Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка подоходного налога для физических лиц в Японии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Систему администрирования налогов в стране делят на два уровня: национальный и местный. Общегосударственные обязательства находятся в ведении Министерства финансов Японии (а именно Национального налогового агентства и Бюро по таможенным сборам и тарифам).
Налоговые льготы и субсидии
В Японии применяются самые разные налоговые льготы. Это целая система, которую составляют различные меры, цель которых уменьшить размер налогов или полностью освободить от них конкретного человека.
К таковым мероприятиям относятся стимулы, субсидии. Утверждено несколько видов субсидий, которые назначаются местными или национальными органами самоуправления. Так, получают субсидии:
- компании, перенесшие производственные мощности в регионы, где мало производственных предприятий;
- фирмы, создающие социальные инфраструктуры;
- при создании инфраструктур, защищающих окружающую среду.
Подоходный налог в Японии
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 55.97 % | 2021 |
На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.
Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:
- Отдел по налогообложению.
- Отдел по сборам налогов.
- Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.
Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.
Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.
По НДФЛ не будет иметь значение, с какой выплаты удержан налог: больничный, отпускные и т.д. Важно — в каком периоде он удержан.
За период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января; за период с 23 по 31 декабря -не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Уведомление сдается 25 числа, налог уплачивается 28 числа.
Фактически получается 13 периодов в году: 28 числа каждого месяца, затем в декабре за период с 23 по 31 декабря, не позднее последнего рабочего дня календарного года.
За период с 01 по 22 января — 28 января.
Если у организации несколько обособленных подразделений, можно подать уведомление по каждому подразделению отдельно. Также можно подать единое уведомление и по головной, и по обособленным подразделениям с указаниями КПП и ОКТМО каждого подразделения. Уплата будет единым платежом за все подразделения.
Также в Японии существует льготная система по налогообложению. Получить скидку на уплату налогов можно по различным причинам:
- Чтобы налогообложение было справедливым для разных категорий граждан, государство ввело специальную скидку, которая уменьшает налогооблагаемый доход. Такой скидкой могут воспользоваться наемные работники, продающие свой труд. Скидка равна сумме персонального расхода.
- Доходы от бизнеса можно поделить по целям для налогообложения. При заполнении декларации разрешается вычитать из дохода стоимость подготовки декларации, но не больше, чем 100 тысяч йен.
- Такие доходы, как разница в арендной плате за предоставленное государством жилье, могут получить работающие люди или предприниматели.
- В Японии поощряются семьи, в которых работают двое супругов и получают примерно одинаковый доход. Если работает кто-то один, то семья несет более тяжелое налоговое бремя.
Система налоговых льгот и субсидии
Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.
Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.
В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.
Если поделить среднегодовую зарплату на 12 месяцев, ежемесячный доход составит в среднем ¥345 000 (224 438 рублей) до уплаты налогов. Приблизительно 40% этой суммы (то есть ¥138 000 (89 775 рублей)) уйдет на налоги, еще ¥55 533 (36 126 рублей) — на аренду и примерно ¥91 560 (59 563 рубля) — на ежедневные расходы. В сумме все эти траты составляют ¥285 093 (185 465 рублей) — это и есть среднемесячная стоимость жизни в Японии. Это на ¥59 907 (38 972 рубля) меньше, чем доход, так что, получая среднюю по меркам страны зарплату, можно даже копить.
Представленные расчеты основаны на средних значениях. Реальные показатели могут отличаться от них, так как зависят от многих факторов. Но в целом стоимость жизни в Японии в последнее время не слишком высока.
Потребительский налог в Японии
Главная / Блог / Потребительский налог в Японии
Сегодня хотела бы написать небольшую заметку о потребительском налоге в Японии. Думаю все те, кто уже бывал в Японии знают хорошо о нем, так как наверняка совершали покупки в магазинах в Японии и столкнулись с потребительским налогом. Но, возможно, те, кто еще ни разу не ездил в Японию не знают что это такое и к чему нужно быть готовым. Кроме того, многие студенты, планирующие обучение в Японии могут столкнуться с потребительским налогом еще до поездки в Японию.
Что я имею ввиду?
Некоторые школы указывают в своем прайс листе цены на обучение на курсах японского языка без учета потребительского налога, то есть цены нетто. В этом случае потребительский налог включается в счет на оплату обучения при оформлении на курсы изучения японского языка.
Иногда в таких ситуациях оказываются некоторые студенты и задают мне вопросы, почему цены на программу обучения, указанные первоначально, отличаются от сумм, указанных в счете к оплате обучения. Поясняю, что разница всего лишь в этом самом потребительском налоге. И к этому лучше быть готовым, чтобы не возникало недопонимания.
Что же такое потребительский налог в Японии?
Потребительский налог по-японски 消費税 (しょうひぜい). Это японский аналог НДС. Потребительский налог был впервые введён в Японии в 1989 году на уровне 3%. Позже, в 1997 году его ставка была поднята до 5% и с тех пор оставалась неизменной на протяжении 17 лет.
Потребительский налог взимается с цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.
Когда я впервые приехала в Японию, я как раз столкнулась с этим 5%-м потребительским налогом и не сразу поняла что к чему. Дело в том, что когда я пошла в магазин и увидела ценник, то на нем обычно указана сумма без учета потребительского налога. Я думала, что это окончательная цена. Но на кассе оказалось, что я должна заплатить немного больше. Я сначала не поняла в чем дело, но знакомые, кто был в Японии давно, пояснили мне про этот налог. Но я все равно не сразу к этому привыкла.
То есть получалось, что идя в магазин, надо всегда брать деньги немного с запасом. Потому что обычно потребительский налог включают в общую сумму на кассе при оплате.
Например, даже если я вы идете в 100 иеновый магазин в Японии и думаете, что товары будут стоить ровно 100 иен, так как обычно на всех ценниках будет указана нетто цена (без потребительского налога) в размере 100 иен, то на деле это не так. (Хотя иногда на некоторые товары в 100 иеновом магазине встречаются ценники и с учетом потребительского налога). Но на кассе вам обязательно посчитают еще и потребительский налог и цена в стоимость в чеке будет выше.
Когда я жила в Японии и налог был еще 5%, то в 100 иеновом магазине товар стоил на самом деле не ровно 100 иен, а по факту 105 иен. Поэтому идя в те времена в 100 иеновый магазин, например, только ровно с 1000 иен и думая купить ровно 10 товаров, я бы не смогла расплатиться за них на кассе, так как за 10 товаров мне бы насчитали 1050 иен.
На протяжении 17 лет потребительский налог в Японии не поднимали. Но в конце 2011 года было принято решение о повышении потребительского налога. И с 1 апреля 2014 года потребительский налог в Японии повысили до 8%.
В мою последнюю командировку в Японию в июне 2015 года я уже на себе «прочувствовала» этот 8%-й потребительский налог. В любом магазине при оплате на кассе итоговые суммы были выше на сумму налога 8%. То есть при покупках, например, в 100-иеновом магазинеза каждый товар мы платили уже по 108 иен.
Как же потребительский налог касается студентов языковых школ, колледжей и университетов? В первую очередь это касается стоимости обучения.
К удобству студентов, большинство школ изначально включили потребительский налог 8% в стоимость обучения. Поэтому они предоставляют окончательные цены в своих каталогах и прайс листах. Но некоторые школы предоставляют ценные нетто, то есть без налога, а в инвойсе (счете к оплате обучения) суммы идут с потребительским налогом 8%, поэтому немного выше тех, которые вы можете видеть в каталоге.
Ниже привожу расчет на примере одной из школ японского языка, которая в прайс листе не включает потребительский налог, а включает его в счете к оплате (инвойсе).
Вступительный взнос (Admission Fee) по прайс листу: 80 000 х 0,08 = 86 400 йен по инвойсу. Оборудование (Maintenance Fee) по прайс листу: 30 000 х 0,08 = 32 400 йен по инвойсу. Обучение (Tuition Fee) по прайс листу 270 000 х 0,08 = 291 600 йен (за 6 месяцев обучения) по инвойсу. Учебные материалы (Material Fee) по прайс листу 25 000 х 0,08 = 27 000 йен (за 6 месяцев обучения) по инвойсу.
Поэтому будьте готовы к тому, что приехав в Японию, при совершении покупок в магазинах и при оплате услуг к сумме за товары или услуги будет добавлен потребительский налог в размере 8%.
Если обратите внимание на все фото выше, то рядом с ценой товара указано «+ 税» (читается ぜい), что и означает, что к указанной стоимости еще будет добавлен потребительский налог при оплате на кассе.
В ресторанах и в некоторых других заведениях налог включен в стоимость блюда. Об этом идет отдельная приписка. Выглядит вот так 税込 (читается ぜいこみ). Проверяйте, когда выбираете блюда. Смотрите ниже на фото.
Судя по новостям из Японии, потребительский налог планируется повысить до 10% с апреля 2017 года. Сначала это повышение планировали на октябрь текущего 2015 года. Но правительство Японии решило отложить очередное повышение на 1,5 года.
В связи с этим боюсь, что стоимость обучения в школах японского языка тоже может стать немного выше с апреля 2017 года. Не знаю пока точно, будут ли школы повышать цены на обучение или оставят на прежнем уровне. Пока сложно сказать.
Потому что многие школы, например, не стали повышать стоимость обучения с апреля 2014 года, несмотря на повышение потребительского налога, а оставили те же прайс листы. Только часть школ повысили стоимость обучения с апреля 2015 года примерно на 10% по сравнению с предыдущими годами.
Так что поживем, увидим. Но надеюсь серьезного повышения не предвидится.
По состоянию на сегодня, в Стране восходящего солнца действует 50 разных сборов. Наполнение государственного бюджета производится, прежде всего, за счет местного НДФЛ и налогов с прибыли компаний. Причем подоходный обязаны платить все, кто получает хоть какие-то деньги. Тут не имеет значения, официально трудится человек или же нет.
Наследство или передача собственности в дар также подлежит налогообложению. Размер его зависит от стоимости отчуждаемого имущества.
Сверх цены каждой приобретенной единицы товара, покупатель обязан внести еще 3 процента потребительского сбора. В отличие от США, он разу включается в стоимость, так что гражданам не приходится высчитывать все самостоятельно. Данный налог не берется с купли-продажи земли, коммуналки, медицинских и похоронных услуг, а также с платы за обучение ребенка. При этом есть очень высокий акциз на алкоголь – он составляет 44 процента от стоимости конкретного напитка.
Особенности государственного строя
Япония – это унитарное государство, которое делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Во главе каждой префектуры стоит префект, который имеет свои законодательные и административные аппараты. Несмотря на то, что Япония является унитарным государством, здесь прослеживается длительная традиция автономии местного управления. В 1947 году в стране приняли Конституцию, которая закрепила принципы местного самоуправления.
Местные власти обладали большими полномочиями, в частности они могли устанавливать налоги самостоятельно и не были ограничены в собственном нормотворчестве. Однако если местные власти намерены ввести новый налог, который не предусмотрен законом, они должны получить одобрение от министра внутренних дел. Новый налог не может быть установлен, если он нарушает основные требования. Система налогов в Японии характеризуется небольшой налоговой нагрузкой и широкими налоговыми возможностями местных властей.
Обязательства физлиц по отчислениям с доходов
Подоходный налог в Японии должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Более того, если физлицо-нерезидент получает на территории Японии тот или иной доход (например, заработную плату и так далее), с него тоже взимаются платежи.
Подоходный налог в Японии, в отличие от большинства государств, взимается не только на общегосударственном уровне, но и на местном уровне — установлены отчисления в бюджет префектур и муниципалитетов. Поэтому общая сумма, которую приходится уплатить японцу, получается достаточно значительной. При этом существует небольшое послабление: законодательство позволяет произвести определенные вычеты из общей суммы дохода, чтобы уменьшить базу обложения. В частности, не включаются в сумму облагаемого налогом дохода затраты гражданина на лечение, а также некоторые другие виды расходов.
Подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале в зависимости от общего размера полученного человеком дохода за отчетный период. Чем больше сумма заработка, тем выше ставка, которая применяется к плательщику. Такой подход признан социально справедливым.
Минимальная ставка общегосударственного подоходного налога составляет 10%, а максимальная — 50%. Последняя установлена для тех граждан, суммарный годовой доход которых превышает 30 миллионов иен. При этом в зависимости от места проживания плательщика он будет уплачивать дополнительно префектурный подоходный налог по ставке от 2% до 4%, а также муниципальный налог на доходы в пределах 3-12%.
При расчете учитываются различные виды поступлений, в том числе:
- заработная плата;
- дивиденды;
- пенсии;
- доходы, полученные физическим лицом от осуществления коммерческой деятельности;
- доходы от использования недвижимого имущества (например, сдача в аренду) и так далее.
На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны. ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.
Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:
- Отдел по налогообложению.
- Отдел по сборам налогов.
- Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.
Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями. При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны.
Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов. Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.
Налоговые послабления
Поскольку ставки налогов в Японии довольно высокие, правительство разработало целую систему вычетов и механизмов для снижения базы обложения.
Для плательщиков НДФЛ налоговые льготы в Японии реализуются за счет снижения общей базы обложения доходов физических лиц. Это происходит в два этапа: за счет персонального вычета и вычета, связанного с трудоустройством. Общий показатель, применяемый к заработной плате, зависит от суммы годового дохода.
Годовая сумма заработка, млн иен | Размер вычета |
до 1,65 | 0,65 млн иен |
от 1,65 до 1,8 | 40% от суммы дохода |
от 1,8 до 3,6 | 30 % от суммы + 0,18 млн иен |
от 3,6 до 6,6 | 20 % от суммы + 0,54 млн иен |
от 6,6 до 10 | 10 % от суммы + 1,2 млн иен |
свыше 10 | 2,2 млн иен |
Персональные послабления могут снизить базу обложения на 380 000 иен за неработающего супруга (или 480 000 иен, если супруг старше 70 лет) и каждого иждивенца.
Сравнение с другими странами
Размер налогов в Японии существенно превышает показатели других развитых стран. К примеру, в Соединенных Штатах самая серьезная ставка для граждан составляет 28%, в то время как в островной империи она может достигать 65%.
Крупные японские компании отдают в бюджет до 37 процентов, а предприятия малого бизнеса – только 28.
Юрлица обязаны подавать ежегодно декларации. Составляют их в течение 2 месяцев, отсчитываемых с момента завершения налогового периода.
Обычным людям, получающим зарплату, как и у нас, расчетом сборов заниматься не приходится – все делает бухгалтерия предприятия. Если у них отсутствуют дополнительные доходы, то оформление декларации не требуется, при условии, что заработок составит не более 15 000 000 в год.
Обязательная верификация фактических и учтенных доходов не производится. Проверки осуществляют случайным образом. Исключение составляют лишь те, кто ранее был уличен в уклонении от налогов, но для этого требуется разрешение суда.
Средняя зарплата в Токио
В столичной префектуре живет 38 млн человек, еще 20 млн ежедневно приезжают в Токио на работу. Постоянно проживающих иностранцев насчитывается примерно 500 000. Низким доходом в Токио считается сумма до 200 000 ¥ (123 000 ₽) — столько получают официанты, продавцы, рабочие. Средняя зарплата — 250 000-400 000 ¥ (157 000-247 000 ₽), высокая — от 500 000 йен (309 000 ₽) в месяц.
Доходы японцев, проживающих в столице, сопоставимы с зарплатами жителей европейских столиц:
- Лондон — 2438 £ (191 000 ₽);
- Париж — 3617 € (264 000 ₽);
- Сидней — 5,5 тыс. AUD в бюджетном секторе (243 000 ₽);
- Берлин — 3572 € до вычета налогов (261 000 ₽);
Но в Токио заработная плата ниже, чем в Нью-Йорке (около $5,6 тыс. в месяц, или 365 500 ₽), Цюрихе (12 тыс. франков, или 805 000 ₽).
Налоги для субъектов хозяйствования в форме юридического лица
Одной из первых удач президента Трампа считают внедренную им реформу налогообложения (). Она снизила фискальную нагрузку и на предприятия (снижена ставка налога на прибыль до 21 %), и на частных лиц – за счет увеличения числа и размеров вычетов сумма подоходного стала меньше в среднем на 2,3 %.
Основные налоги в США для юридических лиц:
- корпоративный подоходный налог с прибыли;
- акцизные сборы и таможенные пошлины;
- взносы на соцстрахование работников (работодатель оплачивает 50 % ставки за медстраховку и защиту от последствий потери трудоспособности по причине болезни или старости);
- налог с продаж (уплачивается косвенно, юридические лица просто перечисляют в бюджет средства, собранные с покупателей);
- сборы с доходов от источника и на прирост капитала.