Безопасное обращение с огнем. Правила пожарной безопасности для детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасное обращение с огнем. Правила пожарной безопасности для детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пожарная безопасность (некоторые также используют лексически неверное сочетание «противопожарная безопасность») — это, по сути, комплекс мер, направленных на предотвращение ЧП. Считается, что целых 90% пожаров случаются из-за человеческой неосторожности. А значит, в большинстве случаев возгорание можно предотвратить.

Как действовать при ожогах

Ни в коем случае не смазывайте ожог мазью или маслами — можно получить раздражение и аллергию вплоть до анафилактического шока (опасный вид лекарственной аллергии, который в 10 –20% случае приводит к смерти). Лечение предоставьте специалистам. А в ожидании пожарных (они обучены оказанию первой помощи и смогут при необходимости помочь и до приезда «скорой») прикройте ожог влажной холодной тканью. В идеале — стерильным бинтом, но сойдут и салфетки или просто чистая ткань. Если под рукой нет вообще ничего из этого, можно просто смочить место ожога холодной водой.

Если к пораженному участку прилипла одежда, нельзя отдирать ее: есть риск еще сильнее повредить кожу и занести инфекцию. Опять же — ждите спасателей и медиков.

Итак, главное при пожаре — не нервничать и действовать оперативно. Ну а проще всего, конечно, предотвратить ЧП, соблюдая простые правила.

А напоследок еще раз напомним номера, по которым следует обращаться за помощью: 01 со стационарного телефона и 112 или 010 с мобильного.

Памятка пожарной безопасности для детей

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Одной из причин пожаров, происшедших по вине детей – это незнание элементарных правил поведения, отсутствие навыков обращения с огнем, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания.

Ребята! Чтобы избежать — пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. ПОМНИТЕ, что брошенная ради баловства спичка может привести к тяжелым ожогам и травмами;

не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах;

не играйте со спичками, следите, чтобы со спичками не шалили ваши товарищи, маленькие дети;

не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки;

не растапливайте печи, не включайте газовые плитки;

не играйте с электронагревательными приборами – от них, включенных в сеть и оставленных без присмотра, может произойти пожар;

не применяйте свечи и хлопушки, не устраивайте фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, вблизи сгораемых предметов;

не направляйте пиротехнические изделия в лицо, на насаждения и строения;

не храните пиротехнические изделия вблизи нагревательных приборов и открытого огня.

Если пожар все-таки произошел, вы должны знать, что необходимо сделать в первую очередь:

— немедленной вызывайте пожарных по телефону «01», не забудьте назвать свою фамилию и точный адрес пожара, позовите на помощь взрослых;

— срочно покиньте задымленное помещение;

— если помещение, в котором вы находитесь сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу, и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены;

— самое главное: как бы вы ни были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места.

И помните, что пожар легче предупредить, чем потушить!

Действия в случае возникновения пожара

Помните, что самое страшное при пожаре — растерянность и паника. Уходят драгоценные минуты, когда огонь и дым оставляют всё меньше шансов выбраться в безопасное место. Вот почему каждый должен знать, что необходимо делать при возникновении пожара.

При возникновении пожара немедленно сообщите об этом в пожарную охрану по телефону «01».

При сообщении в пожарную охрану о пожаре необходимо указать:

— кратко и чётко обрисовать событие — что горит (квартира, чердак, подвал, индивидуальный дом или иное) и по возможности приблизительную площадь пожара;

— назвать адрес (населённый пункт, название улицы, номер дома, квартиры);

— назвать свою фамилию, номер телефона;

— есть ли угроза жизни людей, животных, а также соседним зданиям и строениям;

— если у Вас нет доступа к телефону и нет возможности покинуть помещение, откройте окно и криками привлеките внимание прохожих.

Постарайтесь принять меры по спасению людей, животных, материальных ценностей. Постарайтесь оповестить о пожаре жителей населенного пункта.

Делать это надо быстро и спокойно. В первую очередь спасают детей, помня при этом, что они чаще всего, испугавшись, стараются спрятаться под кровать, под стол, в шкаф. Из задымленного помещения надо выходить, пригнувшись, стремясь держать голову ближе к полу, т.к. дым легче воздуха, он поднимается вверх, и внизу его гораздо меньше. Передвигаясь в сильно задымленном помещении нужно придерживаться стен. Ориентироваться можно по расположению окон, дверей.

Помните:

— дым при пожаре значительно опаснее пламени и большинство людей погибает не от огня, а от удушья;

— при эвакуации через зону задымления необходимо дышать через мокрый носовой платок или мокрую ткань.

Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру на сына какие нужны документы 2024 года

После спасения людей можно приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители), в том числе подручными (одеяло, вода, песок, и т. д.) и эвакуации имущества.

Категорически запрещается — бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если вы не справились с загоранием на ранней стадии его развития.

В случае невозможности потушить пожар собственными силами, принять меры по ограничению распространения пожара на соседние помещения, здания и сооружения, горючие вещества. С этой целью двери горящих помещений закрывают для предотвращения доступа кислорода в зону горения.

По прибытии пожарной техники необходимо встретить ее и указать место пожара.

Помните!

Соблюдение мер пожарной безопасности –
это залог вашего благополучия,
сохранности вашей жизни и жизни ваших близких!

Пожар легче предупредить, чем потушить!

ПАМЯТКА о мерах пожарной безопасности в быту для жилых домов

ОНДиПР № 17 УНДиПР

Главного управления МЧС России

по Челябинской области

ПАМЯТКА

о мерах пожарной безопасности

в быту для жилых домов

В 2016 году на территории Сосновского района Челябинской области произошло 189 пожаров с гибелью 8 человек, 4 человека получили травмы различной степени тяжести, материальный ущерб превысил 30 млн. рублей.

Основными причинами пожаров явились:

— нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 43%;

— неосторожное обращение с огнем – 23%;

неисправность печей (дымоходов) и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления – 25%;

— поджог – 5%;

иные причины – 4%

Уважаемые граждане!

В целях предупреждения пожаров в жилье:

  1. Никогда не курите в постели. Помните, сигарета и алкоголь — активные соучастники пожара.
  2. Будьте осторожны при эксплуатации печного и газового отопления.
  3. Не забывайте вовремя очищать от сажи дымоходы.
  4. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра, а также не поручайте надзор за ними малолетним детям.
  5. Не располагайте топливо и другие горючие материалы на предтопочном листе.
  6. Не перекаливайте печь.
  7. Никогда не оставляйте без присмотра включенные электроприборы.
  8. Следите за исправностью электропроводки, не перегружайте электросеть, не допускайте применения самодельных электроприборов и «жучков».
  9. Не закрывайте электролампы и другие светильники бумагой и тканями.
  10. Не оставляйте на открытых площадках и во дворах тару (емкости, канистры и т.п.) с ЛВЖ и ГЖ, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами.
  11. Не оставляйте детей без присмотра, обучите их правилам пользования огнем.

Помните, что пожар

легче предупредить,

чем потушить!

При возникновении пожара немедленно звоните

по телефону службы спасения

«01», «112»

четко сообщите, что горит,

адрес и свою фамилию.

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками? Ответ: Нельзя. Спички – одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар? Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы? Ответ: 01 или с сотового телефона 010, 112.
  • Главное правило при любой опасности? Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? Ответ: Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? Ответ: Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Чего делать нельзя при пожаре в помещении

Обязательно нужно подробно объяснить детям, что в случае возникновения пожара непременно следует собраться и не впадать в панику. Это может обойтись очень дорого. Согласно инструкции по пожарной безопасности для детей нужно, как было сказано, постараться сразу же выбежать из помещения, плотно закрыть дверь в комнату, где возник пожар, позвонить в специальную службу или позвать старших на помощь.

Нельзя ни в коем случае от страха забираться в укромные места – в шкафы, под кровати и др. Детям следует объяснить, что тогда спасателям будет сложно найти их, чтобы эвакуировать из горящего помещения.

А также недопустимо бежать через огонь туда, где бушует пламя, чтобы вынести игрушки или другие любимые предметы, т. к. это опасно для жизни. Если помещение наполнилось дымом, также нужно бежать как можно скорее. Правила поведения детей при пожаре следует соблюдать неукоснительно. Иначе можно пострадать очень серьёзно.

Согласно данных статистики 65% ожогов у детей связаны с играми с огнем. Современные дети, живущие в городе, очень редко сталкиваются с открытым огнем, в связи с этим разъясните ребенку то, что пламя не только средство для приготовления пищи на пикниках, но и большая опасность, которая может привести к большой трагедии.

  1. Упомяните все возможные причины возникновения огня. Это ведь не только спички и зажигалки, но также и петарды, фейерверки, увеличительные стекла, брошенные окурки и не выключенная конфорка плиты. Научите ребенка следить не только за собой, но и обращать внимания на действия окружающих его людей.
  2. Часто дети не понимают, что дым без огня не менее страшен, чем сам огонь. И считают, что пока нет пламени, это просто безобидная игра.
  3. Расскажите ребенку, что существуют такие жидкости, которые горят (масло, растворители, крепкие спиртные напитки, бензин), ведь для детей это звучит неправдоподобно. Объясните, что такими жидкостями огонь нельзя потушить, а наоборот пламя разгорится с большей силой.
  4. Расскажите про возможные последствия, которые может вызвать огонь не только для ребенка, но и для окружающих людей.

В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей. Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если не­умело и неосторожно обращаться с ним. К сожалению, взрослые этого не делают. Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти игры. Ведь благодаря научно-техническому прогрессу в промышленности, в строительстве, в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью химии и физики. В огромных количествах широко ис­пользуются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах. В силу всего этого возможности возникновения пожаров в наше время неизмеримо выросли. Буквально в каждом доме можно найти массу электроприборов — холодильники, телевизоры, радиоприемники, утюги, электронагреватели и многое другое. Привычная газовая плита также может стать источником беды. К сожалению, не только дети, но и взрослые в основном имеют весьма смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих их в своем жилище: мебель, покрытая нитролаком, диван на пороло­новой основе, отделка помещений полимерными материалами, из­делия из синтетики и пластмасс — все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя опасный для здоровья и жизни человека дым. И в большинстве случаев люди, а особенно дети, гибнут на пожарах не от высокой температуры, а от выделяемого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. Поэтому, оставляя дома малолетнего ребенка без присмотра взрослых, родители вообще подвергают его опас­ности, которая становится просто неизбежной, если в детские ру­чонки попадают спички, зажигалка или иные источники огня. Следует учитывать, что дети дошкольного возраста отличаются чрез­мерной восприимчивостью. Все, что они видят, становится предметом их внимания, они стараются подражать родителям в обращении с вещами, применяемыми повседневно. Но у детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, отсутствуют навыки обращения с предметами. У них отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Типичный пример: зажигая спички, ребенок любуется играющим пламенем огонь­ка, пока тот не начнет «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она надает на покрытие на полу, диван, постель. Температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей из древесины, хлопка, синтетики. Ребенок же не в состоянии поту­шить пожар и старается спрятаться, чем усугубляет создавшееся опасное положение и практически не оставляет себе шанса выжить. Если же виновника пожара удается спасти, то чаще всего в таких случаях дети говорят, что сделали это «нечаянно». Действительно, они еще не могут представить последствий своих действий. Родители же объясняют случившееся тем, что в тот день они не были рядом с детьми, не могли остановить их. А ведь суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем. Это даст возможность избежать возникновения мно­гих пожаров от детской шалости.

Из рассмотренного выше видно, что в современных условиях, опираясь на эмпирический опыт и данные возрастной психологии, а также исходя из реальных потребностей обеспечения пожарной безопасности детей, требования для каждого из циклов дошколь­ного обучения можно сформулировать следующим образом:

Воспитанник должен знать, осознавать:

— опасность огня и разрушительные последствия его воздействия на здания, людей, животных;

— какие предметы представляют наибольшую «огненную» опас­ность и то, что эти предметы он не должен трогать, играть с ними и т. п.;

— работу профессиональных пожарных.

Воспитанник должен уметь:

— сообщить взрослым о пожаре;

— действовать в случае появления огня и дыма (не прятаться в ук­ромные места, выйти из квартиры, сообщить взрослым и т. п.).

К завершению дошкольного возраста ребенок должен усвоить противопожарные навыки, приобрести чувство уверен­ности в обхождении с источниками открытого огня и электрически­ми приборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.

Следует отметить, что внесение в воспитательные и обучаю­щие функции вопросов пожарной безопасности в быту не только расширяет общеобразовательный уровень ребенка, но и разнооб­разит работу воспитателей, помогает привить детям навыки безо­пасности, а также оказывает огромную помощь в формировании личности, направлении детской энергии и фантазии на спасающие, а не разрушающие функции. Ведь детство, как отмечал В.А. Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подго­товка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповто­римая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружаю­щего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким чело­веком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простей­ших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Во избежание пожара в школе весь персонал школы:

  • соблюдает правила пожарной безопасности.
  • следит, чтобы на территории школы не скапливались горючие отходы.
  • своевременно убирает и вывозит с территории школы мусор, тару и сухую растительность необходимо.

По законодательству сжигать листву и мусор запрещено, ведь помимо пожароопасной ситуации это повышает углекислый газ в воздухе, усиливает парниковый эффект и глобальное потепление. (Федеральный Закон РФ № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).

  • регулярно контролирует состояние дорог и подъездов к школе, чтобы они не были загромождены автотранспортом, обеспечивает беспрепятственный доступ проезда пожарных машин на территорию школы.
  • рпри пожаре больших размеров, использует местные водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов, за которыми обеспечивается соответствующий досмотр и уход.
  • рследит, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом. На стене ближнего строения должен быть указательный знак с координатами расположения гидранта относительно строения.

Действия учащихся в случае возникновения пожара

При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения.

При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.

Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения.

По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.

При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем).

Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.

В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?

Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет. Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В саду они углубляют эти познания.

Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».

Правила поведения населения при пожаре разъясняют, как правильно покидать опасное место. Прежде всего необходимо отыскать путь, который представляет наименьшую угрозу. Желательно двигаться к выходу по незадымленным коридорам и лестницам.

Если же дым уже охватил все пути для эвакуации, закройте нос и рот тряпкой, смоченной в воде. При движении старайтесь наклоняться как можно ниже. Дым распространяется поверху, поэтому ближе к полу воздух чище.

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Он в любой момент может остановиться из-за выключения электричества. Спуск осуществляйте только по лестнице.

Главное — не паникуйте. Старайтесь двигаться спокойно. В случае большого количества людей паника может привести к давке и большому числу жертв.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *