Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досудебные процедуры урегулирования налоговых споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предварительные согласительные процедуры, как было отмечено ранее, являются видом альтернативного досудебного рассмотрения возможных конфликтных ситуаций, которые помогают налогоплательщику разрешать спорные (неоднозначные) налоговые вопросы до момента подачи им налоговых деклараций. Несмотря на то что процедура реализации предварительных согласительных процедур различается в тех странах, где они существуют, основная концепция остается неизменной и заключается в том, что после разрешения спорных вопросов между налогоплательщиком и налоговым органом в рамках осуществления предварительных согласительных процедур и формирования общего подхода к разрешению спорных вопросов ранее согласованная с налоговым органом позиция не должна меняться в ходе проведения дальнейших мероприятий налогового контроля [1].
Предварительные согласительные процедуры в отношении большинства налогоплательщиков
В США действуют резолюции, регулирующие вопросы предварительных согласительных процедур, в различных отраслях экономической деятельности (Industry Issue Resolutions Program) [4].
Упомянутые процедуры позволяют организациям (ассоциациям), осуществляющим деятельность в определенном сегменте экономической деятельности, консультироваться с налоговыми органами по тем налоговым вопросам, которые наиболее остро затрагивают их интересы. Результатом таких консультаций может быть принятие обновленных рекомендаций, в которых налоговый орган устанавливает, как должны учитываться операции, которые были предметом обсуждений между налоговым органом и налогоплательщиком.
Так, в США налогоплательщики могут обратиться в налоговую службу за получением индивидуальных рекомендаций относительно налоговых последствий заключаемых ими сделок или операций. Следование таким рекомендациям носит для налогоплательщика добровольный характер. Но если налогоплательщик при заключении сделки следовал этим рекомендациям, то они признаются и налоговым органом, который не вправе применить иные налоговые последствия в отношении сделки, по которой были вынесены частные рекомендации.
В России также существует возможность обращения налогоплательщиков (посредством направления письменных запросов) в уполномоченный орган (Минфин России) за получением разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Однако полученные разъяснения носят информационный характер и не обязывают ни налоговый орган (который входит в систему Минфина России), ни налогоплательщика действовать в пределах данных разъяснений. Тем самым полученные налогоплательщиком разъяснения не освобождают его от налоговых притязаний со стороны налоговых органов. Данный факт позволяет сделать вывод о неэффективности данного способа урегулирования спорных ситуаций в современных российских реалиях.
Разрешение споров путем привлечения третьих лиц
Суть данных согласительных процедур заключается в том, что при разрешении налоговых споров налогоплательщики и налоговые органы привлекают третье лицо, которое помогает сторонам определить налоговые риски и прийти к консенсусу при разрешении спорных вопросов. При этом такое третье лицо (медиатор) является именно посредником в споре, а не независимой стороной (как судья), которое принимает конечное решение, исходя из трактования той или иной спорной налоговой ситуации. Стоит отметить, что медиатор не имеет права выносить решения по спорным налоговым ситуациям.
В частности, процедура медиации распространена в Нидерландах, Бельгии, США, Канаде. При этом нередко медиаторами являются сотрудники налоговой службы, которые осуществляют функции медиатора в свободное от основной работы время.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: этапы
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров можно разделить на несколько этапов:
- направление заявителем жалобы в налоговую инспекцию, которая является стороной спора;
- перенаправление обращения из нижестоящего налогового отделения в вышестоящее в трехдневный срок;
- принятие обращения вышестоящим органом к рассмотрению или отказ в этом заявителю;
- уведомление всех причастных сторон о времени и дате проведения заседания;
- запрос налоговиками дополнительных материалов, которые помогут рассмотреть дело по существу, а также самостоятельное предъявление налогоплательщиком дополнительных документальных доказательств нарушения его законных прав;
- непосредственно само рассмотрение жалобы налоговиками и принятие по ней обоснованного решения;
- информирование заявителя о принятом решении.
Рассмотрение жалобы об урегулировании налоговых споров по существу
Физлица и организации, считающие, что их права нарушены, составляют и направляют жалобу в региональное отделение налоговой службы (вышестоящий налоговый орган) через местное налоговое отделение, которое является стороной спора.
Если акт о привлечении налогоплательщика к ответственности еще не вступил в силу, заявителем подается апелляционная жалоба. Во всех остальных случаях — жалоба.
Налоговый орган, действия и/или акты которого оспариваются, обязан перенаправить документ со всеми сопутствующими материалами в вышестоящее региональное отделение в течение 3-х дней, после поступления такого обращения. В этот же срок заявителю должно быть направлено окончательное решение налоговой службы.
В обращении обязательно указывается:
- ФИО физлица-заявителя и его место проживания (соответственно, если заявителем является юрлицо, указывается его название и местонахождение);
- акт, который оспаривается или суть действия/бездействия налоговиков;
- название налогового органа, который является стороной спора;
- основание для подачи жалобы — суть претензии;
- требования заявителя;
- способ, которым налогоплательщик хочет получить ответ на свое обращение.
Региональное управление налоговой рассматривает обращение по существу и принимает по нему финальное решение не позднее:
- календарного месяца, если это апелляция на акт, привлекающий налогоплательщика к ответственности;
- 15-ти рабочих дней во всех остальных случаях.
- Налоговый кодекс РФ определяет, что урегулирование налоговых споров заканчивается одним из возможных вариантов (статья 140):
- налоговое подразделение отказывает в удовлетворении требований заявителю в силу законодательных норм;
- налоговики признают акт и/или действия должностных лиц неправомерными и подлежащими частичной или полной отмене.
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.
Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.
Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:
- Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
- Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
- Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
- Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
- Требование заявителя;
- Указание на способ получения ответа на жалобу.
Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.
Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования
ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.
При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.
В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.
А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?
Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.
Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.
По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.
Преимущества досудебного разрешения налоговых споров
Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,
- пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
- оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
- плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
- решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
- финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.
Основные сведения налоговых споров
Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.
И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.
!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.
Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:
- Анализ споров;
- Оценка причин;
- Анализ норм закона;
- Оформление претензий;
Как избежать контроля со стороны налоговой при покупке за наличные
Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, устанавливает пределы использования наличных денег, которые часто корректируются. Если вам нужно купить какой-то ценный предмет (например, обручальное кольцо для вашей невесты) и вы не хотите иметь проблем с налоговой, то в таком случае вам просто не нужно оставлять никаких следов данной операции. Это не означает совершать правонарушение. Закон разрешает вам — и, следовательно, это является совершенно законным – совершать платежи наличными до 2.999 евро. С 1 июля 2020 года по 31 декабря 2021 года потолок оплаты наличными средствами снизится до 1999,99 евро. Это означает, что будет невозможно осуществлять наличными деньгами платежи, получать ссуды или пожертвования на сумму, начиная от 2.000 евро и выше; в случае проведения таких операций вы должны будете остановить свой выбор на отслеживаемых банковских инструментах (банковские переводы, чеки, дебетовые карты и кредитные карты). А с 1 января 2022 года этот потолок снизится ещё больше, до 1.000 евро.
Следовательно, если у Вас нет намерения приобрести бриллиант, то вы можете сделать это за наличные. При отсутствии возможности отследить платёж никто не спросит Вас, почему вы лишили себя хлеба насущного, и все эти лишения только ради того, чтобы сказать своей женщине: «Я люблю тебя». Если покупка не проведена Вами через счёт, то это ещё не означает, что Вы обязательно должны испытывать угрызения совести или у Вас есть желание уклониться от уплаты налогов: просто это значит, что Вы желаете избежать в будущем наступления однажды такого момента, когда Вам пришлось бы давать объяснения по финансовым операциям, подтверждающие документы по которым вы могли бы уже и утерять (например, чек на покупку).
Сколько стоят услуги налогового адвоката в Италии?
Его гонорар определяется несколькими критериями: сложностью дела , величиной оспариваемой суммы, количеством судебных заседаний и судебных инстанций, которые предстоит пройти. Адвокат для иностранцев в Италии и его стоимость уточняйте отдельно.
Нужно ли при заключении соглашения с налоговым адвокатом в Италии расторгать или приостанавливать соглашение с налоговым консультантом (il commercialista)?
В этом нет необходимости , компетенции налогового адвоката и налогового консультанта не пересекаются и даже дополняют друг друга. Но споры с налоговыми органами в Италии на различных стадиях – это прерогатива сугубо налогового адвоката. Споры с налоговыми органами в Италии – не специализация налогового консультанта.
В последнее время итальянские налоговые органы стали проявлять пристальное внимание к иностранцам, и, в частности, к россиянам , которые приобрели недвижимость или бизнес на территории Италии. Cпоры по налогам в Италии с участием иностранцев стали обыденным явлением в практике и налоговых органов, и судов.
Сами итальянцы не скрывают, что Налоговая служба Италии (Agenzia delle entrate) , будучи государственной структурой, использует «бандитские» методы при расчете и взыскании налогов с собственных гражданам. А что говорить об иностранцах, которые весьма туманно ориентируются в весьма запутанной налоговой системе Италии. В нашей практике бывали случае , когда приходилось исправлять ошибки налоговых консультантов – коммерциалистов (сommercialista), невольно подставлявших под удар своих клиентов. Ибо бухгалтер-коммерчиалист и адвокат по налоговым спорам (tributario) и общению с налоговой службой – это две разные профессии.
Почему возникают споры с контрагентами
Спор возникает, когда одна компания считает, что ее бизнес-партнер не выполнил свои обязательства по договору, а партнер с этим не согласен. Такие конфликты происходят не только у крупных корпораций, которые сотрудничают с десятками контрагентов, но и у мелких предприятий.
Например, поставщик задерживает поставку товаров, арендатор не платит за съемное помещение или подрядчик выполнил ремонт в офисе, а заказчик отказывается его принимать из-за множества дефектов.
Участниками споров могут быть не только юрлица и ИП, но и госорганы, и даже обычные физлица, которые выступают одной из сторон сделки. Например, если компания обращается к самозанятому фрилансеру для разработки сайта, фрилансер становится ее контрагентом.
Судебное рассмотрение спора
С 1 января 2005 года налоговый спор может рассматриваться в трех инстанциях: в суде первой инстанции, в суде второй инстанции, в Верховном суде.
Споры по таможенным вопросам могут инициироваться лишь в суде Харлема. Вопросами исследования фактов занимаются суды первых двух инстанций, Верховный суд решает лишь вопросы права.
Наднациональными инстанциями для нидерландских судов
- Европейский Суд;
Европейский Суд по правам человека;
Комитет по правам человека при ООН (не будучи судебной инстанцией, выносит мнения и предписания относительно соблюдения государством Международного пакта о гражданских и политических правах).
Предварительное обжалование решения налогового органа в административном порядке обязательно. Данное правило действует с 1 сентября 1999 года. До этой даты обращение в суд без
Административное обжалование выполняет две функции:
- определение предмета разногласий сторон;
возможность без обращения в суд устранить очевидные ошибки в работе налоговых органов и улучшить их работу.
Обращение в налоговые составы судов возможно лишь по налоговым спорам, перечисленным в статье 26 «Общего закона о государственных налогах», а именно о размере налоговой задолженности и об определенных решениях налоговых органов. Прочие споры с налоговыми органами подлежат рассмотрению административными или (в случае превышения компетенции административных палат) гражданскими палатами судов.
Одна из особенностей налогового процесса — отсутствие необходимости использования услуг профессионального
Судебные составы по рассмотрению налоговых споров создаются в рамках административных палат, действующих в судах наряду с гражданскими и уголовными палатами.
Аннотация к книге «Взаимосогласительные процедуры при разрешении налоговых споров в досудебном порядке. Монография»
В монографии рассматриваются актуальные вопросы разрешения налоговых споров на досудебном уровне в зарубежных странах и России с применением взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.
Актуальные тенденции создания эффективного правового механизма досудебного разрешения налоговых споров в Российской Федерации предусматривают совершенствование порядка разрешения (рассмотрения) налоговых споров на досудебном уровне, включая разработку взаимосогласительных правовых процедур, переход от досудебного порядка разрешения налоговых споров к внесудебному, урегулирование споров без участия суда, в том числе развитие примирительных процедур, обеспечивающих добровольное сотрудничество сторон спора с учетом интересов как государства в лице налогового органа, так и налогоплательщика.
Законодательство приведено по состоянию на декабрь 2016 г.
К досудебному порядку урегулирования гражданских и арбитражных споров относятся претензионный порядок, примирительные процедуры (медиация, обращение к финансовому уполномоченному), жалоба в вышестоящий орган. Направление уведомления или сообщения информационного характера не считается досудебным порядком.
Если требования соистцов могут быть рассмотрены самостоятельно, каждый из них должен соблюсти этот порядок. Досудебное урегулирование должно быть соблюдено и в отношении каждого из ответчиков, если дело невозможно рассмотреть без участия их всех. Соблюдение порядка правопредшественником или в отношении такового не требует его повторного соблюдения правопреемниками.
Направление претензии по электронной почте или через соцсети возможно, если такой порядок установлен законом, договором или является обычной деловой практикой между сторонами.
Несовпадение в претензии и иске требуемых сумм еще не означает несоблюдения обязательного досудебного порядка. Если в претензии указана только сумма основного долга, добавление требования о неустойке или процентах в иске не нарушит такой порядок. Если же основной долг уже был взыскан, то новый иск о неустойке требует досудебного урегулирования.
Если закон или договор предусматривают подачу с претензией конкретных документов и сведений, то их непредставление не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.
Если закон позволяет изменить досудебный порядок, то стороны могут заменить претензию переговорами или медиацией, даже если они не согласовали такие процедуры до возникновения спора.
Рассмотрены отдельные вопросы досудебного урегулирования споров.