Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое экологический мониторинг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие экологического мониторинга означает систему наблюдений за природой и антропогенными объектами, предназначенную для получения достоверной и своевременной информации о загрязнениях на контролируемой территории. На основании полученных данных возможно составление прогнозов о дальнейшем развитии экологической ситуации в регионе наблюдения.
Объекты экологического мониторинга. Объектами экологического мониторинга являются:
1) компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, а также природные процессы, физические и геохимические поля, развивающиеся в окружающей среде; 2) природные и природно-антропогенные объекты, находящиеся в пределах административных границ города Москвы; 3) природно-климатические условия; 4) воздействие антропогенных объектов на состояние окружающей среды.
Виды мониторинга:
– в зависимости от масштабов системы мониторинга – глобальный, национальный, региональный, локальный;
– от уровня измененности человеком окружающей среды – фоновый и импактный;
– от объекта мониторинга – собственно экологический, воздуха, вод, земли, животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический;
– мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» использует только два понятия:
1)мониторинг окружающей среды– комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза его изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;
2)государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти и ее субъектов.
Оценка воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Экологическое нормирование (понятие, задачи). Основные требования к нормированию в области охраны окружающей среды. Виды нормативов качества окружающей среды. Лучшие существующие технологии. Комплексное экологическое разрешение.
Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.
В систему экологических нормативов входят:
1) нормативы качества окружающей среды;
2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
3) нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.
Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.
Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.
Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками — предприятиями, транспортными средствами и т.п.
Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий).
2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды включают: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.
Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы — нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.
На территории России эксплуатируется множество предприятий, построенных, главным образом, до принятия современного экологического законодательства, предусмотревшего достаточно строгие экологические нормативы. По техническим и иным причинам такие предприятия не в состоянии обеспечить их выполнение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» учитывает такую ситуацию. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды).
3. Нормативы допустимого изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.
Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.
Объекты экологического мониторинга
Объекты локального и глобального экологического мониторинга различают по происхождению:
- Природные ресурсы (почва, вода, воздух, озоновый слой, недра).
Исследуют совокупность условий, необходимую для поддержания жизни на планете. - Природные территории.
Естественные природные комплексы, ландшафты. - Объекты, имеющие природно-антропогенное происхождение.
Местность, обрабатываемая человеком. - Промышленные и хозяйственные объекты.
Воздействуют на окружающую среду и загрязняют её. - Группы населения.
Люди, находящиеся в зоне загрязнения.
Государственный экологический мониторинг
Являя собой огромную и разветвлённую систему, государственный экологический мониторинг решает множество задач, в частности проверку планов и реализованных мероприятий, направленных на природоохранную деятельность, контроль над соблюдением рационального и правильного применения земельных и водных природных ресурсов, применения средств для оздоровления экологии, осведомление людей о состоянии среды и возникновении опасности для населения. Мониторинг экологической среды должен выявить источники загрязнений, спрогнозировать и оценить опасность от предполагаемых источников и предложить способы устранения следствий негативного воздействия. Решает эти задачи непосредственно служба государственного экологического контроля, являющаяся частью глобальной системы контроля над экологией. Под юрисдикцию службы попадает то, что мы называем, окружающей природной средой (землю, воздух, воду, животные и растений), сегмент производства, хозяйственный сегмент и непосредственно общество, в котором мы живём.
Экологический контроль: понятие, система и задачи
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.
Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований. Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации.
Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности.
Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.
Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля.
Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный.
Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:
- Выявление источников человеческого воздействия на природу.
- Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
- Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
- Формирование информационных данных о состоянии объекта.
- Подбор методов борьбы с загрязнениями.
- Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
- Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.
Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.
Порядок осуществления государственного мониторинга земель
Порядок, по которому осуществляется проведение государственного мониторинга земель, установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. В частности, существует специальное Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, которое определяет процедуру данного мероприятия.
Уполномоченным проводить государственный мониторинг земель является Федеральная служба земельного кадастра, которая в ходе ведения данной деятельности регулярно взаимодействует с прочими органами власти федерального или регионального уровня.
Осуществление мониторинга земель осуществляется на основе единой системы показателей, предусмотренных методическими и нормативно-техническими документами, которые утверждены Федеральной службой земельного кадастра.
Государственный мониторинг земель, в частности, получение всей необходимой информации, может осуществляться при помощи:
- проведения дистанционного зондирования, то есть съемки с разнообразных космических аппаратов, самолетов;
- использования сетей действующих полигонов;
- проведения наземных съемок, обследований и самостоятельных наблюдений;
- используя соответствующие фонды, содержащие необходимую информацию о землях.
- своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
- своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
- постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
- ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
- ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.
Мы проводим следующие работы:
- экологический аудит предприятий всех отраслей деятельности, в т.ч. строительной и проектной;
- разработка программы производственного экологического контроля за хозяйственной и иными видами деятельности предприятий;
- проведение лабораторных наблюдений за уровнями загрязнения различных компонентов природной среды в зоне промышленных предприятий:
- атмосферного воздуха;
- поверхностных сточных вод;
- шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений;
- почвенного покрова (все виды инженерно-экологических изысканий);
Современные методы мониторинга окружающей среды
Современные методы мониторинга окружающей среды включают в себя:
- космический (пилотируемые орбитальные станции, корабли многоразового использования, автономные системы спутниковой съемки и др.)
- авиационные (самолеты, вертолеты и радиоуправляемые аппараты микроавиации);
- различные методы морского (затопляющего) и наземного мониторинга, включая, например, фотодетекторную съемку, электромагнитную съемку и другие методы геофизического зондирования подповерхностного слоя, гидроакустическую съемку рельефа морского дна с помощью гидролокатора бокового обзора, другие методы, основанные на регистрации собственного или отраженного сигнала волнового характера.
Рассмотрим некоторые методы более подробно.
Лекция №4. Мониторинг. Прогнозирование. Оценка. Предупреждение ЧС
Мониторинг– система наблюдения, оценки и прогнозирование изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.
По масштабу ЧС мониторинг разделяется:
· Глобальный – система слежения за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений
· Региональный – система слежения за процессами и явлениями в определённых регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенному характеру от естественных биологических процессов, их оценку и прогнозирование
· Импактный — …в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источнику загрязняющих веществ…
· Базовый – система слежения за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия.
Национальная академия наук осуществляет мониторинг растительности, животного мира, сейсмические М.
Министерство здравоохранения – медицинский и физический
Госкомгидромед – М атмосферного воздуха и радиационный.
Цель экологического мониторинга предприятия
— констатация фактов, проведения экспериментов, моделирования процессов, их прогнозирования.
Задача экологического мониторинга предприятия:
- наблюдения за фактическим состоянием биосферы и ее изменениями;
- определение изменений, вызванных деятельностью фармпредприятий, обобщение результатов наблюдений;
- оценка изменений биосферы и их тенденций;
- выявление тенденций, обусловленных антропогенной деятельностью;
- прогнозирование тенденций в изменении состояния биосферы.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производствомБазовые этапы проведения экологического мониторинга
- Подробное изучение интересующей местности;
- Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов);
- Осуществление взятия проб на местности;
- Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т. д.);
- Осуществление аналитических лабораторных исследований с целью выявления степени концентрации вредных веществ;
- Сравнительный анализ полученных показателей со значениями их предельно допустимой концентрации;
- Выявление на основе приобретённых результатов местности, в которой превышен уровень предельно допустимой концентрации вредных веществ;
- При необходимости подбор способов рекультивации загрязнённых областей;
- Выполнение на местности работ по рекультивации.
Значение экологического мониторинга
Экологический мониторинг проводится на постоянной основе специальными ведомствами. Эта информация позволяет получить данные на счет состояния окружающей среды в определенное время с максимальной точностью, чтобы проводить очищение биосферы и рационально расходовать природные ресурсы. Также это позволяет наблюдать за круговоротом веществ в среде, определять время разложение отходов различного вида, утилизировать некоторые из них и снизить антропогенное влияние на природу, чтобы преодолевать различные экологические проблемы.
Таким образом, мониторинг окружающей среды является неотъемлемой деятельностью, чтобы контролировать состояние нашей планеты. Он позволяет своевременно фиксировать все изменения, на основе которых строится прогноз. В свою очередь, он помогает определить, как нужно расходовать те или иные природные блага.
Похожие записи: