Внутренний аудит бухгалтерского учета: как и зачем проводить в компании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний аудит бухгалтерского учета: как и зачем проводить в компании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — сложная процедура, заключающаяся в тщательном изучении и анализе всех документов фирмы. Основной целью процесса выступает подтверждение того, что все имеющиеся сведения являются достоверными и актуальными.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности предприятия может быть представлен следующими видами:

  • Внутренний. Он выполняется непосредственными работниками компании. Для этого издается соответствующий приказ руководством. После этого включаются определенные лица компании в рабочую группу. Результаты используются только непосредственным руководителем для проверки своих работников.
  • Внешний. Такая аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия выполняется только независимыми экспертами. Не допускается, чтобы они были заинтересованы в результатах. С выбранной организацией заключается официальный контракт, после чего выполняется проверка. Для этого сотрудники компании обязаны передать проверяющим все необходимые документы.
  • Сплошной. Он заключается в проверке практически всей отчетности компании за длительный период времени. Такая процедура занимает достаточно много времени, поэтому если для ее выполнения приглашаются независимые эксперты, то приходится фирме уплачивать значительное количество средств за такую услугу.
  • Выборочный. Такая проверка бухгалтерской отчетности обычно проводится только в отношении одного налога. Также могут выбираться документы по разным видам сборов за разные периоды времени.
  • Обязательный. Он регулируется требованиями законодательства. Для некоторых компаний требуется ежегодный аудит бухгалтерской отчетности предприятия, а иначе они вынуждены уплачивать значительные штрафы. Необходима обязательная проверка для компаний, которые по окончании года должны размещать свою финансовую отчетность в открытых источниках.
  • Инициативный. Он называется по-другому добровольным, поэтому инициатором выступает владелец бизнеса. Он желает убедиться, что его работники хорошо справляются со своими обязанностями, а также отсутствуют ошибки в документах. Наиболее часто в рабочую группу включаются работники разных отделов фирмы.

Независимо от вида проверки, основной целью выступает выявление ошибок и нарушений.

Ответственность за отсутствие заключения

Некоторые фирмы обязаны ежегодно проводить проверку бухгалтерской отчетности. Результат такого исследования передается в органы статистики. Процедура должна реализоваться до 31 декабря каждого года.

Информация о проверке дополнительно вносится в специальный реестр, причем выполняется процедура в течение трех дней с момента получения заключения. Процесс реализуется в интернете, поэтому не требуется для этого посещать какие-либо учреждения.

Если фирма не выполнила требования законодательства, поэтому в установленные сроки не была проведена проверка, то компания привлекается к административной ответственности. Штраф варьируется от 5 до 10 тыс. руб.

Если аудиторское заключение не было передано в установленные сроки в органы статистики, то должностные лица уплачивают штраф в размере 500 рублей. Если документ не был опубликован на сайте фирмы, то штраф увеличивается до 50 тыс. руб. Поэтому компании должны ответственно подходить к своим обязанностям.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.
Читайте также:  Засчитывается ли декретный отпуск в трудовой стаж в 2023 году?

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

I. Влияние ситуации, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции

Сложившаяся в 2020-2021 гг. ситуация, обусловленная распространением новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений, оказали и продолжают оказывать влияние на деятельность и бухгалтерскую отчетность аудируемых лиц, что, в свою очередь, не может не иметь последствий для организации и осуществления аудита указанной отчетности. Значительно возросли обычные аудиторские риски, а также возникли новые аудиторские риски. Данное обстоятельство должно быть принято во внимание на всех этапах организации и осуществления аудита бухгалтерской отчетности, в частности, при планировании аудита, рассмотрении ошибок и недобросовестных действий, анализе состояния внутреннего контроля, выполнении аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности и других аудиторских процедур по существу, взаимодействии с представителями собственников.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2021 г. рекомендуется применять:

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения коронавирусной инфекции, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г.;

  • информационное сообщение ИС-аудит-32;

  • письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Состав бухгалтерской отчетности предприятий

В соответствии с ПБУ 4/99, бухгалтерская отчетность организации состоит из:

  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о прибылях и убытках (о финансовых результатах);
  • Отчета о движении денежных средств;
  • Пояснительной записки и приложений;
  • Аудиторского заключения, если деятельность организации, согласно действующему законодательству, подлежит обязательному аудиту;
  • Отчета об изменениях капитала.

Субъекты малого предпринимательства, не подлежащие обязательному аудиту, а также некоммерческие организации могут не включать Отчет об изменениях капитала и Отчет о движении денежных средств в состав бухгалтерской отчетности.

Помимо типовых форм отчетных документов, любое предприятие может представлять в контролирующие инструкции и дополнительную информацию, если она может оказать существенное влияние на оценку положения организации и принятие экономических решений заинтересованными пользователями отчетности. Дополнительная информация может касаться:

  • Динамики значимых экономических и финансовых показателей предприятия за определённый промежуток времени;
  • Планов развития предприятия;
  • Политики организации в области управления рисками или заемных средств;
  • Стратегии долгосрочных инвестиций;
  • Природоохранных мероприятий;
  • Социальной ответственности организации;
  • Деятельности в опытно-конструкторской или научно-исследовательской сфере.

Требования к составлению

За отчетный период принимается календарный год – с 1.01 по 31.12 включительно. Организации, созданные в течение года, подают документы от даты их внесения в ЕГРИП/ЕГРЮЛ. Формы для подготовки документации разрабатываются на основании образцов, представленных в приказе Минфина РФ № 67н. При формировании отчетов бухгалтеру следует придерживаться таких требований:

  • Все показатели отражаются в национальной валюте.
  • Информация должна быть полной и достоверной.
  • В формы необходимо вносить данные всех подразделений компании, в том числе представительств и филиалов, вне зависимости от их расположения.
  • Документация составляется на бумажных или электронных носителях (в последнем случае ее нужно заверить при помощи ЭЦП).
  • Необходимо придерживаться четкого порядка раскрытия информации. Существенные показатели указываются обособленно, несущественные раскрываются в пояснения. При отсутствии каких-либо данных в соответствующей графе проставляется прочерк.
  • Бумаги должны быть подписаны руководителем организации.
Читайте также:  Проверки ККТ стали внеплановыми: как избежать миллионных штрафов от ФНС

Следует помнить, если при составлении годовой бухгалтерской отчётности статьи искажаются более чем на 10 %, это может повлечь за собой административную ответственность. Кроме того, штрафы могут быть наложены в случае нарушения сроков, отведенных на предоставление документации в налоговую и органы Госстатистики. В соответствии со ст.18 ФЗ N №402, отчеты нужно передать контролирующим службам не позже 3 месяцев от даты завершения отчетного периода.

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

Когда проводится обязательная проверка

Согласно закону обязательная аудиторская проверка проводиться ежегодно. В список организаций входят:

  • открытые акционерные общества (ОАО);
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг (профессиональные) либо организации, у которых ценные бумаги допущены к обращению на торговых фондовых биржах;
  • негосударственные пенсионные фонды либо управляющие ними компании;
  • кредитные организации;
  • организаторы азартных игр;
  • эмитенты ценных бумаг;
  • предприятия, у которых объем выручки за предыдущий отчетный год составил свыше 400 000 000 р. или сумма активов в балансовом отчете за предыдущий отчетный период превысила 60 000 000 р.

Исключением являются сельхозкооперативы и союзы, государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Проверки проводятся по следующим схемам:

  1. в один этап — годовой аудит;
  2. поэтапно — поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

При поэтапном проведении аудиторской проверки намного проще выявлять нарушения в ведении учета и составлении отчетности согласно действующим положениям и правилам.

Это дает возможность оперативного устранения всех недочетов и ошибок до окончания независимой проверки и положительно отразится на заключении, составленном специалистом.

Вопрос о том, каким образом приметить риск-ориентированный подход при проведении аудиторской проверки достоверности отчетности, недостаточно регламентирован. В Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Минфина России от 30 декабря 2016 года № 822, дано определение бюджетного риска и критерии, по которым оценивается риск искажения бюджетной отчетности. При этом не определены критерии выборки и отбора данных, подлежащих проверке.

Таким образом, методика применения риск-ориентированного подхода при подтверждении достоверности отчетности должна описывать:

  • порядок осуществления выборки данных, подлежащих обязательной проверке, с учетом оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • порядок определения предмета проверки отобранных данных;
  • порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности;
  • алгоритм формирования профессионального суждения о достоверности бюджетной отчетности субъектом аудита с учетом указанной оценки рисков.

При осуществлении субъектом аудита оценки рисков искажения показателей бюджетной отчетности может возникнуть сложность с показателями, которые не имеют числового значения. Это показатели, которые, например, раскрывают особенности ведения бюджетного учета, указывают перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности, и другую информацию, раскрываемую в пояснительной записке к бюджетной отчетности, определенной требованиями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». В этом случае определение значения критерия существенности ошибки субъектом аудита должно формироваться на основании его профессионального суждения с учетом требований СГС «Концептуальные основы».

Полноту информации мы рассматриваем как степень раскрытия в бюджетной отчетности сведений, наличие которых предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ ( Утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.), и подтверждения фактов осуществления контрольных действий при формировании соответствующих сведений.

Информация соответствует признакам нейтральности, если она позволяет принимать объективные (непредвзятые) управленческие решения или формировать объективные (непредвзятые) профессиональные суждения.

В целях определения итогового значения существенности ошибки также предполагается использовать критерии искажения бюджетной отчетности, предусмотренные статьей 15.15.6 КоАП РФ.

Читайте также:  Оформление переуступки прав аренды земельного участка

Оценка рисков искажения показателей консолидированной бюджетной отчетности предлагается проводить на основе критерия существенности ошибки. При этом его оценка производится на предмет соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности в соответствии с методологией, установленной Минфином России, с учетом результатов внутриформенного и межформенного контроля. Также необходимо учесть результаты ранее проведенных контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Аудит финансовой бухгалтерской отчетности, проводимый в обязательном порядке, должен выявить соответствие результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия нормам действующего законодательства, а также подтвердить достоверность сведений, содержащихся в бухгалтерских документах.

Аудиторы должны при проверке руководствоваться утвержденными процедурами проверки учетной информации и придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, аудиторы руководствуются следующими документами:

  • Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации;
  • «Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» (согласно Приказу Министерства финансов № 34н от 29.07.1998 года);
  • Положением «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденным Приказом Министерства финансов № 43н от 06.07.1999 года;
  • Приказом Министерства финансов № 66н от 02.07.2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

Все выявленные нарушения и отклонения обязательно должны быть указаны в письменном отчете, а руководство предприятия должно быть ознакомлено с этим отчетом.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *