Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в 2024 году для физ лиц на грузовом автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа
О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:
- На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
- Без карты водителя.
- Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
- Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
- В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
- Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
- Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
- Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.
Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Достоинства и недостатки
В использовании тахографов есть свои плюсы и минусы. Изначально со стороны государства основной целью их обязательного применения было снижение аварийности на дорогах. Результат был оправдан, т. к. количество ДТП и правда снизилось. Большим плюсом также стал поток дополнительных денежных средств, который положительно сказался на бюджете страны.
Но применение тахографов имеет и другие преимущества:
- Защита интересов водителя и работодателя – исключение недобросовестных действий обеих сторон;
- Возможность выявить ранее совершенные нарушения водителем при осмотре оборудования инспектором.
Штрафы за нарушение норм труда и отдыха
Временные нормы управления и отдыха изложены в новой редакции Правил дорожного движения с 01.11.2019 года, согласно Федеральному Закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Нарушение режима труда и отдыха, несоблюдение норм времени управления транспортом караются для водителей и работодателей штрафом.
Размеры штрафа за нарушение норм труда и отдыха:
- водители будут платить — от 1 500 до 2000 рублей;
- должностные лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
- индивидуальные предприниматели — от 15 000 до 25 000 рублей;
- юридические лица — от 20 000 до 50 000 рублей.
Ранее на водителя налагался штраф в размере 1 000 — 3 000 рублей.
Можно ли получить штраф на территории Евросоюза
В некоторых ситуациях водители грузового транспорта должны осуществлять маршруты за пределы границы России. В международных перевозках пребывание на территории другого государства попадает под особые правила. В странах ЕС предполагается выполнение следующих требований:
- За рулём нельзя находиться более 8 часов из 24;
- Дважды в неделю время в пути может увеличиваться до 10 часов;
- Через каждые 4 часа водитель обязан делать перерыв на 45 минут;
- Из 24 часов водитель обязан отдыхать не менее 11;
- Выходной назначается спустя 36 или 45 часов вождения;
- Неправильная эксплуатация тахографа является ответственностью водителя.
Каждая страна назначает свои штрафы, при этом суммы имеют огромные различия. В одной стране за отсутствие тахографа придется заплатить 30 евро (например, в Литве), а в другой 10 тысяч евро и выше (например, 2200 евро в Нидерландах). Важно проводить инструктажи с водителями перед поездками. Специалисты по БДД также обязаны заранее проверять особенно законодательство стран, в которые отправляются водители, и информировать об особенностях государств.
Какой штраф предусмотрен за отсутствие тахографа?
Основные требования к тахографам и их установке в автомобили были установлены законом № 222-ФЗ «Об основах дорожной деятельности в Российской Федерации» от 29 декабря 2020 года, который вступил в силу с 1 января 2023 года. Ввод новых правил был произведен для контроля и корректировки режима работы водителей, а также для соблюдения времени отдыха водителей.
Если в автопарке присутствуют автомобили, у которых нет тахографа или его использование было прекращено, то в таком случае физлицо, которое осуществляет эксплуатацию этих автомобилей, обязано установить тахограф. В случае отсутствия установки тахографа предусмотрен штраф. Какие именно штрафы будут наложены за нарушение требований к установке тахографах, можно узнать из приказа Минтранса России № 282-ФЗ от 30 декабря 2022 года.
Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
- Для чего нужен тахограф?
- Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
- Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
- Нужен ли тахограф на личный грузовик?
- Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
- Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
- Сроки установки тахографов с СКЗИ
- Размер штрафа за отсутствие тахографа.
- Будут ли отменены тахографы?
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
Понятие чужой карты в тахографе
Что такое чужая карта в тахографе? Понятие «чужой карта» относится к ситуации, когда в тахографе коммерческого транспортного средства отсутствует личная карта водителя, но установлена карта другого лица.
Карта тахографа является электронным устройством, которое служит для контроля за рабочим временем и отдыхом водителя. Владелец транспортного средства обязан установить тахограф и выдать каждому водителю свою личную карту. Эти карты регистрируют и хранят информацию о работе водителя, такую как время езды, отдыха, перерывов и т.д.
Однако, некоторые водители могут использовать карту другого лица в своих тахографах. Установка и использование чужой карты в тахографе является нарушением закона о тахографах и может привести к серьезным последствиям для тех, кто нарушает правила.
Закон предусматривает штрафы и другие меры ответственности за использование чужой карты в тахографе. В случае обнаружения такого нарушения, водитель может получить штраф, а его работодатель может быть подвергнут наказанию, включая административные и финансовые санкции.
Кроме того, использование чужой карты в тахографе может привести к серьезным проблемам при проверке транспортного средства. Если в результате проверки будет установлено, что в тахографе применяется чужая карта, это будет считаться нарушением правил эксплуатации транспорта и может привести к отдельным штрафам.
В случае, если тахограф сломался или стал неработоспособным, автомобиль также должен быть оборудован собственной картой водителя. Ее наличие позволяет водителю продолжить работать в случае технической неисправности тахографа и ожидать починки без получения штрафов.
Таким образом, использование чужой карты в тахографе является нарушением закона и предусматривает наказание как для водителей, так и для предприятий, занимающихся коммерческими перевозками. Все водители обязаны использовать собственные личные карты тахографа для регистрации своего рабочего времени и отдыха в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как работает тахограф
Основной принцип работы тахографа состоит в автоматической регистрации данных о перемещении транспортного средства и активности водителя. Данные записываются на сменяемую память тахографа и могут быть считаны и анализированы в дальнейшем.
Компонент | Описание |
---|---|
Датчик скорости | Используется для определения скорости движения транспортного средства. Данные о скорости также используются для определения активности водителя (работа, отдых, простой). |
Датчик двигателя | Фиксирует работу двигателя транспортного средства. Эта информация позволяет определить время работы в режиме езды, простоя и остановки. |
Интерфейс пользователя | Позволяет водителю вносить необходимые данные о своей работе, такие как начало и конец рабочего времени, перерывы и отдых. Водитель также может отмечать нестандартные ситуации, такие как пробки или аварии. |
Сменяемая память | Хранит записи о работе водителя и транспортного средства, которые можно считать и передать в компьютер для анализа и дальнейшей обработки данных. |
Тахографы имеют строгие нормы и требования к их установке и использованию. Они должны быть сертифицированы, периодически проверяться и корректно настроены для правильной регистрации информации. Соблюдение правил использования тахографа в транспортных средствах является обязательным и несоблюдение может повлечь за собой административные и финансовые санкции.
Исключения для транспортных средств государственных учреждений
2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
транспортные средства, принадлежащие Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственным ему учреждениям.
Новые абзацы пункта 2 вводят исключения для транспортных средств, принадлежащих следующим организациям:
- дипломатическим представительствам;
- консульским учреждениям;
- Главному управлению специальных программ Президента РФ и подведомственным учреждениям.
Причем исключения распространяются на транспортные средства любых типов (автобусы, грузовики, специализированный транспорт и т.п.). Для использования этого исключения нужно, чтобы в поле «Собственник (владелец)» была указана одна из перечисленных выше организаций.
Еще раз напомню, что рассмотренные сегодня нововведения относятся только к автомобилям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На транспорт физических лиц они не распространяются.
Обязан ли водитель предоставлять распечатку с устройства?
Да, поскольку распечатка с тахографа – это отчётный документ.
Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Приказ Минтранса № 440 – в нём регламентируется всё, что связано непосредственно с тахографами:
3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.
…но самое главное:
11. Водители транспортных средств обязаны:
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
Инспектор ДПС как раз является одним из «представителей контрольного органа». Задача водителя по требованию уполномоченного лица вывести на печать информацию с тахографа и предоставить данные проверяющему. И если у вас, к примеру, закончатся рулоны бумаги для тахопринтера, то это приравнивается к отсутствию электронного прибора учёта.
И, соответственно, приводит к штрафу. Кроме того, штраф грозит и тем водителям, которые не умеют пользоваться бортовым самописцем (хотя ИП и юр лица обязаны научить этому своих водителей до выхода на линию).