Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поправки, вступающие в силу с 01.01.2023 года. 120 ФЗ от 30.04.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
Особенности постановки на кадастровый учет объектов недвижимости
В России действует единый порядок постановки на кадастровый учет объекта недвижимости. Однако есть ряд важных особенностей, вызванных отличием характеристик объектов и их правового статуса. Отметим момент, что определять идентификационные признаки и характеристики недвижимости может и вправе это делать только кадастровый инженер. Именно этот специалист проводит обследования и координирование, готовит документы для Росреестра. В некоторых случаях допускается постановка на кадастровый учет через суд (например, при возникновении спора о границах на близлежащие участки).
Комментарий специалиста-эксперта. Правила постановки земельного участка на кадастровый учет позволяют сделать одновременный учёт и частного дома, здания или сооружения. На объект капитального строительства нужно получить Техплан (технический план). Кадастровый инженер может одновременно провести обследование участка и строения, определить координаты недвижимости, оформить два документа для Росреестра.
Как поставить объект на кадастровый учет
Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет регламентирован Законом № 218-ФЗ и для этого нужно:
- Завершить строительные работы и ввести объект в эксплуатацию (для ИЖС подается уведомление в местную администрацию);
- Заказывается и делается Техплан, готовятся документы подтверждающие права на объект;
- Документы с заявлением подаются в МФЦ или непосредственно в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Хотя сама постановка на учет будет осуществляться только специалистами Росреестра;
- После завершения обязательных процедур будет выдана выписка из реестра недвижимости с кадастровым номером объекта.
Документы может подать собственник или его представитель по доверенности. Технические и межевые планы выдаются собственнику на диске, либо направляются кадастровым инженером напрямую в Росреестр.
Аналогичные правила применяются при изменении характеристик строения или помещения.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Новое в госрегистрации сделок с долями в праве общей собственности
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
Что такое технический и межевой планы?
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Для чего может потребоваться кадастровая нумерация
Стоимостная оценка и составление перечня необходимы для удостоверения и гарантирования правомочий владельцев на принадлежащее им имущество. Регистрируются:
- Жилые строения и здания нежилого назначения;
- Помещения, предназначенные для проживания, и многоквартирные дома;
- Отдельные площади и подземные сооружения;
- Земельные территории.
По результатам внесения недвижимости в федеральную базу сведений присваивается идентификационный код и хозяину выдается выписка из ЕГРП. Без удостоверения права собственности её хозяину будет сложно совершить сделку с ней, получить наследство, невозможно произвести перепланировку помещения.
Выписка из ЕГРП может быть затребована в судебных слушаниях по имущественным спорам в роли доказательственной базы, подтверждающей владение конкретным объектом. Инициатором получения кадастрового паспорта могут выступать:
- Собственник имущества.
- Арендатор.
- Субъекты, обладающие правом бессрочного пользования активом.
- Лицами, получающими наследство.
- Иными заинтересованными людьми при наличии действующей доверенности.
Особенности определения и согласования
Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.
Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.
Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии).
Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.
Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.
Застройщик после возведения МКД на участке должен зарегистрировать отказ от права собственности на него
Если участок принадлежит застройщику на праве собственности, он не сформирован для размещения и эксплуатации нового МКД, то одним из способов прекращения такого права может являться отказ от него. Застройщик должен подать в Росреестр заявление о госрегистрации прекращения права собственности.
При выполнении такой заявки ведомство одновременно передаёт права на эту землю муниципалитету, причём без заявления от органа власти. И затем уже муниципалитет обязан сформирован участок и поставить на учёт как часть общего имущества МКД.
Если участок под домом изначально сформирован, предоставлен под строительство и нужды новостройки, то запись о госрегистрации права застройщика на него погашается одновременно с регистрацией первой квартиры за её владельцем. Тогда придомовая территория переходит в общедолевую собственности жителей МКД.
Другая ситуация – если участок для строительства дома находился у застройщика в аренде или пользовании. Для госрегистрации прекращения аренды или безвозмездного пользования участка в Росреестр необходимо представить заявление от одной из сторон договора аренды и соглашение о его расторжении.
Что можно ставить на учёт в кадастре
Согласно п. 7 ст.1 ФЗ №218 к внесению обязательны:
- Земельные участки;
- Здания, сооружения;
- Помещения;
- Единые недвижимые комплексы.
Напомним, что порядок государственной регистрации объектов недвижимости (в том числе – многоквартирных домов) в прошлом году менялся дважды. Начиная с 1 января 2013 года застройщиков обязали оформлять кадастровые паспорта на сданные многоквартирные дома. Чтобы сделать такой паспорт, компания должна представить выданное Службой госстройнадзора и экспертизы разрешение на ввод дома в эксплуатацию и технический план здания (его заказывают в органе технической инвентаризации или у кадастрового инженера) в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». На основе этих двух документов информацию о доме вносят в Единый кадастровый реестр. После прохождения этих процедур надлежало оформлять отдельный кадастровый паспорт на каждое помещение в этом доме (в том числе и на квартиры). Вопрос о том, кто именно должен ставить на кадастровый учет квартиры – застройщик или дольщики, законодатели оставили без ответа. В результате многие компании оформляли кадастровый паспорт лишь самих домов – аналогичную процедуру в отношении квартир вынуждены были проводить их покупатели. Чем многие из них были крайне недовольны.
А с 1 октября (после вступления в силу 250-ФЗ) появилась очередная новация: многоквартирные дома и все расположенные в них помещения необходимо ставить на кадастровый учет одновременно. Казалось бы, проблема решена. Но тот же 250-ФЗ дал возможность покупателям новостроек самостоятельно заниматься кадастровым учетом своих квартир, не дожидаясь, пока на учет поставят весь дом. «Здание ставится на кадастровый учет вместе со всеми расположенными в нем помещениями (квартирами, встройками, объектами общего пользования). Однако именно для квартир было сделано исключение – их можно оформить раньше, чем сам дом», – поясняет юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и Партнеры» Софья Соколова.
В общем, новый, «упрощенный», механизм постановки жилья на кадастровый учет явно «буксует». При этом, как рассказала БН старший юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group Вера Рябова, формально Закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» вовсе не обязывает застройщика обеспечивать постановку дома и помещений в нем на кадастровый учет.
«В соответствии с частью 3 статьи 8 закона 214-ФЗ для передачи квартиры достаточно разрешения на ввод дома в эксплуатацию. То есть дольщик вправе отказаться подписывать акт приема-передачи квартиры лишь в том случае, если в договоре долевого участия специально предусмотрена обязанность застройщика поставить помещение на кадастровый учет», – утверждает Вера Рябова.
Получается, что кадастровая регистрация дома и квартир в нем – это всего лишь право, а не обязанность застройщика. Очевидно, что в этой ситуации многие компании будут перекладывать функции по оформлению квартир на плечи покупателей: как утверждает директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу Даниил Пильдес, уже сейчас некоторые застройщики передают гражданам квартиры в домах, которые не поставлены на кадастровый учет. Фактически покупателей обязывают самих заниматься регистрацией жилья.
В идеальном для дольщиков варианте застройщик должен самостоятельно ставить на учет дом и все помещения в нем – сразу после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. А уже затем подписывать с покупателями акты приема-передачи жилья и выдавать им ключи.
Когда же застройщик передает дольщикам еще не оформленные квартиры, то, по сути, покупатели получают некий полуфабрикат – помещения, которые не имеют юридического статуса: в них можно проживать, однако нельзя оформить в собственность. Более того, в таких случаях дольщикам придется раскошелиться и потратить немало времени на оформление своего жилья. Стоимость получения техпаспорта для «однушки» площадью 35 кв. м, который необходим для постановки квартиры на кадастровый учет, составляет около 4 тыс. руб. А самого документа придется ждать в лучшем случае около месяца.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Когда и кем проводится процедура
Постановка жилого многоквартирного дома на кадастровый учет необходима перед его вводом в эксплуатацию и в большинстве случаев выполняется самим застройщиком или органами местного самоуправления, контролирующими ход работ. Порядок проведения этой процедуры и ее условия определены положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ.
В некоторых случаях (например, когда компания, руководящая строительством, признана банкротом или отказывается выполнять свои прямые обязанности) поставить МКД на государственный кадастровый учет могут сами жильцы (дольщики) при помощи обращения в суд.
И в первой, и во второй ситуации регистрируются не только все жилые помещения, входящие в состав МКД, но и:
- нежилые (технические) помещения;
- вспомогательные помещения;
- нежилые помещения, предназначенные для общего использования;
- машиноместа.
В каких случаях необходим кадастровый паспорт
Необходимость постановки дома на учет может возникать в следующих ситуациях:
- При оформлении права собственности на строении (даже вновь образованного);
- При внесении изменений в конструкцию недвижимости, для чего необходимо осуществить снятие с учета и дальнейшую постановку в новом качестве или характеристиках;
- При внесении произведенных изменений с объектом;
- При необходимости продать дом, оформить дарственную, применить в качестве залога, сдать в аренду и т.д.
🏡 Причины, по которым дома может не быть на публичной кадастровой карте
Сведения о местоположении дома на участке (координаты) должны быть внесены в базу ЕГРН и отображаться через публичную кадастровую карту. Но бывает, что участок на публичной карте отображается как положено, со всеми координатами границ, а вот стоящий на нем дом – нет.
Возникает парадоксальная ситуация: в реальности дом имеется, но его местоположение на земельном участке установить нельзя. При этом, как правило, документы со стороны владельца и на участок, и на дом в полном порядке, недвижимость оформлена в собственность.
Почему такое может быть:
- объект недвижимости был зарегистрирован очень давно или тогда, когда привязка к публичной кадастровой карте не требовалась (документы просто оформлялись и передавались в Кадастровую палату, но сведения о местоположении дома, его координатах не фиксировалась);
- объект недвижимости был зарегистрирован на основании декларации – например, по «дачной амнистии», и сведения о координатах дома никуда не вносились, поскольку декларация этого не предусматривает.