III. Отбор проектов и принятие решения о реализации проекта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «III. Отбор проектов и принятие решения о реализации проекта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы получить субсидию на сельское хозяйство, подают заявление с пакетом документов в территориальное Министерство сельского хозяйства РФ по месту регистрации фермы. Обращение рассматривается в течение 15 дней. После этого хозяйственник получает ответ.

Целевые направления расходования гранта «Агротуризм» определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации

«заявитель» – сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением личных подсобных хозяйств), соответствующий критериям микро- и малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированный и осуществляющий деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, дополнительным видом деятельности которого является развитие сельского туризма.

Заявители, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям,предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029», в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек.

«проект развития сельского туризма» – документ (бизнес-план), составленный по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в который включаются, в том числе:

1) затраты на реализацию проекта развития сельского туризма, предусмотренные в перечне затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет средств гранта «Агротуризм», утверждаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

2) финансово-экономическое обоснование, предусматривающее срок окупаемости проекта развития сельского туризма не превышающий 5 лет;

3) плановые показатели деятельности, обязательство по исполнению которых включается в соглашение о предоставлении гранта «Агротуризм», а также обязательство об их достижении.

«срок окупаемости проекта развития сельского туризма» – период времени, за который сумма чистого денежного потока, генерируемого проектом развития сельского туризма, превысит сумму вложенных в него средств;

«плановые показатели деятельности» – производственные
и экономические показатели, включаемые в проект развития сельского туризма, в том числе объем производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку на развитие сельского туризма, выраженный
в натуральных и денежных показателях, плановое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма, получившие государственную поддержку и иные показатели, предусмотренные проектом развития сельского туризма. Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные плановые показатели деятельности.

В случае недостижения плановых показателей деятельности заявитель обязуется представить в адрес уполномоченного органа до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности.

В случае выявления уполномоченным органом необходимости внесения изменений в проект развития сельского туризма и соглашение, заключенное между заявителем и уполномоченным органом, заявитель представляет актуализированный проект развития сельского туризма в уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения соответствующего решения.

Внесение изменений в плановые показатели деятельности возможно при условии их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения уполномоченного органа.

Случаи, при которых допускается внесение изменений в проект развития сельского туризма и плановые показатели деятельности, методика оценки исполнения заявителем плановых показателей деятельности, а также меры ответственности заявителя за недостижение плановых показателей деятельности определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Общая информация про субсидирование сельского хозяйства

Для финансирования отрасли предусмотрено несколько действующих программ, которые преследуют определенные государственные цели:

  1. Умножение количества местных производств. Большими хозяйственниками могут стать даже начинающие фермеры.
  2. Защита от рисков. Эта мера направленна на хозяйственников, занимающихся делом в условиях сложной погоды. Страховка иногда получается очень выгодной.
  3. Уменьшение потерь из-за плохого урожая. Выплаты в этом случае могут производиться из федерального или регионального бюджета.
  4. Уменьшение цены на выпускаемые товары. Стоимость пшеницы регулируется на государственном уровне. За ее снижение предусматриваются дополнительные ассигнования.
  5. Правительственное распределение. Дотации поставляются в регионы согласно утвержденным планам. Для развития главных направлений создаются специальные прогнозы.
Читайте также:  Начисляются ли страховые взносы на больничный за счет работодателя в 2023 году

Отбор по конкурсу. Требования к кандидатам

Требования региональных властей к кандидатам различаются, а еще по областям существуют своим программы. Основное требование в большинстве случаев – это профессионализм фермера. Есть большая вероятность, что среди победителей окажется человек, который имеет высшее образование и опыт в ведении собственного хозяйства не менее 10 лет. Хотя, в основных требованиях таких критериев нет.

У фермера должны быть собственные средства, предназначенные для ведения бизнеса. Государственной комиссией допускается, что это может быть не вся сумма, а только часть, но не стоит сильно ориентироваться на минимальный порог 30%. Даже при его наличии поддержка может быть оказана человеку с большими финансовыми возможностями.

Грамотное бизнес-планирование – важный аспект одобрения заявки. Без планирования невозможно получить средства из федерального бюджета, поскольку комиссия не в силах самостоятельно представить, какую пользу может принести то или иное хозяйство.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?

Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.

Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?

Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.

Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.

Другие виды поддержки

Некоторые предприятия оформили банковские кредиты на закупку скотины, машин для работы на земле, увеличения оборота. Господдержка в этом случае выражается в оплате процентов. Начинающий крестьянский предприниматель может получить до пяти миллионов рублей, и погашать их в течение 15 лет, в то время как льготный период составит пять лет. Если оформлен фермерский кредит, для получения субсидии на оплату процентов, предпринимателю нужно написать заявление и сдать его в комиссию для участия в конкурсе. Количество победителей зависит от общего финансирования, которое выделено на область.

Денежная помощь может направляться на обустройство быта на ферме. По нему предприниматель вправе потратить деньги, к примеру, на приобретение домашней мебели, строительство гаража или для самой фермы. Однако запрещается расходовать эти средства для покупки недвижимости и приобретать квартиру. Субсидия может расходоваться на строительство дома на селе. Каждый регион предполагает свои условия для предоставления такой помощи.

Еще государство может помочь в покупке оборудования и техники по договору лизинга. Начинающий фермер, получивший скотину или технику в лизинг, может рассчитывать на то, что 1/15 затрат ему оплатит государство. Такую поддержку также получают, составив заявление установленного образца и пройдя соответствующий отбор.

С 2012 года на основе конкурса отбирают «Лучшего фермера региона». В результате победы он не только получает денежный приз, но и делится своим опытом с начинающими предпринимателями.

Для семейных ферм также можно рассчитывать субсидии для сельского хозяйства в текущем 2017 году и следующем 2017 году на развитие. Как получить их? Государство готово покрыть 60% начальных расходов на производство молочных и мясных ферм. При этом часть остальной суммы может быть представлена собственными средствами и банковскими инвестициями. Для участия в этой программе подают заявление. А получающий субсидию помимо прочего, может не волноваться за сбыт своей продукции, так как это организуется властями. Также региональные власти выделяют средства, чтобы подключить хозяйство к инженерным коммуникациям.


Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта «Агростартап», внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
  • оборудование в области аквакультуры (рыбоводства), по номенклатуре, определенной Минсельхозом России;
  • сельскохозяйственная техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • сельскохозяйственные животные (кроме свиней) и птица;
  • рыбопосадочный материал;
  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции);

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для промышленного производства овощей в защищенном грунте, в том числе мини-теплицы площадью до 1 га;

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется уполномоченным органом.

  • посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
  • племенная продукция (материал), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней.

Определения и понятия.

«Сельские агломерации» — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территориях, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

«Сельские территории» — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами — приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

  1. Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:

  1. Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
  2. Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
  3. Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
  4. Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
  5. Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
  6. Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
  7. Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).

Ответы на распространённые вопросы про субсидии для сельского хозяйства на развитие

Вопрос №1: По каким критериям определяется начинающее сельскохозяйственное предприятие?

Ответ: С целью рассмотрения кандидатов для участия в конкурсе на получение гранта под начинающими предприятиями понимаются те, в которых трудится от 15 (микропредприятие) до 100 работников (малое), в которые входят юр. лица (составляющие 25% уставного капитала), и в которых прибыль с начала года не возросла.

Вопрос №2: Кто может претендовать на получение кредита на развитие с/х предприятия по льготной ставке?

Ответ: Кредиты по ставке 5% с последующим возмещением банкам ключевой ставки из бюджета страны предоставляется предпринимателям, организовавшим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным кооперативам и фермерским хозяйствам.

Законодательная основа государственной поддержки АПК

Основным юридическим актом, что регулирует деятельность различных структур в агропромышленном секторе РФ, является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Читайте также:  Разовое пособие при рождении ребенка возрастет до 23 011 рублей в 2023 году

Что же касается общей государственной стратегии развития АПК, то она полностью описана в рамках действующей программы по развитию этого сектора. В данной программе можно найти все существующие государственные инициативы, ориентированные на ускорение развития АПК. Кроме того, в этом документе описана субсидия сельхозпроизводителям, которая должна облегчить процесс выплаты ими кредитов, взятых на расширение бизнеса.

В рамках такой программы существуют различные подпрограммы, что вместе ускоряют процесс экономического роста субъектов АПК. Все корректировки и нововведения в существующую законодательную регулирующую базу вносятся с помощью отдельных постановлений правительства и разъяснительных листов.

Итак, прежде чем определиться с тем, как получить субсидии на сельское хозяйство не имеющему навыков сельскому предпринимателю придется проделать большую подготовительную работу, связанную с изучением основных планов государства, направленных на развитие этой отрасли производства. Помимо этого следует иметь определённые навыки работы с с/х продукцией, а при необходимости и постараться освоить новаторские приёмы работы с фермерским хозяйством.

Успешное решение поставленных государством задач по преодолению последствий экономических санкций определяется, в конечном счёте, не только денежными вливаниями в сельхозсектор. Судьба рассмотренных в этой статье программ поддержки во многом зависит от тех усилий, которые сможет приложить к этому делу каждый заинтересованный в успехе предприниматель.

Кто имеет право на получение грантов и субсидий

Субсидии привлекают бизнесменов тем, что это безвозмездная выплата. Основное требование для её получения — использование конкретно по целевому назначению. Величину субсидии и порядок её получения, как правило, определяют местные органы власти. Итак, кто может получить субсидию.

Во-первых, это начинающие фермеры и уже состоявшиеся предприниматели. Они могут подать заявку на получение субсидии на развитие и на поддержку бизнеса в сельской местности. Начинающие фермеры — это граждане России со среднеспециальным или высшим образованием, зарегистрированные как ИП или как глава К(Ф)Х с опытом работы в с/х. При этом ИП должен пройти регистрацию больше, чем 3 года назад или реализовать своей продукции больше, чем на 30000 руб.

Во-вторых, в подпрограмме по субсидированию могут участвовать с/х кооперативы, микропредприятия, индивидуальные подсобные хозяйства. Начинающее хозяйство имеет следующие признаки:

  • штат малого предприятия насчитывает до 100 сотрудников;
  • штат микропредприятия насчитывает до 15 сотрудников.

Также в состав предприятия входят юрлица, составляющие больше 25% уставного капитала, а прибыль не выше обозначенных в начале года значений.

С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

  1. Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства?[1] Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.
Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *