Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Движимая вещь признается бесхозной в судебном порядке по заявлению нового владельца вещи. Если суд установит, что собственник отказался от права собственности на бесхозяйное имущество, то оно переходит в собственность нового владельца.

Бесхозная вещь: общие положения

Определение и порядок признания вещи бесхозяйной устанавливает гражданское законодательство.

Бесхозяйная вещь — это вещь, которая:

  • никому не принадлежит;
  • собственник которой не установлен;
  • владелец которой отказался от права собственности.

К бесхозяйному движимому имуществу следует отнести:

  • транспортные средства;
  • продукты питания;
  • бытовую технику и мобильные телефоны;
  • предметы быта и одежду;
  • предметы интерьера;
  • иные вещи.

К бесхозным недвижимым вещам относят:

  • дачные дома и коттеджи;
  • предприятия и коммерческие объекты;
  • квартиры;
  • другие объекты.

Физические лица могут стать собственниками движимых бесхозяйных вещей в силу приобретательной давности. Также они вправе обратить в свою собственность недвижимые бесхозные вещи при условии, что муниципальные органы не проявили к ней интерес или отказались от них.

Условия для приобретения права собственности:

  1. Человек должен владеть бесхозным движимым имуществом 5 лет, недвижимым —15 лет. Также в срок владения засчитывается время, в течение которого вещью владел правопредшественник владельца. Если у вещи был собственник, то срок приобретательной давности отсчитывается с момента окончания срока исковой давности, в течение которого собственник имел права истребовать вещь из чужого владения.
  2. Добросовестное владение вещью. Под добросовестностью стоит понимать приобретение вещи законным путем;
  3. Открытое владение бесхозной вещью. Собственник вещи должен открыто пользоваться и распоряжаться ею, а также не скрывать информацию об этом от третьих лиц;
  4. Непрерывное владение вещью. Человек должен владеть вещью непрерывно, не передавая ее в собственность другим лицам;
  5. Владение имуществом как своим собственным. Иными словами, владелец не должен пользоваться вещью на основании договора аренды, который он заключил с собственником имущества.

Порядок признания вещи бесхозяйной

Порядок оформления права собственности на недвижимое бесхозное имущество несколько сложнее. Так, граждане или организации не вправе обратиться в суд для признания недвижимого имущества бесхозным, потому как таким правом обладают только муниципальные органы. Если муниципальный орган не заинтересовался имуществом,то в этом случае спорная недвижимая вещь может перейти в частную собственность.

Порядок перехода в частную собственность может происходить при следующих обстоятельствах:

  • собственник недвижимого имущества известен. В этом случае новый владелец предъявляет собственнику вещи иск о признании права собственности в силу приобретательной давности;
  • собственник не известен или отказался от имущества.Когда спор о праве отсутствует и бывший собственник не известен, то суд выносит судебный акт об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В такой ситуации судебный процесс проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица выступает представитель Росреестра.

Заявление подается в суд общей юрисдикции по:

  • месту жительства владельца движимого имущества;
  • месту нахождения недвижимого имущества.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

  • наименование бесхозной вещи;
  • основные ее характеристики;
  • факты, подтверждающие отказ собственника от права собственности на нее;
  • сведения об учете недвижимой вещи;
  • факты, подтверждающие вступление нового собственника во владение вещью.

Если суд придет к выводу, что собственник вещи не установлен, а недвижимая вещь поставлена на учет в установленном порядке, то он принимается одно из следующих решений:

  • о переходе права собственности новому владельцу, если это движимое бесхозяйное имущество;
  • о признании права муниципальной собственности, если это недвижимое бесхозяйное имущество;
  • об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.

Право собственности на недвижимое бесхозное имущество возникнет после ее государственной регистрации.

Важно знать: если в ЕГРН отсутствует информация о недвижимом имуществе, то необходимо поставить ее на государственный кадастровый учет.

Бесхозяйное имущество

Что включает в себя понятие «Бесхозяйная вещь»? Почему объекты недвижимого имущества могут быть признаны бесхозяйными? Кто ведёт учёт бесхозяйных недвижимых объектов? Как осуществляется признание права собственности на бесхозяйное имущество?

Для понимания данной темы, необходимо определить понятие самой «Бесхозяйной вещи» и порядок признания её таковой.

В действующем законодательстве Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, собственник отказался от права собственности.

Закон даёт право выбора по признанию вещи бесхозяйной. В настоящей статье мы рассмотрим порядок признания бесхозяйной именно объект недвижимости.

Следует обратить внимание, что по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Для того чтобы бесхозяйный объект недвижимого имущества был принят на государственный учёт, органу местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества необходимо предоставить для регистрации заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Также вместе с указанными документами орган местного самоуправления представляет документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества, а также сам план объекта недвижимого имущества. Исключением является такой документ, как кадастровый план земельного участка, от которого сам собственник отказался, т.е. если указанный земельный участок зарегистрирован в надлежащем порядке, его собственник самостоятельно отказался от права собственности на него, то кадастровый план участка вновь предоставлять нет необходимости, т.к. он уже находится в архивном деле органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.

Данный процесс имеет надлежащий порядок передачи вещных прав. Если вами была найдена вещь, имеющая приблизительную ценность не более 29 000 рублей (не более 5 минимальных окладов) – нужно написать заявление в полицейский участок о найденной вами пропаже.

После 6 месяцев ожидания, при условии, что хозяин утерянной вещи не будет обнаружен – вы имеете право на её присвоение.

Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

  • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
  • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
  • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
  • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

Любая собственность, которая была утеряна, брошена или утрачена иным способом, признается официально не имеющей владельца. Бесхозное имущество может быть принято в собственность заинтересованным во владении им лицом. Им может являться как физическое, так и юридическое лицо, представители государственной или местной власти, самоуправления региона. Особенности процедуры оформления и установления права собственности на бесхозное имущество зависят от нескольких факторов:

— финансовой стоимости;

— категории объекта (движимое или недвижимое имущество);

— способа перехода имущества в категорию бесхозной (утрата, потеря, отказ).

Отдельные вещи, являющиеся брошенными (не имеющими владельцев) могут быть переданы новому хозяину без проведения судебного заседания.

Читайте также:  Беглов направил федеральную субсидию на доплаты пенсионерам

Признание имущества свободным (бесхозным) должно производиться в рамках действующего закона. Особенности прописаны в Гражданском кодексе, в статье 225[8].

Согласно актам, вещи, подпадающие под рассматриваемое понятие, могут быть выброшены самим владельцем. Нашедший подобный объект человек должен сдать его на учет. Относится это и к объектам недвижимости — они также передаются на учет. Процесс представляет собой государственную регистрацию с фиксацией даты передачи.

Затем, если судебная комиссия доказала факт того, что объект не имеет владельца и имеется лицо, желающее стать таковым, проводится процедура регистрации, в которой указываются данные нового хозяина.

Признание вещи или имущества бесхозным проводится по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого подобные объекты располагаются. Это могут быть тепловые сети, строения, здания, брошенные автомобили.

Особенность: как только с даты обращения и постановки вещи на учет пройдет 365 дней (1 календарный год), лицо, наделенное правом управления муниципальным имуществом, может обратиться в суд с заявлением, в котором излагаются требования о признании права муниципальной собственности на объект, постройку или вещь[9].

Такое заявление может быть подано и в отношении движимого объекта, подпавшего под определение «бесхозный» или изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями и компетенцией на момент совершения действия. Заявление также подается в суд, территориально располагающийся по месту нахождения вещи.

В результате принятого решения бесхозяйное имущество из числа объектов недвижимости или находок разной степени ценности обретает нового владельца.

Непосредственно организация, которая осуществляла регистрацию подобной вещи или недвижимости, ставит ее на свой учет. Таким образом, исключительно по судебному решению объект может обрести нового хозяина. Существуют отступления от этой нормы, если ценность объекта небольшая.

Таким образом, первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.

Оформить право собственности могут:

1. Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации;

2. Физические лица;

3. Государственные организации;

4. Административные управления городов и поселков.

Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.

Для этого могут быть использованы следующие документы:

— справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;

— документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.

Как выглядит данный документы отображено в Приложение 1.

Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.

В расписке необходимо указать:

1. Дата получения документов от заинтересованного лица;

2. Количество экземпляров для каждого документа;

3. Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки[10].

Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.

Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.

Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах[11].

Таким образом, мы выявили, что процесс признания имущества бесхозным проходит в три этапа:

1. составление заявления, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества;

2. прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным;

3. регистрация права собственности в Росреестре.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей данной темы.

Бесхозяйная недвижимость представляет собой недвижимое имущество, у которого отсутствует законный владелец (часть 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ).

Под рассматриваемое определение не попадают земельные участки и иные природные ресурсы — правом собственности в их отношении всегда обладает государство. Также не может признаваться бесхозяйной недвижимостью самовольная постройка. Это связано с тем, что за юридические последствия, связанные с самовольным строительством, отвечают иные нормативные акты и государственные структуры, чем за никому не принадлежащее имущество.

Таким образом, под бесхозяйственной недвижимостью подразумеваются дома, квартиры, гаражи и другие, жилые и нежилые постройки.

После определения недвижимого имущества бесхозяйным должно пройти некоторое время, прежде чем его можно будет признать объектом чьей-то собственности и, тем более, оформить на него соответствующую декларацию.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

— собственник отсутствует или не может быть установлен;

— вещь брошена ее собственником, имя которого известно;

— был написан отказ от использования вещи.

Право на бесхозное имущество. Бесхозяйное имущество – это имущество, которое никому не принадлежит на законных основаниях. Таким хозяйством, может пользоваться любой человек, если момент пользования не оспорен в судебном порядке.

Разновидности бесхозяйных вещей (бесхозного имущества):

— имущество брошенное прежним владельцем;

— найденное имущество (находки);

— клады;

— животные оставшиеся без надзора.

Основания приобретения прав на бесхозное имущество (бесхозяйные вещи)

— судебный;

— внесудебный.

ГК устанавливает специальные правила для приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. Сроки приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость по этим правилам значительно короче сроков приобретательной давности.

Обязательными условиями для приобретения права собственности на бесхозяйную вещь являются следующие:

— приобретатель вещи не знает и не может знать о том, что имущество имеет собственника;

— приобретатель вещи не имеет сведений о собственнике.

Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

Процесс признания имущества бесхозным проходит в три этапа:

1. составление заявления, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества;

2. прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным;

3. регистрация права собственности в Росреестре.

В связи с признанием права на бесхозяйную недвижимость без обращения в судебные органы не обойтись. Причина тому — фактическое отсутствие доказательной документации, утверждающей право на владение рассматриваемым имуществом.

Для признания права собственности на безхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления, на территории которого находится недвижимость, подает заявление о постановке ее на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отметка о постановке недвижимости на учет в качестве бесхозяйной производится в ЕГРП.

По истечении года со дня постановки недвижимости на учет, если никто не заявит о своих правах на нее, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Суд может отказать в признании права муниципальной собственности, если бесхозяйность недвижимой вещи не будет доказана. В этом случае она может быть вновь принята во владение пользование и распоряжение оставившим ее собственником.

Основания прекращения права собственности перечислены в статье 235 ГК РФ. Право собственности прекращается при:

— отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

— отказе собственника от права собственности;

— гибели или уничтожении имущества;

— утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Если в процессе проверки документов выяснится, что объект, подлежащий регистрации, не может быть поставлен на учет бесхозяйного недвижимого имущества, так как владелец у него все-таки есть, то в продолжении производства дела будет отказано. В течение пяти дней после принятия решения уполномоченный орган должен направить уведомление с указанием его причины.

Все действия проводятся по правилам, установленным для извещения владельца о проведенной процедуре государственной регистрации права собственности муниципалитета или субъекта РФ на землю, от законных прав собственности, на которую отказался предыдущий владелец.

В заключении следует отметить, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, является важной процедурой, осуществляемой комитетом по управлению имуществом, тесно связанной с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Читайте также:  Заполняем нулевой расчет по страховым взносам

Процесс приватизации предприятий повлек за собой определенные негативные последствия, в том числе значительное количество брошенных объектов. Бесхозные фермы, ангары, хранилища, бригадные дома, строения, возведенные предприятиями, в свое время, хозяйственным способом и никак не оформленные документально, другое недвижимое имущество, по тем или иным причинам не вошедшее в уставной капитал, являются, по сути, резервом для пополнения муниципальной собственности.

В связи с тем, что в последнее время больше уделяется внимания вопросам управления и распоряжения собственностью, проблема упорядочения использования бесхозяйного имущества заняла определенное положение в работе комитетов по управлению имуществом.

Присвоение бесхозной собственности

Для того чтобы имущество было официально признанно бесхозным, необходимо написать заявление в органы местного самоуправления, которые в свою очередь должны подать заявление о признании недвижимости бесхозной в органы муниципального образования, в юрисдикции которых находится данная недвижимость.

Обратившейся стороной с заявлением необходимо предоставить:

  1. Документы, указывающие на то, что объект не находится в реестре государственного, муниципального или федерального значения.
  2. Справки об отсутствии регистрации права собственности на данную недвижимость местными органами власти.
  3. Если владелец известен, но отказывается от дальнейшего владения имуществом, то необходимо получить от него заявление об отказе от права собственности на объект.

Органы власти должны на основании приложенных документов провести экспертизу по установлению владельца или его отсутствию, и в случае признания имущества ничьим поставить его на учет бесхозного имущества.

Документы, подтверждающие, что объект недвижимости признан бесхозным, должны быть направлены в органы власти. Все бумаги должны быть в двух экземплярах (оригинал и копия). После ознакомления с документами оригинал подписывается и возвращается отправителю.

После постановки на учет бесхозного имущества должно пройти не меньше года для возможности приобретения его новым хозяином или возврата старому. Только по истечении года бесхозная собственность (по решению суда) может перейти в собственность к муниципальному органу власти.

Плюсы признания вещи бесхозяйной

После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:

  1. Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
  2. Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.

Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.

  1. При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
  2. Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
  3. Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.

В Зейский районный суд Амурской области Заявитель: Рахмонов Иван Александрович, с. Сосновый бор, ул. Мухина, 211 телефон: 89111002534 Заинтересованное лицо: Зайцев Александр Васильевич, 11.05.1981 г.р., место рождения: пос. Тягун, с. Сосновый бор, ул. Слонова, 112, ИНН 5976656854 телефон: 89111002533

Судебный порядок признания вещи бесхозяйной

Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

  1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
  2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
  3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»* (далее — Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее — орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее — орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее — объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее — заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Читайте также:  Материнский капитал в Саратове и Саратовской области

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

Рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.

Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц .

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь (что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке), принимает решение:

  • о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею – для движимых вещей;
  • о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь — для недвижимых вещей.

Другой комментарий к статье 225 ГК РФ

1. Ранее действовавший закон не определял правового положения бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция закреплялась Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29.06.25 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество», в котором было установлено, что «всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности» (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР. Январь 1925 — май 1926 гг. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Великой Отечественной войны в отношении брошенного, трофейного и другого имущества, выбывшего из владения собственников и находившегося в незаконном владении не управомоченных на то лиц. Позднее она потеряла свое значение, на практике не применялась и была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие бесхозяйной вещи, которое требует уточнения. Данное понятие имеет значение для случаев, когда по закону такие вещи могут быть обращены в собственность любых лиц. Тогда к бесхозяйным можно отнести такие вещи, которые имели собственника и от которых собственник добровольно отказался — брошенные вещи (см. коммент. к ст. 226, 236). В других случаях вещь тоже может не иметь собственника, как, например, имущество умершего до принятия наследства, но оно не считается бесхозяйным. Нельзя считать бесхозяйными вещи, которые не могут быть объектом частной собственности, — вещи, изъятые из оборота, имущество публичного права, предназначенное для общественного пользования.

Вещь, собственник которой неизвестен, также, как правило, подчиняется другим правилам, меняя на основании закона прежнего собственника на нового, что предусмотрено в п. 2 и в указанных в нем статьях ГК.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены особые правила для учета и приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению муниципального органа, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по прошествии года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом, и оно может взять его во владение. Такое имущество может найти в этот период нового собственника на основании приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подробно регулируются вопросы принятия на учет и снятия с учета объектов недвижимого имущества. Если в результате принятых дополнительных мер очевидно, что недвижимое имущество является бесхозяйным, оно на основании решения суда регистрируется в праве муниципальной собственности и снимается с учета (СЗ РФ, 2003, N 38, ст. 3668).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *