Субъекты авторских и смежных прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты авторских и смежных прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Объекты авторского права

1. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить объекты, авторские права на которые могут принадлежать конкретным физическим лицам.

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Границы исключительных авторских прав

1. Условия ограничения исключительных авторских прав

Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение. Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. ст. 17 — 26 ЗоАП.

Речь идет о допущении свободного, т.е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.

Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу («собственнику»). У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования.

Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его «собственника» предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом, путем снятия авторской копии. При этом от «собственника» нельзя требовать доставки произведения автору.

Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20%. В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5% от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т.д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.

По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. ст. 18, 25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

  • идеи и концептуальные задумки, методы и технологии, а также способы решения каких-либо задача;
  • открытия и факты;
  • любые государственные бумаги различных уровней управления;
  • символы страны и знаки государства, такие как флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное, а также символы и знаки муниципальных образований;
  • результаты народного творчества, а также языки программирования;
  • сообщения новостного характера.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права — соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

Читайте также:  Задолженность по страховым взносам: как узнать, списать

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить — субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОГОМ ПРАВЕ

История развития авторского права в России

Первый законодательный акт, посвящённый авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.

В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».

В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода. В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия[1].

Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.

16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей этого документа являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

В 1964 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР в котором законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.

Оба вышеупомянутых акта предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск переводов произведений.

9 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрёл ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав.

1995 был периодом присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).

В 2004 году были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

— полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией;

— скорректировал сроки предоставления охраны произведениям;

— ввёл новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231- ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

Часть четвёртая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности[2].

Понятие и функции авторского права

Авторское право — это гражданско — правовые отношения, которые

регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства, а также совокупность имущественных и личных неимущественных прав принадлежащих автору творческим трудом, которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Она указывает, какие права могут существовать в отношении произведения, а также каким лицам и в каком объёме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Читайте также:  Что значит запрет для уфрс

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
  3. «Всемирная конвенция об авторском праве» (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) (вместе со «Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)» (последние изменения произошли 26.04.2007))
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  6. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.
  7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, № 29, ст. 3046/
  8. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  9. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  10. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 — 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  12. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  13. Гражданское право. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  15. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  17. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  18. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.
  19. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

Возможна ли передача личных авторских прав?

Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых — они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами — выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

Субъекты смежных прав

Смежные права, предусматриваются статьей 1303 ГК Российской Федерации. Их исполняют соответствующие категории субъектов смежных прав, с которыми можно ознакомиться на рис. 1.

Исполнитель или по-другому, автор исполнения – это гражданин, который при помощи своего творческого труда создает некое исполнение.

Читайте также:  Муж не платит алименты судебные приставы бездействуют
Пример 1

Например, артист-исполнитель (актером, певцом, музыкантом, танцором или другим лицом, проигрывается роль, читаются стихи, исполняются песни, также можно играть на музыкальном инструменте либо участвовать в исполнении произведения литературы).

Субъектом исполнения может быть лишь физическое лицо, то есть гражданин.

Режиссером-постановщиком спектакля реализовывается театральная постановка, постановка в цирке, кукольная постановка, эстрадное либо иное театральное представление. В данном случае субъект также представлен физическим лицом.

Способы защиты авторских прав

  1. Гражданско-правовые методы
  • Признать право

Защищаются как личные неимущественные права, так и исключительное право

Признание авторства, считается также как самостоятельная защита. Без обоснованного доказательства права на авторство, невозможно предъявить другие требования.

  • Пресечение нарушающих или создающих угрозу права действий
  • Приведение к положению, существовавшему непосредственного до момента нарушения прав
  • Компенсация нанесенного морального вреда
  • Возмещение потерь, убытков
  • Публикация решения вынесенного судом, где указано действительное нарушение прав правообладателя
  • Изъятие фальсификации, контрафактов, иными словами подделки основанной на оригинале
  • Оплата компенсации
  1. Метод при использовании технических средств и копирайта

Некая самозащита прав

  • Использование технических устройств, технологий, осуществляющих контроль доступа непосредственно к произведениям, способных предотвратить и пресечь нарушающие права авторов действия третьих лиц.
  1. Административно-правовой метод

Следует учесть, что привлечь к такой ответственности, имеется возможность, если виновное лицо преследует цели получения дохода.

Авторские права юридических лиц

Исходя из действующего на территории Российской Федерации законодательства, допускается признание автором лишь физического лица. Есть правило – значит, есть исключение. Это правило применимо и к авторскому праву.

В случаях, когда произведение было создано, не на территории РФ, а за ее пределами, то авторские права рассматриваются международными авторскими правами. В соответствии с международными авторскими правами, автором на интеллектуальную собственность имеет право выступать юридическое лицо. Также, юридическое лицо может выступать автором, когда осуществляется создание произведения физическим лицом, исполняющим свои служебные обязанности. То, что он создал исходя из трудовых обязательств, принадлежит юридическому лицу. Либо также право авторство может перейти к юридическому лицу, согласно завещанию определенного автора на произведение.

Также, когда юридические лица создают, газеты, журналы, энциклопедии, сборники трудов. Словари, аудиовизуальное произведение, фильмы.

Срок авторского права

Сроки действия авторского права, основываются на принципе распределения периода, действия охраны прав исходя из даты гибели автора.

Исключительное авторское право действительно на протяжении жизни автора, а также более 70 лет, счет начинается с 1 января года, после года его гибели

Сроки исключительного право на произведения, созданные в соавторстве действительны в течение периода жизни автора, сумевшего пережить других авторов, а также 70 лет ведя счет с 1 января года, после года его гибели.

Произведения, обнародованные без упоминания имени (анонимно) или под другим именем (псевдонимом), исключительными правами на авторство, действительны на протяжении 70 лет. Счет ведется с 1 числа января года, через один год его правомерного опубликования, обнародования.

В случае, обнародования произведения после гибели автора, исключительные право на него действительны в течение 70 лет после его обнародования, счет ведется с 1 января года, через год после его обнародования, с условием, что произведение было обнародовано в течение периода 70 лет, после гибели автора.

По истечении срока действия авторских прав, права на произведения переходят в общественное достояние. Соответственно, произведения, перешедшие в общественное достояние, смогут без препятствий использовать любые лица без каких-либо выплат вознаграждения авторства. Следует учесть, что при этом имя автора, неприкосновенность произведения и авторство охраняются.

Субъекты смежных прав

Соответственно субъектами, которые могут распоряжаться смежными правами, являются физические или юридические лица:

  • Производители звукозаписей.
  • Исполнители – певцы, танцоры, актеры, декламаторы, дирижеры, режиссеры-постановщики; исполнители народного фольклора. Правовая охрана предоставляется творческой интерпретации произведения.
  • Учреждения эфирного вещания – юридические лица (государственные или частные организации).
  • Изготовители баз данных – лица, организовавшие сбор, обработку и компоновку элементов базы. При этом автором базы данных, как способа упорядочения элементов, может быть другое лицо.
  • Публикаторы – граждане, которые обнародовали авторское произведение после его перехода в общественное достояние (через 7 лет после смерти автора). Смысл смежного права в этом случае заключается в вознаграждении для того человека (публикатора), кто «вернул к жизни» неизвестные ранее произведения. Но смежное право не распространяется на произведения, хранящиеся в государственных архивах. Поэтому право публикатора на практике применяется довольно редко. Наследники автора вправе распоряжаться такими правами в течение оставшегося срока охраны и могут быть публикаторами.

Особенности смежного права на базы данных

Охрана смежных прав на базы данных для изготовителя предусмотрена не во всех случаях. При их изготовлении должно соблюдаться одно из следующих условий (статья 1334 Гражданского кодекса РФ):

  • В создание базы данных вложены существенные денежные или организационные затраты. Они должны быть подтверждены документально, поэтому при разработке IT-продукта нужно сразу готовить доказательства, которые содержат описание видов затрат и их размер. В качестве таких доказательств могут применяться бухгалтерские документы, договоры с исполнителями (в том числе договор авторского заказа), технические задания, внутренние приказы на предприятии.
  • База данных содержит не менее 10 тысяч самостоятельных записей. Подтверждением этого факта могут быть фрагменты отчетов СУБД с указанием количества элементов.
  1. Любой создать уникального произведения искусства, программы, их законные правопреемники либо представители работодателя могут обладать исключительными права на авторство, если эти права будут переданы на основании договорных обязательств.
  2. Субъектами интеллектуального права могут быть и физические лица – граждане, и юридические – организации или компании, которые приобрели у автора его исключительные права на владение и распоряжение созданной вещи. К юридическим правообладателям можно отнести издательства, которые выкупают (АП) у его литературного создателя, либо компании аудиозаписи, которые создают фонограммы по мотивам литературного либо музыкального произведения.
  3. Право на совместно созданное произведение искусства либо технического средства. Если объект интеллектуального права был создан несколькими физическими лицами, и оно воспринимается как единое целое, или состоящее из нескольких самостоятельных частей, все части которого могут быть использованы вне зависимости друг от друга, то и такой объект относят к (АП). Этот вид может различаться по методу использования, как всего предмета, так и его раздельных частей.
  4. Авторство на составной предмет права. Автор имеет возможность защищать свои интересы по подборке и расположению нужных для составления альбома, альманаха материалов других авторов, этот труд относят к творчеству, и он также защищается Законом, но при неизбежном соблюдении (АП) самого создателя используемого в альбоме произведения.
  5. Авторство на производные произведения искусства. К ним относят разработчиков аранжировки произведений, переводчиков с иностранных языков, и других физических лиц, занимающихся обработкой уже созданных произведений. К этим лицам могут возникнуть требования на соблюдение прав автора первоисточника, а при нарушении этих охраняемых законом прав к ним могут быть применены штрафные санкции.
  6. Правопреемники (АП). К этой группе субъектов могут относиться как наследники самого автора, так и юридические компании, которым автор на основании заключенного договора передал свои права на авторство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *