Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально-важные качества психолога-консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Профессиональные качества
Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.
Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.
Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.
Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.
Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.
Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.
Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.
Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.
Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.
Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.
Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.
При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.
Профессиональные качества психолога
Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.
Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
- открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
- самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
- конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
- интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
- умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
- стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
- рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
- понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
- коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Агрессивное и импульсивное поведение,
- замкнутость,
- капризы и истерики,
- вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
- робость и застенчивость,
- повышенная тревожность,
- обидчивость,
- упрямство,
- страхи,
- школьная неуспеваемость,
- невнимательность,
- трудности в пересказе текста,
- неусидчивость,
- плохая работа в классе при отличной работе дома,
- сложности адаптации к садику и школе,
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
- нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
- низкая самооценка и неуверенность в себе,
- повышенная возбудимость и гиперактивность,
- ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
- психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
- ревность и соперничество между братьями и сёстрами.
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Обязанности профессии психолога консультанта
- Выполнение психологических экспериментов и исследований, целью которых является выработка в сфере психологии новых познаний.
- Помощь социальным службам и медицинским сотрудникам при работе с отдельными категориями граждан и пациентов (больные, находящиеся в неизлечимых стадиях рака и иных патологических состояний, люди с алкогольной, наркотической и т. п. зависимостями, жертвы семейного насилия).
- Предоставление услуг государственным и частным организациям (работа с неблагополучными семьями, решение конфликтных ситуаций, подбор персонала, поддержание благоприятного микроклимата в коллективе и др.).
- Выполнение мероприятий по профориентации.
- Выполнение профработы, предупреждающей отклонения в развитии психики.
- Проведение с детьми (чаще всего) коррекционной работы, цель которой – устранить отклонения развития психики.
- Выполнение психологического диагностирования, обрабатывание полученных результатов, составление психологического портрета личности.
- Психологическая помощь как коллективам при возникновении межличностных конфликтов, так и отдельному человеку при появлении у него внутриличностных проблем.
- Изучение психологического климата в коллективе (или уровня психологического развития отдельно взятых людей), характеристик личности, психологических процессов и состояния.
Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.
Эти вопросы рассматривались в контексте:
Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).
Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)
Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.
Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде
последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)
Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.
В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе
он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.
Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.
№ пп |
Качество |
Удельный вес, % |
1 |
Умение слушать (слышать), понимать других людей |
59,2 |
2 |
Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность |
52,8 |
3 |
Доброта, любовь к людям |
52,0 |
4 |
Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) |
44,1 |
5 |
Интеллект |
41,7 |
Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.
Профессиональная подготовка консультанта
Одно из важнейших требований профессиональной этики — это компетентность консультанта. В связи с этим возникают вопросы: «Какая профессиональная подготовка может обеспечить компетентное консультирование?» и «Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?
Во многих странах статус консультанта определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу профессиональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта (психотерапевта).
М. Сох (1988) говорит: «Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт».
Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.
Каждый консультант до начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важнейшим звеном профессиональной подготовки психоаналитика. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности «белые пятна»: непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием таких значимых событий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть «разобрана по косточкам». Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве сможет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом дальше пройденного нами пути.
18 стр., 8761 слов
Структурирование консультативного пространства
Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.
Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:
— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.
Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.
История появления профессии
Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.
Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.
При составлении резюме психолога, педагога-психолога должное внимание следует уделить профессиональному опыту и ключевым навыкам, например, таким как:
- навыки проведения социально-психологической диагностики личности;
- навыки составления психологических портретов;
- навыки проведения психологического тестирования, обработки полученных результатов;
- навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями;
- навыки решения проблем взаимоотношений в семье;
- навыки решения проблем личностного роста;
- навыки проведения психологических тренингов;
- опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий;
- умение работать с людьми;
- умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.
Круг обязанностей специалиста
Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.
Гипнолог занимается:
- подготовкой к сеансам гипноза;
- приёмом пациентов;
- созданием доверительной атмосферы;
- выявлением источника проблемы;
- выстраиванием плана лечения;
- введением клиента в гипнотическое состояние;
- поиском эффективных образов и установок;
- выведением клиента из гипноза;
- коррекцией усвоенных клиентом установок.
Круг обязанностей специалиста
В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.
Психотерапевт занимается:
- приемом клиентов;
- оценкой психоэмоционального состояния;
- сбором анамнеза;
- диагностикой;
- выявлением психологических проблем;
- разработкой схемы терапии;
- индивидуальной и групповой психотерапией.
Профессиональный психолог — консультант. Кто он?
Буду писать только о личных качествах, которыми должен обладать психолог. При этом предлагаю не изобретать велосипед, а обратиться к классикам, которым удалось соединить в себе практика и теоретика.
Так, Е. Сапогова (1997) предлагает оперировать не качествами личности, а «составляющими профессиональное сознание». Изложенная далее информация является очень кратким конспектом ее работы «Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух». Все пункты прошли проверку через нахождение подтверждающих примеров из собственной практики и неоднократно обговаривались со студентами-психологами.
Итак, составляющие профессионального сознания.
ДИВЕРГЕНТНОСТЬ (ГИБКОСТЬ) и ИНТУИТИВНОСТЬ. Психолог вынужден избавляться от «школярской парадигмы» верно-неверно, хорошо-плохо, правильно-неправильно, ибо в психологии подобная дихотомия не имеет места. Вместо этого он вынужден мыслить безоценочно, контекстно, континуально, ориентируясь на индивидуальную семантику и личностные смыслы (и свои также).
ДИАЛОГИЧНОСТЬ. Объективное исследование не сможет открыть истинного субъекта: овладеть внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. К этому можно подойти …заставить его самого раскрыться – лишь путем общения с ним, диалогически.
Субъект является динамичным «текстом» самого себя (и других) для самого себя. И тогда основным средством работы психолога становится семантическое удвоение себя и другого сознания с помощью языка, т.е. интерпретация, истолкование, осмысление. Поэтому следующие составляющие – ГЕРМЕНЕВТИЧНОСТЬ и ДЕМИУРГИЧНОСТЬ.
Выступая не только как самоинтерпретатор, но и как толкователь «текстов» других людей, психолог попадает в сложную семантическую ситуацию: чтобы толковать, он должен быть более широким и полным «текстом» (словарем, энциклопедией, руководством), содержать в себе множественные языки и смыслы, на которых «говорит» чужое сознание. Это делает исключительно важной частью профессионального сознания ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ, ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ, КРИПТОГРАФИЧНОСТЬ.
ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ ОПИСАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ психологической действительности напрямую связано с владением теоретическими конструкциями, объяснительными системами и законами, созданными в науке для понимания психологических феноменов. …Система понимания другого человека, – концепция, сопряженная с построением особых, только ей присущих языков. Психолог должен владеть как эзотерическими, экзотическими языками, так и языками mass media. Понимать другую личность – это и значит принимать и понимать язык, на котором она себя выражает, поскольку на каждом языке оказывается сказанным лишь то, что на нем можно сказать.
ФИЛОСОФИЧНОСТЬ И ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОСТЬ в этом плане становятся естественными составляющими профессионального сознания. Когда-то М.К.Мамардашвили определил философию как сознание вслух. Воспользовавшись этой метафорой, можно определить психологию как самосознание вслух.
Еще один элемент профессионального психологического сознания – ЭКОЛОГИЧНОСТЬ. Психолог бережно относится к любым составляющим познаваемой личности (проблемы); ничто для него не является лишним, избыточным, и любая предложенная клиентом «часть» может быть взята как «целое», если указан «хронотоп» и условия его существования.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ, ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ – эти термины определяют такие области профессиональной ментальности, как допущение отсутствия значимых различий между фактами и их описанием, истиной и верой. …Психолог и есть тот, кто, отыскав необходимый (утраченный клиентом) смысл, заново связывает его и личность клиента, субъекта и мир, устанавливает их онтологически новое «бытие вместе».
ВООБРАЖЕНИЕ (МОДЕЛИРОВАНИЕ) и КРЕАТИВНОСТЬ – элементы квалифицированного профессионального сознания, которые обеспечивают установление и компоновку связей. Возможно, именно на них и основаны умение слышать в тексте клиента значимые элементы, интуитивно уловить, что именно они значимы; умение создавать новые структуры (гештальты) из наборов ключевых идей, образов, представлений клиента; умение контекстно достраивать высказывания клиента, вписывая их в его индивидуальный опыт; умение выводить проблему из рамок, поставленных самим клиентом при рефлексии своей проблемы и т.д. Воображение используется в профессиональной деятельности психолога или как выход в новые сферы познания психологической действительности или же, как смена парадигмы – выход за пределы метода, способа познания.
ГУМАНИТАРНОСТЬ – данное свойство обеспечивает своеобразный «протест» против технологичных подходов к анализу личности и взаимодействия с нею в консультировании. Условно говоря, современный консультирующий психолог, владеющий приемами компьютерной диагностики, должен на время «забывать» о цифрах, точности, логике, когда погружает руки в «пылающий жар» чужой психики, где точность и технологичность по определению не годятся, где оказывается бесполезной Аристотелева линейная логика.
ЗНАКОВОСТЬ, СИМВОЛИЧНОСТЬ – всеобщее свойство сознания, а психологического особенно. Как пишет В.П.Зинченко, по своему происхождению сознание непосредственно связано с символом, т.е., строго говоря, с артефактом, который может быть многозначен, может иметь переменный смысл, терять его.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ сознания психолога обнаруживает себя в том, что оно может быть уподоблено любому другому сознанию, стать всем что угодно, не разрушая индивидуального поэтического космоса.
В рамках данной дискуссии, думаю, будет интересным и определение психологии, которое дает Е.Сапогова. Психология – это не цеховое ремесло, осваиваемое со стороны навыков и перечня канонических знаний; это очень сложная, душевно затратная, глубинно ориентированная форма профессиональной жизни личности, требующая от человека больших личностных сил, личностной смелости и «самости», личностной энергии, ответственности даже не перед законом, а перед «звездным небом над головой и нравственным законом внутри нас» (И.Кант).
Можно услышать немало историй, как люди, собрав последние деньги, обращались за помощью к профессиональному психологу, а затем уходили от него в слезах, так и не дождавшись помощи. Это часто происходит, если специалист не обладает таким качеством, как тактичность. Без уважения и доброжелательности невозможно любое общение, тем более если речь идет о психологической помощи.
Клиент, приходя на сеанс, рассказывает о самых личных проблемах и стрессовых моментах. Он ожидает поддержки, а не осуждения, грубости или неуместных замечаний и советов. Некоторые психологи в своей работе применяют метод провокации, манипулируют эмоциями собеседника. Иногда это работает. Но применять такой метод нужно осторожно и сразу остановиться, если реакция оказывается не такой, как вы ожидали. И еще: грамотный и тактичный психолог никогда не отпустит клиента с сеанса расстроенным.
Эмоциональная отстраненность
Во время работы психолог ежедневно пропускает через себя, как через сито, порции людских страданий. Потеря близких родственников и друзей, измены супругов, неудовлетворенность своей жизнью и суицидальные мысли, отчаяние, фобии, депрессия, зависимости и другие проблемы могут сильно навредить вашей собственной психике.
Поэтому наряду с развитой эмпатией необходимо такое качество личности, как эмоциональная отстраненность. Как бы ни волновали вас истории клиентов, нужно отрешаться от них, смотреть трезво и спокойно. Психолог должен понимать боль других, но не делать ее своей собственной болью. Особенно важно полностью отрешаться от работы, приходя домой. Не нужно заново прокручивать в голове минувший день и загружать себя, истощая собственные ресурсы. Они вам еще понадобятся.
Профессиональные требования и личные качества
Работа психолога предполагает постоянное движение вперед и развитие. Но учтите, что специалисты в области психологии постоянно сталкиваются с эмоциональным напряжением, ведь им нужно иметь дело с чужим горем, страхами, упадком настроения и депрессией. Также данная работа предполагает высокий уровень ответственности, т.к. от его действий во многом зависит то, как быстро консультируемым людям станет лучше. Будущему психологу нужно обладать:
- высоким общим и эмоциональным интеллектом;
- терпимостью;
- умением успокаивать, сопереживать;
- наблюдательностью;
- тактичностью;
- чувством ответственности;
- умением хранить секреты;
- стрессоустойчивостью.
Также такой человек должен быть коммуникабельным и открытым, ведь нужно много общаться с клиентами, выясняя их боли и проблемы. Кроме того, психолог должен быть непредвзятым, чтобы личные убеждения не влияли на отношение к клиентам, ведь главная задача – это помочь разобрать человек с проблемами, а не внушить ему свою точку зрения.