Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чернобыль индексация 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Размер ЕДВ с 1 февраля 2023 года — таблица
Величина ежемесячной выплаты от Пенсионного фонда определяется с учетом двух критериев:
- Категории федеральных льготников;
- А также решения получателя ЕДВ по формату предоставления набора соц. услуг, включающего обеспечение лекарствами, путевкой в санаторий и право бесплатного проезда.
Если отказаться от получения соцпакета, ЕДВ будет выплачиваться в полном размере. Если же частично или полностью пользоваться льготами, тогда из выплаты будет удерживаться определенный денежный эквивалент. То есть сумма будет меньше.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2023 году для основных категорий льготников, представлены ниже в таблице. Причем величина выплат с 1 февраля 2023 г. указана с учетом запланированной индексации на 12,4%.
Категория получателей пособия | Размер ЕДВ в 2023 году | ||
---|---|---|---|
с 1 по 31 января 2023 г. | с 1 февраля 2023 г. (с повышением на 12,4%) | ||
Инвалиды | 1 группы | 4430,70 | 4980,11 |
2 группы | 3164,22 | 3556,58 | |
3 группы | 2533,00 | 2847,09 | |
дети | 3164,22 | 3556,58 | |
участники войны | 6328,41 | 7113,13 | |
Инвалиды в результате аварии на ЧАЭС (чернобыльцы) | 3164,22 | 3556,58 | |
Родственники умерших (погибших) ветеранов, инвалидов войны | 1899,73 | 2135,30 | |
Ветераны боевых действий | 3481,85 | 3913,60 | |
Участники ВОВ | 4746,29 | 5334,83 | |
Герои РФ, СССР, полные кавалеры ордена Славы | 74616,99 | 83869,50 |
Примечание: в таблице указаны максимальные размеры ЕДВ, выплачиваемые при полном отказе от соцпакета. При сохранении права на льготы НСУ суммы будут меньше указанных.
Повышение ЕДВ с 1 февраля 2022 года: смотрите таблицы с новыми суммами
Получателям ЕДВ могут предоставляться социальные услуги. При этом размер ЕДВ уменьшается на их стоимость. Условно, НСУ можно разделить на 3 составляющие: на лекарства, на проект и на лечение в санатории. Приводим таблицу со стоимостью набора НСУ до и после индексации с 1 февраля 2022 года, чтобы можно было понять размер прибавки.
Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.
Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Если ввиду взрыва на АЭС гражданин потерял трудоспособность, он может получать пенсию по инвалидности в размере 18130,84 р, назначается до снятия инвалидности или бессрочно.
При подготовке проекта бюджета ПФР были предусмотрены денежные средства, необходимые для индексации ЕДВ с 1 февраля 2022 года на 5,8%. Именно такой уровень инфляции прогнозировало Минэкономразвития во время разработки законопроекта. Однако уже сейчас очевидно, что фактически инфляция будет гораздо выше.
Кого ждут «сверхвыплаты» в 2022 году
Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
участники и инвалиды ВОВ;
ветераны боевых действий;
инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.
После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:
Пенсионное обеспечение чернобыльцев
Люди, пострадавшие от радиации при взрыве атомной электростанции на Чернобыле и при содействии ликвидации последствий аварии, относятся к льготной категории граждан. В связи с этим им полагаются различные пособия и льготы. Давайте выясним, какие можно оформить компенсации Чернобыльцам за вред, причиненный их здоровью.
Указанные в таблице размеры выплат увеличиваются на районный коэффициент, установленный в районе проживания получателя. Кроме того, если назначенная величина пенсии меньше прожиточного минимума пенсионера (ПМП), то будет назначена социальная доплата до ПМП. С подробной таблицей с указанием размеров ПМП по регионам можно ознакомиться в статье по ссылке.
Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.
- С января на 6,3% была увеличена страховая пенсия для неработающих пенсионеров.
- С февраля происходит повышение ЕДВ и НСУ.
- Следующим этапом станет индексация социальных пенсий. Она произойдет с апреля. Ожидается, что рост составит 2,6%.
- А в августе пройдет традиционный перерасчет пенсий у пенсионеров, которые работали в 2020 году. Максимальная прибавка будет равна денежному эквиваленту 3-х пенсионных баллов, то есть не больше 296,58 руб.
Более того, Владимир Назаров, являющийся директором НИФИ Минфина заявил, что, возможно, за счет повышения в среднем по стране пенсионного возраста ежегодная индексация пенсий ликвидаторам ЧАЭС, а также проживающему в прилегающих района населению, увеличится вдвое.
- Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
- с 26 апреля 1986 года — 135,73 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 67,88 руб.
p, blockquote 15,0,0,0,0 —>
- Обеспечение лекарствами (на оплату услуги 863,75 р.).
- Санаторно-курортное лечение (на оплату услуги 133,62 р.).
- Поездки на пригородном железнодорожном транспорте, проезд на междугородном транспорте на лечение (на оплату услуги 124,05 р.).
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
- дополнительный отпуск не более 14 дней, который можно оформить в социальной службе;
- снижение стоимости коммунальных услуг на 50% для тех, кто потерял здоровье и не может полноценно работать;
- пострадавшие получают преимущество при получении медицинской помощи, при трудоустройстве.
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
- Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- с 26 апреля 1986 года — 678,58 руб.
- со 2 декабря 1995 года — 169,64 руб.
Гражданам РФ присваивают статус «чернобылец» в зависимости от самого факта проживания в определенной чернобыльской зоне и иных важных факторов. В ст. 7 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. установлены 4 категории подобного места:
- Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
- Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
- Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
- Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.
Минимальную пенсию некоторым украинцам повысили до 6000 грн: решение Кабмина
-
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии
-
Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?
-
Перерасчет пенсии в Украине
-
Негосударственное пенсионное страхование
-
Условия выхода на льготную пенсию
-
Пенсии в связи с потерей кормильца
-
Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?
-
Пенсионная реформа в Украине
-
Гарантии и льготы для инвалидов
-
Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты
-
Пенсионный стаж
-
Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии
-
Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий
-
Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки
НВ Премиум это:
- Доступ к закрытым материалам сайта
- Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
- Отключение коммерческой рекламы
- Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей
Законопроект предусматривает механизм вычисления зарплат за чернобыльский период при выходе на пенсию. Для вычисления зарплаты нужно учитывать, сколько времени человек проработал на территории радиоактивного загрязнения:
-
меньше 12 месяцев работы – зарплата за эти месяцы делится на число отработанных месяцев;
-
не меньше 30 календарных дней в двух месяцах – зарплата определяется за любые фактически отработанные 30 календарных дней работы;
-
меньше одного месяца – заработная плата определяется за один календарный месяц с добавлением к заработной плате на основной работе.
Кроме того, законопроект регулирует обеспечение права на получение пенсии, исчисленной из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, для:
-
всех участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с катастрофой;
-
лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации других ядерных аварий и их последствий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия и вследствие этого стали лицами с инвалидностью.
Еще одно нововведение – дополнительная пенсия, которую получают чернобыльцы за вред для здоровья, а также ежемесячная компенсация семье за кормильца, умершего вследствие Чернобыльской катастрофы, будет выплачиваться полностью.
Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия.
Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов.
Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:
- ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
- 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
- бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
- обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
- выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
- дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
- поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
- бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
- бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
- выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
- доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
- предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
- выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
- выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
- выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии ��а ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:
- ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
- бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
- ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
- бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.
Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:
- поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
- бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
- 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.
Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:
- документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
- документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
- если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.
Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.
Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:
- заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
- удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
- справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);
В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о рождении детей;
- свидетельство о браке.
Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).
Получите совет юриста за 15 минут!
К слову, в Постановлении «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» №1210 от 23 ноября 2011 года остались прежние цифры по минимальной пенсии для ликвидаторов с инвалидностью: 285%, 255% и 225% соответственно. Зато в это постановление, регулирующее пенсионное обеспечение чернобыльцев, с 1 июля 2019 года внесено другое важное изменение. Теперь норма о том, что пенсия для лиц с инвалидностью из числа ликвидаторов с учетом пятикратного размера минимальной зарплаты может назначаться не только на тех, кто проходил срочную службу во время Чернобыльской катастрофы, но и на военнообязанных, которые были призваны на военные сборы с целью отправки на ликвидацию последствия аварии на атомной электростанции (пункт 9-1 данного постановления). Это изменение тоже внесено на основании постановления Кабинета Министров №543 от 26 июня 2019 года.
То есть вам и вашим коллегам необходимо, во-первых, в местном управлении труда и социальной защиты уточнить имеющийся статус, а также – какие льготы на вас распространяются (согласно Закону «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» или Закону «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»). Во-вторых, в Пенсионном фонде следует поинтересоваться о праве на пересчет пенсии и целесообразности такого пересчета с учетом обновленного пункта 9-1 постановления Кабинета Министров №1210 от 23 ноября 2011 года.
Автор — Сергей Коробкин, независимый консультант
Фото: polymia.by
- Наличный рынок
- НБУ
1 USD | 1 EUR | 1 RUB | |
---|---|---|---|
Купить | |||
Продать | |||
С 1 июля нынешнего года в Украине планировалось увеличить пенсии ликвидаторам и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы. Однако депутаты, которые должны были принять соответствующий закон, нашли для себя более насущные занятия и отложили рассмотрение проекта, поданного правительством, на последний момент. Как результат, окончательное голосование состоялось лишь 29 июня.
Понятно, что хоть президент и подписал документ в тот же день, ввести его в действие вовремя уже не было никакой возможности. Поэтому новый порядок расчета чернобыльских пенсий будет введен только с 1 января следующего года.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Как оформить статус чернобыльца?
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС позволила решить ряд важнейших задач. Государством предприняты значительные меры по решению радиационно-экологических, медицинских, социально-экономических и других проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Основным инструментом для реализации государственной политики в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы являются государственные программы.
После распада Советского Союза Республика Беларусь вынуждена была самостоятельно решать весь комплекс чернобыльских проблем. 28 июля 1992 года была одобрена Государственная программа по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 годы и на период до 2000 года. Последовательно были приняты и одобрены программы по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на ЧАЭС на следующие периоды: 1996-2000 годы, 2001-2005 годы и на период до 2010 года, на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, на 2016-2020 годы.
Каждая из программ содержит ряд мероприятий для комплексного решения проблем в различных сферах. Программы непрерывно следуют одна за другой, благодаря чему мероприятия осуществляются на постоянной основе. Каждая последующая программа формируется с учетом изменений в постчернобыльской ситуации. Все мероприятия направлены на создание условий жизни, позволяющих минимизировать влияние негативных последствий радиоактивного загрязнения, и при этом несут в себе функции социальной защиты населения, оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 36 лет в Беларуси реализовывался ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства. Выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами Беларуси и России. На данный момент выполнены уже четыре союзные чернобыльские программы, выполняется пятая.
Какие дозы облучения смертельны
• Существующий повсеместно естественный радиационный фон, а также некоторые медицинские процедуры приводят к тому, что каждый человек ежегодно получает в среднем эквивалентную дозу облучения от 2 до 5 миллизивертов.
• Для людей, профессионально связанных с радиоактивными материалами, годовая эквивалентная доза не должна превышать 20 миллизивертов.
• Летальной считается доза в 8 зивертов, а доза половинной выживаемости, при которой погибает половина облученной группы людей, составляет 4-5 зивертов.
• На Чернобыльской АЭС около тысячи людей, находившихся рядом с реактором в момент катастрофы, получили дозы от 2 до 20 зивертов, что в ряде случаев оказалось смертельным.
• У ликвидаторов средняя доза составила около 120 миллизивертов.
Льготы чернобыльцам и их родственникам в 2022-2022 году
- Область отчуждения. Эта область пострадала от загрязнений сильнее всего. Она находится в непосредственной близости от взорвавшегося 4 энергоблока. Проживать там категорически запрещено.
- Зона безусловного отселения. Жители этой территории выехали из зоны отселения, но когда со временем зона очистится от загрязнений – они туда смогут возвратиться. Пока они располагают полным правом на льготы, о которых говорится в законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
- Зона добровольного отселения. Данная территория загрязнена, но не настолько, чтобы с нее принудительно выселяли жителей. Добровольно выехавшим с этой территории людям полагаются льготы.
- Зона повышенного радиологического контроля. На этой территории уровень радиации соответствует норме, но ее жители все равно имеют право на поддержку со стороны государства.
- Документы, подтверждающие личность обратившегося человека (паспорт, Свидетельство, доказывающее факт рождения).
- Любая бумага, являющаяся удостоверением факта проживания либо участия в ликвидации ЧАЭС. Подавать можно военные билеты, архивные выписки, домовые книги.
- Документ, подтверждающий факт иждивения ребенка (это касается не только случаев инвалидности).
- Справка, которая сможет доказать, что человек пострадал от взрыва на ЧАЭС.
- Ребенок должен числиться в детской либо взрослой (в зависимости от возраста) поликлинике.
- получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
- получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
- ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
- трудящиеся в зоне отчуждения;
- эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
- живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
- покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
- являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
- пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС позволила решить ряд важнейших задач. Государством предприняты значительные меры по решению радиационно-экологических, медицинских, социально-экономических и других проблем, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Основным инструментом для реализации государственной политики в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы являются государственные программы.
После распада Советского Союза Республика Беларусь вынуждена была самостоятельно решать весь комплекс чернобыльских проблем. 28 июля 1992 года была одобрена Государственная программа по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1993-1995 годы и на период до 2000 года. Последовательно были приняты и одобрены программы по преодолению в Республике Беларусь последствий катастрофы на ЧАЭС на следующие периоды: 1996-2000 годы, 2001-2005 годы и на период до 2010 года, на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, на 2016-2020 годы.
Каждая из программ содержит ряд мероприятий для комплексного решения проблем в различных сферах. Программы непрерывно следуют одна за другой, благодаря чему мероприятия осуществляются на постоянной основе. Каждая последующая программа формируется с учетом изменений в постчернобыльской ситуации. Все мероприятия направлены на создание условий жизни, позволяющих минимизировать влияние негативных последствий радиоактивного загрязнения, и при этом несут в себе функции социальной защиты населения, оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 35 лет в Беларуси реализовывался ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства Беларуси и России. Выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами обеих стран. На данный момент выполнено уже четыре союзные чернобыльские программы, выполняется пятая.
Программы позволили осуществить значительные капитальные вложения в строительство и оснащение медицинских объектов. Были осуществлены пилотные проекты адресной реабилитации хозяйств на загрязненных радионуклидами территориях. В рамках этих программ шло становление, развитие и практическая отработка новых подходов ведения информационной работы по чернобыльской тематике, создан Российско-белорусский информационный центр (РБИЦ) с отделениями в Москве и Минске.
Сегодня выполняются мероприятия программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период с 2019 по 2022 год. Программа нацелена на создание условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях государств — участников Союзного государства, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы. Источник финансирования мероприятий программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России — бюджет Союзного государства.
Кому предназначаются льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС
Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:
Получатели льгот | Комментарий |
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». | Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений. |
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года | Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений. |
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год | Включая призванных на военные сборы |
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения | В период с 1986 по 1987 год |
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения | Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации). |
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей | В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица. |
Атомная электростанция имени В. И. Ленина. Особенности конструкции реактора
Станция, получившая столь печальную мировую известность, расположена на берегу речки Припяти в Северной Украине. От соседней Белоруссии ее отделяет всего 11 км. Западнее санитарно-защитной зоны сооружения стоит небольшой городок с одноименным названием. До районного центра – города Чернобыля – всего 18 км. До столицы – 110 км.
Мощнейшее энергетическое предприятие вырабатывало десятую часть всей электроэнергии Украины. Использовались реакторные агрегаты канальной модификации, имеющие мощность в 1000 электрических МВт и 3200 тепловых МВт каждый. Функционировало 4 энергоблока. Колоссальный запас мощности и энергии таило в себе это атомное существо.
4-й блок был кипящим реактором. Его особенность заключалась в использовании радиоактивного урана. Он необходим для охлаждения воды, приводящей в движение турбины, и предотвращения ее быстрого испарения. Здесь расположены два турбинных генератора, каждый мощностью в 500 электрических МВт.
На этом энергоблоке было установлено два вида защиты: система физического контроля распределения энерговыделения (СФКРЭ) и система управления защитой (СУЗ). Обе были оснащены десятками чувствительных датчиков. Никому бы в голову не могло прийти, что при таком усиленном контроле за деятельностью всех узлов и механизмов случится страшное.
Раздел II. РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ, ПОДВЕРГШЕЙСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Статья 6. Зоны радиоактивного загрязнения
Действие настоящего Закона распространяется на территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшиеся загрязнению окружающей среды радиоактивными веществами вследствие чернобыльской катастрофы, которые подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с проведением защитных мероприятий, направленных на снижение облучения населения, и правом граждан на получение компенсаций при их добровольном отселении из этой зоны (в дальнейшем именуется — зона проживания с правом на отселение);
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы указанных зон устанавливаются и, в зависимости от радиационной обстановки, а также с учетом других факторов, пересматриваются не реже чем один раз в три года Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР по согласованию с органами, уполномоченными Правительством СССР.
Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливается настоящим Законом и законодательством РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР.
Статья 7. Зона отчуждения
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до принятия настоящего Закона — зоной отселения) — территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 году население было эвакуировано.
В зоне отчуждения запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Виды хозяйственной деятельности и природопользования, порядок их осуществления устанавливаются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР.
Эксплуатацию Чернобыльской АЭС и связанную с ней хозяйственную деятельность, а также проведение работ по выводу энергоблоков этой станции из эксплуатации осуществляет орган, уполномоченный Правительством СССР, в сроки, согласованные между Правительствами СССР и Украинской ССР.
Статья 8. Зона отселения
Зона отселения — территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зоны отчуждения, на которых плотность загрязнения почв цезием-137 составляет выше 15 кюри/кв. км, или стронцием-90 — выше 3 кюри/кв. км, или плутонием-239, 240 — выше 0,1 кюри/кв. км. На территориях этой зоны, на которых плотность загрязнения почв цезием составляет выше 40 кюри/кв. км, или стронцием-90 — выше 3 кюри/кв. км, или плутонием-239, 240 — выше 0,1 кюри/кв. км, а также на территориях зоны с плотностью загрязнения почв цезием 15 — 40 кюри/кв. км, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской катастрофы может превысить 5 миллизивертов (0,5 бэр), население подлежит обязательному отселению. На остальных территориях зоны граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства или проживании на этих территориях, имеют право на получение компенсаций и льгот, установленных настоящим Законом.
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР могут относиться к указанной зоне отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений вследствие чернобыльской катастрофы может превысить 5 миллизивертов (0,5 бэр).
В зоне обеспечивается обязательный регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение его облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительствами РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР совместно с Правительством СССР.