Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация в РФ и ее социально-экономические последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приватизация — это передача государственной собственности частным лицам, как физическим, так и юридическим, а также проведение на ее основе частных или смешанных реформ существующей собственности после того, как правительство реализует программы по трансформации социально-экономического характера.
Иными словами, это изменение основных отношений — отношений собственности, которые являются основой социально-экономической системы. В результате экономические отношения других видов отступают на задний план, и их изменение зависит от изменения имущественных отношений.
Приватизация — это особая система экономических отношений, которая возникает при смене формы собственности на средства производства: с государственной на частную. Приватизация влечет за собой взаимосвязанные приоритеты, отражающие совокупные интересы трудовых коллективов, власти и населения в целом в процессе масштабных изменений.
Процесс приватизации рассматривается как важнейший инструмент перехода от командной экономики к рыночной. При оценке приватизации внимание должно быть сосредоточено не на экономическом эффекте, достигаемом за счет изменения форм собственности, а на социальном эффекте, т.е. не только на эффекте приватизации на основе наиболее эффективной экономической системы, но и на ее влиянии на уровень жизни населения, на всех социальных проблемах.
Социально-экономический эффект от приватизации определяется подходом к изучению взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не в целом, а в частности. Например, внутри определенной страны.
Все реформы, которые проводились в Восточной Европе, были основаны на приватизации. Во многих странах наблюдались общие тенденции к росту и укреплению позиций частного сектора.
Целью приватизации во многих развитых странах является снижение влияния государства на экономические процессы и создание благоприятных условий для развития частного сектора. С другой стороны, приватизация является результатом недостаточного воздействия периодически проводимой в некоторых странах национализации.
Развивающиеся страны приходят к приватизации в сложных экономических условиях, они характеризуются, прежде всего, высоким внешним долгом и возможностью получения новых внешних займов, без которых такие страны не смогут полноценно функционировать и осуществлять развитие.
В большинстве случаев последствия приватизации являются негативными и влияют на благосостояние населения и социальную справедливость. Таким образом, результатом является несправедливое обогащение небольшой части общества и обнищание большинства населения. Однако если приватизация рассматривается с точки зрения длительного и очень сложного процесса изменений, который занимает длительный период времени, то, возможно, конечной целью является создание эффективной экономической системы.
Начало процесса приватизации в Россия официально заявлено в 1990 г.
Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 г, а также в 1992 г. от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.
Новый юридический статус приватизированных предприятий:
- АО – акционерные общества;
- ОАО – общества с ограниченной ответственностью.
Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.
- Создание на рынке России слоя эффективных собственников;
- Создание на российском рынке конкурентной среды.
Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:
- Распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
- Формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
- Продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.
Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:
- Фактическая – 25 рублей;
- Номинальная – 10 000 рублей.
Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 г. Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги. Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.
Доля частных компаний достигла 67% к 1995 г.
Запрещены к приватизации:
- Трубопроводы;
- Автомобильные дороги общего пользования;
- Шельф;
- Недра;
- Лесной фонд;
- Телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.
В 1996 г. произошел второй этап приватизации. Он проведён перед выборами президента 1996 г.
Обязательными к приватизации определены следующие сферы:
- Торговля: оптовая, а также розничная;
- Предприятия легкой промышленности;
- Сфера строительства;
- Предприятия пищевой промышленности;
- Общественного питания;
- И переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.
Основной целью приватизации является повышение эффективности существующей экономической системы.
Исторически известно, что системы, основанные на частной собственности, успешно и быстро развиваются, в отличие от систем, основой которых является государственная собственность. Именно поэтому страны с переходной экономикой особое внимание уделяют приватизации и придают ей первостепенное значение.
К непосредственным целям процесса приватизации относятся:
- Создание слоя небольших и средних собственников;
- Уменьшение доли имущества, которое находится в собственности государства и муниципалитетов;
- Осуществление перераспределения экономических основ власти.
При этом выделяют и другие цели, такие как:
- осуществление социальной справедливости;
- увеличение экономического эффекта от производства;
- преумножение государственного бюджета.
Проблемы проведения приватизации.
При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.
Первая проблема: кому передавать государственную собственность?
Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.
Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?
Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.
Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?
Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.
Результаты приватизации в России 1990-х.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января) | ||||
Годы | ||||
1995 | 1998 | 2000 | 2004 | |
Всего, тыс. | 1946 | 2727 | 3106 | 4150 |
в т. ч. по формам собственности, % | ||||
– государственная и муниципальная | 25,5 | 11,9 | 11,2 | 19,8 |
– частная | 62,5 | 73,9 | 74,4 | 78,0 |
– прочие | 12,0 | 14,2 | 14,4 | 12,2 |
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331. |
Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».
Приватизация в Европе
Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).
Приватизация в США
В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.
Приватизация в Японии
В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае
Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.
Приватизация в 20 веке
В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.
Приватизация в мире
В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.
Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.
В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.
Проведение приватизации в РФ и ее последствия
Приватизация в России начала осуществляться в России с начала 1990-х годов.
О начале правительство заявило официально в 1990 году. Процесс назывался «500 дней» и включал 20 законодательных проектов. Первый закон вышел 24 декабря 1990 года и назывался «О собственности в РСФСР». В законе перечислены объекты для продажи или передачи в собственность.
К объектам относятся:
- предприятия, цеха, участки;
- здания, оборудование;
- нематериальные активы предприятий в виде лицензий, патентов;
- доли, акции государства, коммерческих банков, совместных предприятий и пр.
Определен перечень имущества, которое:
- запрещалось приватизировать;
- приватизировалось в особом порядке,
- имело ограничение к приватизации;
- подлежало передаче в собственность в обязательном порядке.
Пример
Например, не подлежали продаже объекты муниципальной собственности — учреждения культуры, образования. Оставались в собственности государства стратегические оборонные предприятия, дороги общего пользования, леса, недра.
Правительство намеревалось провести передачу собственности в ускоренные сроки. Этому способствовали Указы Президента:
- «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 декабря 1991 года.
- «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 29 января 1992 года.
Выделяют два периода приватизации: ваучерный с 1992 по 1994 годы и денежный с 1994 по 1997 год.
Этапы проведения:
- Передача жилья. Квартиры, в которых жили граждане, стали собственностью. Их можно было покупать и продавать.
- Выпуск ваучеров (чеков), которыми можно было оплачивать выкупаемое имущество.
- Выкуп арендованного имущества мелкими собственниками (кафе, столовые, парикмахерские и пр.).
- Денежный этап: продажа предприятий и акций за деньги.
- Проведение залоговых аукционов: государство отдавало в залог под кредитные обязательства пакеты акций крупных предприятий без права возврата. Аукционы должны были наполнить бюджет страны. Предприятия получили новые названия: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Появилось понятие — частный предприниматель.
Правительство намеревалось реализовать следующие задачи:
- Оздоровить финансовое положение, пополнить бюджет страны.
- Сформировать слой частных собственников для развития рыночной экономики.
- Повысить эффективность предприятий, обеспечить финансовыми средствами.
- Создать конкурентную среду.
- Привлечь иностранных инвесторов.
- Обеспечить социальную защиту населения, поднять благосостояние народа.
- Перестроить структуру экономики.
В результате приватизации в стране произошла смена общественного строя. Итоги приватизации критикуются учеными-экономистами.
Минусы проведенной приватизации:
- Слишком короткие сроки, с 1992 по 1997 год. Это сильно отличалось от мирового опыта. Переходный период был сокращен. Процессы требовали более длительного времени. Ускоренные темпы привели к спаду производства.
- Продажа имущества шла по заниженным ценам. В результате большую часть собственности выкупили приближенные к государственному аппарату чиновники. В народе происходящие процессы стали называть «прихватизацией».
- Государство недополучило в результате миллиарды долларов. Доходы от приватизации ниже, чем в других странах, например, по сравнению с Китаем — в 10 раз.
- Капитал сосредоточился в руках небольшой группы акционеров. Не был сформирован средний бизнес, на котором стоит фундамент успешной экономики.
- Помимо предприятий приватизировали собственность совхозов, колхозов, земля. Все это было сделано негласно.
- Налаженное общенародное хозяйство распалось на отдельных собственников. Разрушилась система взаимоотношений в стране. Нарушились научно-технические и другие связи. Количество ученых в стране сократилось. Многие уехали на запад.
- Приватизированные предприятия, которые были убыточны, не получили государственной поддержки.
- Ваучеры, розданные населению, фактически не имели цены, хотя она была объявлена в 10000 руб. Глава Госкомимущества Анатолий Чубайс, руководивший передачей собственности, утверждал, что на ваучер можно было купить две машины «Волга». Реальная стоимость была низкой. Население не знало, что делать с ваучером. В результате их скупали спекулянты. Поэтому большинство граждан не участвовало в передаче собственности.
- В результате проведения залоговых аукционов крупные, дающие хорошую прибыль промышленные предприятия, были проданы в руки узкого круга лиц, названных позже «олигархами». Им выдавались денежные займы, кредиты, которые не были возвращены государству, т.е., они купили собственность на деньги государства.
- В обществе за счет расслоения населения повысилась социальная напряженность. В тяжелом положении оказались работники бюджетной сферы. Началась безработица. Снизилось доверие к власти.
Объекты приватизации и их классификация
Приватизация в России проводилась в отношении различного рода имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие этого, особый порядок приватизации.
Но термин «приватизация государственного имущества» традиционно использовался и используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных (муниципальных) предприятий, несмотря на то, что объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества (жилье, земельные участки и др.).
Закон о приватизации 2001 г. специально указывает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда и некоторых иных объектов.
Аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших законах о приватизации, поскольку приватизация указанных объектов имеет особую специфику и регулируется специальным законодательством.
Действующее законодательство о приватизации в качестве основного объекта приватизации определяет государственное и муниципальное имущество.
Изменения в направленности приватизации можно проследить даже по изменениям в названиях законов о приватизации (в 1991 г. — приватизация предприятий, в 1997 и 2001 гг. — приватизация имущества).
При этом под имуществом, подлежащим приватизации, понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий, находящиеся в государственной собственности акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Закон 1991 г. содержал обширный перечень объектов приватизации, для обозначения которых, как уже отмечено, использовались неюридические понятия и термины.
К объектам приватизации относились: 1) предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий; 2) оборудование, здания, сооружения; 3) лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий; 4) активы ликвидированных предприятий; 5) доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов, приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Законы 1997 и 2001 гг. отказались от подобного перечисления объектов приватизации, употребив в качестве объекта приватизации понятие государственного и муниципального имущества.
При этом под имуществом понимаются предприятия как имущественные комплексы, а также принадлежащие государству, муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов.
Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации.
Фактически приведенная классификация аналогична существующей в гражданском праве классификации вещей на разрешенные к обороту (оборотоспособные), ограниченно оборотоспособные и изъятые из оборота (ст.129 ГК).
Наиболее полно подобная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 г. (разд.2) и Законе 1997 г. (п.3 ст.4).
Закон 2001 г. предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации.
При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке.
Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).
Национализация и приватизация
Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.
Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.
Понятие и функции приватизации
О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.
Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.
Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.
Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.
Приватизация, ее формы, цели и признаки, зафиксированы в нормативных правовых актах.
Передача государственных и муниципальных объектов в частную собственность позволяет стимулировать экономику страны, так как оборот земельных участков и объектов капитального строительства является основой любых экономических отношений.
Для граждан приобретение жилья на безвозмездной основе позволяет существенно повысить уровень благосостояния, так как недвижимость характеризуется высокой стоимостью и постоянно растет в цене.
При этом, получение права собственности предоставляет практически не ограниченную возможность распоряжаться недвижимостью по собственному усмотрению владельца.
Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.
Некоторые плюсы приватизации:
- Бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
- Бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
- Создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
- Экономическое пространство для формирования конкуренции.
Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 г. Принят закон Государственной Думой в 2001 г. 30 ноября.
Закон 2006 г. федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.
Основные методы приватизации
Существует два основных метода, посредством которых проводятся приватизационные действия:
- На возмездной основе (процесс выкупа имущества за установленную стоимость);
- Безвозмездная (бесплатная передача).
Бесплатная передача проводится в виде процесса передачи коллективу (работникам предприятия) имущества в право собственности, или же в виде предоставления приватизационных чеков гражданам страны.
Возмездная приватизация предполагает полноценный процесс смены собственника. При этом в обязательном порядке происходит антинфляция, так как бюджет наполняется средствами, полученными от таких сделок. Но, существует вероятность, что проведение всех действий может затянуться на весьма значительное количество времени, так как у населения может просто не быть необходимой суммы средств для выкупа, кроме того, существуют схемы, когда имущество попадает в руки структур криминального формата.
Приватизация безвозмездного типа предполагает под собой простой и достаточно быстрый процесс распределения государственного имущества. Посредством таких действий количество собственников увеличивается. В тоже время существует и весьма существенный недостаток: безвозмездная передача не порождает у работников чувства собственности, они продолжают считать себя наемными работниками на приватизированных ими же предприятиях.
Частная классификация методов приватизации:
- Продажа открытого типа;
- Приобретение имущества работниками;
- Приватизация массового характера посредством чеков;
- Реституция – процесс возвращения имущества владельцам законного порядка или же их наследникам.
- Процесс реализации имущества гражданского типа при помощи различных аукционов и конкурсов существует в Европе довольно давно. В нашей же стране процедура приватизации стала активной во второй половине 1990 годов, в начале 90-х преобладал метод выкупа предприятий менеджерами и работниками.
На ранних этапах экономических реформ в Чехии, Словакии и России использовался метод приватизации на основании ваучеров (такой метод действовал и в других странах СНГ). Процессы реституции чаще использовались в странах Балтики и в Европе.
Самые крупные предприятия приватизировались посредством передачи коллективам части акций, основная же часть акций скупалась частными лицами.
Реферат: Приватизация, её сущность и цели
В странах, где преобладает государственная собственность, нет прямой заинтересованности в рациональном использовании ресурсов и приумножении капитала. Они уступают частному капиталу в конкурентной борьбе. Системы, основанные на частной собственности, развиваются быстрее и эффективнее.
Приватизация является инструментом проведения экономической реформы. Командная экономика меняется на рыночную. В конечном итоге создается эффективная экономическая система. Происходит сокращение государственной собственности и осуществляется переход экономики от планово-административной к рыночной. Объектами приватизации бывают:
- земля;
- промышленные и сельскохозяйственные предприятия;
- жилье.
Критерии оценки положительного итога:
- повышение эффективности экономики;
- увеличение доходов государства;
- здоровая конкуренция;
- снижение контроля государства за производством;
- модернизация предприятий;
- регулирование экономики с помощью экономических методов.
Возможные минусы:
- классовое расслоение общества на богатых и бедных;
- богатство сосредотачивается в руках «олигархов», количество которых не превышает 1% от общества в целом;
- появление безработицы.
Цель приватизации — повышение эффективности существующей экономической системы.
Задачи:
- передача основной доли имущества в частный сектор;
- уменьшение доли государственного и муниципального имущества;
- децентрализация управленческих структур;
- создание малых и средних собственников;
- предоставление гражданам возможности создать свой бизнес;
- увеличение экономического эффекта от производства;
- увеличение налоговых отчислений;
- рост государственного бюджета.
Формы и способы определяет государство. Для этого создаются специальные структуры, например, комитет по управлению имуществом. Принимаются решения о том, какие способы необходимо выбрать в зависимости от состояния экономики в стране, политических и социальных факторов.
Формы:
- прямая продажа предприятий в частные руки;
- выкуп акций предприятий менеджерами;
- продажа акций служащим и рабочим предприятия;
- продажа акций населению.
Конкурсные торги и аукционы при прямой продаже позволяют стать владельцем предприятия юридическому или физическому лицу. Этот способ выгоден для государства, т.к. дает хорошую прибыль. Но он доступен очень ограниченной части населения.
Выкуп акций может происходить как за наличные, так и с помощью кредитов банка, страховых фондов. При этом способе новые собственники фактически берут кредит под залог имущества выкупаемого предприятия. Расплачиваются доходами от приобретенной собственности.
Покупка акций работникам предприятия — это эффективное средство повышения заинтересованности работника в результатах своего труда. Преимущество продажи акций населению состоит в открытости и доступности, т.к. цена одной акции доступна населению.
Мировой опыт имеет более 20 способов передачи государственной собственности.
Основные способы приватизации:
- продажа государственных объектов через аукционы или по конкурсу;
- аренда на определенный период с последующим выкупом;
- выкуп собственности на льготных условиях;
- акционирование;
- создание финансово-промышленных групп с правом самостоятельного хозяйствования;
- безвозмездная передача имущества.
Крупные предприятия не всегда переходят в частную собственность полностью. Иногда выкупается только часть. В результате государство и частный бизнес совместно управляют предприятием.
Аренда чаще используется для убыточных предприятий, где арендатор без участия собственника нанимает свой персонал, контролирует процесс, вкладывает средства и в конечном итоге делает его рентабельным.
Безвозмездная передача имущества может осуществляться в виде передачи жилья в собственность, как это было сделано в России в 1992 году.
В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются.
Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную.
В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, который ведет к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.
При определении стратегии приватизации необходимо решать три основные проблемы.
Первая проблема: кому передавать государственную собственность?
Новыми собственниками могут быть, в принципе, любые лица, способные выкупить госсобственность (в том числе и иностранные граждане). Однако чаще государство оказывает предпочтение определенным социальным группам (например, трудовому коллективу или директорскому корпусу приватизируемого предприятия). В некоторых постсоциалистических странах (в Восточной Германии, в Прибалтике) собственность возвращалась наследникам тех лиц, у которых она некогда была отобрана. Поскольку государственная собственность при социализме юридически считалась общенародной, то правомерной может быть и точка зрения, что собственность государства должна быть передана всем гражданам страны. Следует, однако, учитывать, что не всякий юридически законный претендент на экс-государственную собственность сможет ее эффективно использовать.
Вторая проблема: на каких условиях передавать государственную собственность?
Приватизируемая собственность может продаваться новым собственникам по восстановительной стоимости, по рыночной (аукционной) или по льготной цене. Наконец, возможна и бесплатная раздача госсобственности. Если новыми собственниками становятся не отдельные граждане, а многочисленные группы, то передача титулов собственности осуществляется частями, через продажу акций. Для пополнения госбюджета лучше, конечно, проводить продажу по рыночной цене, но по социальным соображениям потенциальным покупателям часто предлагают приобрести госсобственность по льготным ценам.
Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?
Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.
Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.
Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.
Таблица 2. РАСПРОДАЖА НАИБОЛЕЕ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1980-х | |||
Приватизированные фирмы | Дата продажи | Способ продажи | Чистый доход бюджета от продажи, млн. ф.ст. |
«Бритиш телеком» | Ноябрь 1984. | Фиксированная цена, продано 50,2% акций | 3,693 |
«Кэйбл энд Уайрлес» | Октябрь 1981 | Фиксированная цена, продано 49,4% акций | 182 |
Декабрь 1983 | Цена по договоренности, продано 22,3% акций | 263 | |
Декабрь 1985 | Фиксированная цена, продано 22,7% акций | 580 | |
«Бритиш газ» | Декабрь 1986 | Фиксированная цена, продано 100% акций | 7,750 |
«Бритиш петролеум» | Октябрь 1987 | Рыночная цена, продано 100% акций | 7,200 |
Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.
В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.
Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.