Как подтвердить расходы на электронный авиабилет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подтвердить расходы на электронный авиабилет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Авиабилет представляет собой договор перевозки, заключенный между пассажиром и авиакомпанией и дающий право на услуги авиаперевозки, имеющий вид именного документа. Билет – это средство контроля, который в обязательном порядке регистрируется перед вылетом, после чего пассажиру выдается посадочный талон.

Можно ли использовать посадочный талон в качестве БСО?

Для списания командировочных и оформления налогового отчета зачастую требуются бланки строгой отчетности, которые и определяют размер вычетов и прочие нюансы. Билет на самолет нельзя отнести в БСО, а вот посадочный талон в авансовом отчете соответствует всем требованиям:

  • формируется в автоматизированной системе, которая является важной частью электронного билета аэропорта;

  • включает все данные о рейсе, стоимости, досмотре багажа, пассажире и прочую информацию;

  • содержит сведения об авиакомпании, выступая в качестве договора между ней и пассажиром.

Отражение в бухучете сервисного сбора

Часто считается, что сервисный сбор следует относить к командировочным расходам. Однако, данный вид комиссионного вознаграждения посреднической компании не входит в перечень командировочных расходов.

Важно! Комиссия посреднику, не включенная в тариф на перевозку, для целей налогового учета признается как прочие расходы, имеющие отношение к производству и реализации.

Списание сервисного сбора происходит не после завершения командировки, а при покупки авиабилета. Проводки при этом будут следующими:

Хозяйственная операция Д К
С расчетного счета оплачен сервисный сбор 60 51
Получена маршрутная квитанция 50.3 60
Отражена стоимость сервисного сбора 26 60

Учет билетов на ж/д перевозки в бухучете

Подтверждением факта приобретения электронного билета является контрольный купон. Он содержит в себе все реквизиты о пассажире, транспорте, а также поездке. Данный бланк относят к БСО. В том случае, если билеты утеряны, возместить понесенные работником затраты можно по дубликатам документов. Если билет и иные подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется сделать перевод на русский язык основных реквизитов. В случае приобретения работником билетов самостоятельно, за наличные, проводки будут следующими:

Хозяйственная операция Д К
Из кассы работнику выданы деньги на покупку ж/д билета 71 50
На основании авансового отчете, представленного работником, затраты признаны в учете 26 71

При потере в аэропорту

Чтобы воспользоваться услугами перевозчика, недостаточно лишь купить авиабилет. Опытные туристы уже знают, что с приобретенным документом следует приехать в аэропорт заранее и пройти процедуру регистрации у специальной стойки.

После этого вам выдают так называемый посадочный талон. Именно он является тем подтверждением, которое могут потребовать на работе, что вы совершили поездку. Но что гораздо важнее – только при его наличии пассажира пустят на борт самолета.

Поскольку такая процедура совершается за час-полтора до рейса, то у человека есть большие шансы в суматохе аэропорта потерять небольшой бумажный корешок. Что делать в таком случае? Сначала сориентируйтесь, сколько времени осталось до вылета. Если в запасе еще есть хотя бы 10-15 минут, то нужно срочно вернуться обратно на стойку регистрации, предъявить паспорт и описать свою ситуацию максимально подробно.

Как отразить покупку авиабилетов в авансовом отчете?

Стандартно для оправдания расходов по командировке сотрудник прикладывает к авансовому отчету оригиналы всех проездных документов. Если авиабилет приобретается в кассе, то прикладывается его бумажная версия, если онлайн — электронная, а именно маршрутная квитанция (об этом в части ниже). В любом из вариантов билет должен подтверждать договор между пассажиром и перевозчиком, имея все необходимые реквизиты:

  • собственный уникальный номер;
  • дату оформления;
  • информацию о пассажире;
  • данные о перевозчике;
  • номер рейса;
  • время и дату отправления;
  • стоимость;
  • пункт отправления.
Читайте также:  Что будет с приватизацией квартиры в 2024

Зачастую компании покупают и предоставляют билеты командированному сотруднику заранее, поэтому в авансовом отчете они проводятся как аванс — в блок по авансам / перерасходам вносится стоимость проездного документа с НДС и сумма выданного под отчет аванса.

Отметим, что информация о билетах отражается не только на первой, но и на второй странице авансового отчета, где обязательно указываются их реквизиты и стоимость.

Если потерян посадочный талон – как отчитаться?

Косвенно же это могут подтвердить документы, подтверждающие его направление в командировку, плюс документы, которые засвидетельствуют, что он проживал в месте командирования, отчет о командировке, а если организация продолжает использовать командировочные удостоверения, то и отметки о прибытии/убытии из командировки, проставленные принимающей командированного сотрудника стороной.
В принципе оба названных варианта позволяют «оправдать» расходы на авиаперелет при утере оригинала посадочного талона. Хотя второй вариант с точки зрения риска возникновения претензий со стороны налоговых органов кажется более рискованным. Безопаснее получить справку от авиаперевозчика, которую можно рассматривать как равнозначную замену посадочного талона.
В завершение отметим, что в случае, если компания возместит сотруднику расходы на приобретение авиабилета в отсутствие посадочного талона (справки от перевозчика и т.п.), помимо всего прочего с этой компенсации придется удержать НДФЛ и включить ее в базу по страховым взносам (п. 3 ст. 217 НК, ч. 2 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).

Учет авиабилетов в бухгалтерском учете

Отражение в учете расходов на покупку сотрудниками авиабилетов возможно в том случае, если к авансовому отчету прикладываются такие документы:

  • авиабилет, при покупке которого был выдан чек, либо маршрутная квитанция, в которой отражаются все данные о поездке, включая стоимость перелета;
  • посадочный талон, в котором отражены данные о пассажире, даты вылета и прилета, а также информация о посадочном месте.

Электронные билеты отражаются на субсчете 50.3. В затраты данная сумму списывается после того, как утвержден авансовый отчет. Рассмотрим подробнее на примерах.

Пример 1: Компания по безналу оплатила за электронный авиабилет для работника, направляемого в командировку. Стоимость билета составила 10 000 рублей. В бухгалтерском учете будут следующие операции:

Хозяйственная операция Д К
Оплата электронного билета на сумму 10 000 рублей 60 51
Поступление электронной маршрутной квитанции 50.3 60
Работнику выдана маршрутная квитанция 71 50.3
По возвращении сотрудник представил авансовый отчет и затраты были признаны в учете 26 71

Какие бывают проводки для учета командировочных расходов?

Отдельно упомяну:

  • Мы имеем право выдавать под отчёт только работникам организации — лицам, с которыми у нас заключён трудовой или гражданско-правовой договор.
  • Список таких лиц утверждается отдельным приказом руководителя.
  • В этом же приказе оговаривается максимальный срок, через который работник должен отчитаться перед бухгалтерией; если работник уезжает в командировку — то этот срок автоматически продлевается до его возвращения.

Сотрудник не должен тратить собственные деньги на организацию поездки. Поэтому ему заранее выдается предварительно просчитанная сумма в виде аванса из кассы наличными или перечисляются деньги на счет его личной пластиковой карты:

  • выдано из кассы на командировочные расходы — проводка Д71-К50;
  • безналичным путем выдано на командировочные расходы — проводка Д71-К51.

Суточные признаются в расходах на основании приказа на выплату суточных, копию которого можно приложить к авансовому отчету.

Ответ на вопрос, какие именно активы будут считаться денежными документами, учреждение должно закрепить в своей учетной политике. Там же прописывается порядок их учета, хранения и списания. Все эти процедуры регламентированы несколькими инструкциями и приказами Минфина России, полный перечень которых вы видите ниже.

Виды отчетных документов

Все отчетные документы, которые вы получите на электронную почту или скачаете из личного кабинета, нужно распечатать и отнести в бухгалтерию.

  • Электронный билет. Электронный посадочный купон нужно распечатать на принтере. Если вы распечатали электронный билет в терминале самообслуживания или в кассе на ж/д вокзале, для отчета предоставьте билет на бланке.
  • Документ на сумму сервисного сбора Туту.ру (если сбор есть). За билет, оформленный на физическое лицо, вы получите акт об оказании услуг (УПД-2). Если билет куплен на юридическое лицо, мы пришлем счет-фактуру (УПД-1).
  • Электронный чек. Он высылается, если заказ оплачен банковской картой. Скачать чек можно из письма, которое вы получите после покупки билета.
  • Если вы оформили онлайн-возврат билета, то дополнительно получите квитанцию РЖД о возврате и акт на комиссию по онлайн-возврату Туту.ру. В случае возврата билета в кассе нужно передать в бухгалтерию квитанцию о возврате, которую вы получите в кассе.
  • Если вместе с ж/д билетом вы приобрели на Туту.ру страховку, ее тоже нужно скачать и распечатать для отчета. За отчетными документами на сервисные услуги, приобретенные напрямую у перевозчика (например, питание), обратитесь в ж/д кассу.

БСО — документ, который юрлицо или бизнесмен может выдать физическому лицу вместо чека ККТ при безналичной или наличной оплате услуг.

Использование БСО регламентирует Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

По общему правилу БСО выдают налогоплательщики только при оплате услуг из перечня ОКУН (ОК 002-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) и приравненных к ним. БСО нельзя выдать юрлицу и при покупке товара. А вот предпринимателям БСО выдавать можно, так как они приравниваются к физлицам (абз. 4 п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Чтобы бланк считался действительным, он должен включать обязательные реквизиты:

  • наименование, номер из 6 знаков и серия;
  • название фирмы или Ф. И. О. ИП;
  • ИНН и местонахождение предприятия;
  • вид и стоимость услуги;
  • сумму оплаты;
  • дату операции и формирования документа;
  • должность, Ф. И. О. и личную подпись ответственного за документирование операции лица;
  • печать компании.

Если БСО изготовлен в типографии, то сведения о ней указываются на бланке. Какие еще требования предъявляются к БСО — читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)».

Однако есть целый ряд БСО, к оформлению которых предъявляются отдельные требования, утвержденные специальными НПА. К таким бланкам относятся кинобилеты, абонементы, турпутевки и т. д. Можно ли считать электронный билет БСО?

Электронные посадочные разрешили, но для списания расходов безопаснее бумажные

Приказ об изменениях в Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» и Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров направлен в Минюст для регистрации.

Посадочные талоны можно будет предъявлять на смартфоне, ноутбуке или планшете, где отображен штрих-код талона. А можно этот штрих-код просто распечатать и показать при досмотре.

Но налоговикам такие штрих-коды для подтверждения расходов вряд ли понравятся. Пока новых разъяснений ФНС или Минфин не подготовили.

Поэтому сотрудникам, которые едут в командировки, все-таки лучше получать на стойках регистрации привычные посадочные талоны.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Электронный и бумажный посадочный талон: в чём разница

Когда пассажир регистрируется на рейс в аэропорту, он получает посадочный талон на руки — картонный бланк с отрывной частью. При выходе на посадку правую часть отрывают и отдают пассажиру, остальное остаётся у представителя авиакомпании.

Примерно так выглядит бумажный посадочный, который выдают в аэропорту

Если пассажир проходит онлайн-регистрацию, посадочный талон приходит на его электронную почту. Электронный посадочный пассажир может сохранить на смартфон или распечатать. Как и в обычном талоне, на нём есть штрихкод или QR-код, в котором зашифрована информация о перелёте.

Читайте также:  Можно ли пропускать занятия в автошколе

Электронный посадочный талон «Победы»

В аэропорту путешественник показывает цифровой талон с кодом на всех этапах предполётного контроля. В некоторых аэропортах владельцы электронного посадочного регистрируются на рейс и сдают багаж вообще без участия персонала — с помощью терминалов самообслуживания.

Плюсы электронного посадочного:

Минусы тоже есть. Во-первых, в России посадочный талон в электронном виде принимают пока не везде — для этого в аэропорту должно быть специальное оборудование и электронная база данных досмотра. Российские авиакомпании и аэропорты обязаны размещать на своих сайтах эту информацию.

Пассажиру лучше заранее узнавать, используют ли в аэропорту электронный посадочный талон. Некоторые авиакомпании, например Ryanair и Wizz Air, берут плату за распечатку посадочных на стойке регистрации.

Во-вторых, когда пассажир использует в аэропорту электронный посадочный, отметка о прохождении досмотра и посадке на борт ставится в электронной базе данных. Это не подходит бухгалтерии, которой для отчётности о командировочных расходах необходимо иметь подтверждающий документ на бумаге.

Минфин в письме от 23.09.2019 №03-03-06/1/772906 и ФНС в письме от 11.04.2019 №СД-3-3/3409 считают: посадочный талон должен иметь реквизиты, подтверждающие факт перелёта, и, как правило, таким реквизитом является штамп о досмотре.

Поскольку штамп о досмотре физически ставится только на бумаге, командированному необходимо распечатать электронный посадочный. Это можно сделать как на домашнем принтере, так и в аэропорту, в терминале самообслуживания или на стойке регистрации.

Из чего складывается стоимость авиабилета?

Тариф — это стоимость непосредственно перевозки. Например — перевозки из Москвы в Берлин с питанием на борту самолета. Именно эту сумму получает авиакомпания, предоставив вам услугу перелета. В общей стоимости билета эта цифра — базовая.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов — что это? Материал, рассмотренный далее, даст всю нужную информацию.

Разные авиакомпании устанавливают свои тарифы, поэтому билеты по одному и тому же направлению могут существенно различаться в цене. Это зависит от политики авиакомпании, складывающейся из таких факторов, как наполняемость рейса, развитость конкуренции по данному направлению, сезонность и т. д.

Тариф — сумма фиксированная и не зависящая от даты вылета самолета и количества купивших билет пассажиров. Правда, две причины могут повлиять на его размеры. Во-первых, авиакомпания может изменить тарифы, а во-вторых, они иногда зависят от валютных колебаний, например — стоимости рубля по отношению к евро.

Для начала рассмотрим, как формируется цена на авиаперелет. Окончательная стоимость билета состоит из тарифа, сборов аэропорта и сервисного сбора за оформление авиабилетов компаний-посредников.

Полеты с пересадками или «туда и обратно»

Рассмотрим ценовую политику для полетов с пересадками на конкретном примере. Есть два варианта перелета в Париж из Москвы. Это либо прямой рейс, либо рейс с пересадкой в Дюссельдорфе. Если расстояние (сумма миль) в обоих случаях будет одинаковым, либо различаться не больше чем на десять процентов, то рейс с пересадкой будет называться сквозным. А цена такого перелета будет либо равна стоимости прямого рейса, либо даже окажется немного ниже — как бонус за дискомфорт ожидания второго рейса в аэропорту.

Когда же сумма миль при полете с пересадками значительно выше, то авиакомпанией суммируются полные цены по отдельным сегментам перелета.

Покупка билетов на авиаперелет туда и обратно иногда (в основном на международных рейсах) обходится дешевле суммы двух билетов. Порой компании устанавливают правило, согласно которому более дешевый вариант возможен только при пребывании в месте прилета-вылета на протяжении от 12 часов и больше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *