СВЕРКА РАСЧЕТОВ С НАЛОГОВОЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СВЕРКА РАСЧЕТОВ С НАЛОГОВОЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сверка с ИФНС проводится в соответствии с порядком, который приведён в письме ФНС от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. Этот порядок временный, он пришёл на смену старому регламенту из приказа ФНС № 09.09.2005 № САЭ-03-1/444@. Новый постоянный регламент пока не утверждён.

Акт сверки с налоговой – как же в нём разобраться

Форма акта сверки расчётов относительно налогов и сборов утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В ней есть титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

На первом этапе налогоплательщик должен вникнуть только в раздел 1. Он заполняется ИФНС по каждому виду платежа отдельно. В строках акта информация сгруппирована по типам платежей, то есть отдельно задолженность по налогу, по пеням, по штрафам, по процентам. Также указаны средства, списанные с расчётных счетов, но не дошедшие по назначению, и невыясненные суммы.

По каждому типу платежа может быть указана задолженность (отрицательное сальдо) или переплата (положительное сальдо), а также данные об отсроченных, приостановленных ко взысканию платежах и реструктуризированной задолженности. Эта информация отражается в графе 3.

Налогоплательщику нужно сверить представленные ФНС сведения со своими данными. Если они совпадают, достаточно подписать акт сверки на последнем листе раздела 1 и указать, что он согласован без разногласий. Готовый акт возвращается в налоговый орган.

Алгоритм получения акта сверки.

Акт сверки расчетов по налогам, в отличие от справок, в которых указываются данные только из карточек РСБ налоговиков, является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон.

Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@, электронный формат документа – Приказом ФНС РФ от 04.10.2010 № ММВ-7-6/476@. Порядок проведения справка сверка расчетов по налогам определен Регламентом и Временным порядком. А порядок передачи акта сверки в электронном виде по каналам ТКС – Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@.

Срок проведения сверки и оформления акта по ней при отсутствии расхождений между данными налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений – не более 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки налогоплательщикам по почте (п. 3.1.2 Регламента, п. 14 Временного порядка).

Как упоминалось ранее, инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик (учреждение), так и контролеры.

Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.

Акт сверки подписывается, чтобы выявить и устранить расхождения в расчетах между налогоплательщиком и инспекцией. Нормы Налогового кодекса не дают налоговикам права составить акт по собственной инициативе или отказаться от его подписания (см. Постановление АС МО от 14.03.2019 № Ф05-1914/2019 по делу № А41-45928/2018).

Если сверку инициирует налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме (поскольку форма его не установлена законодательно) лично или по почте (п. 3.4.1 Регламента).

Получив заявление, инспекция должна сформировать акт сверки расчетов по налогам на основе имеющихся у нее данных о начисленных и уплаченных налогах (пенях, штрафах) в течение 5 рабочих дней (п. 3.4.3 Регламента, п. 18 Временного порядка).

Дальнейшие действия налогоплательщика при сверке расчетов по налогам (не зависящие от того, кто именно инициировал проведение сверки) таковы.

По результатам сравнения данных из акта проверки, направленного налоговым органом, со сведениями, имеющимися у налогоплательщика, возможны два варианта развития событий.

  1. Расхождения в сведениях не выявлены. В этом случае акт сверки подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта будет находиться у налогоплательщика, другой – в налоговом органе (п. 3.4.5 Регламента).

  2. Выявлены расхождения в сведениях. В этом случае вначале устанавливаются причины расхождений. Они могут быть обусловлены рядом причин, например:

Сколько времени проводится сверка с ИФНС

Раньше сверка расчетов с ИФНС проводилась за 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. При наличии разногласий или нестыковок срок сверки увеличивался до 15-ти рабочих дней. Это правило отменено.

Первичный акт сверки расчетов ИФНС направляет налогоплательщику в течение 30 дней. Если он с чем-то не согласен, то направляет в ИФНС акт сверки с разногласиями. Ответ на этот акт будет получен от ИФНС также в течение 30 календарных дней с момента его поступления.

Новый порядок сверки расчетов не предусматривает каких-то особых моментов для крупнейших налогоплательщиков. Процедура проведения сверки — единая для всех категорий субъектов. Однако перестало действовать правило об обязательной ежеквартальной сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками.

При сверке расчетов хозяйствующий субъект может получить от ИФНС:

  1. Справку об исполнении обязанности по уплате налогов. Она может понадобиться для предоставления в сторонние компании, например, в банк для получения кредита, организаторам тендера или для участия в госзакупках. В данной справке указана информация, есть ли у налогоплательщика задолженность перед бюджетом — если да, то нужно смотреть сведения в справке о состоянии расчетов с бюджетом.
  2. Справку о состоянии расчетов с бюджетом. В ней содержится информация, по каким налогам, взносам, сборам, штрафам или пеням у налогоплательщика есть задолженность, а также в каком она размере.
  3. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Это итоговый документ по сверке расчетов, позволяющий налогоплательщику понять, есть или отсутствует у него задолженность перед бюджетом, не начислены ли штрафы и пени за неуплаченные вовремя платежи.
Читайте также:  Прямое возмещение убытков по ОСАГО: что такое ПВУ?

Можно выделить такие преимущества новой системы:

  • меньше ошибок при заполнении платежных поручений. Например, в налоговую каждый год поступает 30 млн неправильно заполненных платежек;
  • переплата автоматически идет на будущие платежи и для этого не надо писать дополнительные заявления, чтобы ее учесть;
  • перечислять деньги на ЕНС можно, когда удобно. Главное, чтобы к сроку уплаты на счете было достаточно денег, а в налоговой — отчетность или уведомление.

При этом есть неудобные моменты:

  • налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налоги, сборы и взносы и присылать в налоговую уведомление;
  • деньги списываются со счета пропорционально и повлиять на это нельзя. Например, если есть задолженность, с которой предприниматель не согласен, то налоговая все равно ее спишет в первую очередь;
  • если на счете недостаточно денег, инспекторы сами распределят их пропорционально всем обязательствам. В итоге задолженность может быть сразу по нескольким налогам, взносам и сборам.

Как заказать справку о состоянии расчетов

Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.

Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме из Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@. В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.

Запрос на бумаге можно представить в налоговую:

  • лично явившись в инспекцию – это может сделать сам руководитель фирмы или ИП, либо его представитель (при наличии доверенности); в этом случае лучше сделать 2 экземпляра запроса, на одном из которых сотрудник ИФНС поставит отметку о приеме;
  • отправив его по почте – запрос направляется ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Как проходит сверка расчетов с налоговой в 2023 году

Просто явиться в ФНС, потребовав моментальную выдачу акта, не получится. Здесь необходим целый комплекс действий. Поэтому процесс можно разделить на несколько этапов.

Подача заявления

Явившись в ФНС, необходимо оформить соответствующее заявление. Его суть заключается в прошении ответственного сотрудника провести сверку. Для составления заявления используется свободный стиль. Но здесь нужно указать ФИО заявителя, название компании, контактные данные. Перечисляются и платежи, подлежащие проверке.

Плательщик должен указать в заявлении даты, за которые хочет свериться. Заявителю разрешено выбирать, как именно ему хочется получить документ с результатами. Заявление можно подать лично, посетив инспектора, или воспользоваться почтовыми услугами.

Получение акта

Уполномоченный работник ФНС, получив данное заявление, не может его проигнорировать. Выполнение данной проверки можно назвать его непосредственной обязанностью. Для этой процедуры законом выделено пять дней. Этого времени вполне достаточно, чтобы проверить интересующие оплаты и подготовить акт с отображением всех сведений о проверке. Этот документ передается компании-заявителю.

Изучение акта сверки

Получив на руки данный документ, налогоплательщик или ответственный работник организации изучает сведения, указанные в нем. В компаниях этим обычно занимается главный бухгалтер. В его обязанности входит сверка информации, указанной в акте, и бухгалтерских сведений. Если в этих двух значениях нет разногласий, бухгалтерия передает акт руководителю организации, чтобы он поставил здесь свой автограф. Причем в необходимых местах ставятся отметки «без разногласий».

Однако бывают ситуации, когда выявляются какие-то разногласия. Это также отображается в акте. Если организация имеет задолженности, здесь все понятно, их необходимо погасить. Также рекомендуется уточнить по поводу оплаты штрафа. Но после сверки можно увидеть и переплату.

Если пришлось столкнуться с такой ситуацией, компания имеет право попросить засчитать переплаченную сумму в качестве уплаты того же налога. По сути, излишние деньги переводятся на оплату за следующий период. Также компания имеет право использовать эту сумму для оплаты каких-либо других налогов.

При желании переплату можно отправить банковским переводом обратно на счет фирмы.

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию». В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам. Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи. Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Читайте также:  График выплаты пенсий в 2023 году

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Читайте также:  Инструкция: составляем заявление об исправлении описки в решении суда

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией

При этом крайне важно указать, что документ подписан с разногласиями, оставив соответствующую подпись. После выявления всех расхождений и подписания акта руководством компании копии данного документа, заверенные подписью директора и печатью компании, направляются в ИФНС посредством личного визита или отправки письма. Подписанный без расхождений документ подкалывается инспектором в дело компании, на этом шаге процедуры будет считаться завершенной.

При получении документа, подписанного с разногласиями, сотрудник налоговой сверяет полученные данные и устраняет выявленные несоответствия. Важно! На устранение ошибок налоговой дается не более пяти дней, после чего инспектору предстоит сформировать и направить предприятию обновленный акт с приложением второго раздела.

После внесения соответствующих корректировок в базу инспектор должен сформировать новый акт сверки на актуальную дату, и в течение последующих трех дней передать два экземпляра документа налогоплательщику.

Расшифровка электронного акта сверки с налоговой:

  1. Первый раздел (краткая форма акта) предназначен для списка проведенных платежей в ФНС по состоянию на день сверки. Если плательщик не согласен с каким-либо пунктом, то напротив графы со спорным платежом он указывает свою сумму. Эта сумма проставляется в отведенном поле «Отметка о расхождении».
  2. Второй раздел (полная форма акта) заполняется после возврата налогоплательщиком акта с расхождениями по платежам. В нем информация по каждому платежу предоставлена более подробно. Указывается сальдо на начало периода, проведенные за период платежи, сальдо на конец рассматриваемого периода.

Как читать второй раздел акта сверки, и для чего предназначены поля:

  • Для заполнения полных данных по ИФСН и налогоплательщику.
  • Для указания пунктов расхождения.
  • Для записи итогов по сверке.
  • Для внесения объяснений по расхождению.

И первый, и второй разделы составляются по каждому виду налогов и КБК раздельно.

Данные параметры имеют значение для того, кто формируется проверочный документ.

  • Так, для того, кто издает акт сверки, обычно дебетовая (левая табличная) часть будет означать отгрузки.
  • Кредитовая сторона будет закрывать данные левой части оплатами от потребителя товаров, услуг. Соответственно, для другой организации, кредитовая часть «перевернется» в левую, а для встречающей опять же в правую. Соответственно, закрытие задолженности будет происходить отгрузками.

Что такое дебет, расскажет это видео:

Чтение акта сверки целесообразно начинать с самого начала. Если планируется беглая проверка, формируется аналогичный акт и проверяется свернутое.

Не помешает проверить остатки и в разрезе дебета и кредита. Свои данные, полученные от оппонента, будут в правой части акта. При наличии расхождений в дебетовой или кредитовой табличных частях, необходимо выверить каждую отгрузку (оплату).

Дебет и кредит в акте сверки

Удобство и скорость выполнения таких действий напрямую зависит от инструмента, которым пользуется бухгалтерия.

  • Если учет ведется вручную, для формирования дебетовой части используются сведения по принципу «нам должны».
  • Для кредита берутся данные по контрагенту.

При формировании акта сверки необходимо не только указать отгрузки и оплаты в разрезе дат, но и подвести итоги, а также указать общий остаток задолженности а конец выбранного отчетного периода.

Как правильно составить заявление

Утвержденной формы такого заявления нет, поэтому составляем его, используя традиционную структуру такой бумаги. Документ должен включать следующую информацию:

  • кому отправлено заявление: наименование УФНС;
  • от кого поступает заявление: наименование компании, реквизиты, юридический адрес, контактное лицо;
  • наименование документа;
  • ссылка на законодательство, просьба инициировать совместную сверку расчетов по налогам и сборам;
  • перечень налогов и сборов, по которым необходима сверка, их КБК и ОКТМО;
  • указание на то, что акт нужно передать контактному лицу (если это необходимо);
  • подпись руководителя компании, дата составления документа.

При личной передаче заявления в налоговую нужно иметь два экземпляра. Первый передают сотруднику ФНС, а на втором он ставит отметку о получении. Этот экземпляр должен храниться у налогоплательщика. Он будет подтверждением того, что его заявление было принято.

Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией

При этом крайне важно указать, что документ подписан с разногласиями, оставив соответствующую подпись. После выявления всех расхождений и подписания акта руководством компании копии данного документа, заверенные подписью директора и печатью компании, направляются в ИФНС посредством личного визита или отправки письма. Подписанный без расхождений документ подкалывается инспектором в дело компании, на этом шаге процедуры будет считаться завершенной.

При получении документа, подписанного с разногласиями, сотрудник налоговой сверяет полученные данные и устраняет выявленные несоответствия. Важно! На устранение ошибок налоговой дается не более пяти дней, после чего инспектору предстоит сформировать и направить предприятию обновленный акт с приложением второго раздела.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *