Содержание общего имущества: платим только за себя?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание общего имущества: платим только за себя?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.

Что такое ОДН по электроэнергии?

Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.

С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Как снизить ОДН по электроэнергии?

Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:

  1. Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
  2. Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
  3. Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
  4. Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
  5. Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.

Обязательны общие собрания

Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.

Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.

Что выгоднее: со счётчиком или без него

Практика показывает, что значительную экономию затрат на электроэнергию приносит установка электросчётчиков. В расчётах без счётчика заложен большой запас сверхнормативного потребления электричества.

Если в квартире нет счётчика, то хозяину жилья МКД нужно обратиться в энергоснабжающую компанию, о чём заключают соответствующий договор. Собственник квартиры может сам приобрести электросчётчик или воспользоваться услугами поставщика электроэнергии.

Приобретённая модель прибора учёта должна быть сертифицирована заводом-изготовителем, что подтверждается сопроводительной документацией – паспортом на изделие. После обращения в управляющую компанию с заявлением об установке прибора учёта расхода электрического тока принимается решение о вызове электрика.

Читайте также:  Встречный иск в гражданском процессе

Перед установкой гасится задолженность по оплате за электричество. Новый счётчик имеет нулевые показания. Если какие-то данные есть на табло, то это отмечается в специальном документе.

Установка приборов учета коммунальных ресурсов

Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:

  1. управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  2. товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  3. иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Размер потребления электричества по регионам

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Средние данные о потреблении бытовых электроприборов

Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.

Наименование бытового электроприбора Расход электричества, кВт/час
Холодильник 30-40
Компьютер 30 и выше
Телевизор от 7,5
Стиральная машина 25 и выше
Пылесос 4
Утюг 15
Фен 12,5
Электрочайник 10
Освещение комнат 90
Посудомоечная машина 24
Микроволновая печь 5

Когда нормативы несправедливы

Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.

Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.

— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.

Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.

К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию — с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Как рассчитать ОДН в многоэтажке по счетчику

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2021 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Для решения этого вопроса традиционно применяется самый простой подход, предполагающий снижение непроизводительных расходов электроэнергии, если они не укладываются в норму. Под ними понимаются затраты на освещение лестничных клеток и зон возле мусоросборников, которое может не выключаться в течение всего дня. Сюда же относят неоправданные утечки электроресурса в местах сочленения отдельных цепей из-за плохого контакта в них.

Неоправданные издержки в этом случае проявляются в виде тепловых потерь, рассеиваемых в окружающее пространство вхолостую.

Для снижения издержек на ОДН в любом многоквартирном доме необходимо предпринять следующие действия:

  • установить в местах общего пользования освещением (в коридорных пролетах и на площадках) автоматические выключатели – фотодатчики или сенсоры присутствия;
  • при невозможности применения технических средств организовать режим индивидуального пользования светом;
  • коллективно оплатить работы электрика по проверке всех соединений в общей электропроводке и поддержанию контактов в нормальном состоянии.

При очень изношенной проводке требуется замена обветшалых участков новым кабелем.
Все перечисленные меры помогут поддерживать расходы на ОДН в рамках нормируемых показателей.

Общедомовые нужды с 01 января в 2022 году

С 2022 года должны были устанавливаться только интеллектуальные приборы учета электрической энергии.

Однако 1 января 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 № 2516. Оно перенесло ряд сроков, связанных с исполнением этой обязанности, на более поздние даты. В частности, в новой редакции изложен п. 30 Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890:

«Прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке:
а) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 28 февраля 2022 г., – не позднее 14 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
б) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г., – не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
в) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 мая 2022 г. по 30 июня 2022 г., – не позднее 10 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
г) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 июля 2022 г. по 31 августа 2022 г., – не позднее 8 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
д) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., – не позднее 6 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
е) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г., – не позднее 4 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
ж) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию после 1 января 2023 г., – не позднее 2 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.».

Читайте также:  Кому и какие налоги платить при покупке и продаже квартиры

Еще одна отсрочка с 2022 на 2023 год.
Постановлением от 29.12.2021 № 2546 Правительство РФ внесло изменения по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов.

Ожидание Реальность
Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2022 г. Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2023 г.
Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2022 г. Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2023 г.
Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2022 г. Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2023 г.

Нормы в регионах России в 2023 году

Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:

  • Площадь квартиры, количество комнат.
  • Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
  • Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
  • Газификация населенного пункта.
  • В многоквартирных домах наличие электроплит.
  • Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
  • Где расположен дом – в городе или сельской местности.

Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2023 год.

Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам

По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.

  • Электрический прибор учета неисправен.
  • Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
  • Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
  • Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
  • Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
  • Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *