Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество физических лиц: основные проблемы и пути их разрешения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:
Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².
Льготы для физических лиц
Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.
Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.
Основания для предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Элементы налога и налогообложения
Элементы налога — это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.
В статье 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:
-
налогоплательщик;
-
объект налогообложения;
-
налоговая база;
-
налоговый период;
-
налоговая ставка;
-
порядок исчисления налога;
-
порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги либо через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу. Причем порядок уплаты федеральных налогов устанавливается только НК РФ, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Носителем налога является лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Сборщиком налогов считается государственный служащий (налоговый инспектор, работник таможенной службы), ответственный за сбор налогов.
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).
2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).
Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала ХIХ в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Тесты к дисциплине: «Налоги и налогообложение»
Возникновение и развитие налогообложения
1. Что являлось первоначальной формой налога:
а) поземельный налог;
б) поголовная подать;
в) жертвоприношение
2.В каком из древних государств уже существовала налоговая система:
а) Древняя Греция;
б) Древний Египет;
в) Древний Рим
3.В каком из древних государств уплата налогов носила добровольный характер:
а) Византия;
б) Древняя Русь;
в) Древняя Греция
4.Кто занимался сбором налогов в древних государствах:
а) налоговые служащие;
б) откупщики;
в) комиссия при министерстве финансов?
5.В каком из древних государств налоги не взимались в мирное время:
а) Древняя Русь;
б) Древний Египет;
в) Древний Рим
6. Какой налог являлся наиболее обременительным в Древней Руси во времена нашествия татаро-монгольского ига:
а) гербовый сбор;
б)«выход», взимаемый с каждой души мужского пола и головы скота;
в) «соха»?
7. При каком российском императоре/императрице была введена подушевая подать:
а) Екатерине II;
б) Александре I;
в) Петре I
8.При каком российском императоре/императрице началась поэтапная отмена подушевой подати:
а) Петре I;
б) Александре III;
в) Екатерине II?
9. Какие налоги занимали наибольший удельный вес в казне Российского государства при Петре I:
а) прямые;
б) косвенные;
в) равнозначно и прямые, и косвенные?
10. Каким образом отразилась на доходной части российской казны замена винных откупов на питейные акцизы:
а) доходы не изменились;
б) доходы увеличились;
в) доходы снизились?
11. Какие налоговые преобразования были осуществлены в период правления Александра II:
а) введены питейные акцизы;
б) увеличена подушевая подать;
в) повышены ставки поземельного налога
12. Когда была отменена подушевая подать в России:
а) в XV в.;
б) в XIX в.;
в) в XVII в.
13. Каков вклад министра финансов СЮ. Витте в реформирование системы налогообложения в России:
а) предпринята попытка практической реализации принципа соразмерности налогообложения;
б) заменены винные откупа на питейные акцизы;
в) учреждены специальные органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов?
14. Какая функция была присуща налогам в древних государствах:
а) стимулирующая;
б) регулирующая;
в) фискальная
Элементы налога
1. Налог — это:
а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж,
взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.
2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является обязательным при установлении налога:
а) налоговая база;
б) налоговая ставка;
в) налоговые льготы
3. Налоговая ставка — это:
а) процентная величина от объекта налогообложения;
б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
в) фиксированная величина от объекта налогообложения.
4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:
а) у источника выплаты;
б) по декларации;
в) когда налог исчисляется налоговым органом
5. Прогрессивное налогообложение — это:
а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;
в) когда налоговая ставка не изменяется.
6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:
а) при косвенном налогообложении;
б) при прямом налогообложении;
в) никогда не являются?
7. Налоговая база — это:
а) предмет, подлежащий налогообложению;
б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения;
в) период времени, по истечении которого возникает обязанность исчислить и уплатить налог.
8. Обязанность уплатить налог возникает, если:
а) установлена налоговая ставка и налоговый период;
б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;
в) установлены налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Классификация налогов
1. К какому налогу следует отнести транспортный налог по уровню установления:
а) к местному;
б) федеральному;
в) региональному
2. К какому налогу следует отнести налог на прибыль в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) к закрепленному;
б) регулирующему;
в) налогу с процентной (пропорциональной) ставкой налога?
3. Как классифицируются налоги в зависимости от их использования:
б) на федеральные, региональные и местные;
в) общие и специальные;
а) прямые и косвенные
4. Налог на имущество физических лиц в зависимости от ставок налогообложения относится:
а) к налогу с твердой ставкой;
б) налогу с процентной прогрессивной ставкой;
в) налогу с процентной пропорциональной ставкой.
5. Земельный налог:
а) полностью зачисляется в местный бюджет;
б) распределяется между местным и федеральным бюджетом;
в) распределяется между федеральным и региональным бюджетом.
6. Налог на добавленную стоимость взимается:
а) с юридических лиц;
б) с физических лиц;
в) с юридических и физических лиц.
7. Как классифицируются налоги в зависимости от уровня власти, устанавливающего их: а) налоги с твердой и процентной ставкой;
б) прямые и косвенные;
в) федеральные, региональные и местные
8. К какому налогу относится единый социальный налог в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) закрепленному;
б) регулирующему;
в) налогу с твердой (регрессивной) налоговой ставкой
9. К специальным налогам относятся: правильный ответ (ЕСХН, УСН, ЕНВД)
а) налог на прибыль и налог на имущество организаций;
б) налог на доходы и имущество физических лиц;
в) транспортный налог, единый социальный налог.
10. Как классифицируются налоги в зависимости от принадлежности к уровню бюджета:
а) прямые и косвенные;
б) общие и специальные;
в) закрепленные и регулирующие
Функции налогов
1. Регулирующая функция налогов позволяет государству:
а) обеспечивать пополняемость бюджета;
б) стимулировать предпринимательскую активность;
в) регулировать экономические процессы внутри страны.
Альтернативные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц
Ни одна из проблем трансформируемой в рыночную экономику России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально — экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйственных субъектов.
Налоговая система является важнейшим, активным элементом рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе. Для этого должны быть правильно выбраны цели, определены имеющиеся средства и ресурсы, и обеспечено эффективное их использование. Оптимальная система налогообложения — это благоприятный инвестиционный и социальный климат в стране, направление инвестиций в реальный сектор экономики, рост и устойчивость экономики и благосостояния населения.
Реформирование экономики невозможно без реформирования налогообложения физических лиц. Одним из важных направлений налоговых преобразований является реформирование налога на доходы физических лиц.
Принятие второй части Налогового кодекса РФ, и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России.
За время функционирования налоговой системы налоговое законодательство корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.
Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию налогового законодательства в отношении налога на доходы физических лиц, необходимо обратиться к практике других стран. Практически все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них — преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40% до 70% всех налоговых поступлений в бюджет. В России в период с 1991 год по 2008 год на долю подоходного налога приходилось около 5% -13 %. В ряде стран, особенно в США, существует высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России.
Вообще, характерная особенность американской налоговой системы -в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно. В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами: — системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей); — системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплательщиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев. В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения, особенно максимальных. В таблице 34 представлены максимальные ставки после снижения в различных странах. В России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыва в ставках налогообложения нет. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт. В Германии, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы, независимо от их источников, облагаются равными налогами. В Германии прослеживается четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая тенденция сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать, что средняя заработная плата в развитых странах на много выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода больше средней заработной платы в России. В настоящее время необходимо разработать меры по повышению эффективности системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Сегодня многие ученые и специалисты работают в этом направлении. Поэтому целесообразно было бы рассмотреть предложенные проекты и разработать свои методические и практические рекомендации, направленные на формирование системы налогообложения доходов физических лиц. Один из вариантов реформирования налога на доходы физических лиц предусматривает следующие новации: — снижение налогового бремени на доходы деятелей культуры и искусства (увеличение нормативов затрат примерно в 1,5 — 2,0 раза); — введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Предложения в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц основаны на том подходе, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.
Правила установления налоговых ставок:
- налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
- налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
- стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
- доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
- суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
- налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.
Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.
Права налогоплательщика
- получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
- использовать налоговые льготы при наличии оснований
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
- требовать соблюдения налоговой тайны и др.
Обязанности налогоплательщика
- уплачивать законно установленные налоги
- предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
- предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
- В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.
Диссертация: заключение по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Ерух, Светлана Анатольевна
Эти выводы подтверждают наше предположение о том, что показатель налога на доходы физических лиц может служить основой для расчет объема валового регионально (территориального) продукта, а показатель налога на прибыль свидетельствует о уровне прироста ВРП (ВТП).
Возвращаясь к данным ИФНС РФ по Советскому району г. Орла, на основе этого предположения и средних значений, полученных в результате предыдущего анализа можно провести расчет валового территориального продукта по инспекции Советского района г. Орла и его относительных показателей.
Зная удельный вес налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц, а также зная объем поступлений данных налогов в налоговой инспекции по Советскому району г. Орла, мы можем, хотя и с определенной долей погрешности вычислить рассчитать и проанализировать абсолютные и относительные показатели валового территориального продукта.
Рассчитаем объем валового регионального продукта на основе данных о поступлении налога на доходы физических лиц по Советскому району г. Орла за 2008, 2009 и 2010 год. В свою очередь, определив прирост налога на прибыль, мы сможем на основе этого показателя позиционировать территорию охваченную деятельностью ИФНС России по Советскому району г. Орла либо с лидирующей группой регионов, либо с регионами аутсайдерами.
Данные о поступлениях налогов представлены в таблице 32.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России назрела острая необходимость определения оптимальной формы налога на доходы физических лиц и имущественных налогов в современных условиях с дальнейшим ее развитием, обеспечивая на каждом этапе развития реализацию возникающих возможностей. Формирование оптимальной формы подоходно-имущественного налогообложения в России дожно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.
В современных условиях развития экономики факт существования налогов с населения, кроме фискальных потребностей, объясняется еще необходимостью регулирования уровня доходов граждан. Автором проведен сравнительный анализ налогов, взимаемых с физических лиц, центральное место в которых принадлежит налогу на доходы физических лиц. С теоретической точки зрения налог на доходы физических лиц дожен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенные доли своего дохода в конкретной стране. Сам налог эластичен, отражает изменения в экономической среде, то есть размер его поступлений в бюджетную систему РФ напрямую зависит от размера получаемого дохода населением. Налог на доходы физических лиц дожен вносить элемент прогрессивности в налоговую систему, что делает налогообложение более приемлемым для общества и обеспечивает возможность для определенного перераспределения доходов
Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей её трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Проведенный анализ структуры налоговых доходов позволил сделать вывод, что бюджетообразующим налогом в 2010 году продожает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 65,1% или 525,2 мрд. рублей (в 2009 году — 68,7% или 494,6 мрд. рублей).
Максимальный уровень допонительных поступлений НДФЛ в местные бюджеты в 2010 году отмечается в следующих субъектах Российской Федерации.
Важнейшей составляющей финансовой политики является налоговая политика, которая в диссертации определена как система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. Проводя исследование реализации налоговой политики в отношении налогообложения доходов и имущества физических лиц на местном уровне, в диссертации проанализированы основные показатели, характеризующие динамику поступления платежей по имущественным налогам с физических лиц и налогу на доходы физических лиц.
Налогу на доходы физических лиц также принадлежит 18% среди всех налоговых платежей. Увеличение налогооблагаемой базы именно по налогу на доходы физических лиц для субъектов РФ и муниципальных образований имеет особое значение, так как данный налог распределяется наиболее равномерно и имеет относительно немобильную налоговую базу. А в силу того, что усиливается направленность в сторону федеральной составляющей налоговой системы страны за счет снижения числа региональных и местных налогов, представляется целесообразным перевод НДФЛ в разряд региональных, а в дальнейшем и в разряд местных налогов. Этот налог на протяжении всего своего существования в Российской налоговой системе практически всегда поностью зачисляся в бюджеты субъектов РФ.
Автором диссертационного исследования разработаны научно-методические рекомендации по определению закономерностей эффективности регионального развития. Поскольку основными показателями развития региональной экономики являются уровень и прирост произведенного валового регионального продукта, то в связи с этим считаем целесообразным ввести новый показатель оценки эффективности региональной экономики — показатель эффективности региональной экономики (ЭРЭ), позволяющий определять эффективность региональной экономики в зависимости от уровня среднего абсолютного объема валового регионального продукта СВРПр и среднего темпа прироста ВРП.
Для усиления влияния темпа прироста на показатель ЭРЭ он может учитываться многократно. Для последующего анализа и вычисления эффективности региональной экономики кратность влияния темпа прироста ВРП — экспертно принята п = 15: Для подтверждения обоснованности введения в анализ эффективности региональной экономики показателя ЭРЭ15 в диссертации произведен расчет и сопоставлены группы регионов, отобранные по критериям уровня показателей СВРПр и СТПр.
Проведенный анализ экономической эффективности регионов, с Л исследованием показателей валового регионального продукта, его среднего абсолютного объема и среднего темпа прироста по каждому региону позволили выявить группы регионов с наиболее низкими и наиболее высокими показателями. Зависимость, которая на протяжении всех этапов анализа прослеживалась между средним объемом ВРП и темпами его прироста, влияющими на развитие региона и его экономики была положена в основу предположения о том, что именно два показателя СВРПр и СТПр могут определять или, по крайней мере, влиять на уровень эффективности региональной экономики.
Результаты анализа эффективности экономики дают возможность перейти к поиску зависимости между региональной экономической эффективностью и значениями налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц. В диссертации проведен анализ среднего значения поступлений налога за период (СНДФГ) и рассчитан показатель среднего значения по налогу на доходы физических лиц по каждому региону (СНДФр),
Дальнейший анализ подразумевает сравнения групп регионов сопоставленных и отобранных по наибольшему и наименьшему среднему уровню поступлений налога на доходы физических лиц с группами регионов отобранных по показателю эффективности региональной экономики ЭРЭ15 с целью сопоставления и анализа данных в разрезе возможности выявления закономерностей и влияния показателя СНДФр на показатель ЭРЭ15.
Таким образом, выявлена закономерность в эффективности регионального развития, предположив, что высокая потенциальная эффективность экономики зависит от стабильности высоких объемов поступлений налога доходы физических лиц.