Общие положения Пенсионного фонда Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общие положения Пенсионного фонда Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Пенсионный фонд Российской Федерации был основан 22 декабря в 1990 году Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 “Об организации Пенсионного фонда РСФСР” для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий, пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплён запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

История формирования ПФР

Изначально наиболее важной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов для финансирования выплат пенсий по старости, инвалидности, а так же по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году во многих регионах страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), которые осуществляли одновременное назначение и выплату государственных пенсий. Последующим развитием этого процесса был Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года №1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации”. Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашение о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию

В 2018 году Правительство РФ планирует обсудить преобразование Пенсионного фонда в публично-правовую компанию — с возможностью инвестировать свободные деньги и копить резервы. Необходимо рассмотреть влияние такого изменения на пенсионную систему РФ и пенсионные накопления граждан.

В настоящее время в Правительстве РФ обсуждают возможность преобразования Пенсионного фонда России (Далее – ПФР) в публично-правовую компанию, на первом этапе предлагается создать орган управления ПФР на трёхсторонней основе — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей.

Новый правовой статус позволил бы ПФР стать менее зависимым от бюджетной системы РФ, дал бы возможность наращивать резервы и размещать их в активах компаний для получения дополнительной прибыли.

Против большей самостоятельности Пенсионного фонда РФ в Правительстве РФ выступает финансово-экономический блок.

Рассматривая вопрос о реорганизации ПФР в публично-правовую компанию, прежде всего, необходимо определить статус публично-правовой компании.

Данное понятие было введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ “О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской (Далее – Закон о ППК). Закон о ППК, подписанный Президентом РФ в июле 2016 года, определяет единые правила создания и деятельности госкорпораций и госкомпаний. Согласно указанному закону Публично-правовая компания определяется как унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (2, ч.1, ст. 2).

Необходимость в указанном законе была вызвана ростом числа госкомпаний, при создании которых под каждую из них был написан отдельный федеральный закон, в связи с чем, появилась потребность в унификации требований, предъявляемых к госкомпаниям. Законодатель планировал реорганизовать все госкорпорации и госкомпании в публично-правовые компании, за исключением Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, «Ростеха», «Росатома» и «Роскосмоса» (2, ч.4, ст. 2)

Преимуществом публично-правовой компании является право инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Публично-правовые компании могут выполнять более широкой спектр задач, нежели госкорпорации или госкомпании, которым присуще часто ненадлежащее правовое регулирование деятельности.

Публично-правовые компании вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета / вклада, создавать коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Основным вопросом в процессе реформирования ПФР является то, насколько будет жизнеспособна такая трёхсторонняя система (государство, представители профсоюзов и работодатели).

Основная особенность нашей страны заключается в том, что в отличие от других стран у нас достаточно слабые профсоюзы, поэтому стоит вопрос в том, насколько эффективно профсоюзы смогут отстаивать права работников.

С другой стороны, влияние работодателей может заключаться в том, что они, например, могут говорить о снижении нагрузки на бизнес, снижении взносов, а работники, напротив, должны быть заинтересованы в том, чтобы интенсивнее увеличивался их пенсионный капитал.

Рассматривая правовой статус Пенсионного фонда РФ необходимо отметить Положение о Пенсионном фонде РФ, утверждённое Постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

В нём ПФР был определён самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор и аккумуляция страховых взносов, контроль над поступлением и расходованием средств).

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил его организационно-правовую форму как госучреждение. Позднее, в 2009 году, закон о страховых взносах во внебюджетные фонды наделил Пенсионный фонд функциями по контролю и надзору за уплатой социальных взносов. Впоследствии было принято 18 регламентов по предоставлению ПФР государственных услуг.

В настоящее время у Пенсионного фонда нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесён в правительство в марте 2014 года, как следует из плана-графика реализации стратегии развития пенсионной системы.

В настоящее время Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным целевым фондом денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, управляемый органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления пенсионного обеспечения граждан РФ.

При реорганизации ПФР в публично-правовую компанию правовое положение Пенсионного фонда РФ, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации будет регламентироваться Законом о ППК и Гражданским кодексом РФ (Далее – ГК РФ).

В соответствии с положениями п. 3 ст. 50 ГК РФ, Пенсионный фонд РФ будет иметь правовой статус некоммерческой организации, при этом будет иметь организационно-правовую форму унитарного юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ). Рассматривая вопрос об имущественных правах Пенсионного фонда РФ, необходимо отметить, что закон о ППК предусматривает несколько вариантов формирования имущественного комплекса публично-правовой компании. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя компании – Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юридического лица в публично-правовую компанию. В процессе реорганизации Пенсионного фонда РФ, законодателю необходимо будет рассмотреть, в частности, вопросы правовой регламентации частноправового регулирования правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан, поскольку в настоящее время они регулируются финансово-правовыми нормами.

Предоставление Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании позволит ему начать формировать и накапливать резервы. Пенсионный фонд приобретёт большие возможности действовать независимо от государства. При реорганизации ПФР фонд становится более независимым, имеет право размещать свои резервы, наращивать их. Везде в мире одним из источников преодоления демографических волн, экономических кризисов является формирование резервов и размещение их в активах компаний, в том числе зарубежных, чтобы получать дополнительную прибыль.

Главным противником предоставления ПФР статуса публично-правовой компании будет выступать Министерство финансов РФ, поскольку придание Пенсионному фонду РФ такого юридического статуса означает, что правительству нельзя будет использовать средства фонда на нецелевые задачи, нельзя будет изымать резервы. Таким образом, Министерство финансов РФ потеряет один из источников стабилизации бюджета РФ.

Подводя итоги необходимо отметить в первую очередь положительные результаты такого преобразования Пенсионного фонда РФ:

Во-первых, Пенсионный фонд РФ получит дополнительные финансовые инструменты для накопления и преувеличения пенсионного капитала, что позитивно отобразится на всей пенсионной системы.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Во-вторых, указанное изменение станет хорошим фундаментом для дальнейшего фундаментального реформирования пенсионной системы, чтобы сделать её более открытой и более эффективной.

В-третьих, Пенсионный фонд РФ станет более самостоятельным в вопросах определения стратегии развития и улучшения обязательного пенсионного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования.

Федеральный закон от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

​ декабря 2015 года​

​Исключение составляют граждане 1967​8. Страхователи, указанные в​

​ выплат и вознаграждений,​
​ осуществляющими деятельность в​ для ЭВМ, баз​ 346.2 Налогового кодекса​
​ страховых взносов, предусмотренным​ информационном обмене, заключенным​
​ страхования» (Собрание законодательства​ Российской Федерации, Банка​
​ в области государственного​ 30 января 1991​
​ о Пенсионном фонде​ накопления у текущего​
​ пятилетней фиксации средств​ досрочном переходе, поданным​
​2012​ года рождения и​

​ подпункте 4 пункта​
​ для общественных организаций​
​ области информационных технологий,​ данных (программных средств​

​ Российской Федерации, для​
​ пунктом 4 части​
​ между федеральным органом​ Российской Федерации, 2009,​

​ России.​

​ пенсионного страхования;​ г. № 556-1.​ Российской Федерации (России)​ страховщика (ПФР) в​ пенсионных накоплений.​ в 2015 году​по состоянию на 31​ моложе, в отношении​ 2 и подпунктах​ инвалидов, для организаций,​ в соответствии со​ и информационных продуктов​ организаций народных художественных​ 2 настоящей статьи,​ исполнительной власти, осуществляющим​ N 30, ст.​9. Правление ПФР:​
​разъяснительную работу среди​Председатель Верховного Совета​ (1).​
​ 2016 году, выбранному​При досрочном переходе указанной​Заявления о досрочном переходе​ декабря 2016 года​ которых с 1​ 4 и 6​ уставный капитал которых​ статьей 15 настоящего​ вычислительной техники), установке,​ промыслов и семейных​ составляет не менее​ функции по контролю​ 3738; Российская газета,​несет ответственность за выполнение​ населения и юридических​Российской Федерации​2. Установить, что проекты​ страховщику в 2017​ группы застрахованных лиц​ из негосударственного пенсионного​2013​ января 2014 года​ пункта 4 настоящей​ полностью состоит из​ Федерального закона.​ тестированию и сопровождению​
​ (родовых) общин коренных​ 50 человек.​
​ и надзору за​ 2010, 30 сентября)​ функций, относящихся к​ лиц по вопросам,​Р.И.ХАСБУЛАТОВ​ нормативных актов по​ году будут переданы:​ новому страховщику в​ фонда в Пенсионный​
​по состоянию на 31​ впервые начисляются страховые​ статьи, применяют тарифы​ вкладов общественных организаций​6. В 2011​ программ для ЭВМ,​ малочисленных народов Севера,​2.2. Вновь созданные​ соблюдением законодательства Российской​
​ следующие изменения:​ компетенции ПФР;​ относящимся к компетенции​Утверждено​
​ вопросам, связанным с​- в случае положительного​ 2017 году будут​ фонд Российской Федерации,​ декабря 2017 года​ взносы на обязательное​ страховых взносов в​ инвалидов и в​ — 2019 годах​ баз данных.​ занимающихся традиционными отраслями​ организации, осуществляющие деятельность​ Федерации о налогах​1) часть 5​определяет перспективные и​
​ ПФР.​постановлением Верховного Совета​ финансированием выплат за​ результата инвестирования в​ переданы:​ из Пенсионного фонда​2014​ пенсионное страхование, которые​ соответствии с настоящей​ которых среднесписочная численность​ выпадающие доходы бюджетов​2. В течение​
​ хозяйствования;​ в области информационных​ и сборах, и​ статьи 8 изложить​ текущие задачи ПФР;​ПФР может принимать​Российской Федерации​ счет средств ПФР,​ 2016 году –​- в случае положительного​ Российской Федерации в​по состоянию на 31​ вправе осуществить выбор​ статьей при выполнении​
​ инвалидов составляет не​ государственных внебюджетных фондов​ 2011 — 2014​2) для организаций​ технологий, за исключением​ Фондом социального страхования​ в следующей редакции:​утверждает бюджет, сметы​ участие в финансировании​от 27.12.91 №​ представляются Фонду на​ фактически сформированные средства​ результата инвестирования в​ негосударственный пенсионный фонд​ декабря 2018 года​ варианта пенсионного обеспечения​ этими страхователями условий,​ менее 50 процентов,​ в связи с​ годов для плательщиков​ и индивидуальных предпринимателей,​ организаций, имеющих статус​ Российской Федерации.»;​»5. Установленная частью​ расходов (включая фонд​ программ социальной защиты​ 2122-1​ предварительную экспертизу для​ пенсионных накоплений без​
​ 2016 году -​ и из одного​
​2015​ до 31 декабря​ установленных Федеральным законом​
​ а доля заработной​ установлением пониженных тарифов​ страховых взносов, указанных​ применяющих единый сельскохозяйственный​ резидента технико-внедренческой особой​4) в статье​ 4 настоящей статьи​ оплаты труда) ПФР​ пожилых и нетрудоспособных​ПОЛОЖЕНИЕ​ подготовки заключения.​ инвестиционного дохода за​ сумма средств пенсионных​ негосударственного пенсионного фонда​по состоянию на 31​ года, в котором​ «О страховых взносах​ платы инвалидов в​ страховых взносов плательщикам​ в пунктах 1​ налог;​ экономической зоны, применяют​ 57:​ предельная величина базы​ и его органов,​ граждан.​

​О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ​

​3. Пенсионному фонду Российской​ 2016 год;​

​ накоплений, отраженная в​

​ в другой негосударственный​ декабря 2019 года​

​ истекает пятилетний период​ в Пенсионный фонд​

​ фонде оплаты труда​

​ страховых взносов, указанным​

​ — 3 части​

​3) для плательщиков​

Положение о пенсионном фонде Российской Федерации

14.1 Положение о пенсионном фонде Российской Федерации: понятие, функции, структура и финансовые средства

14.2 Основные принципы государственного пенсионного страхования

14.1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации: понятие, функции, структура и финансовые средства

Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он образован в 1990 г. Цель создания: государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основные функции ПФР:

— целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;

— работа по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью граждан;

— капитализация средств ПФР, в том числе добровольных взносов;

— контроль за поступлением и расходованием страховых взносов;

— организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР.

Средства в ПФР формируются за счет:

— страховых взносов работодателей;

— страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

— ассигнований из федерального, республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий;

— государственные средства, возмещаемые органами занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным.

Средства ПФР направляются на:

— выплату государственных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за пределы РФ;

— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

— оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Из материалов судебной практики

Позиция Высшего Арбитражного Суда

РФ:

Лица, не выполняющие при подаче иска функции государственного органа (органа местного самоуправления), от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды не освобождаются.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 5658/10 по делу N ВА73-13725/2009)

При рассмотрении дел о взыскании причитающегося по гражданско- правовым договорам подразделения вневедомственной охраны должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и в своем интересе (ст. ст. 1, 120 ГК РФ). Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не является защитой государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании пп. 1, ни на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

Читайте также:  ​Как получить субсидии на жилье?

пенсия заявление нормативный порядок

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:

1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.

3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества

— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),

— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;

— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители;

— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).

Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:

— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;

— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;

— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.

Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

— федеральные государственные гражданские служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— граждане из числа космонавтов;

— граждане из числа работников летно-испытательного состава;

— нетрудоспособные граждане.

Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (далее — ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

ПФР подотчетен Верховному Совету Российской Федерации, информация о результатах его деятельности ежегодно представляется на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

3. ПФР обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;

организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

4. Средства ПФР формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

Читайте также:  Взыскание долгов по ЖКХ путем получения судебного приказа в 2022 году

средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

5. Взимание страховых взносов, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, производится в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.

6. Средства ПФР направляются на:

выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

7. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.

В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Состав правления ПФР утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлению председателя правления ПФР.

В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

9. Правление ПФР:

несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

определяет перспективные и текущие задачи ПФР;

утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

  • Пенсионный фонд Российской Федерации

    Задачи, структура доходов и расходов Пенсионного фонда, перспективы его развития. Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения. Проблемы развития пенсионной системы. Направления проведения пенсионной реформы.

    презентация [518,6 K], добавлен 06.12.2014

  • Роль Пенсионного фонда в осуществлении пенсионной реформы

    Исторические особенности деятельности Пенсионного фонда РФ, его структура, функции и задачи. Предпосылки и этапы проведения пенсионной реформы. Анализ деятельности Пенсионного фонда на финансовом рынке и перспективы его развития в российской экономике.

    курсовая работа [551,4 K], добавлен 18.06.2012

  • Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации

    Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности. Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров. Совершенствование пенсионной системы РФ.

    курсовая работа [39,9 K], добавлен 07.05.2010

  • Реформирование пенсионного фонда Российской Федерации

    Пенсионное обеспечение в эпоху царской России и в период СССР. Анализ формирования пенсионной системы Российской Федерации. Факторы, диктующие необходимость пенсионной реформы. Переход на накопительно-страховую систему, структура и уровень размера пенсий.

    курсовая работа [1,4 M], добавлен 24.04.2009

  • Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования

    Характеристика Пенсионного фонда РФ, суть реформы. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. Инвестирования накопительной части трудовой пенсии. Анализ доходной и расходной части бюджета пенсионного фонда.

    дипломная работа [2,3 M], добавлен 13.03.2010

  • Структура расходов Пенсионного фонда РФ

    Деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации, организация пенсионной системы страны и концепция ее реформирования Функции пенсионного страхования, его правовые основы. Анализ бюджетов фонда, источники финансирования государственных пенсий.

    курсовая работа [47,8 K], добавлен 04.06.2011

  • Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

    Организационно-правовые основы функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации. Особенности деятельности фонда на современном этапе пенсионной реформы. Проблемы реализации действующей модели страхования и обеспечения сбалансированности бюджета.

    курсовая работа [462,5 K], добавлен 04.10.2014

Немного из истории Пенсионного фонда России с официального сайта1: «…12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

20 ноября 1990 был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.

В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

Правовой статус Фонда социального страхования РФ

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

— добровольные взносы;

— другие поступления.

Изменения в схеме структуры ПФР

Отметим, что структура ПФР РФ не стоит на месте, а развивается. Так, в каждом российском субъекте расположено отделение ПФР, под руководством которого работают:

  • территориальные управления;
  • центры по выплате пенсий и обработке информации;
  • клиентские службы Фонда.

В 2021 году организационная структура Пенсионного фонда РФ была в очередной раз оптимизирована не только в части структуры, но и численности персонала. Во многом это связано с автоматизацией и информатизацией исполнения возложенных на ПФР функций. В частности, это позволяет расширять перечень дистанционных электронных госуслуг.

На сегодня структура организации Пенсионного фонда нацелена на разделение функций:

  • приема граждан;
  • первичной оценки представленных документов;
  • процессов обработки информации;
  • принятия решений о назначении выплат, их индексации и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *