Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый профстандарт специалиста по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство повышает требования в области охраны труда и рекомендует работодателям отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры. Новый документ, утвержденный Минтрудом, вскоре заменит действующий профстандарт, причем изменения будут внесены практически в каждый его раздел.
Действия специалиста по охране труда при вступлении в силу профстандарта
Основополагающим действием специалиста по охране труда является пересмотр своей должностной инструкции в связи с вступившим в силу новым профстандартом. При актуализации должностной инструкции необходимо обратить особое внимание на функции, где необходимо расписать их в зависимости от уровня квалификации в профстандарте,
Также значительной корректировке подлежит раздел с обязанностями. В данном случае появилась легальная возможность уйти от лишних обязанностей, которыми специалисты по охране труда занимались ранее. Для этого должностную инструкцию необходимо подвести под формулировки профстандарта, без выхода за его рамки. Если все же дополнительными обязанностями работодатель пытается вас нагрузить, то можно поступить следующим образом:
- через формализованную процедуру (служебную записку, пояснительную записку, рапорт и т.д.) поднять вопрос о расширении штата работников по охране труда, в случае отказа – об увеличении заработной платы за дополнительные обязанности;
- обратиться в службу корпоративного надзора и через внеплановую проверку с выявленным нарушением несоответствия уровню квалификации получить предписание с последующим устранением данного замечания.
Все должны понимать, что чем выше уровень квалификации, тем выше должен быть уровень компетенции, стажа работы и знаний по стратегии управления профрисками в организации.
История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость
Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.
Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:
Код специальности Направления подготовки
280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей
В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».
В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.
В связи с этим вышел Приказ Минобрнауки РФ 17.09.2009 г. N 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования», в котором перечислены все возможные специальности для бакалавриата и магистратуры.
В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.
Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:
Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)
Техносферная безопасность |
= |
280101 | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
280201 | Охрана окружающей среды | ||
280102 | Безопасность технологических процессов | ||
280103 | Защита в чрезвычайных ситуациях | ||
280104 | Пожарная безопасность | ||
280200 | Защита окружающей среды | ||
280202 | Инженерная защита окружающей среды |
Инженер по охране окружающей среды (эколог) (570ч). Дистанционное обучение
Кардинально. Сегодня это должен быть специалист нового уровня, обладающий непривычными для обычного специалиста по ОТ навыками, совершенно новыми знаниями.
Очевидно, что теперь он должен разбираться в управлении профессиональными рисками. Уметь идентифицировать опасности, оценить эти риски и разрабатывать мероприятия, которые наиболее экономично приведут к наилучшему эффекту. В первую очередь, должны устраняться те риски, которые причиняют вред жизни и здоровью в наиболее тяжелом и массовом масштабе. Часто они связаны с финансовыми вопросами и решаются также за счет правильного перераспределения финансов. Поэтому очень важно, чтобы специалист по ОТ ориентировался в вопросах бюджетирования (разбирался в бюджете организации). Он должен разбираться в финансах, бухучете.
Новые вызовы, связанные с пандемией Covid-19, диктуют новые подходы для развития отрасли охраны труда и повышенные требования к компетенции самих специалистов по ОТ. Прежде всего, это необходимость освоения и внедрения цифровых технологий: дистанционное ознакомление с различными документами, проведение инструктажей, показ обучающих видео и т.д. Главное при этом – соблюсти баланс удобства и качества: чтобы это было комфортно как для работодателя, так и для работника, а качество мероприятий – медицинских, обучающих, организационных – при этом не пострадало.
Государство повышает требования в области охраны труда и рекомендует работодателям отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры. Новый документ, утвержденный Минтрудом, вскоре заменит действующий профстандарт, причем изменения будут внесены практически в каждый его раздел.
Ключевое изменение – должностная дифференциация специалистов по охране труда, учитывающая квалификацию сотрудников. То есть следующее разделение:
- Обеспечение функционирования СУОТ в организации:
- младший специалист по ОТ (без опыта работы)
- специалист по ОТ (при среднем профессиональном образовании стаж работы в отрасли – не менее 3-х лет)
- главный (ведущий) специалист по ОТ (при высшем образовании – стаж работы в области ОТ — не менее 3-х лет, при среднем профобразовании – не менее 4-х лет)
- Руководство — планирование, разработка, совершенствование СУОТ и оценки профрисков:
- руководитель службы ОТ
- начальник отдела по ОТ
- начальник управления по ОТ (высшее профильное образование, или профессиональная переподготовка в области охраны труда и опыт работы от 5 лет)
- Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечения функционирования СУОТ:
- эксперт по условиям и охране труда
- консультант по условиям и охране труда и управлению профрисками
- инструктор по условиям и охране труда (высшее образование, возможно профпереподготовка в области ОТ, дополнительное образование о программе повышения квалификации по оценке профрисков, стаж в ОТ – не менее 5 лет)
- Стратегическое управление рисками в организации:
- заместитель руководителя организации по управлению профрисками
- руководитель направления (подразделения) по управлению профрисками в организации (высшее образование, возможно профпереподготовка в области ОТ, дополнительное образование о программе повышения квалификации по оценке профрисков, стаж в ОТ – не менее 5 лет, не менее 2 лет руководства проектами, подразделением в области ОТ, внутреннего контроля или аудита)
Работодатель вправе устанавливать свои требования к квалификации сотрудников (необходимость профильного высшего образования по виду деятельности компании, например). При одном условии – нельзя смягчать требования профстандарта.
Если соискатель не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты, работодатель может письменно отказать соискателю в приеме на работу. В таком случае соискатель должен получить мотивированный отказ, подписанный у руководителя организации.
Если работодатель примет работника службы охраны труда без специальной подготовки, ему следует повысить его квалификацию за свой счет и направить на обучение по программе продолжительностью минимум 256 часов
ст. 195.3 ТК РФ
Человечеству необходимо постоянное потребление природных ресурсов. Однако при этом экономическое развитие не должно приводить к нарушению экосистемного равновесия. Напротив, ставится задача сохранения баланса между экономикой и экологией. Если безгранично потреблять минеральные ресурсы, то в опасности окажется не только окружающая среда, но и сам человек.
Как известно, деятельность горного производства наносит огромный ущерб живым и неживым компонентам природы. Поэтому для защиты окружающей среды и сохранения баланса между экологией и экономикой в горном производстве функционирует горнопромышленная экология. Указанная наука изучает, как производство и природная среда взаимодействуют друг с другом, создает научную и инженерную основу, чтобы обеспечить экологическую безопасность при освоении минеральных ресурсов.
В основе работы горнопромышленной экологии лежит изучение особенностей воздействия людей на природу в сфере горного производства, а также понимание зависимости физических и химических процессов, которые выполняются при добыче и переработке природных ресурсов.
Целями направления являются:
- Формулировка сущности проблем в целом;
- Разработка методик рассмотрения проблем;
- Построение общих и частных моделей связи человека с окружающим средой обитания в горнодобывающем производстве;
- Проведение исследований и разработка научных обоснований технологических процессов;
- Обеспечение оптимальных уровней влияния на природные условия.
Инженер-эколог выявляет, изучает и старается минимизировать природные и человеческие факторы, которые негативно воздействуют на природу. Также специалист выполняет следующие задачи:
- Разрабатывает экополитику предприятия и контролирует, чтобы ее соблюдали;
- Составляет природоохранную документацию;
- Консультирует сотрудников по экологическим вопросам.
- Исследует и минимизирует отрицательно воздействующие явления, возникающие в природной среде;
- Создает системы мониторинга и контролирует параметры состояния внешней среды;
- Находит способы рационального потребления полезных ископаемых и безопасной переработки/утилизации технологических отходов;
- Прогнозирует экологические риски влияния предприятий;
- Разрабатывает мероприятия по исключению вредного воздействия производства на природу;
- Устраняет негативные последствия.
Инженер-эколог должен обладать глубокими знаниями в сфере технических наук, а также уметь:
- Разбираться в экологических законах, применять ГОСТы и СанПИНы;
- Проводить экологическую экспертизу;
- Осуществлять экологический наблюдения и измерения;
- Выполнять компьютерное моделирование;
- Составлять отчеты.
Плюсы и минусы работы эколога представлены в таблице.
Преимущества |
Недостатки |
Положительное влияние на сохранность окружающей среды |
Работа в экстремальных условиях с |
Возможность командировок за границу |
Проблемы со здоровьем из-за контакта с вредными веществами |
Постоянное совершенствование компетенций |
Конфликты с представителями предприятий из-за отстаивания сохранности природы |
Должностная инструкция эколога
Эколог отвечает за решение следующих задач:
- Подготовка экологической документации для контролирующих инстанций.
- Мониторинг соблюдения экологических стандартов в компании.
- Взятие образцов и проб для последующей экологической экспертизы.
- Подготовка докладов и презентаций для менеджмента компании по экологическим вопросам.
- Планирование природоохранных мероприятий в компании.
- Проверка корректности проводимых компанией природоохранных мероприятий.
- Мониторинг появления новых экологических требований.
- Анализ экологических параметров производственных процедур и нового оборудования.
- Консультирование специалистов компании по экологическим вопросам.
- Подготовка экологических параметров технических заданий для сторонних исполнителей.
- Участие в проведении экспертиз и исследований по природоохранной тематике.
- Участие в переговорах с партнерами по экологическим аспектам договоров.
- Мониторинг работоспособности природоохранных устройств и сооружений компании.
- Отслеживание эффективности результатов экологических мероприятий.
- Анализ последствий экологических нарушений и выявление причин их появления.
- Подготовка предложений для руководства по устранению выявленных недостатков в экологической сфере.
Эколог может привлекаться к ответственности за:
- Правонарушения, совершенные в процессе исполнения профессиональных обязанностей, — в соответствии с положениями уголовного, трудового и административного права.
- Передачу конфиденциальной информации третьим лицам — в соответствии с правилами компании и статьями трудового законодательства.
- Невыполнение своих профессиональных функций — в границах, которые указаны в Трудовом кодексе и внутренней документации.
- Нанесение материального ущерба работодателю — в порядке, указанном в соответствующих разделах актуального законодательства.
Работодатель представляет экологу следующие права:
- Предлагать руководству мероприятия по улучшению ситуации в своей сфере деятельности.
- Требовать от служащих компании информацию, востребованную в своей профессиональной деятельности.
- Требовать от менеджмента создания условий, обеспечивающих качественное выполнение своих обязанностей.
- Подписывать документы в пределах своей профессиональной компетенции.
- Распоряжаться средствами, выделенными на природоохранные цели, в пределах своей компетенции.
- Знакомиться с проектами корпоративных документов в сфере экологии.
- Иметь доступ к критериям, по которым руководство оценивает эффективность результатов (KPI).
Для написания должностной инструкции компании-работодатели применяют подходящие профессиональные стандарты, параграфы квалификационных справочников и типовые образы инструкций, адаптируя их под свои потребности.
Стандартная структура документа:
- Общие параметры.
- Профессиональные функции.
- Параметры ответственности.
- Трудовые права.
В расширенном формате инструкции, который применяется в крупном бизнесе, а также для руководителей и уникальных специалистов, в документ могут быть добавлены следующие части:
- Правила должностных взаимодействий.
- Особенности работы.
- Показатели эффективности работы (KPI).
Внимание! Разделы должностной инструкции не должны вступать в противоречие с положениями трудового договора, приложением к которому она фактически является.
Описание деятельности
Биоэкология является фундаментом всех направлений экологии. Главное в этой науке – естественные биологические системы: особи, виды, популяции, многовидовые сообщества. Биоэколог решает проблемы загрязнения атмосферы, почвы и воды.
Исследуя живую природу, её закономерности, биоэколог разрабатывает методы использования этой науки в народном хозяйстве и медицине, готовит научную базу для охраны окружающей среды, проводит биологический контроль состояния природы.
Чтобы достичь положительных результатов в своей работе, биоэколог использует знания по землеведению, ландшафтам, гидроэкологии, агроэкологии и радиоэкологии, а также химии и физике.
Это значит, что профессия требует всесторонних знаний, но тем она и увлекательна! Подумайте только: от деятельности биоэколога зачастую зависят решения биоэкологических проблем не только в стране, но и в мире!
Какие нюансы нужно учесть при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда
➤ Название должности. При разработке должностной инструкции учтите, что наименование должности специалиста по ОТ не содержит ограничений для льготного стажа, поэтому может быть любым: специалист по охране труда, специалист в сфере охране труда, инженер по ОТ и т.д.
➤ Квалификация и опыт. Требования к квалификации и практическому опыту работы должны быть неукоснительно соблюдены в соответствии с профстандартом.
➤ Форма документа. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ. Это решает работодатель исходя из своей системы документооборота.
➤ Ознакомление с ДО. Ознакомить будущего специалиста по охране труда с должностной инструкцией нужно еще до заключения с ним трудового договора. Это следует из 68 статьи Трудового кодекса Российской Федерации. Если в инструкцию нужно внести изменения, работника также нужно будет об этом предупредить под подпись.
Рекомендация от эксперта. Термин «Должностная инструкция» не содержится в Трудовом кодексе. Но каждый работодатель заинтересован, чтобы специалист добросовестно выполнял свой функционал. Для этого в должностной инструкции подробно прописывают обязанности, требования, ответственность, уровень подчиненности работника. Это позволит в дальнейшем предотвратить попытки работника нарушать взятые на себя обязательства.
Окончив институт, специалист сразу же может приступить к поиску подходящего места работы. Заметим, что инженер-эколог – весьма востребованная профессия, однако есть некоторые нюансы, о которых ему следует знать.
Изначально лучше попытать счастья в государственных учреждениях, например, в Росприроднадзоре или лесном хозяйстве. Это связано с тем, что подобные организации не так сильно придираются к будущему сотруднику. К тому же здесь есть возможность подняться по карьерной лестнице и изучить основы профессии на практике.
В дальнейшем можно переключить свой взор на частные компании. Особенно прибыльными считаются горно- и нефтедобывающие. Правда, чтобы попасть туда, придется пройти ряд собеседований, да и опыт работы будет немаловажным фактором.
Разрешительная документация: оформление
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс. Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:
- Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
- Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
- Размещение отходов производства и потребления.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга). Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух ;
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты ;
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение .
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Разрешительная документация: последствия неполучения
Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).
Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам
Соответствующие разрешительные документы называются:
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].
При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:
- ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
- ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
- ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.
Подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды” руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.
К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколог)
566 28545
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколог), образец 2021 года. Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколог)
должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности инженера по охране окружающей среды (эколог), права инженера по охране окружающей среды (эколог), ответственность инженера по охране окружающей среды (эколог).
Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколог) относится к разделу «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
«.
В должностной инструкции инженера по охране окружающей среды (эколог) должны быть отражены следующие пункты: