Зарплаты, налоги и все больше забот: что изменится в Беларуси с 1 января?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплаты, налоги и все больше забот: что изменится в Беларуси с 1 января?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.

В следующем году возрастом выхода на пенсию будут 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Соответственно, пенсионного возраста достигнут женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения.

Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси на протяжении 2017–2021 гг. постепенно повышался (ежегодно на 6 месяцев), отталкиваясь от установленных на момент начала реформы пенсионных пределов в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при условии наличия общего стажа работы у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет.

Трудовым законодательством пре­дусмотрены некоторые гарантии для работников предпенсионного возраста. Это сотрудники, которым до пенсии осталось 2 года, т.е. женщины в возрасте 56 лет и мужчины в возрасте 61 года.

Например, исходя из ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить контракт либо заключить новый с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, – не менее чем до достижения указанного возраста.

Школьное питание 2023

Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.

Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.

Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.

Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.

Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.

Зарплатная арифметика

С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.

В поисках справедливости

— Нынешняя система начислений пенсий не всегда работает справедливо, — заявил М.Орда.

Он привел в пример двух рабочих одного из заводов: один все время учится, повышает квалификацию, разряд, работает от темна до темна. Второй трудится не напрягаясь и не хочет повышать образование.

— Разница в пенсии у них составит 100–150 рублей, хотя заработная плата у первого выше, пенсионные отчисления и, соответственно, накопления различаются в несколько раз, — приводит пример глава ФПБ.

Еще один пример: достигнув пенсионного возраста, человек продолжает работать, соответственно, отчисляет и накапливает пенсионные взносы. Но при этом пенсию ему не пересчитывают.

— К нам обращаются люди и говорят, что это несправедливо. Мы уже направили в правительство свои предложения по совершенствованию пенсионной системы и считаем, что эту тему нужно детально обсудить, выслушать мнение людей и принимать решения по установлению более справедливых подходов, — считает М.Орда.

Несколько видов белорусских пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Белорусы с 2022 г. будут уходить на пенсию позже. Изменится и страховой стаж

К данной категории относятся пенсии:

  1. По возрасту. В 2018 году на ее получение имеют право мужчины и женщины, достигшие возраста соответственно 61 и 56 лет. Сейчас в стране проходит пенсионная реформа, стартовавшая с 1 января 2017 года. Она предусматривает постепенное повышение возраста, который к 2023 году составит для мужского населения – 63 года, для женского – 58 лет. Также требуется наличие минимального страхового стажа, он в 2018 году составляет 16 лет, а в 2022 году достигнет 20 лет.
  2. По инвалидности. Они назначаются гражданам, получившим увечья или профзаболевания в результате осуществления трудовой деятельности. Основанием для начисления является соответствующее заключение медицинской комиссии.
  3. Лицам, утратившим кормильца. Их получателями являются нетрудоспособные граждане – члены семьи скончавшегося кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом дети получают пенсионное обеспечение независимо от того, являлись ли они иждивенцами умершего.
  4. Полагающиеся за определенную выслугу лет. Право на их получение имеют лица, которые занимаются деятельностью, приводящей к утрате работоспособности до достижения общепринятого пенсионного возраста.
Читайте также:  Если ребенок рожден вне брака какая у него будет фамилия

Также к категории трудовых относятся пенсии за отдельные заслуги перед страной. Их получателями являются Герои Беларуси, СССР, Социалистического труда, кавалеры орденов и других государственных наград, обладатели почетных званий (Народный, Заслуженный), а также иные категории граждан, перечень которых утвержден законодательством.

Назначаются лицам, неспособным зарабатывать на жизнь, а также не имеющим право на получение трудовой пенсии. К ним относятся:

  • граждане, не имеющие минимального страхового стажа и достигшие 65 лет (мужское население) и 60 лет (женщины);
  • инвалиды;
  • дети, которые остались без кормильца;
  • дети-инвалиды.

Основанием для назначения пенсионного обеспечения по инвалидности является заключение медкомиссии. Размер социальной пенсии:

Социальная пенсия Размер
инвалидам I группы (в тч. инвалидам с детства) 110% БПМ
инвалидам с детства II группы 95% БПМ
инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) 85% БПМ
инвалидам III группы (в тч. инвалидам с детства) 75% БПМ
Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья
первой 80% БПМ
второй 85% БПМ
третьей 95% БПМ
четвертой 110% БПМ

Что будет, если медлить и дальше?

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

«У населения нет представления о том, что может происходить в дальнейшем». Что сами белорусы думают о пенсионной реформе

Глеб Шиманович, экономист Исследовательского центра ИПМ, тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и её возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провёл соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остаётся надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить её к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, ещё четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребёнком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать её инструменты.

Ещё один вывод из проведённого исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Читайте также:  Как вернуть смартфон в магазин

Как индексируют пенсию россиянам, живущим в Беларуси

Российским гражданам, проживающим в Беларуси, будут индексироваться в соответствии с законами о порядке выплат принятыми в 2016.

Если россиянин пенсионного возраста официально трудоустроен, размер его выплат индексироваться с учетом инфляции по России не будет.

При прекращении работы пенсионные начисления будут пересчитаны с учетом всех повышений с 2016, гражданин России получит повышенную выплату со всеми надбавками в течение 3-х последующих после увольнения месяцев. 3 месяца – период времени для проведения всех необходимых расчетов. Если повышенная пенсия не перечислена, значит документы об увольнения не были получены ПФР.

Жизнь пенсионеров в далеко не сахар, как и в России. К сожалению ее размеры оставляют желать лучшего. Как хочется, чтобы люди не работали после выхода на заработанный отдых, а наслаждались спокойной жизнью на достойные выплаты.

Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2021 году

При обращении к нотариусу пенсионеры не уплачивают государственную пошлину за составление заявления на получение пенсий и пособий. Это можно сделать бесплатно, так как уплата производится стороной нотариальной конторы. Также возможно полное или частичное освобождение от уплаты пошлины при обращении в судебные инстанции. Данное решение выносится Советом депутатов.

Кроме того, пенсионеры получают скидку в 50% на оплату некоторых услуг. К ним относятся:

  • Получение свидетельства о праве собственности на долю в любом недвижимом имуществе, совместно нажитом в период брака
  • Удостоверение завещания, доверенностей
  • Заверение копий документов и их перевода

В поддержку пенсионеров-долгожителей, достигших определённого возраста, осуществляются доплаты и надбавки. Их размер рассчитывается на основании минимальной заработной платы, которая зависит от бюджета прожиточного минимума. Если растёт БПМ, растёт и минимальная пенсия, а, соответственно, надбавки к ним.

В зависимости от возраста, пенсионеры получают следующие доплаты:

  • 75-80 лет – 75% от минимальной зарплаты
  • 80 лет и старше – 100% от минимальной зарплаты

Однако доплата к пенсионному пособию положена только тем гражданам, которые вышли на пенсию и не работают.

Надбавка на уход – ещё одна льгота, какая положена пенсионеру после 80 лет. Она составляет 50% от минимального размера заработной платы.

Чтобы получить ту или иную льготу, гражданину необходимо предъявить пенсионное удостоверение, а также соответствующие документы. То есть, если пенсионер хочет получить льготу по оплате коммунальных услуг, ему следует обратиться в компанию, предоставляющие эти услуги, и, помимо удостоверения, предоставить справку о том, что вместе с ним не проживают трудоспособные лица.

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 65-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2021 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Льготы Лицам Предпенсионного Возраста В Рб В 2021 Году

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Новые Льготы Пенсионерам В Беларуси

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

Повышение пенсионного возраста

Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.

Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.

Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.

Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.

Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.

Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *