Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения и новое в закупках с 16.11.2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.
В какие сроки можно заключить контракт
При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.
Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.
Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:
- Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
- Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
- Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
- Заключить контракт по стандартному сценарию.
- В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.
Протокол рассмотрения и оценки заявок
Другие изменения в 44-ФЗ, которые действуют с 1 июля 2022 года
Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.
С 1 июля 2022 года в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, в том числе закрытых, заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Такие действия считаются надлежащим уведомлением.
Если контрагент не принял меры и не устранил причины, по которым заказчик решил расторгнуть контракт, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления (ч.12.1 статьи 95).
В случае если в одностороннем порядке расторгается контракт, заключённый по результатам закупки не в электронной форме (ч.12.2 статьи 95), такое решение передаётся лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне по его адресу, указанному в контракте.
В статье 45 Федерального закона 44-ФЗ с 1 июля 2022 года также действует уточнённый порядок получения средств по независимой гарантии от банков. Согласно пп.3 п.2, для получения неустойки в размере 0.1% от суммы за каждый день просрочки заказчику необходимо предъявить требования о выплате, пока не закончился гарантийный срок.
Кроме того, с 1 июля заказчики обязаны предъявлять претензии контрагентам, которые нарушили условия контракта в электронной форме через ЕИС. Результат рассмотрения претензий поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику также через ЕИС.
Аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день и время, указанные в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Исключение составляет электронный аукцион для осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, документация которого содержит проектную документацию. В этом случае электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие.
После начала аукциона для подачи ценовых предложений отводится 10 минут. Это время автоматически продлевается после очередного предложения одного из участников. По истечении указанного основного времени в течение еще 10 минут каждый участник может подать еще одно предложение о цене (не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта).
Этот этап предусмотрен для того, чтобы все участники, кроме победителя, могли улучшить свои предложения и занять второе место. В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик предложит заключение контракта участнику, заявке которого присвоен второй номер. Заказчик имеет на это право в соответствии с ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ.
Изменения в 44-ФЗ с 1 апреля 2023 года
В случаях, предусмотренных п.п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт с единственным контрагентом может быть заключен в особом порядке (с 1 апреля 2023 года)
(пп. “е” п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
Статья 93 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой ч. 14.
В указанных случаях допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом при включении информации и документов о таком контракте в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.
Порядок заключения контрактов по результатам электронных процедур
- Заказчик должен в течение 5 календарных дней со дня, следующего за датой размещения в ЕИС «конечного» протокола с результатами прошедшего электронного аукциона из личного кабинета в ЕИС, отправляет на электронную торговую площадку, а также публикует в открытой части ЕИС проект контракта для его подписания, победителем электронной процедуры;
- Победитель аукциона в электронной форме в течение 5 календарных дней со дня публикации заказчиком, (представителем заказчика) в ЕИС проекта гос. контракта отправляет из личного кабинета на электронной торговой площадке в ЕИС, а также выполняет загрузку в личный кабинет на ЭТП подписанный проект контракта и документы, указанные положениями Закона № 44-ФЗ, или протокол разногласий (при наличии разногласий);
- Заказчик в течение 3 рабочих дней с даты публикации на электронной торговой площадке проекта гос.контракта, подписанного победителем электронной торгов из личного кабинета в ЕИС и отправляет на электронную площадку подписанный электронной подписью со своей стороны контракт, и в публичной части ЕИС размещается заключенный электронный контракт.
Как формировать идентификатор государственного контракта
Действующий порядок формирования ИГК закреплен Приказом Казначейства России № 9н от 20.03.2017. Код присваивается после создания документа в реестре контрактов и действует на протяжении всего срока действия договорных обязательств.
Вот инструкция, что шифрует и как узнать идентификатор государственного контракта:
- идентификационный номер организации, выступающей в роли заказчика;
- способ проведения закупки;
- год вступления в силу обязательств между заказчиком и исполнителем;
- год исполнения госконтракта;
- вид применяемой цены;
- номер по порядку, присвоенный путем использования сквозной нумерации для всех госконтрактов, договоров, заключенных в текущем отчетном периоде (году).
Банковское сопровождение оборонного заказа
Банковское сопровождение гособоронзаказа осуществляется уполномоченными банками. Такой банк обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Первоначально для оборонки было определено пять уполномоченных банков: ГазпромБанк (ГПБ), Банк ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы и Россельхозбанк. Распоряжением Правительства № 1702-р от 1 сентября 2015 года количество банков, сопровождающих оборонные контракты по 275-ФЗ, увеличено до девяти. В их число вошли Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк Россия, Российский Капитал и Новикомбанк.
Распоряжением Правительства № 1135-р от 3 июня 2016 года состав «оборонных» банков изменен ещё раз.
Актуальный перечень уполномоченных банков публиковался в интернете на официальном сайте Банка России. По состоянию на 18 апреля 2017 года в этот список входят восемь банков: АО «АБ «РОССИЯ», Банк ГПБ (АО), ПАО «Банк «Санкт-Петербург», Банк ВТБ (ПАО), ПАО Сбербанк, АО АКБ «НОВИКОМБАНК», Банк «ВБРР» (АО) и АО «Россельхозбанк».
Публикация перечня уполномоченных банков была отменена Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ. Информирование Исполнителей Гособоронзаказа об уполномоченном банке производится по всей кооперации через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.
Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2021 г.
Заказчик при выборе победителя ориентируется не только на цену, учитывается качество товара и другие значимые нюансы.
Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:
- не более 5 млн руб.;
- не более 50 % совокупного годового объёма закупок (размер этой доли не должен превышать 30 млн руб.).
Не работает! Вы придурки сделайте нормально сайт!!!Достали уже!!!В заключение контрактов не заходит…ВИСИТ У ВСЕХ!!!!!!!!!!!
Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:
- не более 5 млн руб.;
- не более 50 % совокупного годового объёма закупок (размер этой доли не должен превышать 30 млн руб.).
Редакция 44-ФЗ, действовавшая до 31.07.2019 г., в ч.2 ст.93 имела перечень процедур с единственным участником, при осуществлении которых требовалось размещать извещение в ЕИС. Успеть это сделать нужно было в 5-ти дневный срок до составления контракта.
В нынешней версии закона данное правило исключили и в ч.3 ст.93 прямо говорится, что публиковать извещение о мероприятии не требуется. Срок заключения договора по 44-ФЗ с единственным участником должен быть отмечен в плане-графике закупок (п.4 ч.2 ст.16 44-ФЗ). Он будет соблюден, если договор будет подписан в том месяце, который прописан в плане-графике. Если организатор не успел в установленное время, он вправе изменить план-график не позднее, чем за 1 день до подписания договора (ч.9 ст.16).
Таким образом, регламентированный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком определяется с помощью плана-графика. В случае необходимости его разрешается изменить не позднее, чем за 1 день до подписания документа.
В ч.2 ст.93 приводятся случаи, когда о подписании контракта с единственным исполнителем заказчик обязан известить контрольный орган (п.6, 9, 34 и 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ). Например, это может быть заключение контракта на лечение гражданина России за рубежом. Уведомление происходит в течение 1-го рабочего дня после подписания договора.
Евгений Бобышев: По 223-ФЗ дела обстоят иначе. Заказчики этого сегмента могут размещать информацию об участниках на свое усмотрение: включать сведения об участниках в итоговый протокол, либо не включать.
Почему так? Ст.3.2. 223-ФЗ позволяет заказчикам эту информацию размещать, если заказчик прописал это условие в Положении о закупке.
Например, анализируя закупки по 223-ФЗ, мы можем увидеть, что есть процедуры, где есть информация об участниках, и где такой информации нет.
А реестр контрактов не включает в себя информацию о победителе. У нас есть Постановление Правительства РФ № 1132 от 31.10.2014 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки». Согласно п.12 Правил сведения об участнике, о победителе не включаются в открытую часть реестра. Т.е. мы не можем увидеть, с кем заказчик заключил договор.
Если заказчик по 223-ФЗ не предусмотрел в Положении о закупке условие о размещении информации об участниках, то мы не сможем увидеть сведения даже о победителе.
Если все-таки такая возможность отмечена, то только из протоколов мы сможем увидеть, кто победил в закупке. Реестр контрактов в этом плане нам не помощник.
Вывод:
Согласно ч.14 ст.3.2 223-ФЗ итоговый протокол также не содержит сведений об участниках и победителе. В протоколе указываются лишь порядковые номера в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Однако в п.8 ч.14 ст.3.2 говорится о том, что итоговый протокол может содержать иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке. По этой причине мы можем видеть в ЕИС протоколы, в которых есть информация об участниках закупки и победителе.
Согласно п.19 Правил ведения реестра, утвержденных ПП РФ №1132 Информация и документы, включенные в реестр, являются общедоступными, за исключением:
- сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе);
- информации об изменении условий договора с указанием условий, которые были изменены, а также документов, подтверждающих такие изменения;
- информации и документов, касающихся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора, а также наименования страны происхождения поставленного товара;
- информации о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения субподрядчика, его идентификационный номер налогоплательщика, а также предмет и цена договора с субподрядчиками;
- информации о расторжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документов, подтверждающих такое расторжение;
- копии заключенного договора.
Сроки проведения закупок по 44-ФЗ
Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:
- Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
- Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
- Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
- Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.
Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.
При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.
Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.
Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.
Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:
- такое право предусмотрено документацией о закупке,
- участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.
При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).
Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:
- Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
- Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:
- Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
- Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.
Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.
Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.
Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.