Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность ПЭК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Предоставляемые сведения
Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления |
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения |
НПА
Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627 |
Срок сдачи
до 1 февраля |
Кто предоставляет
|
Как предоставляется
В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Информация, включаемая в отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Отчетность по ПЭК включает в себя:
1) Раздел «Общие положения» должен содержать:
- наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
- наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта;
- наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета должностном лице;
- дату утверждения Программы.
2) Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать:
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы), ее последней корректировке;
- показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);
- сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами
В программе требуется четко прописать перечень лиц, в чьи обязанности входит наблюдение за обращением с отходами. По каждому уполномоченному сотруднику необходимо указать его должность, ФИО и список конкретных должностных обязательств в этой области. Как правило, такие обязанности возлагаются на инженеров, технологов, экологов.
Первоначально удобнее всего разделить всю систему ПЭК на структурные элементы:
- надзор за присутствием у юрлица документов, устанавливающих правила в сфере обращения с отходами – как внутренних инструкций и журналов, так и внешних нормативных актов (формы стат.отчетности, паспорта загрязняющих веществ, проекты допустимых предельных значений размещения отходов и т.д.);
- надзор за следованием правовым нормам – также речь идет как о внутренних приказах, распоряжениях и инструкциях, так и о федеральных и муниципальных актах;
- контроль за инструктажами, профподготовкой и обучением лиц, которые имеют дело с отходами и загрязняющими элементами.
Каждая составляющая часть этой системы должна быть подконтрольна конкретному сотруднику, компетентному по роду своей работы в соответствующих вопросах. Эти моменты прописываются как в их инструкциях, так и в программе ПЭК.
Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами
Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:
- осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
- оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения — составляются предписания для их устранения в скором будущем);
- информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.
Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.
При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.
Производственный экологический контроль (ПЭК) – это внутренний контроль выполнения природоохранных норм на предприятиях I-III степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Принципы производственного экологического контроля заключаются в подготовке соответствующей программы и надзоре за ее исполнением.
Для каждого загрязняющего объекта подготавливают индивидуальную программу ПЭК. Производственный экологический контроль на предприятии осуществляют с учетом всех законодательных норм в области природопользования и экологии. Также учитывается специфика работы организации.
Подготовленный нормативный акт внедряют приказом по организации. После утверждения программы ответственные лица должны следить за выполнением всех пунктов документа. Предприятия I категории НВОС сдают программу на утверждение в контролирующие ведомства, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.
На каких предприятиях производственный экологический контроль обязателен
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 содержит нормы, определяющие обязанность ведения ПЭК и оформления этого мероприятия соответствующими документами для отдельных видов организаций. Это юрлица и ИП, эксплуатирующие во время работы объекты I, II и III классов. Эти категории различаются степенью негативного влияния на окружающую среду (НВОС):
I – сильное воздействие;
II – умеренное воздействие;
III – незначительное воздействие.
Есть еще и дополнительная IV категория, предполагающая минимальное НВОС. Для структур из этого класса разрабатывать программу экологического надзора не нужно. Значит, и отчетность по ним не составляется.
Признаки, по которым объекты распределяют по классам, указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев…».
Уполномоченные сотрудники при появлении в организации негативно влияющих на природу элементов обязаны направить в Минприроды России заявление по установленной форме (Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки…»). «Опасная» структура попадает таким образом под госконтроль. В подтверждение выдается свидетельство. В нем обязательно указывается присвоенный объекту класс.
Кто должен проводить ПЭК?
Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.
Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК
Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК
- 1. Общие сведения о предприятии.
- Карточка предприятия.
- Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
- 2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
- 3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
- 4. По выбросам:
- Проект ПДВ.
- Бланк инвентаризации.
- Разрешение на выброс и нормативы.
- План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
- Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
- 5. По сбросам (при наличии сброса):
- Проект НДС.
- Разрешение на сброс.
- Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
- Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
- Копия договора на водоотведение.
- Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
- Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
- При наличии очистных – паспорт очистных.
- План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
- Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
- 6. По отходам:
- Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.
4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.
Программа ПЭК 2020, 2020 г. Образец, комментарии по заполнению
После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.Информацию для заполнения вышеперечисленных страниц вы берете из проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Если вы являетесь объектом малого, среднего предпринимательства, то обязанности разработки указанного проекта у вас не было, следовательно перечень отходов, код ФККО, класс опасности и количество отходов вы берете из отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП).Следует сказать о нововведении с 01.01.2020 г.
— обязанность по разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов возникает только у предприятий 1 и 2 категории объекта негативного воздействия! Независимо от того, является предприятие малым, средним или крупным — если оно относится к 1 или 2 категории ОНВОС, с 01.01.2020 необходимо уже иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение!
В противном случае это нарушение по статье 8.2.