оценка осуществляется в соответствии с методикой денежной оценки материальных активов. Если средства поступают в качестве целевого финансирования, то для их учета используется специальный сч.86 «Целевое финансирование».

Уставной капитал некоммерческой организации подлежит учету по тем же правилам бухгалтерских и налоговых правил и стандартов, которые приняты для всех предприятий страны.

Формирование капитала производится с использованием 80-го счета, который есть в Плане счетов. Порядок распределения имущества и денег в УК должен быть оговорен локальными документами (Уставом). Как только проведена регистрация НКО, все полученные вклады в предприятие должны отображаться на этом счете.

Если вклады в УК производятся в натуральной форме (недвижимость или другое имущество), то его стоимость определяется соглашением между учредителями НКО. Если имущество передается в пользование, то его стоимость определяется в размере арендной платы.

Все НКО обязаны отчитываться по установленной форме о ежегодном движении имущества. А некоммерческие предприятия, относящиеся к государственной собственности, обязательно публикуют отчеты по имуществу в СМИ.

Другой комментарий к статье 50 ГК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи и коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Пункт 3 специально разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, которая согласно определению, данному в ст. 2 ГК, есть деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих — такого запрета нет.

Когда извлечение прибыли является основной целью организации, а когда — побочной, в реальной жизни определить бывает довольно трудно; одна цель может специально прикрывать другую, поэтому данный признак остается малопригодным для отграничения некоммерческих организаций от коммерческих. С другой стороны, неясно, что может означать разрешение «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (абз. 2 п. 3). Речь здесь, по-видимому, должна идти просто об ограничении свободы распоряжаться полученной прибылью и праве использовать ее только в соответствии с уставными целями некоммерческой организации. Таким образом, признаком, отличающим коммерческие организации от некоммерческих, по ГК практически остается право первых распределять полученную прибыль между своими участниками и отсутствие такого права у вторых.

2. Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п. 1 ст. 121 ГК ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. превращается в коммерческую организацию, но тогда уже приобретает и право делить прибыль между участниками.

К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится, и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.

3. Согласно комментируемой статье юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Законом. Этот неизвестный нашему законодательству до Основ ГЗ принцип замкнутого круга организационно-правовых форм юридических лиц, прямо противоположный принципу отсутствия замкнутого круга договоров и сделок вообще, является необходимым условием устойчивости оборота.

Для коммерческих организаций такой исчерпывающий перечень дал сам ГК в п. 2 комментируемой статьи. Что касается некоммерческих организаций, то они согласно п. 3 этой статьи могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.

В соответствии с этой нормой Законом о некоммерческих организациях предусмотрены новые, в ГК отсутствующие, организационно-правовые формы некоммерческих организаций — некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация. Особенность последней состоит в том, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет для нее учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК. Автономная некоммерческая организация идентична предусмотренному ст. 118 ГК фонду, и необходимость введения этой формы не вполне ясна. Относительно некоммерческого партнерства необходимо отметить, что Закон о некоммерческих организациях содержит правила, позволяющие обойти некоммерческий характер такого партнерства, поскольку оно вправе предусмотреть в своих учредительных документах, что в случае ликвидации (решение о которой может быть принято им самим — п. 3 ст. 29) все нажитое некоммерческим партнерством имущество распределяется между его членами (п. 3 ст. 8 и п. 2 ст. 20). Этот Закон содержит нормы о запрете выплаты вознаграждения участникам высшего органа управления автономной некоммерческой организации, о лимите участия в этом органе наемных работников, а также правила о т.н. конфликте интересов, по существу, относящиеся к любому юридическому лицу (ср. ст. 81 — 84 Закона об акционерных обществах). Он содержит также статью об экономической поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления и о контроле со стороны этих органов.

В качестве примера установленных отдельными законами специальных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц могут быть названы товарищество собственников жилья (Закон о товариществах собственников жилья), Торгово-промышленная палата (Закон РФ от 07.07.93 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» — Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1309), некоммерческое товарищество в качестве формы садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан).

4. Пункт 4 комментируемой статьи допускает образование объединений как коммерческими, так и некоммерческими организациями — юридическими лицами и не исключает образования объединений, в которые входили бы и те и другие организации. Однако ст. 121 ГК заставляет решить этот вопрос иначе. Она говорит об объединениях коммерческих (п. 1) и некоммерческих (п. 2) организаций по отдельности и смешанных объединений, по-видимому, не допускает. Предпочтительным представляется решение, допускающее создание ассоциаций, включающих как коммерческие, так и некоммерческие организации, с тем, однако, что такие ассоциации (объединения) предпринимательской деятельностью заниматься не будут.

Возможные негативные последствия

Давайте посмотрим, с какими трудностями можно столкнуться.

Описание возможной проблемы Комментарий
Налоги
Налоговики могут отказать в возмещении НДС
на том основании, что в госреестре отсутствует код по ОКВЭД, соответствующий деятельности, в рамках которой заявлены вычеты
Конечно, суды этот довод отметаю тПостановления ФАС ДВО от 05.03.2008 № Ф03-А59/07-2/6134 ; ФАС СКО от 04.05.2008 № Ф08-2228/2008 . В частности, они говорят, что присвоение налогоплательщику какого-либо кода по ОКВЭД не лишает его права вести иные виды деятельности. А налоговая выгода, полученная в результате их ведения (в данном случае — НДС, подлежащий возмещению), является обоснованно йПостановление ФАС ПО от 26.04.2012 № А49-1563/2011
Если в госреестре фигурирует код ОКВЭД, соответствующий «вмененному» виду деятельности (например, розничной торговли), при этом фактически она никогда не велась и на учет в качестве плательщика ЕНВД фирма или ИП не вставали, налоговики, тем не менее, могут придраться, что не сдавались декларации по ЕНВД
И как следствие, могут оштрафовать по ст. 119 НК РФ и заблокировать сче тп. 3 ст. 76 НК РФ ; Письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167 . О таких случаях нам сообщали наши читатели
Безусловно, подобное поведение инспекторов не соответствует требованиям Налогового кодекса и выходит за рамки разумного При этом ФНС самолично разъясняла: указание «вмененного» кода ОКВЭД не влечет за собой автоматическую обязанность применять ЕНВД и сдавать декларации по этому налог у
Налогоплательщика, который ведет только «вмененную» деятельность, но у которого в ЕГРЮЛ / ЕГРИП фигурируют виды деятельности, не подпадающие под ЕНВД, могут оштрафовать за несдачу нулевых деклараций по общим налогам
(налог на прибыль/НДФЛ и НДС)
О том, что такие декларации нужно сдавать, говорила ФНСПисьмо ФНС от 26.04.2011 № АС-4-3/6753 . Но недавно Минфин высказался в противоположном ключе: если никакой иной деятельности, кроме «вмененной», не ведется, значит, и сдавать декларации по другим налогам не нужн оПисьмо Минфина от 18.05.2012 № 03-11-06/3/34
Если предприниматель ведет деятельность, не указанную в ЕГРИП, то налоговые органы могут:
  • ИП применяет ОСНО — отказать в предоставлении профессионального вычета по НДФЛ
    по этой деятельности;
  • ИП применяет упрощенку — отказать в применении УСНО по этому виду деятельности
    и, следовательно, доначислить НДФЛ как непредпринимателю, а также пени и штрафы, в том числе за непредставление декларации по форме 3-НДФЛ. Если при этом у ИП объект налогообложения «доходы», то разница в ставках налога (6% и 13%) весьма ощутима
Касательно профессионального вычета по НДФЛ есть решение ВАС о том, что ИП вправе уменьшить на профвычеты всю сумму полученных доходов, а не только предпринимательски хПостановление Президиума ВАС от 13.10.2011 № 6603/11 . То есть уж тем более вычет можно применить ко всей сумме предпринимательских доходов. И налоговики должны на этот вывод ориентироваться (см. , 2012, № 12, с. 82
) Что касается применения УСНО, то Минфин упорно считает: если предприниматель не внес в ЕГРИП код ОКВЭД по новой для себя деятельности, то доходы по ней
не считаются
полученными в рамках предпринимательства и должны облагаться НДФЛ в общем порядк еПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-04-05/3-260 , от 19.05.2011 № 03-11-11/131 . Хорошо хоть у судов иное мнение. Они говорят, что:
  • в гл. 26.2 НК РФ не предусмотрено, что применение УСНО зависит от кодов, указанных в ЕГРИП;
  • физлицо, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, приобретает этот статус в целом, а не в отношении определенной деятельности. Поэтому любую деятельность, которую он ведет в этом статусе, нужно рассматривать как предпринимательску юПостановления ФАС МО от 28.10.2011 № А41-40926/10 ; ФАС СКО от 06.02.2012 № А53-4545/2011
Страховые взносы, в том числе на «несчастное» страхование
Можно лишиться права применять пониженные тарифы
страховых взносо вп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
Допустим, вы давно и прочно занимаетесь пошивом верхней одежды (код ОКВЭД 18.22), применяете УСНО и вроде бы имеете полное право на пониженные взнос ыподп. «в» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ . Но если в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) этот код не значится, не видать вам льготы. Ведь, по разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты, вид деятельности с «льготным» кодом ОКВЭД обязательно должен быть отражен в госреестре. Причем не обязательно в качестве основного (подробнее см. , 2012, № 11, с. 8
)
Если вы вовремя не подтвердили в ФСС основной вид вашей экономической деятельности для установления страхового тарифа по взносам «на травматизм», в соцстрахе запросто могут установить тариф, соответствующий самому «рискованному» виду деятельности
из внесенных вами в ЕГРЮЛ / ЕГРИП, даже если вы его никогда не вели
В прошлом году ВАС РФ указал, что ФСС не вправе установить организации тариф взносов «на травматизм», руководствуясь лишь данными о ее видах деятельности по ОКВЭД, содержащимися в ЕГРЮЛ. Поскольку в реестре содержатся сведения о заявленных, а не о фактических видах деятельности организаци иПостановление Президиума ВАС от 05.07.2011 № 14943/10 Но совсем не факт, что после выхода этого Постановления ВАС в ФСС резко перестали так делать
Предпринимателю за наемных работников однозначно придется платить завышенные взносы «на травматизм»,
если в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности фигурирует деятельность с более высоким классом риска, чем та, которую он ведет на самом деле
Дело в том, что ИП не должны ежегодно подтверждать свою основную деятельность. Органы ФСС каждый год присваивают предпринимателям-страхователям класс профессионального риска, исходя из их основного
вида деятельности, указанного в ЕГРИПп. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713 Допустим, ИП на деле занимается оптовой торговлей цветами (код ОКВЭД 51.22), что соответствует 1-му классу профессионального риск аКлассификация, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 18.12.2006 № 857 (страховой тариф 0,2ст. 1 Закона от 30.11.2011 № 356-ФЗ ; ст. 1 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ). А в ЕГРИП как основной вид деятельности у него заявлено декоративное садоводство (код ОКВЭД 01.12), относящееся уже к 6-му классу риска (страховой тариф 0,7). Значит, «несчастные» взносы весь текущий год он будет платить по тарифу 0,7, даже если оперативно внесет изменения в ЕГРИП
Контрагенты
Можно лишиться выгодного контракта
или потерять хорошего клиента
Сейчас все более-менее солидные фирмы в целях проявления должной осмотрительности перед сделкой запрашивают у своих новых контрагентов пакет различных документов, в том числе и выписку из госреестра И если там не будет кода ОКВЭД, соответствующего будущей сделке, есть риск, что с вами не захотят иметь дело, опасаясь последующего отказа в вычете НДС. Хотя в суде подобный отказ можно легко оспорит ьсм., например, Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 № А68-1567/09 , от 14.01.2010 № А09-1697/2009 ; ФАС СКО от 26.10.2009 № А53-27009/2008-С5-34
Читайте также:  Исковое заявление о взыскании долга по договору аренды

И вот скажите: чтобы избежать перечисленных проблем, не легче ли внести изменения в госреестр, добавив необходимые или исключив ненужные коды ОКВЭД? По нашему мнению, ответ очевиден.

Есть ли уставной капитал в общественной организации

Немаловажно, что АНО может иметь очень простую структуру органов управления: единственного учредителя, который вправе также быть ее единоличным исполнительным органом (директором).

Имеет ли значение «прописка» учредителей или директора (граждан РФ) при регистрации НКО?

Регистрация НКО осуществляется по месту нахождения его будущего органа управления (по юридическому адресу), «прописка» учредителей и директора при этом значения не имеет.

Какие требования предъявляются к юридическому адресу НКО?

Юридическим адресом НКО может быть жилое или нежилое помещение, находящееся на территории субъекта РФ, в котором будет осуществляться регистрация организации.

Жилое помещение может быть адресом местонахождения НКО лишь в том случае, если его собственником является хотя бы один из учредителей.

Унитарное предприятие действует на основании:

1) устава;

2) учредительного договора и устава;

3) положения.

7. Правом оперативного управления на свое имущество обладают:

1) производственные и потребительские кооперативы;

2) фонды;

3) казенные предприятия и учреждения.

8. Правом хозяйственного ведения на свое имущество обладают:

1) хозяйственные товарищества;

2) хозяйственные общества;

3) унитарные предприятия.

Какая организация не может быть признана банкротом?

1) благотворительный фонд;

2) казенное предприятие;

3) потребительский кооператив.

Какая организация может быть признана банкротом?

1) учреждение;

2) казенное предприятие;

3) товарищество на вере.

Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 50]

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью «(пункт 1 статьи 66.2)».

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства «(статья 2)», правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Читайте также:  Как бесплатно получить землю под строительство дома: подробный алгоритм

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК).

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).

Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).

С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.

Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.

Есть ли уставный капитал у некоммерческих организаций

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ некоммерческими организациями признаются хозяйствующие субъекты, основной целью которых является не получение материальной выгоды (прибыли), а достижение иных результатов. К ним относятся различные направления деятельности, которые имеют некоммерческий характер, то есть осуществляются с целью благотворительной помощи нуждающимся или достижения совместных интересов.
Поскольку уставный капитал — это средства, необходимые для обеспечения деятельности в целях получения прибыли, то некоммерческая организация не может им обладать. Но на основании чего тогда осуществляется деятельность некоммерческой организации, ведь она должна иметь какие-то ресурсы для оказания помощи?

Для этого у нее имеются источники финансирования от спонсоров, которые вкладывают средства или имущество, но не получают от этого какого-либо материального дохода. Такие доходы являются уставным фондом или имущественной базой, к которому относятся средства, переданные с целью оказания благотворительной помощи.

Отметим важный момент: в некоторых случаях некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход, и, как следствие, иметь зарегистрированный уставный капитал. Однако эта деятельность должна осуществляться только для того, чтобы достигать главную цель создания некоммерческой организации — оказание благотворительной помощи.

Об этом указано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ, в которой также говорится и о том, что минимальный размер уставного капитала такой организации должен быть не ниже величины, указанной для обществ с ограниченной ответственностью — и конкретно 10 тыс. руб. Но этот пункт не касается государственных организаций — они не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

Кто не может быть учредителем и участником НКО?

Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:

  • Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
  • Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
  • Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
  • Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
  • Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.

Особенности перерегистрации некоммерческой организации

Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.

Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.

КОРПОРАТИВНЫЕ

Хозяйственные товарищества

полное товарищество

товарищество на вере

Хозяйственные общества

общество с ограниченной ответственностью

непубличное акционерное общество

публичное акционерное общество

Производственные кооперативы (артели)

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Хозяйственные партнерства

УНИТАРНЫЕ

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения

ГУП (федеральное)

ГУП (субъекта РФ)

МУП (муниципальное)

Унитарные предприятия на праве оперативного управления

Казенное предприятие (федеральное)

Казенное предприятие (субъекта РФ)

Казенное предприятие (муниципальное)

ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).

Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).

Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).

Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.

Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).

В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).

Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.

Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.

Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *