Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось в Налоговом кодексе Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ставки налога на профессиональный доход
Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).
10% в отношении профессионального дохода, полученного от:
- физических лиц (независимо от его размера);
- иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
- белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.
20% в отношении профессионального дохода, полученного:
- от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
- при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».
На какую деятельность распространяется
На НПД могут перейти самозанятые физические лица, ремесленники, ИП. Индивидуальные предприниматели могут применять данный налог только будучи параллельно самозанятыми, либо могут закрыть ИП и остаться самозанятыми на НПД.
Конкретного списка работ, которые бы подпадали под налог, нет. Но есть виды деятельности, недоступные для самозанятых, например:
- Продажа акцизных товаров или подлежащие обязательной маркировке.
- Деятельность, связанная с добычей и переработкой полезных ископаемых.
- Товары и услуги, не производимые непосредственно самозанятым или ремесленником.
То есть плательщик вправе развивать бизнес в любой сфере, соблюдая при этом правила и ограничения для своей категории. Главное из них касается годовой выручки. При этом налог платить не нужно, если источником получения дохода выступает:
- нотариальная деятельность;
- продажа дикорастущей продукции;
- продажа личного имущества: дома, квартиры, машины и другой недвижимости;
- работа по договору подряду и ряду других договоров гражданско-правового характера, если заказ исходит от работодателя;
- сдача площадей под долгосрочную аренду.
Какие суммы в Беларуси не облагаются подоходным налогом
Подарки не от родственников на крупную сумму в виде денежных переводов:
2021 год – с суммы, превышающей 7 521 рубль.;
2022 год – с суммы, превышающей 8 078 рублей;
2023 год – сумму намерены поднять до 9 338 рублей.
С суммы превышения нужно заплатить налог по ставке 13% и подать налоговую декларацию по итогам года.
Суммы, полученные от нанимателя, но не являющиеся зарплатой (подарки, призы):
2021 год – 2 272 рубля от каждого источника в течение года;
2022 год – 2 440 рублей;
2023 год – 2 921 рубль – официально не утверждено.
Такие правила касаются в том числе пенсионеров, ранее работавших у нанимателя.
Доходы от других организаций (подарки, призы и т.д.), если их стоимость по каждому источнику не превышает:
2021 год – 150 рублей;
2022 год – 161 рубль;
2023 год – 186 рублей – сумма находится на рассмотрении.
Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на благотворительный счет в банке:
2021 год – не более 15 030 рублей в год из всех источников;
2022 год – 16 142 рублей;
2023 год – суммы, вероятно, увеличатся до 18 669 рублей в год из всех источников.
Страховые взносы по договорам добровольного страхования, а также с платежей организации за работника по страховым услугам (медицинским и др.):
2021 год – не более 3 890 рублей в год из одного источник;
2022 – 4 178 рублей;
2023 – 4830 рублей – находится на рассмотрении.
К слову, выплаты членам профсоюза от профсоюзной организации также не облагаются подоходными налогами.
Напомним, декларировать доходы физлицам в нашей стране нужно до 31 марта, а оплатить налог следует до 1 июня. Налоговым резидентом считается физическое лицо, которое находилось на территории страны более 183 дней в году.
Удержание у граждан узбекистана подоходного налога 2021
Коррупция похуже чем в РФ? сборы на хлопок всех студентов(без разницы болен нет)? электричество? гаЗ? более менее доступный интернет? те же самые операторы в которых цены космические(хотя качество оставляет желать лучшего)? тут можно продолжать вечно.
Но самое важное изменение коснулось самозанятых физиков. Дума приняла проект закона № 551845-7, который вступит в силу уже в январе 2021 года. Согласно этому проекту для самозанятых лиц, устанавливается своего рода собственный НДФЛ, получивший название «Налог на профессиональный доход». В чем он заключается.
Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.
Если речь идет о зарплате, то применяются следующие ставки:
- 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
- 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
- 30 % – для нерезидентов РФ.
Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.
Какие налоги и платежи включает в себя единый платеж с заработной платы?
Уплата единого платежа с заработной платы означает уплату всех налогов и платежей с дохода работника: индивидуального подоходного налога, обязательных пенсионных взносов, взносов на обязательное медицинское страхование (то, что сейчас уплачивается «за счет» работников), кроме этого единый платеж включает социальные отчисления, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, обязательные пенсионные взносы работодателя (то, что уплачивает работодатель «за свой счет»).
Устанавливается, что ставка индивидуального подоходного налога (ИПН), в составе единого платежа, в 2023 году будет составлять 8,4% с ее постепенным понижением:
- с 1 января 2023 года – 8,4 процента;
- с 1 января 2024 года – 8 процента;
- с 1 января 2025 года – 7,3 процента;
- с 1 января 2026 года – 7 процента;
- с 1 января 2027 года – 6,8 процента.
По какой ставке удерживать НДФЛ для граждан Узбекистана
Временно проживающим в России иностранцам не нужно получать разрешение на работу или патент. При этом они могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание. Об этом сказано в пунктах 4 и 5 статьи 13 Закона от 25 июля 2022 г. № 115-ФЗ. Исключением из этого правила являются иностранцы, профессии которых включены в список профессий и должностей, дающих право на работу в другом регионе. Подробнее об этом см. Как оформить на работу сотрудника-иностранца.
Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму. Если до конца года НДФЛ, удержанный по ставке 30 процентов, окажется зачтенным не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).*
Для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход, предусмотрена льгота в виде налогового вычета в размере 2 тыс. рублей, т.е. при исчислении налога размер налоговой базы (сумма полученного физическим лицом профессионального дохода) уменьшается на 2 тыс. рублей.
Остаток неиспользованного вычета можно применять и в последующие календарные годы при условии, что физическое лицо не прекращало применение налога на профессиональный доход.
В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход, а впоследствии вновь зарегистрировано в качестве такого плательщика, остаток неиспользованного налогового вычета не восстанавливается.
Налоговый вычет после его использования повторно не предоставляется.
Для плательщика, являющегося получателем пенсии ставка налога с 10% (20%) фактически уменьшается до 4% (8%), за счет освобождения от уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
Использование приложения «Налог на профессиональный доход»
Порядок использования приложения «Налог на профессиональный доход», включая передачу налоговому органу сведений о сумме расчетов посредством такого приложения, определен в Положении о порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход», утвержденном постановлением Совмина от 01.07.2022 № 433, (далее – Положение № 433).
Приложение «Налог на профессиональный доход» используется при применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» для:
– информирования налогового органа о применении налога на профессиональный доход: постановки на учет в налоговом органе физического лица и снятия физического лица с учета в налоговых органах в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
– передачи в налоговый орган сведений о расчетах при применении налога на профессиональный доход;
– формирования записей (чеков) о совершаемых расчетах;
– корректировки ранее переданных налоговому органу сведений о расчетах;
– уплаты сумм налога при применении налога на профессиональный доход.
Информировать налоговый орган о применении налога на профессиональный доход через приложение можно с использованием следующих способов идентификации (п. 4 Положения № 433):
– учетной записи и пароля доступа к личному кабинету плательщика;
– на основании данных документа, удостоверяющего личность, с помощью сервиса межбанковской системы идентификации;
– через операторов мобильной связи на основании данных документа, удостоверяющего личность, и номера мобильного телефона.
Записи о совершенных расчетах, связанных с получением профессионального дохода (далее – чеки), должны быть сформированы в приложении в момент получения денежных средств по каждому факту расчета, т.е. при каждом получении денежных средств от клиента надо будет провести принятую сумму через приложение (п. 9 Положения № 433).
Приложение сформирует чек, который нужно будет передать клиенту в электронном виде или на бумажном носителе.
Электронный чек может быть отправлен как на электронную почту клиента, так и посредством СМС-сообщения либо загружен на смартфон, планшет или ПК с помощью сканера QR-кодов (п. 10 и 11 Положения № 433).
Важно помнить, что чек должен быть сформирован в приложении и передан в налоговые органы в момент совершения покупки. Если деньги от клиента поступают безналом через мобильные системы оплаты, QR-коды, электронные кошельки или другими способами, у продавца есть запас времени. В таких случаях чек должен быть сформирован в приложении не позднее 7-го числа месяца, следующего за месяцем покупки.
Разграничение понятий резидента и нерезидента РФ в 2021 году
Гражданин России может являться налоговым нерезидентом России, и иностранный гражданин может являться налоговым резидентом страны.
До 2021 года граждане, находящиеся за границей России больше года, признавались валютными нерезидентами. Но при въезде в РФ даже на день, они становились валютными резидентами. С 1 января 2021 года согласно законодательству все российские граждане, не зависимо от периода пребывания в другой стране являются валютными резидентами.
Но при этом физлица, которые постоянно проживают за границей больше 183 дней на протяжении года освобождаются от ограничений валютного законодательства и должны сообщать налоговой о своих счетах в зарубежных банках. Таким образом, налоговые и валютные резиденты стали похожими понятиями.
Соответственно с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами считаются физические лица, которые находятся в РФ не меньше 183 дней на протяжении года.
Налоги и страховые взносы с белорусских граждан
Граждане Республики Беларусь пользуются особыми условиями при трудоустройстве в России, и для них действуют нормы международных соглашений. Работодателям будет полезно узнать, как начисляются налоги и страховые взносы при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами бывшей союзной республики.
Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.
Белорус отработал менее полугода: как пересчитать налог?
В соответствии со ст. 209 НК РФ доходы физических лиц от источников в РФ признаются объектом налогообложения по НДФЛ вне зависимости от того, являются эти лица налоговыми резидентами Российской Федерации или нет.
Однако в силу действия положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений п. 1 и 2 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее — Протокол) следует, что доходы граждан Республики Беларусь, работающих в Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным на срок не менее 183 дней, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13% с даты начала этой работы. Никаких дополнительных условий применения такой налоговой ставки НДФЛ — 13% — Протоколом не предусмотрено.
Согласно п. 5 ст. 1 Протокола в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве работы по найму в другом договаривающемся государстве до истечения 183 дней нахождения в другом договаривающемся государстве, определяемых с учетом п. 3 и 4 данной статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующим в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве. Вместе с тем обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы НДФЛ исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются.
Таким образом, перерасчет суммы НДФЛ по ставке 30% производится только в том случае, если гражданин Республики Беларусь прекратит трудовые отношения до истечения 183 календарных дней нахождения его на территории Российской Федерации. При этом не важно, на какой срок был заключен трудовой договор.
Учитывая, что обязанность уплатить дополнительную сумму НДФЛ возлагается на самого белорусского работника, у организации как налогового агента не возникает обязанности доудержать сумму НДФЛ из доходов такого работника.
Организация-работодатель должна лишь сообщить в налоговый орган и самому работнику о сумме задолженности и о невозможности ее удержать. Сделать это организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода, в котором работник уволился (п. 5 ст. 226 НК РФ). Для этих целей используется форма 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611. После уведомления налогового органа и бывшего работника о невозможности удержать соответствующую сумму НДФЛ обязанности налогового агента прекращаются. Дальнейшее взыскание неудержанной суммы НДФЛ контролирует налоговый орган.
Это интересно: Статья 103 ТК РФ — Сменная работа
Что касается налогообложения выплат за последний месяц работы, то они облагаются по ставке 30%. Основанием для применения такой ставки является все тот же п. 5 ст. 1 Протокола: применение положений законодательства о налогах сборах, касающихся физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В свою очередь, п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрено, что в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка 30%. В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, на дату осуществления окончательного расчета с гражданином Республики Беларусь в отношении указанных выплат соблюдаются все требования для применения налоговой ставки 30%, которую организация как налоговый агент должна применить для исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ.
Работник — гражданин Республики Беларусь должен при необходимости подать налоговую декларацию. Такая необходимость может возникнуть в двух случаях. Во-первых, если до окончания налогового периода он пробудет в Российской Федерации менее 183 дней. Налоговая декларация представляется в общеустановленном порядке, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).
Второй случай — если работник выезжает за пределы Российской Федерации. В такой ситуации налоговая декларация о доходах в налоговый орган по месту пребывания в Российской Федерации должна быть представлена не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. Соответствующую сумму НДФЛ следует уплатить не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 229 НК РФ).
Если иностранец имеет на территории России недвижимость, то он обязан платить налог на имущество. Налог на имущество для иностранцев оплачивается в том же размере, что и для россиян. За налоговую базу берется кадастровая стоимость недвижимости, которая приравнена к рыночной стоимости. Ставка налога на имущество:
- если стоимость объекта недвижимости составляет менее 300 000 рублей, то ставка налога на имущество должна быть больше 0,1 % от налоговой базы;
- если стоимость объекта недвижимости составляет от 300 000 до 500 000 рублей, то ставка налога на имущество должна быть в диапазоне от 0,1 % до 0,3 %;
- если стоимость объекта недвижимости больше 500 000 рублей, то ставка налога на имущество должна быть в диапазоне от 0,3 % до 2 %
Ставка налога на имущество разная в разных регионах страны. Местные власти устанавливают свои ставки, но при этом они должны попадать в указанные диапазоны, установленные федеральным законодательством.
V. Декларирование совокупного годового дохода
В соответствии со статьей 18 Закона «О подоходном налоге с физических лиц» по окончании календарного года не позднее 1 марта белорусские граждане и иностранные граждане, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны подавать декларации о совокупном годовом доходе за истекший календарный год.
Итак, от подачи декларации освобождаются иностранные граждане, не относящиеся к постоянно находящимся на территории Беларуси.
Кроме того, от подачи декларации освобождены лица:
— получившие в истекшем календарном году доходы только по месту основной работы (службы, учебы), хотя бы и менявшие в течение календарного года место основной работы (службы, учебы);
— получившие доходы только от одного источника (юридического лица или предпринимателя) по гражданско-правовым договорам;
— получившие только доходы, не подлежащие налогообложению;
— получившие только доходы, облагаемые по ставкам 15, 20, 40 процентов;
— получившие в течение календарного года только комбинацию вышеуказанных доходов.
Освобождены от подачи декларации и лица, у которых полученный облагаемый совокупный годовой доход от юридических лиц и предпринимателей в истекшем году не превысил дохода, с которого исчисление налога производится по минимальной ставке 9 процентов.
От представления деклараций о совокупном годовом доходе независимо от размера полученного дохода не освобождаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, а также лица, получающие другие доходы, налогообложение которых не возложено на источник выплаты дохода (в частности, это относится к доходам, полученным за границей или из-за границы).
Следовательно, лица, получившие доходы, налогообложение которых не возложено на источник выплаты дохода (в частности, доходы, полученные за границей или из-за границы), обязаны представить две декларации об этих доходах: ad hoc декларацию (немедленно после получения дохода либо после возвращения из-за границы) и декларацию о совокупном годовом доходе.
Если налогоплательщик ко времени подачи декларации о совокупном годовом доходе находится за границей, это не освобождает его от подачи декларации в установленный срок, поскольку он может сделать это через доверенное лицо либо по почте (соответствующие графы предусмотрены в форме декларации о совокупном годовом доходе19).
Однако это правило не распространяется на налогоплательщиков, получивших в истекшем календарном году доходы за границей и не вернувшихся в Беларусь к моменту подачи декларации о совокупном годовом доходе, так как днем получения дохода для целей определения срока представления декларации считается день прибытия на территорию Республики Беларусь. Поскольку в указанной ситуации налогоплательщик не находится на территории Республики Беларусь, день получения дохода для целей представления декларации не определен, и продекларировать совокупный годовой доход невозможно. Таким образом, налогоплательщики освобождаются от обязанности представить как ad hoc декларацию, так и декларацию о совокупном годовом доходе. Вместе с тем налоговые органы принимают подобные декларации от налогоплательщиков, находящихся за границей и добровольно изъявляющих желание подать декларацию о доходах (по почте либо через доверенное лицо). В этом случае санкции за несвоевременную подачу декларации не применяются.
На практике подавляющее большинство белорусских налогоплательщиков не подают декларацию о совокупном годовом доходе, так как они получают доходы только по месту основной работы.
VI. Международные договоры Республики Беларусь
Правила налогообложения, установленные международными соглашениями, могут отличаться от законодательства Республики Беларусь. В случае прямого противоречия действуют правила международного договора20. К примеру, международный договор может устанавливать иные ставки налога, взимаемые в стране — источнике дохода (дивиденды, проценты, роялти). В некоторых случаях, однако, международный договор только предоставляет право соответствующему государству облагать либо не облагать налогом тот или иной вид дохода. Воспользуется ли государство этим правом, и в каких пределах, зависит только от него.
Важным моментом является понятие налогового резидентства в соответствии с международными соглашениями. Соглашением может воспользоваться лишь лицо, признаваемое резидентом одного из договаривающихся государств. Что касается физических лиц, гражданство не является существенным признаком при определении налогового статуса налогоплательщика. На первый план выступают другие признаки: постоянное жилье, центр жизненных интересов, место обычного проживания21 (как правило, это статья 4 соответствующего соглашения). При этом длительность проживания сама по себе не является определяющим критерием и рассматривается лишь как фактор, позволяющий определить «постоянство» проживания. Иногда резидентский статус гражданина определяется путем консультаций между налоговыми органами разных стран. В соответствии с международным соглашением, если оно заключено между Республикой Беларусь и соответствующей страной, лицо может являться резидентом только одного из договаривающихся государств.
Возможна ситуация, при которой лицо подпадет под определение иностранного гражданина, постоянно находящегося на территории Республики Беларусь (т. е. Беларусь признает это лицо своим налоговым резидентом в соответствии с белорусским законодательством), и в то же время данное лицо не будет являться налоговым резидентом Беларуси с точки зрения международного соглашения, поскольку оно не удовлетворяет критериям статьи 4 международного соглашения. В этом случае иностранный гражданин, признаваемый лицом, постоянно находящимся на территории Беларуси (в соответствии с белорусским налоговым законодательством), и являющийся одновременно налоговым резидентом иностранного государства (в соответствии с международным соглашением), может воспользоваться этим соглашением для избежания или уменьшения налогов, уплачиваемых в Беларуси (см. ниже).
Положения международных договоров, касающиеся налогообложения доходов физических лиц, в общем совпадают с практикой белорусского законодательства. Так, в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения (п. 1 ст. 15 «Зависимые личные услуги»), заработная плата облагается налогом в том государстве, в котором лицо физически присутствует в момент оказания услуг, за которые оно получает заработную плату22. Общим исключением из этого правила является случай, когда иностранный гражданин находится на территории страны менее 184 дней в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося либо заканчивающегося в финансовом году, и вознаграждение выплачивается иностранным нанимателем, не имеющим постоянного представительства в данной стране (п. 1 ст. 15 «Зависимые личные услуги»). В этом случае налогообложение в данной стране отсутствует.
Таким образом, в соответствии с международными соглашениями, заработная плата иностранного гражданина, находящегося на территории Беларуси 183 дня и более в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося либо заканчивающегося в финансовом году, может облагаться налогом в Беларуси. Отметим, что подобная формулировка включается во все международные соглашения, заключаемые Беларусью в последнее время. Однако ряд более старых соглашений содержит иные формулировки: «в соответствующем финансовом году» (Соглашение с Польшей 1992 г.), «в течение соответствующего налогового года» (Соглашение с ФРГ 1981 г.) и т. п. Устаревшая формулировка позволяла избегать налогообложения, если, к примеру, иностранные работники пребывали на территории государства в течение последних 5,5 месяца предыдущего календарного года и первых 5,5 месяца следующего календарного года. Новая формулировка позволяет исключить подобные ситуации и расширяет права государства на налогообложение иностранных граждан, находящихся на ее территории. Республика Беларусь до сих пор не внесла изменений в свое законодательство и по-прежнему применяет критерий, базирующийся на времени нахождения иностранного гражданина на территории Беларуси в течение календарного года (см. раздел I). Это не противоречит международному договору, поскольку налогообложение доходов в данном случае является правом, а не обязанностью государства.
В соответствии с соглашениями, Беларусь также имеет право облагать налогом заработную плату иностранного гражданина, находящегося на территории Беларуси менее 184 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося либо заканчивающегося в финансовом году, если вознаграждения выплачиваются нанимателем, являющимся резидентом Беларуси.
Иные доходы, кроме доходов от работы по найму, могут регулироваться другими статьями международных соглашений. Это доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды, проценты, роялти, доходы от отчуждения имущества, доходы за профессиональные услуги (научная, литературная, преподавательская деятельность и т. п.; деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, зубных врачей, бухгалтеров), доходы, получаемые в качестве работника искусств (актеры, музыканты) или в качестве спортсмена, пенсии, некоторые иные доходы. Налогообложение всех иных доходов, специально не поименованных в данном международном соглашении, регулируется статьей «Другие доходы». По общему правилу, доходы, рассматриваемые в рамках этой статьи, подлежат налогообложению только в государстве, резидентом которого является налогоплательщик23. Это касается, например, налога на выигрыши от азартных игр, налога на наследство. Причем многое зависит от специфики конкретного соглашения. Соглашение со Швейцарией позволяет облагать налогом в Беларуси выигрыши от азартных игр. Соглашения с Азербайджаном (не вступило в силу), Арменией (не вступило в силу), Индией, Россией и Румынией позволяют облагать налогом «другие доходы» иностранного гражданина в стране, которая является источником их возникновения (однако не позволяют облагать налогом доходы, полученные из источников в третьих государствах). Соглашения с США и Канадой вовсе не содержат статьи «Другие доходы», что позволяет облагать налогом доходы резидентов этих стран, специально не перечисленные в соглашениях, независимо от места их возникновения.
Иностранный гражданин (кроме граждан США и Канады), признаваемый постоянно находящимся на территории Беларуси, может воспользоваться международным соглашением для освобождения от налогообложения при получении доходов, полученных за границей или из-за границы Беларуси, при условии, что он не потерял статуса резидента государства, заключившего международное соглашение с Беларусью. Такой гражданин обязан платить белорусские налоги лишь по доходам от трудовых договоров и по иным доходам, прямо указанным в соглашении. Доходы, полученные за пределами Республики Беларусь, в соответствии со статьей «Другие доходы», подлежат налогообложению только в иностранном государстве. Резиденты США и Канады обязаны платить налоги наравне с белорусскими гражданами по всем доходам, напрямую не указанным в соглашениях, включая доходы, полученные за границей или из-за границы. Резиденты Индии, России и Румынии, а также резиденты Азербайджана и Армении (после вступления в силу соответствующих соглашений) обязаны платить налоги по доходам, прямо не указанным в соглашениях, но происходящим из источников в Беларуси.
Как платить налоги с зарплаты в 2022 году: изменения НДФЛ в 2022 году и разница подоходного налога для иностранных граждан и граждан РФ
9% ставка НДФЛ 2022, по ней облагаются:
- Доходы иностранных граждан, являющихся нерезидентами: специалистов высокой квалификации, людей, трудящихся по патенту, граждан ЕАЭС.
- Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до первого января 2022 года
15% ставка НДФЛ 2022, по ней облагаются:
- Доходы, которые получили учредители доверительного управления ипотечным покрытием. Получать такие доходы требуется на основе ипотечных сертификатов участия, которые выданы управляющим ипотечным покрытием до первого января 2022 года.
- Дивиденды, полученные от русских компаний гражданами, не являющимися налоговыми резидентами России
15% ставка НДФЛ 2022, по ней облагаются:
- Все доходы нерезидентов. Исключением считаются дивиденды и доходы иностранцев: специалистов высокой квалификации; иностранных граждан, трудящихся у физических лиц на базе патента либо из ЕАЭС.
30% ставка НДФЛ 2022, по ней облагаются:
- Вознаграждения и выигрыши в организуемых играх, конкурсах и прочих рекламных мероприятиях. Уплата налога осуществляется со стоимости подобных вознаграждений и выигрышей, которая превышает четыре тысячи рублей в год.
35% ставка НДФЛ 2022, по ней облагаются:
- Проценты по банковским вкладам в части их превышения над величиной процентов, которая рассчитывается так:
По вкладам в рублях – ориентируясь на ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на пять процентов. При этом для таких целей берут ставку рефинансирования, актуальную в течение интервала, за который начислены представленные проценты. Если в этот период ставка рефинансирования изменялась, следует применить новую ставку с момента ее установления.
Если иностранный гражданин из ЕАЭС утратит статус налогового резидента своего государства, он потеряет и право на льготное налогообложение.
По этой причине потребуется пересчет НДФЛ с его доходов в соответствии со ставкой 30 процентов, как для нерезидента.