Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Варианты применения ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8» с 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Что такое налоговая политика и зачем она нужна?

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) установления доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из этого определения нужно уяснить главное: налоговая политика – сделанный налогоплательщиком выбор. Если права выбора нет, то при исчислении налогов нужно следовать однозначным требованиям НК РФ. Если же ситуация нестандартная и налогообложение ее неоднозначно, то принятое налогоплательщиком решение придется отразить в налоговой политике.

Повторим: в налоговую политику нет необходимости переписывать нормативные акты (НК РФ). Нужно лишь указать моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. Причем описывать нужно именно то, с чем сталкивается налогоплательщик. Так, если говорить об автономном учреждении, то при применении общего режима оно является плательщиком следующих основных налогов: НДС, на прибыль и на имущество организаций.

Рассмотрим, что может указать бухгалтер АУ в налоговой политике по этим налогам.

Нужно понимать, что учетная политика для целей налогообложения является внутренним распорядительным документом налогоплательщика. Это не налоговая отчетность и не приложение к ней. Добавим, что проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено законодательством (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Однако налоговая политика для целей налогообложения – это документ, предусмотренный налоговым законодательством, в частности гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Названный документ относится к сведениям (документам), необходимым для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). А потому налоговая политика может быть затребована в ходе проведения проверки налогоплательщика (п. 1, 3 ст. 93 НК РФ).

К сведению:

За непредставление (несообщение) налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, учреждение (организация) может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ.

Читайте также:  Куда Обратиться Для Получения Звания Ветеран Труда В Пермском Крае

Об изменении и дополнении налоговой политики.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее приказом, распоряжением руководителя. Бухгалтеру нет необходимости каждый год разрабатывать учетную политику для целей налогообложения, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. В то же время, если компания меняет режим налогообложения, ей лучше написать заново свою налоговую политику. Изменить прописанные в налоговой политике правила налогообложения можно:

  • при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;

  • при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу поправок законодательства и не ранее нового налогового периода.
  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Термин «учетная политика для целей налогообложения» получил закрепление в Налоговом кодексе, а именно в п. 2 ст. 11 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ: «Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения, признания, оценки и распределения расходов и доходов, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности».

Прежде всего давайте определимся в применяемых терминах.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета — это система ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Учетная политика для целей налогообложения — это правила формирования налоговой базы, допускаемые Налоговым кодексом.

Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не формирует единые нормы учетной политики, которые касались бы всех налогов. Нормы учетной политики, изложенные в соответствующей главе НК РФ, распространяются только на налог, которого касается данная глава. В соответствии с таким подходом в гл. 21 и 25 НК РФ различным образом изложен порядок формирования учетной политики.

Показатель «прибыль» для целей бухгалтерского учета означает итог хозяйственной деятельности за данный отчетный период.

Со вступлением в силу гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организации» получил нормативное закрепление термин «налоговый учет».

Новые элементы учетной политики Признание расходов на приобретение земельных участков

Многие организации в своей коммерческой деятельности связаны с использованием земельных участков. Предприятия и организации могут приобретать землю в собственность, а могут заключать договоры аренды земельных участков. Из области земельных отношений практически уходит такое понятие, как постоянное бессрочное пользование земельными участками, на смену которому приходит обязательная необходимость для юридических лиц переоформления бессрочного пользования на право аренды земельных участков или приобретение земли в собственность.

Принципиально изменился подход к налогообложению земли. С 1 января 2005 г. была введена новая глава Налогового кодекса — 31-я, которая ввела земельный налог взамен ранее взимавшейся платы за землю, регулируемой Законом о плате за землю.

В качестве объекта налогообложения земельным налогом гл. 31 НК РФ определены земельные участки, находящиеся на территории муниципальных образований. Напомним, что Законом о плате за землю был предусмотрен в фиксированной сумме платеж в рублях и копейках за единицу площади земельного участка. Глава 31 НК РФ за налоговую базу взяла кадастровую стоимость земельных участков. Но гл. 31 НК РФ понятие «земельный участок» не расшифровывает.

Методы признания доходов

Фирма может получать доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 249, 250 НК РФ). Все их можно учитывать кассовым методом или методом начисления.

Заметим, что в Налоговом кодексе РФ о кассовом методе учета сказано довольно немного. Ему посвящена статья 273. При этом методе все доходы (и от реализации, и внереализационные) отражают в налоговом учете только после того, как получат оплату от партнера (покупателя, заказчика и т. п.) Использовать кассовый метод могут только те, у кого сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 1 000 000 рублей за каждый квартал. Этот предельный показатель выручки – величина «плавающая». Ее нужно отслеживать за любые четыре последовательных квартала.

Итак, мы рассмотрели лишь некоторые варианты налогового учета одного из самых важных налогов – налога на прибыль. Но в учетной политике для целей налогообложения должны быть прописаны и другие «налоговые» моменты. Например, выбор вариантов учета других налогов, которые платит фирма, – НДС, налога на имущество, ЕНВД (если какой-то вид деятельности на него переведен) и др.

Читайте также:  Как передать имущество родственнику без уплаты налогов

А в планах финансового ведомства – разработать методические рекомендации по формированию учетной политики для целей налогообложения. Об этом сказано в Основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации на 2008–2010 годы.

Ожидают, что в этих рекомендациях будут разъяснения по всем случаям, в которых Налоговый кодекс позволяет выбирать между разными вариантами учета. Не исключено, что налогоплательщиков обяжут указывать выбранные способы учета не только в учетной политике, но и в декларациях по налогам – в их формы введут для этого специальные разделы.

Элементы налоговой политики для организаций

Подробнее, что и как должно быть отражено в налоговой политике компаний на ОСНО, показано в таблице ниже.

Элемент налоговой политики Возможные варианты
какими силами ведется налоговый учет
  • бухгалтерией компании;
  • сторонней организацией
налоговые регистры
  • ведутся на основе регистров бухучета, а при их несовпадении составляется справка либо они дополняются с впомогательными реквизитами;
  • разрабатываются специально для учета налогов
налог на прибыль 1) отчетный период;

2) метод учета доходов и расходов;

3) способ учета МПЗ;

4) перечень прямых расходов;

5) порядок списания прямых расходов;

6) порядок распределения прямых расходов на остатки ГП и НЗП;

7) способ оценки покупных товаров;

8) создавать или нет резервы:

· на отпуска;

· на ремонт ОС;

· по сомнительным долгам и другие;

9) варианты начисления амортизации по амортизируемому имуществу

10) применяется или нет амортизационная премия и т.д.

НДС 1) способ раздельного учета по облагаемым и не облагаемым НДС операциям и форма регистра для учета;

2) правило 5% и форма регистра для учета;

3) порядок нумерации выставляемых счетов-фактур, в том числе по обособленным подразделениям

НДФЛ разработка регистра налогового учета НДФЛ

К тому, что прописать, а что нет в учетной политике организациям нужно отнестись со всей серьезностью. Ведь отсутствие четкого порядка в учете по налогам может привести к налоговым спорам, а также штрафам за нарушение правил учета организации.

Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль организаций. Классификация доходов и расходов

Как и в случае многих других налогов, название «налог на прибыль» содержит указание на объект налогообложения. Объектом обложения по рассматриваемому налогу является прибыль, полученная организацией. Важно знать, что прибыль для целей налогообложения определяется иначе, чем бухгалтерская прибыль организации. Вследствие этого в организациях существует две системы учета прибыли: бухгалтерский учет прибыли и налоговый учет прибыли, правила которого содержатся в ст. 313-333 НК РФ.

Порядок определения налогооблагаемой прибыли различается у разных организаций и завит от их налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибыль — это доходы за вычетом произведенных расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль определяется как разница между полученными через постоянные представительства доходами и произведенными постоянными представительствами расходами. Объектом налогообложения для иных иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России, выступают доходы, полученные от источников в РФ. А для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков объектом налогообложения выступает часть совокупной прибыли участников консолидированной группы, приходящаяся на данного участника. При определении объекта налогообложения следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Если в процессе хозяйственной деятельности организация получила доходы в натуральной форме, то их стоимость определяется исходя из цены сделки. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБР.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли

Появление в НК РФ главы 25 «Налог на прибыль организаций» породило налоговый учет прибыли, который существенно отличается от правил ведения бухгалтерского учета и определения прибыли организации. Это усложняет применение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. Правила ведения учета прибыли для целей налогообложения установлены ст. 313-333 НК РФ.

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в ст. 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Читайте также:  ВС объяснил, как выбрать подсудность трудового спора

Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).

Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, с 2005 г. организациям позволено формировать в налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете. Предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.

В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход (уплата налога «у источника»).

По истечении налогового периода налог уплачивается в срок, установленный для подачи декларации — до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговое законодательство РФ стремится реализовать принцип устранения двойного налогообложения. С этой целью суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате ею налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому уплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. Из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Порядок разработки налоговых регистров

Для определения налогооблагаемой базы используется систематизированная информация, которая группируется в налоговых регистрах по налогу на прибыль. Такие регистры являются одной из составляющих для подтверждения достоверности данных налогового учета. Сведения для занесения в регистры берутся из первичных документов, бухгалтерских справок, актов инвентаризации и расчетов.

Форма любого налогового регистра разрабатывается индивидуально каждым налогоплательщиком, а также прилагается в виде приложения к приказу об утверждении учетной политики предприятия (ст. 314 Налогового кодекса).

При разработке регистров налогоплательщиками должны быть учтены обязательные требования, содержащиеся в ст. 313 НК РФ. Так, они должны содержать:

За точность занесения в регистры сведений о хозоперациях несет ответственность лицо, их составившее, чья подпись имеется на документе. В обязательном порядке должна быть обеспечена защита налоговых регистров по налогу на прибыль от несанкционированного внесения исправлений. Если все же требуется внести исправление из-за обнаружения ошибки в данных, то это должно сделать ответственное лицо, отметив причину исправления и дату, а также подтвердив эту запись своей подписью.

Содержащиеся в налоговых регистрах данные предназначены как для самого налогоплательщика (для анализа и систематизации данных, а также для определения налоговой базы и заполнения строк налоговой декларации), так и для налоговых органов при проведении проверки. Сведения, содержащиеся в налоговых регистрах, являются налоговой тайной, за сохранение которой ответственность несут лица, получившие к ней доступ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *