Глава 5 КАС РФ. Представительство в суде (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 5 КАС РФ. Представительство в суде (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

Комментарии к ст. 25.5 КОАП РФ

1. Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует и развивает эти конституционные положения применительно к урегулированию проблем участия защитника в процессе производства по делам об административных правонарушениях. На указанные отношения распространяются также нормы Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

КоАП РФ вводит такие процессуальные фигуры, как защитник и представитель. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что функции защитника и представителя выполняет адвокат или другое лицо. Полномочия адвоката, участвующего в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются процессуальным законодательством.

4. Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2, ч. 4 ст. 2). Его полномочия должны быть удостоверены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 6). Конституционность подобного требования зафиксирована в правовой позиции Конституционного Суда РФ (см. Постановление от 28 января 1997 г. N 2-П). Форма удостоверения адвоката и форма ордера утверждены Министерством юстиции РФ.

5. Полномочия иного лица, допущенного к участию в производстве по делу в качестве защитника или представителя, удостоверяются доверенностью, оформленной в установленном порядке как письменный документ, с определением срока действия и с указанием лица, которое ее составило, и лица, на чье имя она выдана. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом (ст. ст. 185, 186 ГК РФ). Реквизиты доверенности должны отражаться в протоколах, составляемых в связи с производством по делам об административных правонарушениях.

6. Часть 4 комментируемой статьи определяет вступление защитника и представителя в производство по делам об административных правонарушениях с момента возбуждения дела об административном правонарушении (см. ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Защитник, реализуя предоставленное ему право на участие в производстве по делу об административном правонарушении с данной стадии, обеспечивает себе возможность более полного использования своих процессуальных прав на последующих стадиях процесса.

7. Анализ положений Кодекса, направленных на реализацию конституционного права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и самостоятельный выбор защитника, показывает, что эти права обеспечиваются на всех стадиях административного производства и не подлежат никакому ограничению (см. ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 27.3 и др.).

Помимо прав, предоставляемых защитнику в соответствии с Кодексом, он обладает всей полнотой прав, закрепленных законодательством РФ.

8. Юридическая помощь оказывается гражданам за плату. Вместе с тем Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает случаи оказания юридической помощи гражданам бесплатно, в том числе устанавливает, что во всех случаях бесплатная юридическая помощь предоставляется несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 3 ст. 3).

9. Верховный Суд РФ отметил, что в тех случаях, когда лицо понесло затраты на оплату труда адвоката или иного лица в качестве защитника в связи с тем, что в привлечении этого лица к административной ответственности было отказано или его жалоба на постановление была удовлетворена, оно вправе возбудить вопрос в судебном порядке о возмещении вреда на основании ст. ст. 15, 1069 и 1070 ГК РФ о взыскании понесенных расходов за счет средств соответствующей казны (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Представитель в административном судопроизводстве: полномочия

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).

Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы

1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.

В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.

Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).

Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.

Читайте также:  Как проходит проверка знаний по электробезопасности

Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.

Итак, что такое судебное представительство? Это представление интересов одного гражданина другим. Правила 2022 года позволяют любому участнику гражданского дела может пригласить в суд свое доверенное лицо, — представителя. Обычно в такой роли выступают профессиональные юристы.

Представительство возникает на основании договора, который заключается между сторонами. Также необходима доверенность, где перечислены все полномочия представителя. Закон допускает и представительство в суде по устному ходатайству, когда его заявляет участник судебного разбирательства.

В ряде случаев и доверенность не нужна, если в деле принимают участие законные представители. Например, таковыми считаются родители или опекуны, представляющие интересы несовершеннолетнего гражданина при рассмотрении какого-либо гражданского дела.

В мировом и районном суде юристу не обязательно доказывать наличие профессионального образования. Но если дело рассматривает апелляционная, кассационная инстанция, то справки об окончании юридического ВУЗа будут обязательными.

Законные представители гражданина

Законные представители для гражданина требуются в нескольких случаях: во-первых, когда он не достиг возраста 18 лет; во-вторых, в результате физических или психических отклонений, не способен самостоятельно участвовать в производстве по делу.

В качестве законных представителей, закон допускает таких лиц, как: родителей, усыновителей и органы опеки. Для представления интересов своего ребенка, родители могут представить документы, которые будут свидетельствовать о его родственных связях.

В качестве таких документов будут паспорт или свидетельство о рождении. Если по делу выступает опекун, то он должен предоставить решение об опеке данного ребенка.

Суть участия законных представителей по делу в том, что они полностью наделяются правами и обязанностями, которые процессуально принадлежат правонарушителю или потерпевшему.

Если правонарушение будет рассматриваться судьей, то участие законных представителей будет обязательным.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Подтверждение полномочий представителя

Обратите внимание! Полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью.

Административное право

В отношениях представительства принято различать три стороны:

  • Представляемый – лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает действия;

  • Представитель – лицо, совершающее сделки или иные правомерные юридические действия от имени другого лица по его полномочию;

  • Третье лицо – лицо, с которым у представляемого возникает правовая связь благодаря действиям представителя.

Субъектами представительства вправе быть как граждане, так и юридические лица.

Однако, если представляемыми могут быть дееспособные и недееспособные граждане, то представителями могут быть лишь дееспособные граждане.

В качестве третьего лица, с которым представляемый с помощью представителя заключает гражданско-правовую сделку либо совершает иное юридическое действие, может выступать также любой субъект гражданского права.

При этом правовые связи при представительстве устанавливаются в виде следующих отношений:

  • между представляемым и представителем;

  • между представителем и третьим лицом;

  • между представляемым и третьим лицом.

Представительства делятся на:

  • добровольное представительство на основании доверенности;

  • добровольное представительство на основании договора;

  • обязательное представительство на основании закона;

  • обязательное представительство на основании административного акта.

Представительство, основанное на договоре, является добровольным.

Это означает, что представительство возникает по воле представляемого, который определяет представителя и наделяет его соответствующими полномочиями.

Кроме этого, на совершение юридических действий от имени представляемого требуется согласие самого представителя. Между представляемым и представителем заключается договор, определяющий их взаимоотношения. На практике обычно заключается договор поручения.

Следует отметить: если стороной такого договора становится лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательства, то возникает так называемое коммерческое представительство (ст. 184 ГК). При этом полномочия коммерческого представителя должны быть прямо указаны в договоре, заключаемом в письменной форме, либо в выдаваемой доверителю представляемым доверенности.

Для представительства перед третьими лицами представляемый обычно выдает представителю особый письменный документ, именуемый доверенностью.

Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК).

Таким образом, доверенность – это документ, фиксирующий полномочия представителя на совершение сделки. Она адресуется третьим лицам и служит для удостоверения полномочий представителя перед ними. Иными словами, благодаря доверенности полномочия представителя на совершение той или иной сделки становятся очевидными для третьего лица.

По общему правилу, доверенность может выдаваться только дееспособными гражданами. Доверенности от имени малолетних и от имени недееспособных граждан выдают их законные представители.

В ряде случаев представительские отношения осуществляются на основании закона.

Поэтому данный вид представительства часто называют представительством законным.

Полномочия законного представителя имеют три обязательных признака:

  • возникают помимо воли представляемого;

  • полномочия и их границы устанавливаются законом;

  • представляемый не участвует в регулировании действий своего представителя.

Так, например, законными представителями малолетних детей являются их родители, полномочия которых основываются на фактах материнства и отцовства.

Аналогичную роль играют усыновление, установление опеки и ряд других юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение представительства.

Особенностями законного представительства являются, во-первых, то, что законное представительство осуществляется независимо от волеизъявления представляемого и, во-вторых, то, что полномочия законного представителя устанавливаются строго на законодательном уровне.

Представители по делу об административном правонарушении

Представители должны свои полномочия подтвердить. В зависимости от их статуса это может быть доверенность, приказ на руководителя, удостоверение опекуна и иные документы. В доверенности все, что имеет право совершать представитель, должно быть четко прописано, в частности возможность подписания, подачи заявления, отказа от требований, их изменение, обжалования принятых актов. Полный перечень этих прав установлен ст. 56 КАС РФ.

Согласно новому кодексу представляющий интересы может совершать за представляемого все необходимые действия. У представителей по закону это следует из их статуса, у иных – из подтверждающих полномочия документов. Если участие при рассмотрении дела является обязательным, он имеет такое же право, за исключением получения объяснений от своего доверителя, привлечения его к участию в реализации других имеющихся по закону прав.

Стоимость представительских услуг варьируется от сложности дела, его временных рамок и т.д. В любом случае для успешного ведения процесса лучше всего подыскать квалифицированного специалиста, который сможет максимально качественно защитить ваши интересы.

Читайте также:  Увольнение со службы по семейным обстоятельствам

Статья 25.5. Защитник и представитель

Во-первых, его участие может быть вызвано желанием представляемого в связи с низкой правовой грамотностью, боязнью суда либо просто нежеланием присутствовать при рассмотрении дела. Хотя присутствие представителя не лишает возможности гражданина присоединиться к разбирательству. От имени лиц, не обладающих необходимой дееспособностью, могут действовать их законные представители. К их числу относятся родители, при их отсутствии – усыновители. Ограниченно дееспособных граждан представляют законные либо иные по соглашению с законными представители.

Компании представляются в суде, как правило, в лице своих руководителей или других лиц, имеющих соответствующие полномочия. В ликвидируемом юридическом лице полномочные лица избираются из числа членов ликвидационных органов. В административном процессе в силу особенностей данной категории дел также могут участвовать государственные и местные органы власти. Их в суде представляют руководители или назначенные им лица.

В административном производстве возможно назначение представителя самим судом. Так, к участию в деле привлекается адвокат-представитель в арбитражном суде, если место проживания ответчика никому неизвестно, либо касательно него решается вопрос о помещении в психиатрическую лечебницу, об осуществлении психиатрического принудительного освидетельствования, а своего представителя у него нет.

Кроме обычных требований, таких как возраст совершеннолетия и дееспособность, новый КАС РФ предъявляет к представителям требование о наличии высшего специального юридического образования. Данная норма вызвала много обсуждений и споров. С одной стороны, это было сделано с целью улучшить качество предоставляемой помощи и самого процесса. С другой, некоторые полагают, что данное требование нарушает конституционный принцип на защиту. Вместе с тем без подтверждения нужного уровня образования к участию в процессе никто, кроме адвокатов, допущен не будет. Как и в других процессах, не могут быть в роли представителей судьи, а также лица, содействующие правосудию, следователи, прокуроры. Это не касается тех случаев, когда они выступают в качестве работников этих органов.

Судебное представительство — традиционный институт процессуального права. Вопрос о его правовой природе относится к числу дискуссионных. В науке гражданского и арбитражного процессуального права по нему выделились два основных направления — «концепция правоотношения» и «концепция действия». При этом автор в результате проведенного анализа отдает предпочтение определению судебного представительства, в том числе по административным делам, как процессуальной деятельности. В качестве новелл КАС РФ, носящих положительный характер, отмечено расширение по сравнению с действовавшим в более ранней редакции ГПК РФ круга случаев, когда суд может признать обязательным участие в судебном заседании представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также наличие в КАС РФ нормы, согласно которой лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Вместе с тем серьезные сомнения вызывает норма ч. 1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, что существенно ограничивает возможности защиты прав граждан и организаций по данной категории дел. В то же время при отсутствии какой-либо оговорки в ч. 1 ст. 55 КАС РФ в указанном Кодексе содержится целый ряд норм, позволяющих все же вести административные дела лицам, не имеющим высшего юридического образования, приведенным в настоящей статье, следствием чего является возникновение многочисленных коллизий. Не учтено, кроме того, что в соответствии с действующим законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатами могут быть и лица, не имеющие высшего юридического образования, а имеющие ученую степень по юридической специальности. Замечание вызывает содержащаяся в ч. 1 ст. 54 КАС РФ формулировка «личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя», поскольку не являющегося личным участие гражданина в деле быть не может. Подобных недостатков в главе о представительстве нового Кодекса содержится немало, и они требуют устранения в будушем.

Первичная консультация специалиста

Бесплатно

Устное разъяснение вопроса

От 1 500

Составление письменного отчета по материалам дела

От 4 500

Выезд юриста в Москве для проведения консультации по вопросу представительства в суде по КоАП

От 11 000

Выезд представителя за пределы МКАД для консультирования

От 15 000

Представительство в суде по КоАП – помощь профессионалов

Ст. 54 КАС РФ

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

1. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому лицу гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Процессуальной функцией представителя является обеспечение прав и законных интересов представляемого лица, затрагиваемых в связи с производством по административному делу.

4. Представителем административного истца, административного ответчика; заинтересованного лица; органа, организации и лица, обращающегося в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, физическое лицо становится после приобщения к административному делу представленных им документов, удостоверяющих наличие у него высшего юридического образования и статус представителя.

5. В российском административном судопроизводстве существует два вида представительства: по соглашению заинтересованных лиц (договорное) и в силу закона (законное). В первом случае в качестве представителей могут выступать адвокаты; во втором — близкие родственники, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций, представляющие интересы последних в силу своего должностного положения (руководители, юрисконсульты и т.п.).

6. Лица, которые могут быть представителями в суде, перечислены в к.с. и ст. 55 КАС РФ.

7. Граждане и юридические лица могут иметь несколько представителей.

8. См. также комментарий к ст. ст. 55, 150 КАС РФ.

Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).

Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Читайте также:  Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).

Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).

Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).

Отстоять свои законные права и избежать штрафов невозможно без умения разбираться в сложных хитросплетениях действующего законодательства. Без юридического образования и соответствующей практики добиться нужных результатов не получится. В этом случае единственным разумным выходом будет помощь представителя по административным делам в суде. Предоставить такие услуги имеет право член коллегии адвокатов, располагающий ордером, подтверждающим его статус и полномочия или другое доверенное лицо.

Расходы по участию в деле квалифицированного юриста чаще всего оказываются значительно меньше тех сумм штрафов и пеня, которые взыскиваются с потерпевшего в судах в принудительном порядке без адекватной юридической помощи. Юридическая компания Dubravin&Partners предлагает полный пакет профессиональных услуг по представительству интересов доверителя в административных делах любой сложности.

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Понятие представительства, его признаки и характеристика

Представительство – действия, которые осуществляются одним лицом от имени другого лица. Основания возникновения представительства изложены в положениях гражданского законодательства. Данное понятие отображает определенное гражданское правоотношение, которое подразумевает передачу полномочий, прав, обязанностей, согласно нормам права.

Представительство дает возможность совершать сделку от имени другого лица. Данное понятие часто применяется в хозяйственных отношениях, при заключении договоров с поставщиками, при подписании соглашений в сфере капитального строительства и многих других областях правоотношений.

Причиной необходимости существования понятия «представительство» являются обстоятельства, которые могут не позволять физическому или юридическому лицу осуществлять определенные действия, заключать сделки самостоятельно в определенный момент времени.

Полномочия, согласно положениям законодательства, могут быть переданы на основании подписания специального документа – доверенности. Основаниями для представительства могут быть законы и нормативные акты.

Сфера применения представительства обширна, согласно нормам Гражданского кодекса, но существуют ограничения – сделки и отношения, которые нельзя заключить через представителя.

Закон устанавливает особые условия для сделок, которые должны быть заключены только лично. Примером такой сделки является завещание.

Признаки и особенности представительства:

  • Отношения носят организационный характер.
  • Представительство позволяет осуществлять исключительно правомерные действия.
  • Представитель может при заключении сделки действовать только от имени лица, которое он представляет. Согласно положениям закона, действия представителя тождественны действиям представляемого.
  • Представитель может быть уполномочен не только заключать сделки, но и осуществлять другие юридические действия.
  • Представитель всегда выступает в интересах представляемого.

Деятельность лиц без соответствующих полномочий либо за их пределами имеет юридические последствия для субъекта, выступавшего в качестве представителя. Если поручитель не одобрит сделку, она будет считаться заключенной в интересах и от имени того лица, который ее совершил. Соответственно, именно он будет нести ответственность и исполнять обязательства по ее условиям. Это правило считается общим для случаев, в которых управомоченное лицо может выступать участником сделки. Договоры, заключенные сотрудниками юрлиц, выходящие за пределы полномочий или при неимении таковых, если впоследствии они не будут одобрены, считаются несостоявшимися и не порождающими соответствующих юридических последствий. Если неуполномоченное лицо совершило действие противоправного и виновного характера, оно может быть привлечено к ответственности за возникший вред.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников административного права:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *