Негативные последствия банкротства физического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негативные последствия банкротства физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Что общего в системе процедур банкротства для людей и для компаний?

Конечно, признание несостоятельности отличается у компаний и у рядовых граждан. Но есть процедура, которая будет общей для этих двух категорий — мировое соглашение.

На любом этапе банкротства стороны могут прийти к взаимному соглашению и тем самым отменить банкротство. После заключения мирового соглашения судебный процесс немедленно прекращается, то есть банкротство так и не наступает.

Мировое соглашение:

  • заключается между должником и его кредиторами;
  • должно учитывать интересы всех кредиторов;
  • должно пройти утверждение через арбитражный суд.

Нельзя, например, заключить мировое соглашение только с одним или с двумя кредиторами, если их пять или восемь. В соглашении учитываются интересы сразу всех кредиторов. Это выгодная альтернатива реструктуризации долгов, поскольку в мировом соглашении:

  • можно списать часть задолженности;
  • можно увеличить сроки: если в реструктуризации долгов срок расчета составляет 3 года, а в финансовом оздоровлении — 2 года, то в мировом соглашении можно прописать и 5, и 10 лет. Главное, чтобы кредиторы согласились на эти условия. Но, конечно, верить обещанию, что вы вернете долги за 25 лет суд не обязан — соглашение с такими условиями суд вряд ли утвердит.

Ниже представлена таблица с кратким изложением порядков процедур.

Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры
Банкротство юридических лиц Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Мировое соглашение
Банкротство физических лиц Нет Реструктуризация долгов Нет Реализация имущества Мировое соглашение

Для чего банкротство должника нужно кредитору?

Согласно ФЗ №127 судебные издержки оплачивает тот, кто инициировал процесс банкротства. Кредиторы обычно подают заявление о банкротстве своего должника, если юридическое лицо функционирует более-менее нормально и имеет активы, позволяющие после продажи, полностью погасить долг.

В этих случаях они стремятся не затягивать с подачей заявления, понимая, что с каждым днем потенциальный банкрот все глубже проваливается «в долговую яму». Хотя бы потому, что долги по зарплате работников растут, причем именно трудовой коллектив имеет больше всех прав на удовлетворение своих требований. А значит, с каждым днем шансы кредитора вернуть свои деньги уменьшаются.

Кроме того, в соответствии с положениями закона, кредитор имеет преимущественное право выбрать временного финансового управляющего. Управляющий, действующий в интересах кредитора, увеличивает вероятность того, что долг будет возвращен. Если не весь, то хотя бы большая его часть.

Варианты решений суда

Поданное в арбитражный суд заявление о несостоятельности юрилица регистрируется. Затем суд начинает его рассмотрение и изучение. Текст самого иска изучается на предмет его соответствие всем юридическим требованиям. Приложенные документы — на релевантность и соответствие реальному положению вещей. Чтобы полнее оценить финансовую ситуацию банкрота, суд рассылает запросы во всевозможные компетенции инстанции.

Суду необходимо понять – какие меры, предусмотренные в законе, целесообразно применить в отношении банкрота. Задача эта кропотливая и требующая немало времени. Как правило, оно занимает у суда около двух месяцев. После того, как вся необходимая информация собрана и проанализирована, судья принимает одно из четырех решений:

Отклонить иск, не найдя в деле оснований для банкротства. Дело закрывается.

Приостановить дело о банкротстве, в случае, если за прошедшее время стороны договорились и заключили мировое соглашение. В этом случае дело не закрывается. Оно будет возобновлено, если должник нарушит условия мирового соглашения.

Принять решение о реструктуризации долга и санации компании. Так поступают в том случае, если есть предпосылки к тому, чтобы компания расплатилась с долгами род руководством временного управляющего. То есть, перестала быть неплатежеспособной и вернулась к нормальному функционированию.

Сразу запустить конкурсное производство под руководством арбитражного управляющего. Это означает, что все ликвидные активы предприятия будут реализованы. Вырученные средства пойдут на погашение долгов. Остаток долгов будет списан. Юридическое лицо ликвидировано.

Тонкости мирового соглашения

Нередко дело о банкротстве прекращается судьей в результате заключения мирового соглашения. Такая возможность допускается на любом этапе процедуры. Мировое соглашение представляет собой документ, подписанный уполномоченным органом от кредиторов и руководством предприятия-должника. В нем содержатся детальные условия погашения кредиторской задолженности юридического лица, устраивающие обе стороны. Нередко в заключении мирового соглашения участвуют третьи лица, например, инвесторы, средства которых планируется привлечь для восстановления платежеспособности фирмы.

Признание мирового соглашения арбитражным судом и принятие решения о прекращении процедуры банкротства предполагает соблюдение нескольких обязательных условий. В их числе:

  • соответствие действующему законодательству о банкротстве юридических лиц;
  • учет интересов кредиторов, что подтверждается официальным решением коллегиального органа в виде комитета или общего собрания кредиторов;
  • документальное подтверждение полномочий руководства предприятия-должника для подписания документа.

Практика показывает, что подготовка и подписание мирового соглашения – самый простой и эффективный способ прекращения дела о банкротстве юридического лица. Грамотное его использование позволяет сэкономить время и средства всех заинтересованных сторон.

Классифицировать виды банкротства можно по критерию, кто является должником:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель;
  • физическое лицо, не являющееся ИП.

По критерию же «реальность-фиктивность» банкротство бывает 3 видов:

  • Реальное банкротство. Должник действительно имеет большой объем кредиторской задолженности. Но он не имеет возможности ее обслуживать;
  • Техническое (временное) банкротство. Организация не может исполнить свои финансовые обязательства в срок. Но теоретически ее задолженность может быть покрыта активами. Данный вид банкротства не всегда приводит к ликвидации фирмы;
  • Фиктивное банкротство. Это заведомо ложное публичное объявление о своей несостоятельности.

Что такое реестр требований кредиторов и зачем он нужен

Прежде чем получить право голосовать на собрании кредиторов, конкурсный кредитор должен подать в суд заявление о включении в реестр кредиторов должника. Суд в свою очередь должен признать это требование обоснованным.

Реестр требований кредиторов – это документ, который содержит сведения обо всех кредиторах должника. Его ведет арбитражный управляющий. Если количество кредиторов больше 500, то реестр должен вести реестродержатель (профессиональный участник рынка ценных бумаг).

Реестр состоит из трех разделов, в каждом из которых перечислены кредиторы соответствующей очереди в том порядке, в котором они заявили свои требования. Попасть в реестр можно на основании специального определения суда. Обычного судебного акта о присуждении долга в пользу кредитора недостаточно. Исключение составляют требования о выплате заработной платы и выходных пособий. Их арбитражный управляющий включает в реестр самостоятельно.

Включать свое требование в реестр требований кредиторов нужно по двум причинам: включенный в реестр кредитор может участвовать в процедуре банкротства и вправе получить удовлетворение своих требований в порядке очередности.

Кредиторы, которые не вошли в реестр кредиторов должника, могут получить удовлетворение, если что-то останется после погашения реестровых долгов или в рамках субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

В рамках процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления включить в реестр можно денежное требование из обязательства, которое возникло до момента, когда суд вынес определение о введении наблюдения.

Важно: в реестр на указанных стадиях банкротства не включают неденежные требования.

При введении же конкурсного производства в реестр требований включаются денежные и неденежные требования. При этом неденежные требования включают в реестр на основании денежной оценки.

Заявить требование в реестр можно на любой стадии банкротства, но не позже двух месяцев с момента, когда в ЕФРСБ появятся сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. По истечении этого срока реестр закрывается. Все оставшиеся требования становятся зареестровыми. Это значит, что кредитор получит удовлетворение за счет имущества должника, которое останется после удовлетворения всех реестровых требований.

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

— справедливое распределение средств между сторонами;

— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 01.07.2016 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями, вступившим в силу 20.11.2014 года), Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и «Кодекс РФ об административных правонарушениях», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45″О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» и др.

Читайте также:  Как поставить на кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом?

Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:

1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.

К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»(утратил силу).

Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;

3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Структура Закона «О несостоятельности (банкротства) – Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов. Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде. Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника (ст.49).

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Согласно определению, приведенному в ФЗ, наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура проводится до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).

При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Читайте также:  В 2023 году в Новосибирской области выросла сумма детских пособий

Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Обязанности временного управляющего:

– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

– проводить анализ финансового состояния должника;

– выявлять кредиторов должника;

– вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

– уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

– созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 67).

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (ст. 20).

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

– в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

– в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.

Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

Финансовое оздоровление

Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.

Инициировать введение процедуры оздоровления могут:

  • учредительный орган;
  • уполномоченный собственником сторонний орган;
  • заинтересованные третьи лица.

Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.

В обязанности управляющего входят следующие задачи:

  • учет требований кредиторов;
  • организация собраний кредиторов;
  • предоставление информации о проводимом оздоровлении;
  • контроль погашения задолженности.

Начало процедуры банкротства

Для того, чтобы начать процедуру банкротства, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

Должнику следует иметь неисполненные долговые обязательства на сумму не менее 300 тыс. рублей, а также в отдельных случаях требуется минимум 3-месячная просрочка погашения долгов или выплаты зарплаты.

Наличие данных обстоятельств подтверждается вступившим в силу судебным решением, заключением административного суда, либо исполнительным листом, по которому Третейский суд обязывает должника исполнить свои финансовые обязательства.

В отдельных ситуациях необходимые условия для начала процедуры банкротства могут отличаться. В частности, не всегда требуется соблюдение требования о наличии просроченной задолженности в сумме 300 тысяч рублей – долг может иметь иной размер либо отсутствовать. Независимо от условий и обстоятельств, а также статуса должника все дела о банкротстве рассматриваются исключительно арбитражным судом. Чтобы это процесс прошел максимально гладко и спокойно, рекомендуется доверить ведение и сопровождение процедуры банкротства квалифицированным юристам. Такую помощь вы получите, обратившись в Юридическое бюро №1.

Что такое банкротство

Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.

Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:

  • сам гражданин;
  • кредитор (банк или другие финансовые организации);
  • государственный орган — (чаще всего ФНС).

Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.

По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:

  • фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
  • очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • размер задолженности превышает стоимость имущества должника.

Ограничения в правах во время банкротства

Здесь возникают трудности в следующем:

  • на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
  • физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
  • запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
  • банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
  • запрещен выезд за границу по усмотрению суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *