Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство некоммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.
Основные источники покрытия обязательств.
В обычной хозяйственной практике организации покрывают свои обязательства за счет притока денег от основной деятельности. Кредиторы, практикующие отсрочку, редко требуют обеспечения, однако и период отсрочки невелик (14 – 60 дней). Банки выдают кредиты на более длительный срок (от года), при этом предоставление обеспечения по кредиту становится критически важным условием финансирования. Если расчеты осуществляются вовремя и в полном объеме, до рассмотрения вопроса, за счет каких источников покрываются обязательства, дело не доходит. В случае финансовых затруднений погашение обязательств может происходить за счет имущества должника, а если не хватает и имущества – при определенных условиях средства могут быть взысканы с владельцев организации.
Как же обстоят дела с обеспечением обязательств автономного учреждения? Регулярный приток денежных средств обеспечивается имуществом, которым учреждение наделил учредитель, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, а также доходами от платных услуг и работ.
При нехватке денег рассчитывать при погашении обязательств на имущество, отличное от высоколиквидных средств, крайне затруднительно, поскольку оно не принадлежит АУ на праве собственности. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ[1] для удовлетворения требования кредиторов АУ использует имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель. Вряд ли у многих учреждений имеется такой объем имущества, приобретенного за счет платной деятельности, который будет достаточен для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.
Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам АУ (в том числе при ликвидации учреждения), о чем свидетельствуют ч. 5 ст. 2 и ч. 2 ст. 19 Закона № 174-ФЗ. С момента формирования правового статуса АУ такой тип учреждений не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя (собственника) по долгам автономного учреждения[2]. Подробнее об этом расскажем ниже при рассмотрении конкретных дел.
После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии.
Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации.
Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.
Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.
Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.
Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.
Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.
Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.
Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.
Взыскание налоговых долгов с учредителей ликвидируемого НКО
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой НКО исполняется ликвидационной комиссией за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества (п.1 ст.49 НК РФ). При недостаточности имущества и денежных средств НКО обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) возлагается на ее учредителей (п.2 ст.49 НК РФ).
Как отметили высшие судьи, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, возложение налоговой ответственности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п.12 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57).
Что такое субсидиарная ответственность
Термин «субсидиарная ответственность» происходит от латинского subsidiarus, в переводе — «резервный» или «дополнительный». Это означает, что есть основной и дополнительный должники. В бизнесе основной должник — организация. Дополнительные должники — в первую очередь учредители и директор, но не только.
Кредиторами бывают поставщики или покупатели, банки, бюджет, работники компании. Кредитор сначала пытается взыскать средства с основного должника. И только потом, если это невозможно, предъявляет требования к дополнительному.
Порядок применения субсидиарной ответственности отличается при банкротстве, брошенной компании, налогах и кредитах. Рассмотрим ситуации подробно.
Конкурсное производство
Конкурсное производство относят к «ликвидационным» процессам и влечет за собой прекращение деятельности юридического лица. Данная стадия открывается с признания юрид. лица — должника банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на один год, с продлением не более чем на 6-ть месяцев. Управление делами должника передается к конкурсному управляющему. Рассматриваемый процесс включает в себя следующие мероприятия:
- инвентаризация и оценка имущества банкрота;
- оформление конкурсным управляющим пакета предложений, представляемый собранию кредиторов (срок, порядок и условия продажи имущества должника);
- продажа активов должника на открытых торгах;
- расчет с кредиторами с учетом очередности их требований;
- предоставление судебному органу документов, которые подтверждают продажу имущества и исполнение требований кредиторов.
В конце ликвидационной процедуры, арбитражный суд выносит вердикт об окончании конкурсного производства, которое считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
ВНИМАНИЕ!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.
Понятие банкротства НКО
Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения.
Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:
- политические партии;
- религиозные организации;
- учреждения, контролируемые государством.
Что такое субсидиарная ответственность
Субсидиарная ответственность — это ответственность за компанию-должника в случае недостаточности ее имущества для расчетов с кредиторами. Все еще сильна иллюзия, что участник ООО несет риски только в пределах своего вклада в уставный капитал Общества. Но это совсем не так в нынешних условиях. Практически ни одна из форм организаций сегодня не обеспечивает защиту от субсидирования.
Закон устанавливает несколько видов ответственности в случае банкротства компании:
- Из-за неспособности в полном объеме погасить требования кредиторов.
- За несвоевременную подачу заявления о банкротстве.
- За нарушение законодательства о банкротстве
- За убытки, причиненные должнику по основаниям, предусмотренным корпоративным законодательством (статья 61.20 Закона о банкротстве).
Процедура банкротства юридического лица может быть инициирована и должником, и кредитором. При этом каждый из них преследует свою цель:
- Первый стремится избавиться от долгов, которые не имеет возможности выплатить;
- Второй стремится вернуть назад хотя бы часть своих средств.
Кто именно имеет право обратиться в суд для того, чтобы запустить соответствующую процедуру?
- Руководитель организации;
- Её учредители;
- Федеральная налоговая служба и другие гос. органы;
- Сотрудники компании;
- Контрагенты, перед которыми имеются долговые обязательства;
- Лизинговые компании.
На первый взгляд может показаться, что процедура банкротства призвана избавлять от долгов и тех, кто открыл предприятие, взял под него кредиты и авансовые платежи по договорам, а потом, чтобы не рассчитываться по обязательствам перед государством, кредиторами и персоналом, запустил её. На самом деле же всё обстоит иначе: кредиторы имеют возможность обвинить руководство и собственников компании в преднамеренном доведении до банкротства.
При наличии соответствующих доказательств все долги организации по решению суда будут переложены на ответственных лиц. Вдобавок высок риск того, что её не закроют, но она утратит свой кредитный рейтинг и больше не сможет кредитоваться… И это будет касаться даже её руководителей и сотрудников.
Процессы, регулируемые на законодательном уровне (как и любые другие), имеют целый ряд преимуществ и недостатков. К первым относят:
- Возможность закрыть организацию, которая не приносит прибыль на законных основаниях, погасив её долги перед государством и кредиторами;
- Отсутствие ограничений для руководителей и учредителей при открытии нового юридического лица (исключением является их привлечение к субсидиарной ответственности).
Ко вторым относят:
- Риск привлечения руководства к субсидиарной ответственности при выявлении нарушений, которые повлекли за собой несостоятельность компании;
- Риск привлечения руководства к уголовной ответственности при наличии доказательств фиктивного банкротства;
- Сложность и продолжительность процедуры – она может длиться в течение нескольких лет в зависимости от объёмов имеющихся активов/пассивов;
- Необходимость привлечения к проведению банкротства арбитражного управляющего, который имеет право распоряжаться имуществом и счетами организации.
Полное банкротство проводится в соответствии регламентом, прописанным в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002. Данный правовой источник содержит всю необходимую информацию: основные положения, признаки несостоятельности юридических лиц, их обязательства перед контрагентами и государством, а также список этапов, которые нужно пройти после инициирования процедуры.
Выявление у организации признаков банкротства и их соответствия прописанным на законодательном уровне. В процессе проводится всесторонний анализ работы предприятия за последние три года, осуществляется аудит бухгалтерского учёта, проверка взаимоотношений с контрагентами, оценка рисков.
Если налицо все признаки банкротства организации, потребуется:
- Полный пакет документов о регистрации (ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ);
- Пакет учредительных документов (Устав, решения собственников, протоколы собраний);
- Реестр задолженности и требований по кредитам;
- Документы, которые подтверждают наличие задолженности;
- Бухгалтерская отчётность за последние 5 лет;
- Пакет документов, которые подтверждают неспособность платить по кредитам.
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:
- Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
- Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.
Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.
Несостоятельность, или банкротство, — такое состояние некоммерческой организации, когда она:
- не способна удовлетворить требования кредиторов по оплате услуг, работ и товаров;
- лишена возможность вносить обязательные платежи во внебюджетные фонды и в бюджет;
- в основе банкротства лежит неспособность в течение 3 месяцев удовлетворить дебиторскую задолженность, размер которой достиг 100 000 рублей.
Банкротство некоммерческой организации наступает в том случае, когда она не может выполнять своих обязательств перед кредиторами. Долги могут быть перед физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или же государственными организациями.
Несостоятельность в данном случае ведет к прекращению деятельности организации, поэтому конечной целью процесса является ликвидация.
Чтобы инициировать процесс банкротства, необходимо обратиться в арбитражный суд в регионе, в котором зарегистрирована некоммерческая организация. Право подавать соответствующее заявление имеют:
- директор организации
- кредиторы
- представители государственных учреждений.
Истцом будет выступать тот, чье заявление будет зарегистрировано первым. Остальные стороны станут ответчиками по делу.
Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.
Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.
Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.
30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.
Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:
Наблюдение | Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика. |
Финансовое оздоровление | Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного. |
Внешнее управление | Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий. |
Конкурсное производство | С него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами. |
Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.
Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.
Этот период банкротства некоммерческих организаций длится 7 месяцев, на протяжении которых юридическое лицо не прекращает свою деятельность. На предприятии проводится насколько мероприятий, необходимых для выявления возможностей и средств погашения обязательств должника.
Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам с 1 сентября 2017 года
Спасибо законодателям, – в порыве заботы о бюджете, они приняли поправки в закон «О банкротстве», расширяющие круг тех, кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности (т.е. тех, с кого можно взыскать налоговую недоимку). Теперь если компания-должник не может рассчитаться с кредиторами своими силами, то к ответственности могут быть привлечены лица, контролирующие должника.
К ним отнесены не только директор и учредители, но финансовый директор и главный бухгалтер, лица, действующие по доверенности, члены ликвидационной комиссии, родственники указанных выше лиц и лица, могущие повлиять на указанных лиц в силу своего должностного положения или другими способами.
Получается – неограниченный список, который можно составить из собственников и ответственных сотрудников компаний их родственников или знакомых, обладающих в силу должностных или материальных достижений большими полномочиями.
Для этого любому из кредиторов достаточно подать в суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.
Как изменилась субсидиарная ответственность и процедура привлечения к ней с 1 сентября 2017 года рассмотрим на примере.
Взыскание налоговых долгов с учредителей ликвидируемого НКО
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой НКО исполняется ликвидационной комиссией за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества (п.1 ст.49 НК РФ). При недостаточности имущества и денежных средств НКО обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) возлагается на ее учредителей (п.2 ст.49 НК РФ).
Как отметили высшие судьи, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, возложение налоговой ответственности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п.12 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57).
Важно!
Таким образом, за счет собственников ликвидируемого частного учреждения (либо ассоциации, потребительского кооператива) возможно погасить оставшуюся у организации задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (Постановление АС Поволжского округа от 09.06.2015 г. №Ф06-24293/2015).
КАКИМ СПОСОБОМ ЛИКВИДИРОВАТЬ НКО?
Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?
Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы. Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст. 10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.
Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст. 2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.
Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации
Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.
Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.
Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации
Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.
Ответственность руководства некоммерческих организаций
Закрытие и ликвидация Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа. Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор.
В том случае, если установленный бюджетным законодательством порядок исполнения судебного акта не был соблюден, то кредитор может обратиться в суд с требованием о признании незаконным бездействия соответствующего финансового органа и потребовать приостановить операций по расходованию средств в отношении должника по его лицевым счетам.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Банкротство некоммерческой организации
Необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.
Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.
Сделана попытка привести в соответствие права и обязательства учреждений. Государство будет финансировать автономные учреждения так же, как и раньше, но не будет нести за них субсидиарную ответственность, не будет оплачивать их долги…
Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.
Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.
Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.
Федеральные органы власти должны не позднее 1 ноября 2010г. представить в федеральное казначейство перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений. До 1 января 2011г. учредители должны составить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними. До 1 марта 2011г. учредители должны принять решения об отнесении движимого имущества учреждений к особо ценному.
Ликвидация бюджетного учреждения, применение Закона о банкротстве по аналогии
Суть проблемы: общество выполнило работы для бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение не чего не заплатило, ушло в ликвидацию. Согласно пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения учредители, т.е. правительство области, не несет. Посадили директора данного учреждения, а денег не кому не отдали.
Предполагаемые пути решения: правовые нормы по ликвидации очень «общие» и их мало ст. 61,62,63 ГК РФ. Я нашел практику, что по аналогии можно применять закон о банкротстве. Хочу попробовать через институт Закона о банкротстве (привлечение к ответственности контролируемых лиц, обязать ликвидатора обратиться к правительству с иском о взыскании денежных средств, которые должны были быть выделены на строительство) выбить деньги из правительства.
Прошу оказать активную помощь в мыслях, практике, напутствиях.
- 1029
- рейтинг 0